Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психофизическое действие,
взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете стремится, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем, физическом поведении партнера.
68
ПУБЛИКА (< лат. publicus - общественный), 1) лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей,
слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще - люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.) 2) Социально-психологическая общность потребителей иск-ва, связанных собой и художниками многообразными отношениями по поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к- рому и посредством к-рого реализуются социальные функции иск-ва. П. - активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную
противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, направлений, отдельных произведений искусства; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной.
ПУНКТУ А'ЦИЯ - «знаки препинания» в ми- зансценических фразах. Они подчиняются не формальным правилам, а смыслу, и служат, одной цели - выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его.
Точка - итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка - всегда остановка. Завершая сценический период - событие, она дает время для оценки его. Важные, значительные, события требуют больших, заметных точек. Малые - малых. Точка - это также и безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр., соединить точкой два перехода на сцене - значит завершить первый из них нек-рой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов - точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завер- шающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично была подготовлена. Точка в конце постановки - это действительный конец. Точка по смыслу может быть и знаком препинания.
Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность,
неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними.
Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, хорошо применимо в комедийных и водевильных сценах. Восклицание - эмоциональный результат, куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение и т. д Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос,
рассчитанный на непосредственное получение ответа.
Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интона- цию жеманной чувствительности или ложной многозначности.
Тире - люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях.
ПЬЕ'СА (фр. piece), 1) небольшое инстру- ментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, таран- телла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная кар- тина - опора на документальный материал ("Почтовый роман". "Записки княгини Волкон- ской" и др.). Но в драматургии театра, в сравне- нии с драматургией театрализованного представ- ления, это исключение, а не правило.
РАДИОВЕЩАНИЕ, одно из средств массо- вой информации (массовой коммуникации). Осуществляется через радиоцентры и принима- ется на радиовещательные приемники. Особен- ность Р. - симультанность- мгновенная передача на большое расстояние звукового образа события, к-рое протекает именно сейчас, в данное время, вездесущность - одновременная информация сразу многочисленной рас- средоточенной аудитории и программность вещания - объединение отдельных произведений в единый системно организованный процесс социальной информации. На базе
полифункциональных коммуникативных систем развились новые техногенные иск-ва - радиоиск- во и телеиск-во. Радиоиск-во, синтезирующее вербальный, муз. и шумовой языки, с успехом используется при организации и проведении массовых действ: создание на радио фонограмм, проведение радиомостов, радиогазет, радиоре- портажей, использование радиомикрофонов ис- полнителями. Радио - основная форма управле- ния массовым действом (радиосвязь между службами, радиоуправление художественным фоном в стадионных представлениях и т. п.). РАЕ'К, 1) потешная панорама, вид площадного развлечения на ярмарках до начала 20 в.: ящик с двумя отверстиями (снабженными впере- ди увеличительными стеклами) для демонстрации зрителям различных картинок, изготовленных по принципу панорамы. Показ сопровождался пояснениями раешника, различными ко- мическими прибаутками. Приемы Р. использу- ются в современных театрализованных пред-
69
ставлениях и народных гуляниях 2) (У стар.) верхний ярус зрительного зала (галерка).
РАЕ'ШНИК, 1) дед-раешник (балаганный дед), один из участников балаганного представ- ления-! в России, зазывающий публику с балкона балагана ~ т. н. рауса. Т) Участник балаганного представления, пояснявший показ картинок (по- тешной панорамы) в райках.
РА'УС, 1) балкон балагана. 2) В 17-18 в. про- лог к балаганному представлению, вынесенный на площадь: выкрики зазывал, перекличка труба- чей, трели балалаечников.
РАЗВИТИЕ ДЕ'ЙСТВИЯ процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот), это также переход от одного события (эпизода, номера) к др. и повышение напряженности действия до его кульминации и финала. Р. д. характеризуется темпо-рит.мо.м. В результате композиционно-цельного Р. д. и активности участников праздника, театрализованного пред- ставления создается* целостное эмоциональное впечатление о смысле события, создается образ события и образ общения.
РАЗВЛЕЧЕ'НИЕ, занятие, времяпрепровож- дение, доставляющее удовольствие (напр., мас- совые Р.). 2) То, к чему относятся несерьезно: шутка, пера, игрушка, смех, забава, потеха.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, свойства всех разновидностей иск-ва-2, вызывающее эстетиче- ское сопереживание, игру чувств зрителя, дос- тавляя ему духовное удовольствие. Развлека- тельный - доставляющий только развлечение, без глубокого содержания, (Ср., Занимательность).
РАЗВЯ'ЗКА, 1) завершение какого-л слож- ного, запутанного дела. 2) Заключительная часть драматического или литературного произведе- ния, сюжетного хода театрализованного пред- ставления, а также вообще конец, 3) Разрешение главного противоречия, конфликта. Р. связана с нравственным эффектом, к-рый в большей сте- пени важен для зрителя. В Р. зритель делает для себя какие-л. выводы.
РАЗДЁРЖКА, часть одежды сцены, пред- ставляющее собой полотнище, разделенное на две половины, к-рые могут, как занавес, расхо- диться в разные стороны; замыкает средний или последний план кулис.
РАЗМЕТ, ритмическая, единица стиха, соот- ношение ударных и безударных слогов или рит- мических единиц в муз. такте.
РАЗМЕТКА, нанесение на поверхность бу- маги, а затем на поле стадиона точек, позво- ляющих разрабатывать рисунки построения уча- стников .массовых сцен и четкое их выполнение. Практика показывает, что оптимальной для мас- совой постановки на стадионе является Р. 2x2 метра. В зависимости от размеров футбольное поле может вместить от 48 - 56 отметок по фрон- ту и от 33 до 36 точек в глубину. Для Р. исполь-
зуются специальные метки, похожие на канцелярские кнопки, только значительно больших размеров (диаметр шляпки 12 см, длина штыря 10-14 см). Важно, чтобы Р. была очень точной по фронту, в глубину и по диагонали, т. к. от этого зависит четкость рисунков и качество действия всей массы участников. Р. нумеруется по первым линия точек горизонтально (слева направо) и вертикально (снизу вверх) Получается система координат, с помощью к-рой можно легко определить место нахождение любого участника на поле стадиона. Существуют два метода разработки композиционно-
постановочного плана: графический.метод и фотомакетный метод. (Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению)
РА'КУ'РС (< фр. raccourci, букв. - сокраще- ние), 1) (в живописи, графике и рельефе) изо- бражение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей. 2) (В киносъемке) изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или дви- жущейся кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая путем наклона или подъёма оптиче- ской оси аппарата при съёмке; активный прием операторского иск-ва для построения изобрази- тельно-монтажной композиции фильма. Р. помо- гает выразить взгляд героя или автора на собы- тие. 3) (В драматургии) точка зрения, с к-рой автор сценария рассматривает проблему. (Сцени- ческий ракурс).
РА'КУ'РС СЦЕНИ'ЧЕСКИЙ. Сценический ракурс.
РА'МПА ('фр. rampe), низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей освети- тельные приборы, направленные на сцену.
РАССКАЗ, 1) метод репетиционной работы. (Репетиция). 2) Художественное повествова- тельное прозаическое произведение небольшого размера. В театре отображение действительности происходит посредством сиюминутного воспро- изведения процессов жизни. На эстраде - путем Р. о процессах жизни: о событиях, о мыслях, о чувствах чел-ка, рассказом иногда театрализо- ванном, но лишь в определенной мере. Свойства Р.: а) возможность свободно оперировать про- шедшим, настоящим и будущим временем и пространством, «сжимать» и «растягивать» про- цессы жизни; б) возможность сделать достояни- ем слушателей внутреннюю жизнь героя; в) включение в Р. словесных оценок и комментари- ев автора или лирического героя, от лица к-рого он ведется.
Разновидностью Р. является
инсценированный Р. В нем каждый исполнитель оценивает происходящее с т. зр. своего героя, либо «перевоплощаясь в автора», комментирует поведение партнера, либо делает авторский описательный текст своим внутренним монологом. В процессе перехода от актерского самочувствия в диалоге к функции рассказчика в
71
сурой самой жизни, и в этом главная особенность профессии режиссера.
РЕЖИССЕР ПО ЗВУКУ. Звукорежиссер.
РЕЖИССЕР ПО КИНО', член постановоч- ной группы, совместно с главным реж-ром опре- деляет, какие кино", видео", фотодокументы бу- дут использованы по сценарию, составляет пар- титуру динамика-статической проекции, под- бирает и монтирует материал, осуществляя кон- такты с телевидением, кино- и видеоцентрами, определяет количество технических исполните- лей (операторов и монтажеров) и руководит их работой: следит за качеством аппаратуры, при- нимает необходимые меры по ее ремонту, про- водит репетиции и праздник. Если на представ- лении предполагается присутствие TV, то он с режиссером телевидения согласовывает техниче- ские особенности показа документального мате- риала, после проведения праздника, возвращает использованные материалы их владельцам.
РЕЖИССЕР ПО ПАНТОМИ'МЕ, член по- становочной группы, в чьи обязанности входит отбор пантомимических номеров, проведение репетиций, а также создание пластических, пан- томимических связок между номерами и эпизо- дами, и, если нужно "живого занавеса". Работает совместно с главным балетмейстером,
РЕЖИССЕР ПО СПОРТУ, член постано- вочной группы, отвечающий за осуществление той части театрализованного представления, к- рая связана со спортивными номерами. Особенно велика роль Р. по с. в физкультурно-спортивных праздниках и театрализованных представлениях на стадионе.
РЕЖИССЕРА АССИСТЕ-НТ. Ассистент режиссера.
РЕЖИССЕРА ФУНКЦИИ, Функции ре- жиссера.
РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА. I) группа людей, создаваемая главным реж-ром при орга- низации масштабной художественной акции (особенно праздника), в к-рой за каждым эпизо- дом закрепляется свой режиссер, создающий, в свою очередь, постановочную группу. 2) Члены постановочной группы, осуществляющие режис- серские функции: режиссер по пантомиме, ре- жиссер по спорту, режиссер по видео и т. а, а также режиссеры эпизодов.
|