Проблемы и направления совершенствования налогового контроля в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и направления совершенствования налогового контроля в Российской Федерации



 

Анализ современного состояния налогового контроля показал, что налоговый контроль в Российской Федерации нуждается в совершенствовании, направленном на повышение его эффективности. При этом результативность налогового контроля предполагает выявление и пресечение налоговых нарушений и преступлений. То есть, как отмечает А.П. Дидович, налоговые нарушения и преступления выявляются в ходе проведения налоговых проверок, ущерб, нанесенный государству в виде неуплаченных налогов, возмещается, а виновные штрафуются или привлекаются к административной и уголовной ответственности[76].

Все проблемы, присущие налоговому контролю в Российской Федерации, по мнению Т.Д. Садовской, можно разбить на три группы: первую группу составляют проблемы теоретического характера, связанные с закреплением общих теоретико-методологические основ налогового контроля; ко второй группе относятся проблемы правового характера, вытекающие из недостатков формулировок действующего налогового законодательства; в третью группу входят организационные проблемы, связанные с конкретными недостатками налогового администрирования, недостаточностью информационного и ресурсного обеспечения налогового контроля[77].

Одной из проблем налогового контроля является налоговая дисциплина налогоплательщиков. К сожалению, не все налогоплательщики ознакомлены с нормативными актами, в связи с чем, не информированы об обязанностях перед государством в плане уплаты налогов и сборов. Чтобы решить данную проблему, следует включить учебные курсы в школьную программу, а также в учебную программу средних и высших учебных заведений. Чтобы привить налоговую дисциплину и ответственность с ранних лет. Кроме того, стоит уделить внимание СМИ, запускать рекламные ролики, листовки и брошюры, чтобы привлечь внимание граждан. Именно эти методы могут повысить поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней, и уменьшить задолженность  налогоплательщиков.

Ориентируясь на практику стран с развитой рыночной экономикой доказали необходимость использования альтернативных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов. В таких странах существуют специальные оперативные службы органов налогового розыска, налоговой политики, которая занимается поиском налогоплательщиков скрывающих свои доходы от налогообложения. Поэтому, стоит применить зарубежную практику и создать службу по розыску теневых доходов[78].

Причиной недостаточности эффективности налоговых проверок можно считать не четкую регламентацию их проведения. Это обусловлено тем, что камеральная налоговая проверка охватывает всех налогоплательщиков, которые представили налоговые декларации в налоговой орган. Однако в налоговом законодательстве определены лишь общие правила проведения мероприятий налогового контроля. На практике же, не все ситуации налогоплательщиков освещены в налоговом законодательстве. Именно поэтому необходимо на постоянной основе вносить поправки в законодательные акты[79].

Вместе с тем, следует отметить, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику[80].

Основные меры в области налоговой политики, которые Правительство РФ предлагает реализовать налоговым органам, это:

- Совершенствования налогового администрирования.

- Создания кодекса неналоговых платежей.

- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).

- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года также предусматривает осуществление ряда мер, среди которых: сокращение количества контрольных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных органов, допускающих нарушение порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при ее проведении, значительное сокращение вне процессуальных проверок со стороны правоохранительных органов[81]. Таким образом, данная концепция, утвержденная распоряжением Правительства РФ еще в 2008 году, также направлена на минимизацию налогового контроля.

Направления совершенствования налогового контроля предлагаются не только на уровне исполнительной власти, но и различными учеными – специалистами в области налогового контроля.

Так, например, А.С. Селиванов предлагает внести изменения и дополнения в НК РФ[82]. В частности, раскрыть в ч. 1 ст. 82 НК РФ понятия «налоговый контроль», «мероприятие налогового контроля», «форма налогового контроля», «методы налогового контроля», дополнить НК РФ ст.  ст. 82.1 с подробным перечнем форм налогового контроля, а также изложить в НК РФ принципы осуществления налогового контроля. Но, прежде всего, А.С. Селиванов предлагает повысить защищенность налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов и прекратить практику избирательного применения налоговых норм. Но самое главное, акцентирует внимание автор, «не следует забывать, что помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций налоги должны выполнять еще и важную социальную роль», связывающую общество и государство.

Г.В. Саркисянц говорит о необходимости разработки и внедрения системы показателей для оценки эффективности налогового контроля с целью принятия обоснованных управленческих решений по его дальнейшему развитию[83].

Г.Г. Нестеров считает, что особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок[84].

По мнению А.И. Украинцевой, основными направлениями совершенствования налогового контроля являются[85]:

1) организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности отдельных функций налогового контроля. В частности, эти меры должны касаться упорядочения внутренних связей между различными уровнями налоговых органов, а также совершенствование статуса налоговых инспекций в сфере осуществления контрольной и юрисдикционной деятельности;

2) нормативное закрепление задач и функций налогового контроля, касающегося четкого нормативного определения контрольных полномочий должностных лиц налоговых органов, которые осуществляют соответствующее контрольное мероприятия.

В целях совершенствования правового обеспечения налогового контроля, А.И. Украинцева предлагает отказаться от регулирования процедуры проведения мероприятий налогового контроля посредством подзаконных нормативных правовых актов ФНС России, а также актов, которые по своему содержанию и форме носят рекомендательный характер. Процедуру проведения налогового контроля целесообразно закрепить в Главе 14 НК РФ. В частности, в этой главе целесообразно определить полномочия налоговых органов в сфере налогового контроля; порядок взаимодействия налоговых органов при организации и проведении налогового контроля; процедуры организации и поведения налогового контроля; виды и методы налогового контроля. Так же необходимо четко нормативно определить: сроки проведения налогового контроля; ограничения и порядок оформления результатов налогового контроля; случаи, в которых недействительны результаты налогового контроля, проведенного с грубым нарушением требований закона; права налогоплательщиков при проведении налогового контроля и др.

Е.И. Комарова полагает, что актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. При этом в перспективе для достижения социально-экономической и бюджетной эффективности налогового контроля необходимо не только проведение комплекса контрольных мероприятий, осуществляемых налоговым органом, которые направлены на всестороннее изучение информации о налогоплательщике, соотношений финансовых результатов налоговой проверки и трудозатрат на ее осуществление, но и формирование адекватной системы оценки результативности и эффективности таких мероприятий. Автор отмечает, что эффективность контрольной работы налоговых органов предполагает, прежде всего, рациональное соотношение затрат (финансовых, трудовых и др.) на осуществление налоговых проверок и полученных результатов. Эффективная система налогового контроля, с одной стороны, должна формировать такие условия уплаты налогов, которые были бы менее обременительны для бизнеса, а с другой стороны, иметь аналитические инструменты налогового контроля, позволяющие пресечь практику уклонения от налогообложения[86].

Анализ взглядов ученых на направления совершенствования налогового контроля позволил выявить основные направления повышения эффективности налогового контроля, к которым относятся:

1) совершенствование налогового законодательства;

2) совершенствование организации налогового контроля;

3) усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Полагается также, что налоговые нормы должны быть максимально конкретными, поскольку только в этом случае их правильное понимание и применение будут обеспечены как налогоплательщиками, так и органами государственной власти.


Заключение

 

Сущность налогового контроля характеризуется в том, что при его осуществлении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает соблюдения главной государственной цели, а именно снабжения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов. В сфере налоговых отношений контроль применяется в качестве механизма, посредством которого проверяется соответствие деятельности проверяемых лиц предписаниям налогового законодательства. Налоговый контроль проводится в целях формирования совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается нарушения налогового законодательства.

Анализируя современное положение нормативно-правовой базы налогового контроля, надлежит отметить, что существование многочисленных нормативных правовых актов, как федерального уровня, так и ведомственного, касающихся вопросов правового регулирования налоговых правоотношений, аналогичных по своему характеру, способствуют многочисленным проблемам при их толковании как налоговыми органами так и налогоплательщиками.

Помимо этого, постоянные изменения НК РФ в свою очередь требуют и своевременного преобразования соотношения подзаконных нормативных правовых актов, что на практике далеко не всегда осуществляется.

Формирование налогового контроля на протяжении нескольких лет проходит в трудных условиях, вызванных в первую очередь нестабильностью налогового законодательства, проблемами в организации работы налоговых инспекций, негативным отношением налогоплательщиков к налоговой системе и др. Это накладывает определенный отпечаток на организацию и результативность налогового контроля. Как и в любой сфере деятельности, существует много проблем в налоговом контроле, в частности изучение организации и методики проведения налоговых проверок. Они позволяют выявить факты неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов. Как показала судебная практика, налоговые органы довольно часто не соблюдают процедуру рассмотрения материалов проверок и вынесения решений по ним. А иногда наоборот, налогоплательщики используют такие промахи контролеров с целью отмены их ненормативных правовых актов.

Также хочется отметить, что некоторые исследователи указывают на неправильную формулировку, содержащейся в ст. 95 НК РФ. Анализируя положений Налогового кодекса РФ можно увидеть несоответствия, где  четко неопределённо, в каких конкретных случаях инспекторы имеют право назначить организации налоговую экспертизу. Судебная практика показала, что в ситуациях, когда налоговая инспекция пытается сделать выводы по вопросам, требующим специальных знаний в определенных ст. 95 НК РФ областей, принятых на основании указанных выводов, решения не могут считаться законными и подлежат отмене. Следует сказать, что судебная практика в настоящее время неоднозначно относится к возможности проведения почерковедческой экспертизы электрографических копий документов. Так, некоторые федеральные арбитражные суды считают, что результаты почерковедческой экспертизы, проведенной на копиях документов, не могут считаться допустимыми и достоверными доказательствами.

Кроме того, в судебной практике не редки случаи, когда стороны в данной категории дел приводят аргументы о необоснованности заключения эксперта в связи с недостаточностью представленных материалов для проведения налоговой проверки.

Существующий механизм организации камеральных и выездных проверок не обеспечивает требуемый уровень эффективности деятельности налоговых органов, поэтому для улучшения налогового контроля необходимо, во-первых, усовершенствовать налоговое законодательство; во-вторых, улучшить организацию налогового контроля; в-третьих, необходимо усилить взаимодействие с налогоплательщиками.

Система мер по устранению указанных нами проблем должна носить системный характер, способный учитывает специфику условий Российской Федерации в долгосрочной перспективе для их реализации. Федеральная налоговая служба принимает определенные мероприятия по повышению результативности мер налогового контроля, влияющие на качество и эффективность выездных налоговых проверок. Внедрение в систему инновационных технологий позволило кардинально изменить работу контрольной деятельности, систематически снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. Выездные проверки стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства. Сегодня основное внимание уделяется стимулированию налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств.

Все вышеперечисленные мероприятия, принятые в совокупности повлияют на эффективность выездных налоговых проверок. Кроме того, необходимо предпринять следующие меры: разработать и внедрить электронную программу формирования баз данных о нарушениях законодательства о налогах и сборах с целью их анализа и использования в последующих выездных налоговых проверках; создать программы в налоговых органах, с помощью которых можно будет определить уровень специализации инспекторов; разработать меры по стимулированию налогоплательщиков, которые в процессе выездных налоговых проверок не выявили нарушения налогового законодательства. Эти меры улучшат результаты контрольной работы налоговых органов, повысят престиж государственной службы и увеличат сбор налогов в бюджетах всех уровней, учитывая, что налоговое администрирование в настоящее время является одним из основных элементов, служащих основой для эффективной и бесперебойной экономии.

В то же время мероприятия по налоговому контролю должны строится и осуществляться в соответствии с принципом экономии налогообложения,  это означает, что затраты на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превышать доходы от этой деятельности. Представляется, что уменьшение количества времени, предназначенного для проведения контрольных мероприятий, не должно снижать эффективность налогового контроля.

 


Список использованной литературы и нормативных актов

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Российская газета. – 1998. – № 148-149.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.08.2018 № 302-ФЗ // Российская газета. – 2018. – № 170.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 N 246-ФЗ // Российская газета. – 2015. – № 156.

6. Приказ ФНС России «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ (ред. от 04.04.2018) // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

7. Приказ ФНС России «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

8. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления») от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

9. Письмо Министерства финансов РФ от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

10. Письмо Министерства финансов РФ от 23.06.2016 № 03-02-08/36472 / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

11. Письмо Министерства финансов РФ от 14.01.2019 № 03-02-08/628 / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

12. Письмо ФНС России «О мероприятиях налогового контроля» от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 (ред. от 07.08.2014) // Официальные документы. – 2013. – № 21.

13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] // URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 21.05.2019).

 

Материалы судебной практики

 

15. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Варм» от 17.03.2009 № 5-П // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 14. – Ст. 1770.

16. Определение Верховного Суда РФ «Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации» от 23 апреля 2018 г. № 305-КГ18-3300 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

17. Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2015 по делу № А41-2322/2014 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

18. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

19. Определение ВАС РФ от 11.02.2010 по делу № А33-6401/2009 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

20. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

21. Постановление 9-го ААС от 20.03.2017 по делу № А40-228422/2016 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

22. Постановление ФАС ВСО от 31.01.2012 по делу № А19-8432/2011 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

23. Постановление ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

24. Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

25. Постановление ФАС СКО от 31.01.2014 № А53-33617/2012 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

26. Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

27. Постановление ФАС ПО от 13.02.2014 № А65-9516/2013 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

28. Постановление ФАС СКО от 17.02.2014 № А53-33611/2012 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

29. Постановление ФАС МО от 20.02.2014 № Ф05-532/2014 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

30. Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

31. Постановление АС МО от 17.07.2015 по делу № А41-46433/14 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

32. Постановление АС СЗО от 11.09.2015 по делу № А21-6006/2014 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

33. Постановление АС МО от 21.12.2015 по делу № А40-57636/2015 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

34. Постановление АС ДВО от 23.03.2016 по делу № А80-231/2015 // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 21.05.2019).

 

Учебная и научная литература

 

35. Голова Е.Е. Формы и методы налогового контроля / Е.Е. Голова, А.С. Зоркальцева, В.И. Кравченко: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. – 480 с.

36. Кучеров И.И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства / И.И. Кучеров, О.Ю. Судаков, И.А. Орешкин. – М.: Инфра-М, 2018. – 360 с.

37. Лященко М.А. Проблемы налогового контроля и пути их решения / М.А. Лященко // Материалы VII Международной научно–практической конференции / редкол.: О.Н. Широков. – 2017. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 164-166.

38. Малис Н.И. Налоговый учет: учеб. пособ. / Н.И. Малис, А.В. Толкушкин. – М: Инфра–М, 2018. – 576 с.

39. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юрайт, 2018. – 367 с.

40. Нестеров Г.Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России: дис. … канд. эконом. наук. – М., 2009. – 269 с.

41. Садовская Т.Д. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук. – Тюмень, 2007. – 233 с.

42. Селиванов А.С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. – М, 2012. – 49 с.

43. Украинцева А. И. Правовое регулирование налогового контроля в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. – М., 2011. – 68 с.

44. Черник Д. Г. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелёв, М. В. Типалина / под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юрайт, 2019. – 271 с.

 

Научные статьи и другие публикации в периодических изданиях

 

45. Алехин С. Н. Налоговая система в современных условиях России / С.Н. Алехин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 1. – С. 149–156.

46. Алимирзоева М.Г. Организация налогового контроля и пути повышения её эффективности / М.Г. Алимирзоева, М.М. Муртузалиева // Наука среди нас. – 2018. – № 2. – С. 1-8.

47. Баташев Р.В. Подходы к оценке эффективности налогового контроля на региональном уровне / Р.В. Баташев, И.Я. Эльжуркаев // Вестник Евразийской науки. – 2018. – № 3. – С. 318–334.

48. Баташева Ф. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права / Ф. А. Баташева, Э. А. Баташева // Молодой ученый. – 2017. – №21. – С. 353-355.

49. Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля / Г. Г. Безруков, А. В. Козырев // Известия Уральского университета. – 2015. – № 1. – С.47–52.

50. Брызгалин А. В. Налоговый контроль / А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных // Налоги и финансовое право. – 2017. – № 5. – С. 77-81.

51. Дидович А.П. Организационный кризис налоговой системы / А.П. Дидович // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2017. – № 1. – С. 23-39.

52. Егорченков К.А. Эффективность налогового контроля / К. А. Егорченков, В. А. Шумилин // Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 225–227.

53. Иванова О.Б. Теоретико-методологические подходы к содержанию налогового контроля в рыночной экономике / О.Б. Иванова, Т.Р. Казарян // Финансовые исследования. – 2017. – № 1. – С. 75-88.

54. Каитова Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации / Д. Х. Каитова // Молодой ученый. – 2019. – №1. – С. 106-107.

55. Комарова Е. И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности / Е. И. Комарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С.5–6.

56. Коновалов А.О. Особенности проведения налоговых проверок в 2017-2019 / А.О. Коновалов // Аллея Науки. – 2018. – № 4. – С. 20-23.

57. Лисицкий Д.С. Сущность налогового контроля / Д.С. Лисицкий, Л.Н. Фролова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 9. – С. 97-99.

58. Марченко М.А. Основные источники правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации / М.А. Марченко // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 3. – С. 28-39.

59. Миланко А. М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля / А. М. Миланко // Эпомен. – 2018. – № 14. – С. 75–82.

60. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы / Е.Р. Мухина // Apriori. – 2015. – № 2. – С. 1- 5.

61. Мухина Е.Р. Основы налогового контроля / Е.Р. Мухина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 8. – С. 47-48.

62. Мухина Е.Р. Сущностные черты налогового контроля / Е.Р. Мухина // Apriori. – 2018. – № 4. – С. 1-8.

63. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору / А. В. Передернин // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2018. – № 1. – С. 127–134.

64. Садчиков М.Н. Проблемы правового регулирования сроков проведения выездной налоговой проверки / М.Н. Садчиков // Налоги и финансовое право. – 2017. – № 10. – С. 18-29.

65. Саркисянц Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок / Г. В. Саркисянц // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С.421-423.

66. Солнышкова Ю.Н. Пути повышения эффективности проведения налоговых проверок / Ю.Н. Солнышкова // Наука и общество. – 2017. – № 3. – С. 50-58.

67. Хрусталева А.А. Основные недостатки действующей системы налогообложения / А. А. Хрусталева, О. Г. Щеглова // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 309-313.

68. Чотчаева М.З. Анализ результативности налоговых проверок / М.З. Чотчаева // Экономические науки. – 2018. – № 12. – С.169–184.

69. Чуклайкина М.Н. Сущность и понятие налогового контроля / М.Н. Чуклайкина // ECONOMICS. – 2015. – № 2. – С. 72-74.

70. Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налогового контроля / Л.В. Чхутиашвили // Международный бухгалтерский учет. – 2016. – № 9. – С. 51-52.

71. Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы / Н.М. Шантрукова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5. – С. 15-23.

72. Шестакова Н.Н. Проблемы эффективности выездных налоговых проверок / Н.Н. Шестакова, М.Е. Елисеев // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 4. – С. 49-52.

 

Интернет источники

 

73. Базуев А.И. Понятие и сущность налогового контроля / А.И. Базуев, Э.Р. Ахметова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] // URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 05.05.2019).

74. Итоги деятельности ФНС России за 2017 год [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 21.05.2019)

75. Налоговый контроль. Налоговые проверки / под ред. О.В. Болтиновой, Ю.К. Цареградской [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.05.2019).

76. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2019).

77. Шелемех Н.Н. Организация и методика проведения налоговых проверок организаций [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Шелемех Н.Н. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 268 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76453.html. – ЭБС «IPRbooks».

78. ФНС России [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 24.05.2019)

 


Приложение 1

 

 


Рисунок 1 – Функции налогового контроля


Приложение 2

 

Таблица 1 – Анализ проведения налоговых проверок по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации за 2015-2017 гг.

 

 

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Темпы роста, %

2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г. 2017 г. к 2015 г.
Камеральная налоговая проверка 31932225 39977883 55859286 125,20 139,73 174,93
Дополнительно начислено плате­жей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей 74233338 98922613 61174094 133,26 61,84 82,41
из них выявившие нарушения 1948540 2254521 3013908 115,70 133,68 154,68
Результативность камеральной налоговой проверки,% 6,10 5,64 5,40 92,46 95,74 88,52
Выездная налоговая проверка 29393 24879 19390 84,64 77,94 65,97
Дополнительно начислено плате­жей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей 265239993 348660470 308356841 131,45 88,44 116,26
из них выявившие нарушения 29118 24670 19133 84,72 77,56 65,71
Результативность выездной налого­вой проверки,% 99,06 99,16 98,67 100,10 99,51 99,61

 

 


[1] Базуев А.И. Понятие и сущность налогового контроля / А.И. Базуев, Э.Р. Ахметова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]  // URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 05.05.2019).

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Российская газета. – 1998. – № 148-149.

[3] Чуклайкина М.Н. Сущность и понятие налогового контроля / М.Н. Чуклайкина // ECONOMICS. – 2015. – № 2. – С. 72-74.

[4] Каитова Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации / Д. Х. Каитова // Молодой ученый. – 2019. – №1. – С. 106-107.

[5] Миланко А. М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля / А. М. Миланко // Эпомен. – 2018. – № 14. – С. 75–82.

[6] Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочная правовая система / URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2019).

[7] Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору / А. В. Передернин // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2018. – № 1. – С. 127–134.

[8] Брызгалин А. В. Налоговый контроль / А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных // Налоги и финансовое право. – 2017. – № 5. – С. 77-81.

[9] Кучеров И.И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства / И.И. Кучеров, О.Ю. Судаков, И.А. Орешкин. – М.: Инфра–М, 2018. –С. 26

[10] Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юрайт, 2018. – С. 76

[11] Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы / Н.М. Шантрукова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5. – С. 15-23.

[12] Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля / Г. Г. Безруков, А. В. Козырев // Известия Уральского университета. – 2015. – № 1. – С.47–52.   

[13] Нестеров Г.Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России: дис. … канд. эконом. наук. – М., 2009. – С.190.

[14] Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля / Г. Г. Безруков, А. В. Козырев // Известия Уральского университета. – 2015. – № 1. – С.47–52.

[15] Иванова О.Б. Теоретико-методологические подходы к содержанию налогового контроля в рыночной экономике / О.Б. Иванова, Т.Р. Казарян // Финансовые исследования. – 2017. – № 1. – С. 75-88.

[16] Лисицкий Д.С. Сущность налогового контроля / Д.С. Лисицкий, Л.Н. Фролова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 9. – С. 97-99.

[17] Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы / Е.Р. Мухина // Apriori. – 2015. – № 2. – С. 1- 5.

[18] Мухина Е.Р. Сущностные черты налогового контроля / Е.Р. Мухина // Apriori. – 2018. – № 4. – С. 1-8.

[19] Мухина Е.Р. Основы налогового контроля / Е.Р. Мухина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 8. – С. 47-48.

[20] Голова Е.Е. Формы и методы налогового контроля / Е.Е. Голова, А.С. Зоркальцева, В.И. Кравченко: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018.  – С. 67.

[21] Налоговый контроль. Налоговые проверки / под ред. О.В. Болтиновой,   Ю.К. Цареградской [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.05.2019).

[22] Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налогового контроля / Л.В. Чхутиашвили // Международный бухгалтерский учет. – 2016. – № 9. – С. 51-52.

[23] Малис Н.И. Налоговый учет: учеб. пособ. / Н.И. Малис, А.В. Толкушкин. – М: Инфра–М, 2018. – С. 76.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.133 с.)