Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Поиск

 

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. От правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. Она рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Р.С. Буре и других [3].

Учитывая современную ситуацию развития, определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о взаимодействии со здоровыми детьми. Он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные вопросы рассматриваются в исследованиях Л.Б. Осиповой [4].

Как известно, дети с отклонениями в развитии начинают разбираться в вопросах общественного устройства, понятиях морали и нравственности сравнительно позже, чем их здоровые сверстники. Это связано, прежде всего, со свойственной им неразвитостью мышления, трудностью усвоения общих понятий и закономерностей. Такие дети не всегда могут действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами. Именно поэтому немаловажной частью воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья является нравственное воспитание, а именно формирование у детей положительных нравственных качеств.

Сегодня важно прививать позитивное отношение к жизни, доброту, отзывчивость, честность, уважение к старшему поколению, как здоровым дошкольникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти качества не просто ценятся обществом в современном мире, но и важны для дальнейшего становления детей как полноценных граждан нашей страны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу имеющихся отклонений с трудом усваивают систему знаний об окружающем мире и об общественных отношениях. Часто они не могут заниматься предложенной им деятельностью, если она слишком длительна и монотонна. Чтобы ребенок был готов воспринимать информацию, которую мы хотим до него донести, и закрепить ее в сознании, необходимо его заинтересовать.

Все это доказывается актуальность использования инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются в исследованиях В.С. Васильевой, О.Н. Дягилевой, А.А. Лисиной [1; 2].

Одним из эффективных средств воспитания во все времена признавалась художественная литература и фольклор. В развитии ребенка с ограниченными возможностями произведения литературы играют особую роль. Сказки, стихи, рассказы основаны на вербальном восприятии ребенка. Они увлекают детей яркими поэтическими образами, вызывают у них положительные эмоции, укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять, что хорошо и что плохо. Кроме этого, важно отметить выраженную дидактическую направленность произведений, написанных для детей. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Фольклору – коллективному художественному творчеству народа – также уделяется значительное внимание воспитателей и родителей. Это объясняется тем, что поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Даже сейчас в быту живут колыбельные песни, потешки и загадки. От поколения к поколению переходят забавные считалки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры.

Авторские стихотворения и сказки, как и народная поэзия, раскрывают самые существенные связи и закономерности жизни. Детям, только начинающим осваивать мир, приобретать опыт, как раз наиболее важно познание этих общих связей и закономерностей.

Произведения детской литературы написаны простым, доступным языком. Именно язык сказки дети с отклонениями понимают легче, чем пресную речь взрослого. Важно отметить еще один плюс использования литературы в воспитании ребенка – основным принципом изображения жизни в сказках является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Благодаря резкому разграничению добра и зла образы всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии. Воспринимая информацию из книги, ребенок уже в раннем возрасте пытается ее анализировать. Герои сказок выступают примером для ребенка: на их опыте он учится тому, как нужно или нельзя поступать [5].

Произведения художественной литературы и фольклора как средство воспитания детей с ОВЗ оказываются довольно эффективными, ведь стремление ребенка ко всему яркому, необычному, умение удивляться и удивлять находят опору и удовлетворение в сказочной героике и фантастике. Книга обладает чудесным свойством заинтересовывать дошкольника. Она умеет говорить с ребенком увлекательно и интересно. Она прекрасно помогает педагогам и родителям в воспитании дошкольника, а также ведет детей к осмыслению жизни, собственных наблюдений, формирует патриотические чувства детей, действенную любовь к добру и справедливости.

Библиографический список

1. Васильева, В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / В.С.Васильева, А.А. Лисина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 4-11. – С. 17–23.

2. Васильева, В.С. Современные подходы к оптимизации системы методической работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.С. Васильева, О.Н. Дягилева // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. статей по итогам науч.-исслед. работы за 2014 учебный год. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – С. 79–81.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Козлова [и др.] – Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

4. Щелконогова, Ю.С. Особенности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Ю.С. Щелконогова, Л.Б. Осипова // Образование: традиции и инновации: Материалы IX международной научно-практической конференции (8 октября 2015 года) / отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2015. – С. 577–579.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. – М.: Просвещение, 1993. – 243 с.

 

 

Ю.Р. Разумова

Н.И. Бурова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.006 с.)