Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Формирование различных видов деятельности у детей с нарушением интеллекта является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных учреждениях для детей данной категории. Это объясняется тем значением, которое имеет деятельность и процесс овладения ею для всего психического развития ребенка, для усвоения им социального опыта. В условиях перехода системы образования на ФГОС значительно изменились требования к уровню и качеству развития ребенка, в том числе и ребенка с нарушением интеллекта. Особого внимания заслуживает тот факт, что согласно ФГОС, требования к уровню и качеству знаний, которые в нем заложены, невозможно освоить на высоком уровне, без достаточного уровня сформированности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Это может вызвать трудности письма и освоения профессиональной деятельности как основы социализации данного контингента детей в школьном возрасте. Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с нарушением интеллекта, о чем свидетельствуют исследования О.П. Гаврилушкиной, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, Э.А. Фарапоновой, В.В. Холмовской [1]. В то же время известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью страдает, как становление специфических детских видов деятельности, так и конструктивный праксис. В этом плане они очень сходны с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения [4]. Однако, сама по себе эта деятельность обладает большим коррекционно-развивающим потенциалом. На роль конструирования в формировании у детей с ОВЗ представлений о свойствах и признаках предметов, реальной картины окружающего мира указывают исследования Л.Б. Осиповой [5]. В процессе конструирования в общую деятельность включаются отделы головного мозга, аналогичные тем, что активно работают при организации логического мышления. Это подтверждено данными нейрофизиологического исследования не только на детях дошкольного возраста [2], но и в рамках более старшего возраста [3], имеющих как норму интеллектуального развития, так и его недостаточность.
Следовательно, направленное формирование конструктивной деятельности, конструктивных навыков является актуальной проблемой для педагогов и психологов, работающих с дошкольниками с нарушением интеллекта. Конструирование – это создание построек из деталей наборов строительного материала, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [1]. Уровень реализации конструирования во многом определяется степенью сформированности у ребенка конструктивных умений. Для выявления уровня сформированности конструктивных умений у дошкольников с нарушением интеллекта было организовано собственное практическое исследование на базе МБДОУ ДС КВ№ 448 г. Челябинска. В исследование приняли участи старшие дошкольники – воспитанники подготовительной к школе группы № 5 в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). Все обследованные имеют диагноз F70. Используя метод наблюдения, были исследованы следующие конструктивные умения: 1)умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. уметь абстрагироваться); 2) умение собрать объект из готовых частей (синтезировать); 3)умение расчленить, выделить составные части (анализировать); 4) умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами. Уровень сформированности этих умений определяется по трем уровням: высокий (В), средний (С), низкий (Н). Результаты исследования представлены в таблице. Таблица Уровень сформированности конструктивных умений у детей старшего
Анализ результатов исследования показывает, что у детей данной выборки в основном низкий уровень сформированности конструктивных умений. Такой уровень демонстрирует 60 % детей. У большинства детей затруднено умение расчленить, выделить составные части и видоизменять объект по заданным параметрам. Эти дети ошибались при выполнении задания, что свидетельствует не только о низком уровне отдельных конструктивных умений и конструирования в целом, но и о недостаточности базы для формирования конструктивной деятельности – нарушении внимания и восприятия предметов у этих детей. 40 % детей демонстрируют средний уровень сформированности конструктивных умений, т.е. дети справляются с конструированием, но только с помощью педагога. Они могут соотнести конструируемый объект с образцом, при помощи педагога менять его и собирать измененный вариант конструкции. Однако аналитически расчленять его на составные части и выделять недостающие детали затрудняются. В исследуемой группе не наблюдается детей с высоким уровнем конструктивных умений. Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Такая работа должна быть организована на занятиях дефектолога, на общеобразовательных занятиях воспитателя и в самостоятельной деятельности детей. Библиографический список 1. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] / О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991 – 91 с. 2. Лапшина, Л.М. Анализ альфа-ритма биоэлектрической активности мозга детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием [Текст] / Л.М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 1. – С. 142–149. 3. Лапшина, Л.М. Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью [Текст] / Л М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 8. – С. 252–259. 4. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности [Текст]: монография / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 111 с.
5. Осипова, Л.Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова, Л.А. Дружинина, О.И. Власова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 158 с.
А. К. Ковалёва В.А. Кондратенко
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.006 с.) |