Оценка эффективности налоговых проверок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности налоговых проверок



 

Вопросы оценки эффективности налогового контроля, особенно в период макроэкономической нестабильности, осуществляемого территориальными налоговыми органами ФНС России, являются неотъемлемым элементом комплексных мер, направленных на улучшение налогового администрирования, в целом и собираемости налоговых платежей, в частности. Взятый сегодня Правительством РФ курс на улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы основан на создании системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса. Создание качественной основы улучшения налогового администрирования невозможно без повышения эффективности налогового контроля[69].

В зависимости от того, насколько результативно налажена система налогового контроля, зависит взимаемость налогов и пополнение го­сударственного бюджета всех уровней. Ключе­выми методами налогового контроля являются налоговые проверки. Они позволяют выявить факты неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов. Налоговая проверка является значимым инструментом налогового контроля, дающим возможность как можно более полнее проверить исполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей[70].

На основании статистических данных, расположенных на информационном портале Федеральной налоговой службы, можно сделать выводы об эффективности налогового контроля (приложение 2)[71].

Анализ результативности налоговых про­верок в Российской Федерации за 2015-2017 гг. в таблице показывает, что на фоне увеличения количества проведенных камеральных прове­рок на 23927061ед., снижается результативность камеральной налоговой проверки на с 6,1% в 2015 г. до 5,4% в 2017 г.. По выездным провер­кам произошло снижение их общего количества на 34,03%, но, несмотря на снижение количества выездных контрольных мероприятий уровень результативности остается высоким — более 98,67%.

Преимущество камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затра­тами времени и усилий налогового органа про­верить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых декла­раций и подтверждающих их документов.

ФНС в 2017 году значительно снизил коли­чество проведенных выездных проверок, если в 2015 году ФНС России было проведено 29393 проверок, из них выявивших нарушения 29118 проверок, то в 2017 году было проведено 19390, что на 10003 меньше, чем в 2015 году.

На основе выше изложенного следует заклю­чить, что за последние годы наблюдалось уве­личение результативности налоговых проверок, при этом согласно целям ФНС России количе­ство выездных проверок сокращалось. Кроме того, установление данных задач по повышению качества контрольно-аналитической работы оказало влияние на увеличение дополнитель­ных доначислений налогов, пени и санкций[72].

Анализ проведения налоговых проверок по вопросам соблюдения законодательства по­казал, что за исследуемый период количество камеральных налоговых проверок имеет тен­денцию к росту на 46,3%. Также стоит отметить, что результативность камеральных налоговых проверок за три года увеличилась на 7,2%. Ко­личество выездных налоговых проверок за рас­сматриваемый период снизилось на 49,7%, а ре­зультативность увеличилась на 1,1%.

Количество камеральных налоговых про­верок превышает количество проведенных вы­ездных налоговых проверок. Это не удивитель­но, так как проведение камеральной налоговой проверки является обязанностью налоговых органов. В связи с этим охват налогоплатель­щиков камеральными налоговыми проверками практически составляет сто процентов. Зача­стую камеральная налоговая проверка служит основанием для проведения выездной налого­вой проверки.

В последние годы Федеральная налоговая служба сделала акцент на необходимость актив­ного побуждения налогоплательщиков, в дея­тельности которых выявлены налоговые риски, к добровольному уточнению налоговых обяза­тельств без назначения выездных налоговых проверок. И это приносит ощутимые результаты, так удается обеспечить стабильный рост посту­плений и по результатам контрольно-аналити­ческой работы[73].

Однако сложившийся механизм проведения выездных налоговых проверок не обеспечива­ет требуемого на сегодняшний день уровня эф­фективности деятельности налоговых органов, потому что данный процесс сопровождается многочисленными проблемами[74].

Налоговые проверки представляют собой дополнительные расходы для страны, а потому чрезвычайно важно организовать налоговый контроль таким образом, чтобы достигался наибольший результат при наименьших затратах. Одним из путей достижения данного результата нам видится в дальнейшем совершенствовании налогового законодательства[75].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.004 с.)