Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургия массового

Поиск

ПРАЗДНИКА (ДЕ'ЙСТВИЯ). драматическое
произведение, в к-ром заложены принципы и
условия реального общения людей (организато-
ров и исполнителей со зрителями и активными
участниками праздника), а также выразительные
средства,
раскрывающие смысл и призванные
создать духовную атмосферу праздничного
жизненного события. В Д. м. п. (в отличие от
пьесы) нет подробно разработанных взаимоот-
ношений, углубленного развития образов. Д. м. п.
ближе к сценарию фильма, но и они существенно
различны. Д. м. п. и режиссера должны учитывать
не только тему, идею, сверхзадачу
театрализованного представления, но и место его
действия, масштаб, выразительные средства,
творческие возможности исполните


лей. В празднике иные выразительные
средства, иное воздействие на зрителя. Такие
компоненты, как песня, танец, живокартинная
композиция заменяют в массовом представлении
психологическое обоснование поведения героев.
Свойственная этому жанру эмоциональность
предполагает мгновенное переключение
внимания зрителей с одного объекта на др. без
детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так,
чтобы во внешней форме подачи материала
найти внутр. образ, соответствующий его идее,
ритму дыхания. (Законы праздничного действия).
ДРАМАТУРГИЯ ФА'КТА, жизненная кол-
лизия,
заключенная в документальном факте,
событии,
явлении, к-рая определяет драматурги-
ческое построение театрализованного действия
или его отдельного эпизода.

ДУХ, 1) сознание, мышление, психические
способности, то, что побуждает к действиям, к
деятельности, начало, определяющее поведение,
действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. мо-
ральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-
мистических представлениях: бесплотное сверх-
естественное существо (напр., святой Д., злой Д.).
4) (Перен.) содержание, истинный смысл,
отличительная особенность чего-н. (напр., в Д.
времени).

ДУХО'ВНОСТЬ, труд души
ДУША',
1) внутр., психический мир чел-ка,
его сознание. 2) То или иное свойство характера,
а также чел-к с теми или иными свойствами. 3)
(Перен,) вдохновитель чего-н., главное лицо.

ДЫМ, одно из самых сильных нетрадицион-
ных выразительных средств массового театра-
лизованного представления Его получают при
сжигании дымовых шашек. С помощью цветных
Д. отмечается траектория падения парашютистов,
делают занавесы. На белый дым можно
демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сцениче-
ские эффекты).

I

"Е'СЛИ БЫ" (магическое "если бы" - тер-
мин введенный К. С. Станиславским), союз, вы-
ражающий условие совершения, существования
чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста
и зрителей из повседневной действительности в
плоскость воображения, дает толчок фантазии,
предоставляя свободу действия в воображаемом
мире, включает артиста и зрителя в предлагаемые
условия игры.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕ'НИЕ

МЕСТНОСТИ, нетрадиционное выразительное
средство
массового театрализованного пред-
ставления на открытом воздухе, к к-рому относят
природные светила: солнце, луну, звезды.


20


ж

ЖАНР (фр. genre - род, вид), 1) определенные
нормы создания содержания и формы про-
изведения иск-ва, к-рые будучи неоднократно
повторенными, закрепляются в сознании худож-
ника и публики. 2) Исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах иск-ва;
тип художественного произведения в единстве
специфических свойств его формы и содержания.
Понятие «Ж.» обобщает черты, свойственные
обширной группе произведений какой-л. эпохи,
нации или мирового иск-ва вообще.

Существует несколько плоскостей жанровой
дифференциации, каждая из к-рых отвечает ка-
кой-л. грани сложного строения и функциониро-
вания художественного произведения - темати-
ческий, структурный, функциональный; систем-
ный анализ иск-ва приводит к заключению, что
Ж. распадается на несколько поджанров. В ре-
зультате одно и то же произведения иск-ва мож-
но отнести к нескольким жанровым группам
(напр., скульптура Э. М. Фальконе - «Медный
всадник» - это памятник, это конный памятник,
это портрет, это исторический портрет, это алле-
горическая скульптура). 3) (В театре) определен-
ное жизненное содержание, тип конфликта, тип
жизненных противоречий, содержащихся в дра-
матургическом произведении. Отсюда вытекает
еще один жанровый признак - особый эстетиче-
ский угол зрения, под которым художник пре-
имущественно воспринимает и воспроизводит
мир. 4) (В массовом действе) определенные об-
разные игровые условия массового общения, вы-
ражающие отношение участников праздника к
жизненному событию, явлению, к жизненной
теме. (Классификация).

ЖАНР ОРИГИНАЛЬНЫЙ, Оригинальный
жанр.

ЖА'НРЫ ЦИРКОВЫЕ, Цирк.

ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движе-
ние рукой или др. телодвижение, что-то обозна-
чающее или сопровождающее речь. 2) Волевое
телодвижение, выражающее воздействие чел-ка
на окружающую среду или др. людей, (напр.,
магический Ж.). Различают внешний Ж.: фи-
зический, зримый (напр., решительный Ж., выра-
зительный Ж.) и внутренний Ж.: скрытый,
воображаемый образ жеста, внутреннее стремле-
ние, вызывающее внеш. физический Ж.

В сценической практике выделяют также: Ж.
психологический - по определению М. Чехова,
«внутренние прообразы наших физических,
бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за
словами нашей речи), давая им смысл, силу,
выразительность. В них невидимо жестикулирует
наша душа». (Ср., внутр. Ж.): Ж. фантастический
- средство актерской психотехники, позволяющее
выразить самые оригинальные вымыслы
художественной фантазии (передать жизнь
деревьев и растений, горных


скал и окружающих вещей, архитектурных со-
оружений и сказочных персонажей}; Ж.
художественный - выразительное средство
артиста, «рисующего» в условном движении тела
душевное состояние, внутреннее стремление
сценического образа; пластический Ж. - условное,
внутренне свободное телодвижение, имеющее
образное содержание и художественную
выразительность. (Язык жестов).

ЖЕ'СТОВ ЯЗЫК, Язык жестов.

ЖИВО'Е СЛО'ВО, звучащее слово, основное
выразительное средство театра, театрализо-
ванного представления и праздника. Ж.с. можно
рассматривать как документальное, публицисти-
ческое и художественное. Сфера словесного обо-
значения практически не имеет границ (Ж, с.
интересного чел-ка, реального героя, речь веду-
щего, диктора,
поэтическое слово, диалог и т. п.).
Ж.с. - это выражение авторской идеи, эмо-
циональный эл-т огромной силы; оно создает
словесные образы, к-рые могут непосредственно
воплощать и передавать действия, чувства, на-
строения, переживания чел-ка. Ж. с. создает ат-
мосферу
общения между сценической площадкой
и массовой аудиторией. Ж. с. несет конкретный
материал: им можно охватить большой отрезок
времени в жизни страны, региона, чел-ка, ввести
собравшихся в атмосферу происходящего.

ЖИ'ВОПИСЬ, I) вид изобразительного иск-
ва, произведения к-рого создаются с помощью
красок, наносимых на какую-л. поверхность. Ж. -
важное средство художественного отражения и
истолкования действительности, воздействия на
мысли и чувства зрителей, обладает существен-
ным социальным содержанием и разнообразными
идеологическими функциями.

Выразительность Ж. определяется с помощью
композиции, рисунка и цвета (моно - или поли-
хромного колорита, полутона, переходы, оттен-
ки), характером мазка, обработкой красочной
поверхности (фактура). Передача объема и про-
странства, связанных с линейной и воздушной
перспективой, световой моделировкой, исполь-
зованием тональных градаций и пространствен-
ных качеств теплых и холодных цветов. Ж. может
быть однослойной (аллаприма) и многослойной,
имеющей подмалевок, лессировки.

Ж. отличается многообразием жанров, к-рые
определяются на основе предмета изображения
(портрет, натюрморт, исторический и бытовой
пейзаж, историческая или батальная картина), а
иногда и на основе характеристики изображения
(карикатура, шарж). Различают монументально-
декоративные Ж. (стенные росписи, плафоны,
панно), станковую живопись (картина), декора-
ционную живопись (театральные и кино-
декорации), декоративную роспись предметов
обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирова-
ние рукописей, портрет), диораму и панораму. По
основной технической разновидности - масляная,
водными красками по штукатурке - сырой


21



 


 


(фреска) и" сухой (а секко), энкаустика, акварель,
гуашь, пастель, тушь, темпера, живопись кера-
мическими, силикатными, синтетическими крас-
ками, а также кпеевая, восковая, эмаль, мозаика,
витраж.

2) (В театрализованном массовом действе)
выразительное средство режиссуры, являясь эл-
том оформления, а живые живописные картины
создаются действием исполнителей из деталей
реквизита, костюмов, световых эффектов. (Ху-
дожественный фон).

ЖИВОТНЫЕ, нетрадиционное вырази-
тельное средство
массового театрализованного
представления. В массовом действе почти по-
всеместно применяются кони и белые голуби,
реже используются собаки и олени, верблюды и
дрессированные медведи. Зачастую включение в
массовое представление Ж., помогает образному
решению темы.

ЖИЗНЕННОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, 1) Способ
взаимосвязи чел-ка с окружающей средой и с др.
людьми. 2) Поведение, поступки людей в реаль-
ных, жизненных условиях. 3) преднамеренная
активность чел-ка, процесс, направленный на
достижение осознанно поставленной жизненной
цели. Ж. д. осуществляется на основе определен-
ных способов, соотносимых с конкретной си-
туацией - с
жизненными условиями. Ж. д. -
главный предмет театрализации. Перевод Ж. д. в
праздничное или сценическое действие осуще-
ствляется посредством игры, с помощью которой,
с одной стороны оно остается реальным, а с
другой - приобретает условный характер. (Ср.,
Реальное действие). 4) Реальное игровое поведе-
ние участников театрализованного действа,
имеющее конкретную жизненную цель.

ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ СОБЫТИ'ЙНЫЙ,
Событийный жизненный факт.

ЖИЗ'НИ ФА'КТЫ, Факты жизни.

ЗАБА'ВА, то, к чему относятся несерьезно,

развлечение, удовольствие, потеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.01 с.)