Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциальная диагностика невротической и неврозоподобной форм заикания
Заикание – одно из наиболее распространённых и сложных речевых нарушений, которое трудно поддаётся коррекции. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. В этот период речь ребёнка ещё не сформирована, речевая функция особенно хрупка в процессе активного развития речи. При заикании наблюдается нарушение согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи [9]. Сложность этой речевой патологии выражается в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличает его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на поведение ребёнка, на его личность [3]. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе сначала 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных ученых И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского [1; 4; 6]. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующее: заикание – это речевое недоразвитие, либо это невроз или неврозоподобное состояние. Заикание характеризуется судорогами в разных отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном. Механизм возникновения судорог связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции [7]. Возникновению невротической формы заикания у детей обычно предшествует психогения в виде испуга или хронической, психической травматизации. Возникает остро в возрасте 2-6 лет на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы. Степень судорожных запинок зависит от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения. Заикающиеся с невротической формой заикания имеют возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.) [2]. Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
У заикающихся с неврозоподобной формой заикания отсутствуют периоды плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации. Привлечение активного внимания к процессу говорения облегчает речь, а физическое, психическое утомление и соматическая ослабленность ухудшают качество речи. В последние годы особо подчеркивается важность психолого-педагогического изучения заикающихся детей. На этом основании выделяют три группы детей с заиканием [2]. 1. Дети с нулевой степенью фиксированности на дефекте, не испытывают ущемления, чувства стеснения или обидчивости от сознания своей неполноценной речи. 2. Дети с умеренной степенью фиксированности на дефекте, испытывают в связи с заиканием, неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок, что не приводит к постоянному чувству собственной неполноценности. 3. Дети с выраженной степенью фиксированности на дефекте, постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Для них характерны замкнутость, болезненная мнительность, выраженный страх перед речью [8]. Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, так как зависит от индивидуальных особенностей детей с заиканием и тяжести нарушения, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы [5]. В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро. В этом случае родители точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. У детей отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Детям с невротической формой заикания присущи повышенная впечатлительность, тревожность, робость, колебания настроения, плаксивость. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Оно нередко развивается у лиц с задержкой темпов речевого развития и другими дефектами речи (стертая форма дизартрии, дислалия). Судороги дыхательно-речевой мускулатуры в большинстве случаев носят клонический характер [1; 4; 7]. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неустойчивостью внимания. У детей не обнаруживается стойкого интереса к творческой игровой деятельности, у многих отмечается снижение игровой деятельности. Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена. У детей нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия и дислексия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. Библиографический список 1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л.З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993. – 160 с.; ил. 2. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.; ил. 3. Власова, Н.А. Заикание излечимо [Текст] / Н.А. Власова, В. С. Кочергина. – М.: Медицина, 1965. – 36 с. 4. Гиляровский, В.А. Введение в анатомическое изучение психозов [Текст] / В.А. Гиляровский. – М.–Л., 1925. 5. Кондратенко, В.А. Заїкання: феноменологія та основні напрямки реабілітації [Текст]: навч. посібник / В.А. Кондратенко, В. Ломоносов. – Київ: КНТ, 2006. 6. Селивёрстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селивёрстов. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. – (Коррекционная педагогика). 7. Сикорский, И.А. Заикание [Текст] / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 191, [1] с. – (Библиотека логопеда). 8. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием [Текст]: методические рекомендации / Н.А. Рычкова. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 84 с. 9. Хватцев, М.Е. Заикание – недуг устранимый [Текст] / М.Е. Хватцев. – Л.: изд-во «Медицина», 1972. – 72 с.
Е.В. Ковыляева Научный руководитель: Н.А. Крушная, канд. психол. наук, доцент
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.006 с.) |