Глава 3 Историческое значение физической культуры эпохи средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3 Историческое значение физической культуры эпохи средних веков



 

Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко, чем это делалось до сих пор в венгерской спортивной историографии, что весь этот период целиком не представлял и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Хотя были такие области (способы гребли, школьные физвоспитания, система регулярных соревнований), где результаты древних веков превзойти не удалось.

История физической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерные черты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классами народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи. Одно из самых мощных идеологических течений, сформировавшихся до сих пор в мировой истории, - христианство, а вместе с ним обладавшие неограниченной властью величайшие властители мира были вынуждены отступить перед торжеством физической культуры.

Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

Во второй половине средних веков были созданы также условия для возрождения школьного физвоспитания. Большинство гимнастических упражнений освободилось от той первичной роли, которую они играли в военной подготовке. Например, фехтование существовало не только как средство обезвреживания противника, но и как зрелище, во время которого демонстрировались приёмы, олицетворявшие победу над противником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезало изображение пронзённого тела и истекающей крови. Города всё более приспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов.

Однако физическая культура в своём развитии должна была пройти очень длинный, полный неожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, от простейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний и институированного физического воспитания. Таким образом, главные течения эпохи Реформации отчасти способствовали дальнейшей «гуманизации» физической культуры, однако они не были созвучны генеральному направлению её развития. Наиболее видные представители реформизма признавали роль физической культуры, которую она играла в борьбе против «инертности», в области военной подготовки, её оздоровительную роль. Однако у большинства из них физкультура ассоциировалась с лишённой всякого смысла, сопровождавшейся распутством охотой, маниакальным стремлением к дуэлям, с толпой, гонящейся за мячом и вытаптывающей посевы, и потому они выступали против неё. Как занятия, побуждающие к разврату, были запрещены футбол, плавания и даже ванные, располагавшие к истоме.

С развитием физической культуры в более длительной перспективе они были связаны постольку, поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских заведений, исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовали созданию системы физического воспитания в школах и обоснованию теории физического воспитания в буржуазном понимании этого слова.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из главных причин возникновения общественных игр явилась потребность в подготовленных воинах, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки. Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С развитием рабовладельческих отношений происходят перемены в культурной жизни Греции. В это время появляются многие для областей Греции верования о «бессмертных» богах, главные из которых будто бы обитали на горе Олимп. Так возникли мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других божествах. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древние агоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.

Физической культура средних веков, несмотря на все трудности и сложности развития, означала определённое движение вперёд по сравнению с рабовладельческим обществом. Это было обусловлено в первую очередь тем, что в условиях средневековья народные массы начинают принимать активное участие в развитии физических упражнений и игр, создавая нередко свои самобытные системы физического воспитания. Опыт, накопленный в развитии игр и физических упражнений на протяжении средних веков, оказал существенное влияние на становление и формирование современных видов спорта в последующие столетия. А гуманизм и реформация эпохи Возрождения определили в дальнейшем пути буржуазной системы воспитания и её составной части – физического воспитания. Оно, физическое воспитание, занимает своё место в школах и других учебных заведениях, возникают теории, обосновывающие его значение в подготовке подрастающего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.144 (0.008 с.)