Понятие и сущность налогового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность налогового контроля



 

Взыскание налогов и сборов считается главной целью и важнейшим критерием состояния государства, а также развития общества в направлении экономического и социального процветания.

Процедура взыскания налогов осуществляется посредством осуществления налоговых обязанностей физических и юридических лиц, которые, чаще всего, не заинтересованы в осуществлении их участия в пополнении бюджета государства за счет своих финансовых средств. В связи с этим, имеют место случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов и сборов, сокрытия имущества и предоставления недостоверных сведений о доходах. Для устранения вышеуказанных нарушений налогового законодательства осуществляется один из главных институтов налогового законодательства – налоговый контроль[1].

В различных источниках существуют различные формулировки такого понятия как налоговый контроль. Самое основное определение, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ), звучит так: Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов за соблюдением налогоплательщиками налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах[2].

Если взять налоговый толковый словарь, то определение термина налоговый контроль будет сформулировано так: налоговый контроль – это проверка соответствия деятельности подконтрольного объекта (субъекта налогообложения) налоговому законодательству непосредственное применение мер государственного принуждения[3].

Вариант третьего определения кажется наиболее полным: налоговый контроль – совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдением государственных и муниципальных фискальных интересов[4].

Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование»[5].

Д. В. Тютин считает, что налоговый контроль — вид деятельности налоговых органов, урегулированный НК РФ, целями которой является получение информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности[6].

Указанные авторы сходятся в том, что налоговому контролю присущ юридический аспект, и подчеркивают то, что он действует на основании норм российского законодательства, а также имеет однородную цель в виде своевременности уплаты налогов, сборов и взносов, неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также соблюдении налогового законодательства[7].

А. В. Брызгалин определяет налоговый контроль «как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд»[8].

И. И. Кучеров описывает налоговый контроль как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых исключаются нарушения налогового законодательства[9].

Д. Г. Черник, А. П. Починок и В. Л. Морозов определяют налоговый контроль как контроль обеспечения полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей[10].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок[11].

Проанализировав приведенные выше определения, можно заключить, что налоговый контроль рассматривается учеными в трех направлениях, а именно как[12]:

- специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства;

- совокупность действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения налогового законодательства;

- система организационных, методических, технических аспектов.

Сущность налогового контроля отражают его функции, в частности Г.Г. Нестеров называет следующие функции: фискальную (формирование государственного денежного фонда), контрольную (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов) и стимулирующую (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий)[13].

Изучив различные подходы, Г.Г. Безруков и А.В. Козырев пришли к выводу о необходимости выделения следующих функций налогового контроля: фискальной; конституционной; координирующей; правовой; межотраслевой; внешнеэкономической; защитной функции налогового контроля (эта функции также имеет место, поскольку при проведении соответствующих мероприятий осуществляется защита доходной части бюджета государства и прав граждан)[14].

По мнению О.Б. Ивановой, Т.Р. Казарян можно выделить четыре базовые функции, выполняемые налоговым контролем[15]:

- Фискальная функция;

- Превентивная функция;

- Регулирующая функция;

- Оперативно-защитная функция.

Д.С. Лисицкий и Л.Н. Фролова среди функций налогового контроля выделяют следующие[16]:

- фискальную;

- конституционную;

- координирующую;

- правовую;

- межотраслевую;

- внешнеэкономическую.

Проанализируем основные функции, выполняемые с помощью налогового контроля (приложение 1) [17].

На наш взгляд, помимо указанных выше функций налоговой контроль отчасти выполняет и санирующую функцию, вытесняя с рынка неспособных выполнять обязанности (в т.ч. фискальные) экономических агентов. Также отдельного внимания требует именно контрольная функция как базовая функция, посредством осуществления которой реализуется целевая направленность налогового контроля. Однако контрольную деятельность как таковую в России можно охарактеризовать отсутствием каких-либо единых подходов к ее базовым методологическим и орга­низационным установкам, что указывает на слабое освещение вопросов налогового контроля и требует развития данных вопросов.

К указанным функциям следует еще добавить защитную функцию налогового контроля. Ведь при проведении соответствующих мероприятий осуществляется защита доходной части бюджета государства и прав граждан.

Налоговый контроль базируется на ряде принципов, в составе которых можно выделить базовые принципы налогообложения (принцип всеобщности, принцип единства, принцип гласности, принцип достовер­ности) и специфические, к числу которых, на наш взгляд, следует отнести принцип эффективности налогового контроля. Помимо этого, к принципам налогового контроля следует отнести[18]:

- Принцип непрерывности;

- Принцип обоснованности информации (касательно актов проверок);

- Принцип прозрачности информации.

Предметом налогового контроля являются налоговые отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по вопросу перечисления в бюджет обязательных взносов и привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъектами налогового контроля являются органы законодательной, исполнительной, судебной власти. Согласно НК РФ субъектами налогового контроля являются Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы.

Объектами государственного налогового контроля признаются лица, на которые законодательством возложена обязанность по уплате налогов и сборов, т.е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.

При этом характер взаимодействия субъектов и объектов налогового контроля обеспечивается через механизм прямой и обратной связи.

Прямая связь формирует результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений.

Обратная связь подводит итоги проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. На организационную структуру органов налогового контроля оказывает влияние характер осуществляемых ими функций, данная структура постоянно претерпевает видоизменение формы, что, в конечном итоге, способствует проведению более качественного учета налогоплательщиков, своевременному выявлению фактов уклонения от регистрации в налоговых органах и уплаты обязательных платежей, приобретению налогоплательщиками правовой культуры, снижению налоговых издержек[19].

Таким образом, налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, которая характеризуется полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, и снижением числа судебных разбирательств и жалоб на действия субъектов налогового контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.11 (0.008 с.)