Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Театрализованное де'йствие.
творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами направленная к дос- тижению жизненной духовной цели.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕР, Режиссер массового театрализованного действия.
ТЕКСТ ДИ'КТОРСКИЙ, Дикторский текст.
ТЕЛЕИСКУ'ССТВО(< гр. tele - вдаль, далеко и слова "иск-во"), техногенное пространственно- временное иск-во. обладающее временными свойствами радиовещания и говорящее аудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-во входят в единую экранную художественную сис- тему, Особенности Т, как и радиовещания - симультанность, вездесущность и программность вещания.
Еще на заре зарождения телевидения С. Эйзенштейн выразил его уникальное свойство как способность "прямо и непосредственно пере- сылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию событий в не- повторимый момент свершения его, в момент первой, бесконечно волнующей встречи с ним". Это относится не только к реальным событиям, но и к событиям художественным, к самому акту творчества. Выражением телевизионного иск-ва являются передачи, где материалом художест- венной образности становится само живое обще- ние участников между собой и с телезрителем, где автор (напр., И-Андронников, Э, Радзинский Э.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в роли режиссера, и импровизатора, и исполнителя, вы- страивая на экране своеобразный телетеатр ху- дожественного общения. Т. становится в празд- ничном действии и телевизионном представле
нии важным способом коммуникации и сильным выразительным средством.
„Т. бесконечно расширяет аудиторию празд- ничного действия, передавая его экранный образ в эфир, и активизирует участников праздника. Т дает возможность расширить круг общения с окружающим миром, включать в прямой диалог людей, находящихся на дальнем расстоянии от места праздничного действия.
Возможность прямой трансляции и видеоза- писи жизненных событий, а также укрупнение на экране фрагментов происходящего праздничного действия позволяет использовать Т. как сильное выразительное средство, включать прямые ре- портажи или видеокадры в художественно- документальную драматургию театрализованного представления, тематического концерта. Само телевизионное экранное действие может стать основой массового игрового, праздничного об- щения, охватывающего весь город, регион, всю страну.•
Постоянно развивающиеся и расширяющиеся технические возможности телеобщения рождают новые формы экранного массового действия (напр., КВН, концертные "телемосты", телема- рафон).
ТЕЛЕМАРАФО'Н, общественно-художест- венная акция, имеющая целью привлечь внима- ние государства и общественности к проблемам какой-л. социальной группы и помочь ей всеми доступными способами. Автор замысла - петер- бургская тележурналистка Тамара Максимова,
Т. отличается от других форм насыщенной документальностью; экономической помощью той структуре, ради к-рой "марафон" проводится; значительной продолжительностью во времени (диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов без перерыва для сценического действия); обя- зательным "живым" эфиром, так как он позволяет установить с населением оперативную обратную связь, дает другой нерв, диктует иную степень ответственности в организации телевизион-но- сценического действия. Т. тогда ценен, когда художественно раскрывает личность всех участ- ников - его главных героев, артистов, вкладчиков. Т. является средством их самораскрытия. (Документ, Факт. Герой, Интервью, Художест- венный образ).
ТЕ'МА (< rp. thema - то, что положено в ос- нову), 1) предмет описания, изображения, иссле- дования, обсуждения, разговора и т. д 2) (В иск- ве) объект изображения, круг жизненных явле- ний, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. 3) (В музыке) построение, состав- ляющее основу муз. произведения или его разде- лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2 - 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный мотив, к-рый является в муз. произведении основой для дальнейшего развития. 4) (В театре) те явления, события, к-рые отображаются драма- тургом в произведении. Т. является выражением
90
. национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги описывают то," что они видели сами. 5) (В театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т. характеризует содержательный слой представления (праздника), сюжет, являясь образной конкретизацией темы. - характеризует его форму. Т. является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «О чем?», требующий своего размышления и разрешения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ'ЧЕР, вид театрали- зованного представления (зрелища), отличаю- щийся общественной значимостью затрагивае- мых тем, органическим слиянием художествен- но-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой. {Метод те- атрализации).
Содержанием Т. в. является общественная жизнь и быт людей, их напряженный, созида- тельный труд, чувства и стремления, отраженные в конкретных проявлениях и событиях, в жиз- ненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, полити- ки, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное методическое требование к Т. в. - раскрытие темы через призму конкретного чел-ка, его мироощущение, эмоции, действия. Многооб- разны жанры вечеров:
Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об исторических событиях в жизни страны, региона (республики, города, села, района), социальной группы, производственного коллектива.
Основной принцип этого вида Т. в - распо- ложение материала соответственно реальной жизненной последовательности событий. Цен- ность таких вечеров - в напоминании о событиях, к-рые знакомы собравшимся. Но события пред- стают не как разрозненный набор фактов, а как непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в зале ощущают себя наследниками и продолжате- лями традиций, заложенных их предшественни- ками.
Вечер- портрет рассказывает о судьбе из- вестного чел-ка (династии, коллектива, бригады, звена и т. п.) и создает его образ всеми вырази- тельными средствами. События, освещаемые здесь не столь масштабны, но благодаря своей предельной конкретности, особой теплоте и сер- дечности подачи материала достигают убеди- тельности и глубины воздействия. Этот вид по- зволяет в значительной мере реализовать по- требность в общении с интересной личностью и не только показать образ данного чел-ка, но и раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть его всесторонне.
Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в. Тема здесь отличается предельной остротой и злободневностью. Ему присуща открытая
агитационность, призывность, особая действен- ность. Среди выразительных средств преоблада- ют прямое обращение в зал, яркий, эмоциональ- ный рассказ очевидца событий, широкое исполь- зование кинохроники. На них нередко принима- ются резолюции, обращения, письма; использу- ются массовое исполнение песен, коллективные клятвы, скандирование лозунгов! шествия через зал. Все выступления носят пафосно-метинговый характер.
Вечер-р а с с к а з отличается спокойной по- вествовательной формой. Характерной чертой является развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений, информации. Чаше всего такие вечера в свободной образно- документальной форме раскрывают такие поня- тия, как героизм, патриотизм, интернационализм, воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к конкретной жизненной судьбе, строго опреде- ленным историческим событиям. Его цель - глубже вникнуть в суть нашей жизни.
Вечер- р е п о'р т а ж объединяет единой те- мой короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных событий прошлого и настоящего. Особая оперативность, злободневность, публицистичность, докумен- тальность предъявляют особые требования к ве- дущему. Часто такие вечера ведут журналисты.
Вечер- ритуал содержит эл-ты торжест- венного акта. Такие вечера связаны с важней- шими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают существенные перемены в гражданском, полити- ческом и социальном состоянии личности. Они вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов и в связи с этим имеют глубокую традиционную основу. Помимо официального ритуального акта (вручение паспорта, студенческого билета, приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда включает в себя ряд традиционных действий, в к- рых «виновники торжества» и присутствующие на нем проявляют свое отношение к проис- ходящему Эти действия позволяют красиво и впечатляюще выразить торжественное обяза- тельство, добрые пожелания, благодарность, признательность. Многие из этих действий пере- дают большие идеи и глубокие чувства лучше и выразительней, чем любое другое средство. (06- ряд. Ритуал).
Вечер- интервью предполагает возможность постановки и открытого обсуждения острых- вопросов, широкого обмена мнениями, важность и злободневность тематики, участие местных руководящих кадров. Основная роль здесь принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо, и обращается к нему от имени всех присутст- вующих, комментирует его выступление и под- водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты используются в качестве "художественных про- кладок" для заполнения пауз. (Интервью).
Вечер- диспут близко стоит к вечеру- интервью. Но его основное содержание - про- блемы воспитания подрастающего поколения. От
91
участников вечера требуется уметь не только высказать, но и отстоять свою точку зрения на затрагиваемые вопросы.
В основу вышеназванных жанров положены различные виды человеческой деятельности. Идя по этому пути, режиссеры могут преумножить жанровое многообразие Т. в. (Метод театрали- зации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Прие- мы активизации),
ТЕМП (ит. tempo, < лат. tempus - время), 1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-л., в исполнении чего-л., какого-н. дела, задания. 2) (В физических упражнениях) определенная частота повторения выполненных многократно движений (напр., шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования метрических счетных единиц; основной Т. (в порядке возрастания): лагро, ленто, адажио (медленные Т.); анданте, модерато (умеренные Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некото- рые жанры (марш, вальс) характеризуются опре- деленным Т.; для точного измерения Т. служит метроном; 4) (В театре) течение выступления артиста во времени (быстро-медленно) относится к внешнему проявлению сквозного действия.
ТЕ'МПО - РИТМ. сочетание ритма (напря- женности шульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа (внеш. проявления хода сквозного действия), к-рые могут либо совпадать. либо резко контрастировать друг с другом.
Т.-р. театрализованного представления - со- четание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание номеров и эпизодов.
В верном Т.-р. представления заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стре- мительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаше всего используют синкопированное построение Т.-р. (при непременном соблюдении закона его нарастания). Т. е. такое чередование и сочетание номеров, к-рое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных выразительных средств, позволяющих реж-ру наиболее точно и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль.
ТЕНЕВО'Й ТЕАТР, Театр теней.
ТЕ'ХНИКА СЦЕ'НЫ, (гр. technike - искусная < idchne •• иск-во, мастерство), совокупность средств, устройств, приспособлений (2) для об- служивания сценического зрелища. К Т.е. отно- сится архитектурное устройство сцены-коробки. ее оборудование, а также технические приспо- собления, к-рые иногда изготавливаются специ- ально для конкретной постановки. У театральной техники есть и другая функция - создание сцени- ческих эффектов, необходимых по ходу дейст- вия.
ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены толпы.
ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выражающийся в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче- ская коллизия разрешается обычно гибелью главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ- ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож- дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи- ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; Т. сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра- гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче- ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге- роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в. становится актуальной трагикомедия.
ТРАГИКОМ Е'ДИЯ, драматическое произ- ведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи- тельности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит в комическом и трагическом освещении. Характерна дня драма- тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав- тора" Л. Пиранделло).
ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая категория, характеризующая неразрешимый об- щественно-исторический конфликт, разворачи- вающийся в процессе свободного действия челка и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. неотделимо от идеи достоинства и величия чел-ка. проявляющихся в самом его страдании, предмет специфического вида драмы - трагедии.
ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл- ты социального и культурного наследия, пере- дающиеся от поколения к поколению и сохра- няющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного вре- мени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены Т в религии. Реакционные Т. служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные - способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.
ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено- сить, перемещать, перевозить), нетрадиционное выразительное средство массового театрализо- ванного представления. В постановках могут участвовать легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и броне- транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель- скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней- ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-
92
путные и плавучие подъемные краны, метеозонды и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из массовых представлений, проводившемся в ночное время, использовались иллюми- нированные электрокары. А. П. Конников поста- вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус- ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото- циклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек в полушубках, расписные полы к-рых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом. Транспортные средства могут «заговорить», стать «действующими лицами». Т. является очень удобной самодвижущейся декорацией,
сценической площадкой.
ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio преобразование, превращение), в театре, цирке и на эстраде прием основанный на быстром изме- нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере- воплощение}. В театрализованных представлени- ях часто используются Т. костюмов, реквизита,
ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, распо- лагающаяся в глубине за вторым (сценическим) пианом. Т. п. соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера - тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри- теля охватывает все или большую часть сцениче- ского пространства. Т. п. - раздолье для худож- ника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены.
ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М. Чехова, основное качество композиции целого. Начало переживается как зерно, из к-рого развивается растение, конец - как созревший плод и середина - как процесс превращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого.
ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи), слово или меткое выражение, употребляемое в переносном, иносказательном смысле (перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на др., связанных какими-то смы- словыми отношениями с первым) для достиже- ния большей выразительности. К Т, относятся .метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение, символ, гипербола и др. В театраль- ном иск-ве Т. выступает как синоним художест- венного приема.
ТРУАКАТ, Полуфас.
ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав драматического, оперного, опереточного и др. театров.
ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при- ем; искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од- но из главных выразительных средств, отдель- ный законченный фрагмент любого циркового номера, даже если Т. самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т. является простейшим возбудителем реакгцш,
действующей на зрителя таким реально выпол- няемым разрешением задания, к-рое лежит вне обычного круга представления и кажется нераз- решимым. Т. включает в себя необычность, ало- гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального жанра, средство его выражения. С его помощью создается эстрадное произведение - в этом его существенное отличие от спорта, где демонст- рация самого Т., техническая виртуозность ис- полнения является конечной целью выступления спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой Т. можно рассматривать как художественную метафору. Аттракцион. Монтаж' аттракционов).
УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Празд- ники, проводимые на улице - это форма театра под открытым небом. Праздники могут быть тематически не связаны с данной У. и, наоборот, посвящены конкретной У. В первом случае У. является просто местом проведения праздника. Во втором - У. становится реальным героем (напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев- ского проспекта). Содержание праздника У. от- ражает ее историю, архитектурные памятники, дома, людей, к-рые в них работали и жили когда- то, работают и живут сегодня.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal - всеобщий), разносторонность, владение всеми частными специальностями в свое профессии. Владение многими профессиональными навыка- ми, нахождение «на стыке» нескольких видов иск-ва - важное сценическое качество эстрадного исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает публику, вызывая у нее положительные эмоции не только содержанием исполняемого произве- дения, но и своей «У.».
УНИФОТТМА (фр. uniforme), l) форма, при- веденная к единообразию (унификации) (напр.. форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2) (В цирке) одетый в специальные одежды перег- нал, обслуживающий арену во время представ- лений.
У. может быть достаточно ярким вырази- тельным средством в некоторых театрализован- ных представлениях. Напр., У. активно исполь- зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо- вых театрализованных представлениях, чтобы избежать эклектики.в костюмах, режиссеры прибегают к У. (парадной пионерской форме, форме бойцов студенческих строительных отря- дов, к трико, военной и спортивной формам, ра- бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием использования костюма именно в массовых представлениях ведет к однообразию, унылому
93
фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксес- суар).
УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение ка- кого-л. задания, действия с целью его совершен- ствования, усвоения. В театрализованных пред- ставлениях на стадионе У. являются выразитель- ным средством в построении массовых сцен. Ис- пользуются У. с индивидуальными предметами (напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою специфику имееют У. вольные, поточные, пира- мидковые и проч. (Графический метод. Фото - макетный метод. Прием обратного действия, Прием прямого действия. Прием возврата к ис- ходному положению.)
УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несущест- вующий или символический (напр., условная линия, условная декорация, условная игра). У. - одно из существенных свойств иск-ва, подчерки- вающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче- ский эффект У. возникает благодаря наличию и сознательному разведению таких полюсов об- разно-творческих противоречий, как «сходство» и «несходство», видимость и сущность, чувст- венное и мыслимое, объективное и субъективное. Отнюдь не порывая с реальностью, художе- ственная У. помогает выразить ее сущность, делая ее наглядно, чувственно воспринимаемой, достигая высокой степени художественной прав- ды. В этих целях используется видоизменение природной формы изображаемых явлений и предметов, нарушение временны'х и пространст- венных связей, доступных непосредственному наблюдению, одушевление вещного и овеществ- ление живого и т. п. (Условный театр).
УСЛОВНОСТИ МЕТА, Мера условности.
УСЛОВНЫЙ ТЕА ' ТР, тип театра, в к-ром режиссер стремится привлечь внимание зрителя открытием новых граней и черт характера героя, мастерство актера яркими и неожиданными средствами сценической выразительности. Про- исходящее в этом случае сотворчество, как вид восприятия, основано на восполнении воображение.^ зрителя пробелов или сознательно организованных разрывов между логически- последовательным бытием персонажа в событии. Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и заразительность, необычность сценического действия, пластика актера,. мизансцена, свет.
УЧАСТНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
ПРАЗДНИКА, человек, включившийся в праздничное творческое действие. Наблюдатель
- зритель - соучастник - участник - вот последо- вательные стадии внутр. включения в празднич- ное игровое общение. Превратить зрителя из на- блюдателей в участников праздничного действия
- основная цель режиссуры праздника. Всех уча- стников по уровню социально-художественной активности можно дифференцировать на ини- циаторов, организаторов и исполнителей (про- фессионалов, любителей, реальных героев) с ярко
выраженной социальной активностью; на активно одобряющих его идейно-тематическое содер- жание и проявляющих готовность к участию; и пассивных зрителей, не имеющих ярко выражен- ной готовности к участию.
Ф
ФА'ЬУЛА (- лат. l;ihula – повествование,ис- тория, басня, рассказ), в художественном произ- ведении цепь основных событий, о к-рых пове- ствуется в сюжете, в их логической причинно- временной последовательности. В изложении Ф. различают экспозицию, завязку, развитие дейст- вия, кульминацию, развязку. Часто Ф. называют сюжетом. Единица Ф. - с о б ы т и е. К одному и тому же событийному ряду могут обращаться художники разных времен, народов, поколений и разного места жительства (напр., библейские легенды или события Великой отечественной войны). Однако на одной и той же событийной основе создается принципиально новый художе- ственный мир, в к-ром известная фабульная канва обретает новый смысл и значение. Т. о., Ф. возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника. В тех видах и жанрах иск-ва, к-рые обращены к предметно- событийному аспекту отображаемой действи- тельности (эпос, драма, теле- и кинофильм, исто- рическая живопись, опера, сюжетные театрали- зованные представления и пр.), Ф выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию художественного произведения. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пей- заже и т. п. Ф. отступает на второй план, утрачи- вает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, пе- реживаний, настроений. Возможны бесфабуль- ные произведения иск-ва (арабеска, некоторые лирические произведения).
ФАКТ (< лат. fact urn - сделанное, совершив- шееся), 1) действительность, реальность, то. что объективно существует. 2) Действительное, не- вымышленное происшествие, событие, явление. 3) Твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность к-рого доказана, служащее для какого-л. заключения, вывода, являющиеся про- веркой какого-л. предположения. 4) В обычном смысле - синоним понятий истина, событие, яв- ление, результат. (Действенный Ф., Документ, Драматургия Ф., Оценка Ф., Событийный жиз- ненный Ф., Ф. иск - ва, Ф. жизни)
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ. Действенный факт.
ФАКТ ЖИЗНЕННЫЙ СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный жизненный факт.
ФАКТ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Действенный факт.
ФА'КТА ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия факта.
94
ФАКТА ОЦЕ'НКА, Оценка факта.
ФА'КТЫ ЖИЗ'НИ, реальные факты и события,
происходящие в жизни, не относящиеся к сфере иск-ва, а также реальные события, зафик- сированные в документах, фотографиях, магни- тофонных записях, кинохронике, письмах, офи- циальных документах и т. п. (Документ).
ФА'КТЫ ИСКУССТВА, все жанровое раз- нообразие произведений иск-ва, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хорео- графические, драматические, отрывки из худо- жественных фильмов, номера различных видов и жанров). (Документ).
ФАНТАЗИЯ (< гр. phanlasia - психический образ, плод воображения), 1) мечта, вы дум ка, нечто неправдоподобное. 2) То, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было. 3) Муз. пьеса в свободной форме, импро- визационного характера. 4) Основная тенденция воображения, заключающаяся в преобразовании представлений памяти, обеспечивающего создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. 5) Способность к творческому воображению, выраженная в создании новых чувственных или мыслительных образов в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. 6) Эл-т творческой деятельности чел-ка, заключающийся в свободном, нестесняемом логичностью, отрывом от реальности (правдоподобием) преобразовании представлений и образов, характеризующаяся особой силой, яркостью и необычностью, (Логика) Сущность Ф. - преобразование представлений, создание новых образов на основе уже имеющихся. Ф. - это отражение действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов (сфинкс, русалка, Тяни-Толкай); гиперболизация - увеличение предметов (Гулливер) или уменьшение предмета (Мальчик- с-пальчик), изменение качества его частей (ковер- самолет; молочная река, кисельные берега); заострение - подчеркивание каких-л. признаков (на этой основе создаются шаржи, эстрадные маски конферансье);
схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; типизация выделение существенного,
повторяющегося в однородных явлениях и во- площение его в конкретном образе (напр., в литре Евгений Онегин, Павел Власов - типичные-герои, маски комедии день арте, скоморохи и т. п.).
Деятельность Ф. актера, как отмечает Б. Е. Захава, заключается в том, что он реально воспринимаемым объектам мысленно приписывает такие свойства, которыми эти объекты на самом деле не обладают, и силою своего творче-
ского мышления включает их в такие ситуации, в к-рых они никогда не были и не будут. Ее дея- тельность только тогда оказывается продуктив- ной, если она сочетается с работой воображения, к-рая состоит в том, чтобы комбинации, созда- ваемые Ф., делать объектами внутр. чувственно- го переживания в соответствии с творческой за- дачей. Для актера фантазировать - значит внут- ренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как это стал бы делать живописец или скульптор), а самого себя ощущает действующим в качестве образа. Поскольку материалом в иск-ве актера являются его действия, "поэтому для актера фантазировать - значит действовать, но не на самом деле, а пока еще только в воображении, в своих творческих мечтах. Воображая что-л. из жизни своего образа, актер не отдаляет себя от образа; он думает об образе не в третьем лице - «он», - а всегда в первом лице - «я». Вне себя актер видит только то, что в данных обстоятельствах (создаваемых воображением актера) должен видеть образ». Т, о., для того, чтобы в будущем слиться со своим образом на сцене, актер должен предварительно много раз «сливаться» с ним в своем воображении - это закон творчества актера. (Перевоплощение). Если Ф. - игра ума, то воображение - игра чувств. Оба эти процесса протекают одно- временно, взаимодействуя и помогая друг дру- гу"
Ф. необходима режиссеру, чтобы детализиро- вать, конкретизировать пьесу, показать ту скры- тую жизнь персонажа, которую не может по- стичь актер, те ситуации, где он может еще ярче, глубже и многосторонне раскрыть своего героя. Образы Ф. подвластны конструктивным, осоз- нанным сферам психической деятельности.
Своеобразной формой Ф. является мечта. Ф. играет важную роль в совершенствовании худо- жественной формы и языка нск-ва. Многообра- зие форм и творческих решений в нем было бы невозможно без Ф., составляющей фундамент, основу творческой интуиции-
Диалектическое взаимодействие Ф. и вооб- ражения рождают театральную игру.
Ф. - способность воображения на основе пе- реработки прежних представлений создать но- вый целостный образ, умение освещать и рас- крывать новые, еще неизвестные, связи вещей и явлений. Творческая Ф. художника не противо- стоит действительности, а является особой, при- сущей только иск-ву формой отражения жизни, ее познания и обобщения. Богатство и сала Ф. зависят от природных данных художника, от качеств его психики.' Решающее значение для творческого воображения имеет его эмоциональ- ная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, неразрывно связанное с миро- воззрением, глубина познания им реальной дей- ствительности, постижение общественно- исторического опыта, личный жизненный опыт и
95
главное - увлеченность идеей произведения. (Эмпатия).
ФАНТАСМАГОРИЯ (< гр. phantasma - ви- дение, призрак, и agoreuo - говорю), 1) нечто не- реальное, причудливые ведения, бредовые фан- тазии. 2) Призрачные, фантастические картины и фигуры, полученные при помощи различных оптических приспособлений. (Лазер, Гологра- фия. Фантазия).
ФАНТАСТИКА (< rp. phantastike1 - иск-во воображать), 1) форма отражения мира, при к-рой на основе реальных предметов создается логически несовместимая с ними ("сверхъестест- венная", "чудесная") картина Вселенной. Распро- странена в мифологии, фольклоре, иск-ве, соци- альной утопии. В художественной лит-ре, театре, кино, изобразительном иск-ве Ф. в гротескных образах, символах, сюжетных конструкциях мо- жет выражать миросозерцание автора и целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). 2) Представления, мысли, образы, создаваемые во- ображением. 3) Литературное произведение, сюжеты и персонажи к-рых не имеют прямого соответствия в действительности; научная Ф. - литература, основанная на художественном до- полнении, образной интерпретации научных от- крытий и выводов. 4) Нечто несуществующее, нереальное, несбыточное.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИ'ЗМ, глубо- кая правдивость раскрытия внутр. мира чел-ка в органическом сочетании с гиперболической, причудливо гротескной (Гротеск) формой спек- такля. Ф. р. создан на сцене Е. Б. Вахтанговым. Его отличает игра контрастов между жизненной достоверностью, психологической насыщенно- стью одних персонажей и марионеточной без- жизненностью др., интенсивным вводом в ре- жиссерскую партитуру музыки и танцев, смелое использование условно-обобщенных декораций и варьирование световых эффектов- Понятие Ф. р. особенно близко к эстетической природе массового праздника и театрализованного пред- ставления.
ФАРС (фр, farse. < лат farcio - начиняю), 1) вид средневекового западноевропейского (пре- имущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14 - 16 вв.) Близок немецкому фаст- нахшпилю, ит. комедии дель арте и др. 2) В те- атре 19-20 вв. комедия-водевиль грубоватого, игривого содержания с чисто внешними комиче- скими приемами и эффектами. 3) Разновидность комического. Комизм Ф. - комизм положений. для него характерны цепь остросюжетных си- туаций, буффонада, эксцентрика, образы-маски, являющие собой социальную типизацию.
ФАС (< фр. face - лицо), ракурс сценический. Ф. раскрывает всю фигуру артиста, его лицо и глаза. Различают четыре основных случая разво- рота актера на зал в общении с партнером: 1) вынужденность (напр., солдат в строю); 2) пред- полагаемый объект внимания находится в сторо-
не зала (напр., двое беседуют, глядя на дорогу перед собой); 3) чел-к желает остаться на мгно- вение наедине с собой, чтобы в лицо ему никто не Смотрел; 4) физическое действие, разворачи- вающее актера на зал (напр., протирание очков и рассматривание стекол на свет). В отличие от иной позы, выражающей целую фразу, чистый Ф. однозначен, выражает одно слово. Случаи, когда Ф. интересен и выражает одно из двух: 1) беззащитность; его еще называют Ф. Белого Пьеро - символа беззащитности, наивной прямолинейности и чистоты; 2) глупый Ф., если персонаж не содержит в себе обезоруживающей трогательности Пьеро, его простота соединяется с глупостью, тупостью или в ином отношении достойна осмеяния. Прямолинейный выход на зрителя композиционно "выращивает" фиг<
|