Нормативно-правовое регулирование налогового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое регулирование налогового контроля



 

Одним из главных условий функционирования налогового контроля в стране является детальная правовая регламентация порядка его осуществления.

Садчиков И.В. отмечает, что нормативно-правовая база налогового контроля включает в себя четыре уровня[24]:

1 уровень – Конституция Российской Федерации,

2 уровень – Международные акты,

3 уровень – Налоговый кодекс РФ и иные федеральные законы;

4 уровень – Подзаконные нормативные правовые акты и иные официальные документы.

Рассмотрим подробнее каждый уровень нормативно-правовой базы налогового контроля.

Статья 57 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы[25]. Указанная статья содержит запрет на придание правовым предписаниям, увеличивающим налоговую нагрузку, обратной силы.

Конституционно-правовые основы налогообложения закреплены и в ряде других статей Конституции Российской Федерации, в которых закреплены следующие положения:

- федеральные налоги и сборы находятся в ведении РФ (п. «з» ст. 71);

- система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75);

- по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76).

К международным актам, имеющим отношение к налоговому контролю, в первую очередь относится Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в 1977 г. IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу). Ее нормы признаны неоспоримым эталоном оценки уровня организации финансового контроля.

Конституционные положения получили свою конкретизацию в Налоговом кодексе Российской Федерации, который является основным законодательным актом и в сфере налогового контроля[26]. Пункт 1 статьи 1 НК РФ определяет, что налоговое законодательство России состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а пункт 5 этой же статьи говорит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает формы и методы налогового контроля. Нормы, закрепляющие процедуры налогового контроля, объединены в главе 14 НК РФ.

До принятия Налогового кодекса РФ процедуры налогового контроля регламентировались подзаконными нормативными правовыми актами (инструкциями, приказами, методическими указаниями и др.). С принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации было положено начало формированию системного правового регулирования налоговых процедурных и процессуальных отношений.

Следующий уровень нормативно-правовой базы налогового контроля составляют подзаконные нормативные правовые акты и иные официальные документы. Среди официальных документов необходимо отметить бюджетные послания Президента РФ, в которых неоднократно поднимаются вопросы, направленные на совершенствование налогового администрирования и налогового контроля.

В данную группу источников правового регулирования налогового контроля также следует отнести и подзаконные нормативные правовые акты правительства РФ. Кроме этого, необходимо отметить, что, поскольку ФНС России подведомственна Министерству финансов РФ, то акты Минфина России также являются обязательными для исполнения всеми налоговыми органами.

Среди приказов ФНС России, регулирующих порядок проведения мероприятий при осуществлении налоговыми органами налогового контроля, можно выделить Приказ ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179, утвердивший новые формы документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам[27], Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ)»[28].

Необходимо также обратить внимание на то, что в своей контрольной деятельности налоговые органы используют большое количество ведомственных документов для служебного пользования (регламенты, методические указания, инструкции и др.). Письма налоговых органов и Минфина России не носят нормативного характера и являются разъяснениями по конкретным спорным вопросам. Однако, несмотря на это обстоятельство, налоговые органы довольно часто трактуют ту или иную ситуацию в соответствии с теми или иными положениями конкретных писем ФНС России и Минфина России. Например, Письмом ФНС России 23.05.2013 № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля»[29] конкретизированы некоторые моменты в отношении проведения контрольных мероприятий.

В частности, в данном письме ФНС России отвечает на следующие вопросы[30]:

1.О возможности проведения выемки документов, которые находятся в жилом помещении проверяемого физического лица (при отсутствии офисных и производственных помещений), если проверяемое физическое лицо отказывается добровольно представить соответствующие документы.

Так, в случае отказа проверяемого лица представить необходимые для осуществления налоговой проверки документы, а также препятствует проведению соответствующей выездной налоговой проверки, то в рамках подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может определяться налоговым органом в лице должностных лиц расчетным методом, в соответствии с имеющимися в распоряжении налогового органа сведениями о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках.

2. О возможности проведения выемки документов по окончании выездной налоговой проверки.

ФНС России, ссылаясь на судебную практику, утверждает о возможности осуществления выемки документов после выездной налоговой проверки, при этом выемка должна проводиться только в рамках пунктов 4 и 8 статьи 94 НК РФ.

3.О порядке оформления результатов выездной налоговой проверки в случае смерти физического лицо – субъекта проверки, а также о реализации материалов выездной налоговой проверки в отношении юридического лица в случае смерти единственного руководителя и учредителя данного юридического лица.

Обращаясь к подпункту 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ, ФНС России рекомендует прекратить проведение выездной налоговой проверки, а её результаты оформить докладной запиской на имя руководителя налогового органа, с приложением подтверждающих смерть физического лица документов.

В случае смерти единственного руководителя и учредителя организации, в отношении которой проводится выездная налоговая проверка, при отсутствии наследников (организация перейдет в доход государству) результаты налоговой проверки также оформляются докладной запиской на имя руководителя налогового органа, проводившего проверку с приложением документов, свидетельствующих о смерти руководителя (учредителя) проверяемой организации и документа, подтверждающего право государства на наследство, который выдается нотариусом.

При наличии наследника, который в случае принятия наследства и получения свидетельства о праве на наследство от нотариуса становится доверительным управляющим проверяемой организации, акт выездной налоговой проверки может быть вручен данному лицу.

4. О правомерности вынесения руководителем (заместителем руководителя) решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае очередной неявки налогоплательщика (представителя налогоплательщика).

ФНС России отмечает тот факт, что перенос процедуры рассмотрения материалов проверки может быть осуществлен только в случае объективного отсутствия налогоплательщика (его представителя), при этом налогоплательщик (его представитель) должны быть своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Если же при своевременном и надлежащим уведомлении налогоплательщика (его представителя) о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, налогоплательщик (его представитель) не воспользовались своим правом присутствовать на процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки без объективных причин, то абзацем 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ предусмотрено право вынесения решения по результатам проверки в их отсутствии.

5. О порядке определения налогового органа, которому необходимо передавать материалы налоговых проверок в следственные органы, при миграции налогоплательщика из одного налогового органа в другой, в случае наличия обстоятельств, выявленных в ходе налоговых проверок, служащими основаниями полагать о совершении нарушений налогового законодательства, содержащих признаки составов преступлений.

В соответствии с подпунктом 3 статьи 32 НК РФ налоговый орган, выявивший факты, которые предположительно свидетельствуют о нарушении налогового законодательства, направляет материалы проверки в следственные органы по месту совершения преступления.

При выявлении следственными органами факта, что данные материалы направлены не по месту совершения налогового преступления, то в соответствии с частью 5 статьи 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации материалы подлежат передачи следственным органом по последственности.

6. О порядке формирования доказательственной базы в отношении определения рыночных цен и т.д.

К данной группе источников следует отнести и совместные документы налоговых органов с другими органами власти. В данной категории необходимо выделить приказ МВД РФ № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»[31], который утвердил Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, а также Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области налогов и сборов, принимаемые в пределах их полномочий, непосредственно не регламентируют процедуры налогового контроля. Однако они используются налоговыми органами при проверке правильности и своевременности исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

Таким образом, правовую основу налогового контроля составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, Налоговый кодекс РФ и иные федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты.

Рассмотренные теоретические и законодательные аспекты налогового контроля показали, что сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства. Только через налоговый контроль налоговая система обеспечивает выполнение основной государственной задачи, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов. В области налоговых отношений контроль используется как механизм, с помощью которого проверяется соответствие деятельности проверяемых лиц требованиям налогового законодательства. Налоговый контроль проводится с целью создания совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, что исключает налоговые нарушения.

Анализируя современное состояние нормативно-правовой базы налогового контроля, следует отметить, что наличие многочисленных нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на ведомственном уровнях, связанных с вопросами правового регулирования налоговых правоотношений аналогичного характера, способствует возникновению многочисленных проблем при толковании, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками.

Кроме того, постоянные изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации также требуют оперативного преобразования в соответствие с подзаконными актами, что не всегда осуществляется на практике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.011 с.)