Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Заразительность , заразитель-
НЫЙ, I) способность вызывать подражание се- бе, легко передавать другим. (3. смех) 2) (В теат- ре) компонент образности, содержанием к-рого является момент связи сцены и зала. Форма 3. - театральность.
ЗАТЕ ' ЙНИК,!) (разг.) веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. 2) Ру- ководитель массовых игр, развлечений. 3) Умеющий организовать и направить людей на увлекательное общение, вовлечь в игру, найти повод или ситуацию для объединения по интере- сам.
ЗАЧИ ' Н, 1) то же, что почин - начинание, инициатива, приступ к какому-л. делу. 2) Тради- ционное начало (в произведениях народной по- эзии, напр., 3. былины. 3) Творческая затея, сюр- приз, подготовленный учащимися, которым на- чинается занятия по актерскому мастерству в некоторых театральных мастерских (школах).
ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕ ' КТЫ, Шумовые эф фекты.
ЗВУКОРЕЖИССЕР, член постановочной группы, в обязанности к-рого входит создание муз. и шумовых фонограмм, их монтаж:, звуча- ние в театрализованном массовом действии, обеспечение работы звуко-технических средств. Руководит работой технических исполнителей (звукооператоров и монтажеров и т. п.).
ЗЕ ' РКАЛО СЦЕ ' НЫ, составная часть сцены - коробки, отверстие, образуемое ее порталом.
23
Величина сценического пространства формиру- ется в известной степени размерами 3. с. Начиная с 1920-х гг. общеупотребительной для дра- матических театров становится ширина 3. с., равная 12-13 метрам, т. к. она не вступает в конфликт с масштабом человеческой фигуры и в наибольшей степени способствует ее правиль- ному восприятию. С помощью раздвижных пор- талов можно сузить 3. с. Высоту зеркала снижает подзор, к-рый может опускаться и подниматься.
«ЗЕРНО», понятие, введенное в практику режиссуры В- И, Немировичем-Данченко, озна- чающее.метафорическое определение, индиви- дуально неповторимого решения, индивидуально неповторимой сущности режиссерского замысла спектакля, представления («свет родных берез», «раненная весна», «место встречи - память дет- ства»), характера персонажа («фанфарон», «всегда первый», «милашка», «важный дуб» и т. п.). Понятие 3. тесно соприкасается с понятием «сквозного действия», но с существенным от- тенком: акцентируется участие всей эмоцио- нальной сферы актера, его нервной системы в стремлении героя к достижению известной цели. Ощущение «зерна» становится внутренним «контролером» смысловой и образной цельности всех режиссерских действий.
ЗНАК (< rp seineion - знак, признак), 1) ма- териальный чувственно воспринимаемый пред- мет (явление, действие), к-рый выступает как представитель др. предмета, явления, процесса, свойства или отношения (напр., денежные 3., 3. товарный, 3. астрономический, 3. дорожные, 3. математический, 3 отличия, 3. препинания и т. д.). Различают языковые и неязыковые 3; по- следние делятся на 3.-копии, 3.-признаки и 3,- символы: понимание 3. невозможно без выясне- ния его значения. 2) (В эстетике) понятие, свя- занное с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики. 3 рассматривается в соот- несении с художественным образом. При этом 3. может выступать как эл-т структуры художест- венного образа. Такое представление о 3. в иск-ве помогает исследовать закономерности создания художественной выразительности. В отличие от уникальности художественного образа 3. в иск- ве, кроме функций замещения реальности и средства передачи информации, обладают свой- ством инвариантности (повторяемости) на уровне приемов и способов передачи художественной информации, а также содержательной формы (напр., повторы в устном поэтическом творчест- ве, изобразительном орнаменте, играх и обрядо- вых танцах). 3 в качестве художественного штампа, или клише, используется во всех видах иск-ва (рука с револьвером; торт, размазываемый по лицу комедийного персонажа). Эйзенштейн, исследуя соотношение 3. и образа в киноиск-ве, пришел к выводу, что именно несовпадение этих двух понятий лежит в основе построения худо- жественного образа. Поэтому в иск-ве
беспредметность и неизобразительность могут сочетаться с ярко выраженной образностью.
Наука о 3. (семиотика) изучает отношение 3. к человеку, в т. ч. 3. общения, (прагматика), ис- следует отношение 3. к значению (семантика) и рассматривает отношение 3. к 3. на абстрактном уровне (синтаксис), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социо- логией и т. д (Ср., Символ).
ЗНА'КИ ПРЕПИНА'ИИЯ МИЗАН- СЦЕ'ННЫЕ, Пунктуация.
ЗОЛОТО'Е СЕЧЕ'НИЕ, "Золотая пропор- ция".
"ЗОЛОТА'Я ПРОПОРЦИЯ", или «золотое
сечение», или «правило золотого деления», или «гармоническое деление». Термин ввел Леонардо да Винчи. «3. п» - деление отрезка АС на две части т. о., что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к большей части АВ (т е. АВ: ВС = АС: АВ). Прямое отношение к «3. п.» имеет ряд чисел: 1,
2. 3,5, 8, 13,21,34,55,89, 144, и т. д., открытый итальянским математиком Леонардо Фибоначчи и названный его именем В этом ряду каждое последующее число является суммой двух пре- дыдущих чисел (т.е. 3+5=8; 5+8=13 и т.д.). От- ношение рядом стоящих чисел стремится к «З.п.» (т.е. 5/3, 5/8, 8/13 и т д). Число Ф-1,61803... является «3. п.» Это математическое выражение наиболее адекватно эстетическим требованиям определенного восприятия, т. к. отвечает гармоническому соединению, «скреплению» частей в единое целое. Принципы 3. п. обнаружены в созданиях природы, в жизненных процессах и явлениях и используются в создании художественных произведений всех видов иск-в. реж-р массового действа может сверять по пра- вилам «3. п.» и числам Фибоначчи построение сценария, монтажной композиции и всего разви- тия театрализованного действия. Чем больше
3. п. в произведении иск-ва, тем гармоничней это произведение.
ЗОНГ (< нем, singen - петь), в эпическом те- атре песенные объявления о содержании пред- стоящих эпизодов В промежутках фабулы, к-рые создавали по ходу действия 3., должно родится, по мысли Б Брехта, суждение о происходящих событиях. Принципиальное отличие брехтовского эпического театра от простодушного .мюзикла в том, что он рассчитан не на эмоциональное, а на рассудочное восприятие, и именно с помощью 3. этот эффект и достигается. В брехтовском спектакле муз. момент, когда актер выходит из образа и обращается к зрительному залу уже от своего лица, а не от лица персонажа. 3. взвинчивают действие, изменяют его темпа- ритм, объединяют сцену и зрительный зал.
ЗРЕ'ЛИЩЕ, 1) то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж и т. п.). 2) Театральное или театрализованное представление (напр., массовые 3.)
В широком смысле 3. есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищно- стью, практически неисчерпаем спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и це- ремонии, различного рода празднества и празд- ничные ситуации и т. д. В целом их делят на художественные 3., к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк («зрелищные иск-ва»), и на явления зрелищного типа, включающие спор- тивные мероприятия, выставки, показы и демон- страции достижений науки и техники, современ- ной моды и т. д., а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание. Если обоим типам зрелищ присущи общие черты: дей- ственность, коллективность, «развернутость на зрителя», то только лишь «зрелищны" иск-ва» обладают признаками целостности и
завершенности, синтетичности и образности. Важнейшей характеристикой «зрелищных иск-в» является эффект соучастия, сопереживание зрителя с заранее рассчитанным результатом ис учетом зависимости восприятия зрелища от системы условности того или иного вила иск-ва, от визуальной способности зрителя, от движения зрительского внимания. В этой связи следует отметить значимость умений режиссера акцентировать внимание зрителя на том, что является наиболее важным и существенным в 3. и тем самым стимулировать и «принудительно» направлять вовлечение зрителя в действие. Масштабность 3. измеряется не количеством декорации и толпами массовки, а др. категориями, главная кз к-рых -Правда (М. Розовский). (Праздник, Представление)
ЗРИ'МЫЙ СТИХ, ЗРИ'МАЯ ПЕСНЯ теат- ральное действие, создаваемое на основе стиха (песни) и выражающее зримо ею духовный, об- разный смысл.
II
ИГРА', вид непродуктивной деятельности. мотив к-рой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого обще- ства переплеталась с магией, культовым поведе- нием и др.; тесно связана со спортом, военными и др. тренировками, иск-воя (особенно его ис- полнительскими формами). И - это способ теат- рализации жизненного действия.
Характерной особенностью И является ее двуплановость, присущая драматическому иск-ву и празднику. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществле- ние к-рой требует действий, связанных с реше- нием вполне конкретных, часто нестандартных задач; с др. - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и мно- гочисленными привходящими обстоятельствами
И. во всех своих формах выступает как ис- ключительно важный и часто встречающийся эл-т многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развле- чений, игр. состязаний.
В практике получили широкое распространение три основные группы игровых форм: интеллектуальные (викторины, шарады,
головоломки и др.), подвижные (поединки, эстафеты), импровизационно-творческие
(конкурсы, инсценировки и др.). Существуют активные организационные виды: групповые игры, имеющие камерный клубно- бытовой характер; массовые игры, отличающиеся публично-зрелищным взаимодействием
организаторов, ведущих, исполнителей, уча- стников, зрителей-болельщиков. (И. атмосфер, И.-фантазия. Игрище, Игровое общение. Игровое пространство, Игровые условия. Театральная И.),
ИГРА1 АТМОСФЕР, режиссура контрастной смены атмосфер массового действия, уси- ливающей напряжение и интерес зрительского соучастия и сопереживания. (Атмосфера). ИГРА' ТЕАТРА'ЛЬНАЯ, Театральная игра
ИГРИЩЕ, I) (устар.) праздничное собрание молодежи с песнями и плясками. 2) (В Древней Греции) народные спортивные торжества, тесным образом связанные с религией (в т.ч. и Олимпийские игры).
ИГРОВА'Я ЗО'НА, Игровое пространство.
ИГРОВО'Е ДЕЙСТВИЕ, активное стрем- ление реж-ра, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жиз- ненный смысл праздничного события и свое личное отношение к нему, И д. реального уча- стника праздника является органическим про- должением его жизненных стремлений, активным творческим проявлением духовной деятельности личности- Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в к-ром игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.
ИГРОВО'Е ОБЩЕ'НИЕ, взаимодействие людей в определенных игровых условиях и об- стоятельствах; В массовом театрализованном действии И о. является основным способом соз- дания многообразных форм театрализованных представлений и празднеств.
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, зона данного игрового действия. В массовом театрализованном действе И. п. обусловливается реальным жизненным пространством. И. п. обязательно включает в себя зрителей и образуется в соответ- ствии со сценарио-режиссерским замыслом и с реальными жизненными обстоятельствами.
ИГРОВЫЕ УСЛО'ВИЯ (условия игры), 1) (в театре) особенности, специфика того или дру- гого вида сценического иск-ва, жанра сцениче- ского произведения. 2) (В театре) специфический театральный способ перевода образных средств драмы; на язык сцены. 3) (В массовом действе,)
25
определенные правила игры, обстоятельства и формы игрового общения, предлагаемые сцена- рием и режиссурой массового театрализованного действия.
ИДЕ'ЙНОСТЬ, (в иск-ве) определенность общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентации, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в Художественном произведе- нии, тенденциозность или мировоззренческая направленность данного произведения. (Идея, Идейно-тематический анализ).
ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ АНА'ЛИЗ, рассмотрение (определение) замысла автора ху- дожественного произведения (литературного, муз., сценического, праздничного и др.), его ос- новные мысли, жизненные проблемы и их отра- жение в жизни сегодняшней. Это ответы на во- просы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор хотел сказать по поводу темы?» (Идея) и «Ради чего оно создано автором?» (Сверхзадача).
ИДЕ'Я (гр. idea - понятие, представление, идея, образ), 1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности. 2) Мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт чело- веческого мышления, отражающего материальный мир. 3) Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения. 4) Основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего- л., напр., художественного, научного или политического произведения и т. д. 5) (В иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и челка. И. составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из эл-тов худо- жественного содержания. И. - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе: «... иск-во доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. передается всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом всех его эл-тов и уровней. (Идейность, Идейно- тематический анализ. Сверхзадача).
|