Мимика и жесты как важнейшие средства невербального общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мимика и жесты как важнейшие средства невербального общения



С самого своего рождения человек погружен в сферу коммуникационного процесса. Все аспекты человеческой деятельности имеют коммуникационную составляющую. В свою очередь, коммуникация считается необходимым условием существования индивида в обществе, поскольку общество представляет собой совокупность связей и взаимоотношений входящих в него членов.

В настоящее время существует огромное количество определений понятия «коммуникация». Такое количество формулировок обусловлено тем, что коммуникация рассматривалась с точек зрения различных наук. К специфике настоящего исследования наиболее подходит определение, данное Конецкой В.П., которая определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств» [33, с. 4].

Коммуникация подразделяется на лингвистический уровень, в котором коммуникативными средствами выступают словесные знаки, имеющие вербальную природу и паралингвистический уровень, основой которого являются невербальные средства коммуникации - жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы (Конецкая, 1997).

Наука, изучающая язык тела называется кинесикой (термин предложен Р Бирдвистелом в 1952 г.) [8, с. 12].

Объектом исследования кинесики являются такие невербальные средства общения как мимика, жесты головы, рук и ног, позы и знаковые телодвижения, однако исключаются искусственные языки, мало соотносящиеся с речью. К таковым можно отнести языки глухонемых, сравнительно узких социальных групп а также профессиональные жестовые языки (Крейдлин, 2002).

Именно поэтому многие исследователи в области невербальной коммуникации акцентируют внимание на том, что изучение языка мимики и жестов не должно проводиться изолированно от ситуации общения и вербального контекста.

Речевая деятельность сопровождается мимикой, жестами, позами. Они, в свою очередь несут информационную нагрузку, отражая физическое и эмоциональное состояние говорящего, его темперамент, личностные свойства и качества, а также дают информацию о характере взаимоотношений, ситуации общения, уровне понимания и др. Таким образом можно сказать, что по невербальному каналу связи передается большее количество экспрессивно окрашенной информации. Причем, в отличие от речи, контролируемой сознанием на протяжении всего акта коммуникации, мимика и жесты, проявляясь бессознательно, раскрывают истинные намерения говорящего. Ввиду этого помимо непосредственно речевых сообщений в процессе коммуникации нужно также учитывать невербальные проявления.

Мимика важнейший и наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Общаясь друг с другом, люди всегда обращают особое внимание на лицо собеседника, ведь именно оно служит тем самым инструментом обратной связи, позволяющим видеть реакцию на то или иное высказывание или же действие. Иными словами мимика - это выразительная стереотипная реакция мускулатуры лица (Фаст, 1997).

В большой советской энциклопедии термину «мимика» дается следующее определение «Мимика (от греч. - подражательный), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека».

Так как мимика является средством отражения чувств, по изменению таких параметров как линия рта, выражение глаз, положение бровей, расширение или сужение зрачка, покраснений или чрезмерной бледности кожи можно судить об эмоциональном состоянии человека.

Мимика имеет огромное значение в человеческой коммуникации. К этому неоспоримому факту с научной точки зрения впервые подошел Ч. Дарвин, проанализировавший исключительно важное значение мимики, рассмотрев ее как адаптационный механизм, возникший в ходе эволюции (Дарвин, 2001).

Лицо человека, по предположению Кэррола Изарда, для окружающих является самым значимым социальным стимулом (Изард, 1980). Опираясь на исследования таких ученых как Вулфф П., Левис М., Фэнтс Р., Каган Д., пришел к выводу, что высокая чувствительность к мимическим изменениям выражения лица другого человека генетически обусловлена.

Данная теория была проведена многочисленными практическими исследованиями. По результатам одного из них было выяснено, что даже глухонемые, не способные от природы слышать и воспроизводить речь при просмотре фильма с высокой точностью определяли эмоциональное состояние героев (Пиз, 2006). Также было выявлено следующее: из всех выражений лица легче распознаются положительные эмоции, такие как радость, восторг, влюбленность. И напротив, тяжелы в понимании негативные выражения - печаль, злость, презрение, отвращение (Шейнов, 2006).

При помощи лба, бровей, глаз, носа, рта и подбородка выражаются основные человеческие эмоции. Можно заметить, что эти выражения схожи между собой у представителей различных культур. В свое время Чарльз Дарвин высказал мнение о том, что выражения лица, которые служат для передачи различных эмоций, едины для всех человеческих существ вне зависимости от культуры, расы и вероисповедания (Фаст, 1997). Это также дает основание говорить о том, что мимика является врожденной способностью человека и генетически обусловлена.

Эту особенность мимики можно наглядно проследить в поведении младенцев. Задолго до того, как ребенок начинает произносить первые слова, он общается матерью и окружающими его людьми посредством мимики. По выражению лица младенца можно узнать о его самочувствии: испытывает ли он радость или печаль, напуган или взволнован чем-либо. Проявление у ребенка выражений радости или страха не зависит от того, видел ли ранее такие же эмоции у других.

Демонстрация одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были запечатлены различные эмоциональные выражения, вызывала среди представителей культур, сильно отличающихся друг от друга, одинаковые оценки (Пиз, 1992). Это исследование способно подтвердить, что выражения лица не являются результатом заученного поведения. Также присутствует врожденная мимика у слепых от рождения детей, которая с течением времени угасает ввиду отсутствия визуального восприятия этого мимического выражения у других людей.

Поэтому одним из важнейших условий развития мимики является социальное подражание. Оно возможно благодаря тому, что человек может управлять определенными группами мышц своего лица, отвечающих за выражение эмоционального состояния.

Существует несколько критериев, влияющих на проявление врожденных эмоций. Поскольку общество поощряет выражение одних и порицает другие, образуя и вырабатывая таким образом «язык» мимики этого общества, корректируются и сами мимические выражения (Фаст, 1997). Меняется экспрессивность, частота проявления тех или иных символов.

Также не стоит опускать тот факт, что в разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, не смотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. Также смысл некоторых элементов мимики может меняться в зависимости от ситуации, что несет определенные сложности при ее интерпретации. Необходимо помнить, что, хотя Ч. Дарвин предложил идею универсальности мимических эмоциональных выражений и предложил рассматривать их как биологически обусловленные сигналы, он в своем труде, посвященном анализу эмоций, обращает внимание на тот факт, что существует мимические выражения, имеющие культурную специфику (Бутовская, 2004). Примерами такого отступления от первоначального значения выражений лица могут служить ритуальный смех аборигенов-каннибалов, формальная улыбка партнеров по бизнесу.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что существуют универсальные (врожденные) и специфические (вариативные) мимические знаки, спонтанные и обдуманные выражения лица.

Врожденные эмоции, проявляющиеся спонтанно и присущие всем людям независимо от их культурной и национальной принадлежности называются базовыми.

Попытки определить набор «фундаментальных» или «базовых» эмоций предпринимались с давнего времени. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Авторы классификаций: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, Р. Вудвортс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер. Существуют различные точки зрения, и нет единой классификации эмоций, с которой могли бы согласиться все исследователи. Каждый из них подразделял эмоции по различным критериям. В зависимости от этого варьируется количество отобранных элементов.

В данной работе представлена классификация базовых эмоциональных выражений П. Экмана и У. Фризена.

 


 

Таблица 1. Естественные мимические выражения эмоций по П. Экману и У. Фризену

Радость Радость • Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. • Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами. • От носа к внешнему краю губ тянутся морщины (носогубные складки). • Щеки подняты. • Верхние веки спокойны, под нижними образуются морщи- ны, нижние веки приподняты, но не напряжены. • У наружного края уголков глаз появляются морщинки - «гу- синые лапки».
Удивление • Брови округлены и высоко подняты. • Кожа под бровями натянута. • Горизонтальные морщины на лбу. • Веки раскрыты. • Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.
Страх • Брови приподняты и сдвинуты. • В центре лба появляются морщины. • Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято. • Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.
Горе • Внутренние уголки бровей подняты вверх. • Кожа между бровями треугольной формы. • Внутренние уголки верхних век приподняты. • Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.
Гнев • Брови опущены и сведены. • Между бровями вертикальные складки. • Нижние веки напряжены и приподняты, верхние веки тоже напряжены. • Глаза неподвижные, могут казаться выпученными. • Губы находятся в одном из двух положений: крепко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике. • Ноздри расширены.
Отвращение • Верхняя куба поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпучена. • Нос наморщен. • Щеки подняты. • Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними об- разуются морщины. • Брови и верхние веки опущены

 

Остальные мимические выражения эмоциональных состояний представляют собой производные или составные, возникшие путем сочетания нескольких фундаментальных.

Также, затрагивая тему вариативности классификаций, следует сказать, что не все ученые согласны с утверждением о существовании базовых эмоций. Некоторые определяют эмоции как функцию перцептивно-когнитивных процессов, т.е. процессов восприятия и познания мира [73].

Не следует классифицировать мимику только по произвольным и непроизвольным компонентам, нужно также рассматривать ее физиологические параметры, такие как сила, тонус, симметрия-асимметрия, комбинация мышечных сокращений, динамика и амплитуда. Можно прибегнуть к фрагментарной классификации, основанной на зональном разделении лица. Или же рассматривать как целое в социальном и социально-психологическом плане (по выражениям, принадлежащим определенной национальной культуре или многим культурам, по индивидуальному стилю выражения или стилю, принятому в определенной социальной группе (Фаст, 1997).

Человек, контролирующий свои мимические выражения под воздействием различных социокультурных факторов, не способен в полной мере воспроизвести или скрыть настоящие эмоциональные состояния.

Если поведение человека естественно, и он не прибегает к сознательному контролю эмоций, на лице отражается симметрия. Лицо испытывающего эмоциональный дискомфорт приобретает признаки асимметричности. Такое поведение обусловлено тем, что левая сторона лица находится под контролем правого полушария, отвечающего за эмоции и эмоциональное состояние человека, вследствие чего в момент внутренних противоречий, человеку трудно скрывать смешанные чувства и тем более отрицательные в практике эффективного общения. Что касается мышц правой стороны лица, то они находятся под большим контролем, поскольку связаны с левым полушарием, которое отвечает за логику человека. Это правило распространяется на правшей (Шейнов, 2006).

Также доказано, что при неоднократном использовании одних и тех же выражений лица, с пришествием времени мимика застывает на лице в виде мимических морщин, в свою очередь отражает характер человека и пережитые им эмоции. Однако если рассматривать человеческое поведение в целом, экспрессия лица является наиболее информативным источником при передаче правдивой информации. Когда человек хочет скрыть свои переживания или намерения, лицо становиться менее информативным, нежели движения тела и жесты.

Следует также помнить, что для жестов, выражающих эмоциональное состояние верно и то, что жестикулирующий может воспроизводить их в диалоге в той или иной степени намеренно для обозначения соответствующей эмоции, при этом либо вовсе не испытывая данной эмоции, либо испытывая ее в гораздо меньшей степени, чем та, о которой свидетельствует жест [23, с. 114].

Жесты наряду с мимикой являются важнейшими элементами человеческой коммуникации. Задолго до овладения связной речью человек использовал различные движения тела для передачи информации и своего отношения к происходящему. Сила их влияния на других людей была замечена еще в древности. Политические деятели того времени активно изучали и приспосабливали жестикуляцию к своим выступлениям для более сильного влияния на аудиторию. Письменным доказательством этого могут считаться «Три трактата об ораторском искусстве» Цицерона. Также засвидетельствован, ответ античного оратора Демосфена на вопрос о том, что нужно для успеха в публичных выступлениях, который звучал так: «Жесты, жесты, жесты».

В современной семиотике одним из нерешенных является вопрос о происхождении термина «жест». Г.Е. Крейдлин высказал предположение, что слово жест восходит к латинскому gestus, производного от многозначного слова gerere, означающего «действовать» в самом широком смысле этого слова (Крейдлин, 2002). На данный момент в семиотике под словом «жест» понимается движение телом и конечностями (руками, ногами), которое служит условным знаком [8, c. 91]. В понятии жест в отличие от жестикуляции закреплена его соотнесенность с сознательным использованием видимого телесного действия, несущее определенный смысл.

Люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер, положение или рост, при определенных условиях выражает или передает некоторое значение. Даже неисполнение жеста, может оказаться столь же значимым, сколько и его присутствие в коммуникации (Крейдлин, 2002).

В рамках данного исследования поза как отдельная единица невербальной коммуникации не выделяется и рассматривается как фаза жеста.

Я.В. Чеснов в «Лекциях по исторической этнологии» пишет, что под позой обычно понимают статичное положение человеческого тела. В жесте, напротив, подчеркивается момент динамический. Однако, в сущности, между позой и жестом нет резкой грани, поскольку поза является начальной или конечной фазой жеста, иными словами жестом с нулевым движением. Также жест можно рассматривать как «серию» поз, имея в виду соотношение поз и жестов в мимике, танце и других видах телесной выразительности (Чеснов, 1998).

Вопрос об универсальности жестовой коммуникации наряду с мимической поднимали различные ученые.

Не смотря на то, что есть значительная часть жестов, имеющих культурную природу, которые передаются путем научения, существуют также многие универсальные жесты, которые позволяют судить о генетической предрасположенности к их использованию. К этой категории можно отнести: жест просьбы (протянутая рука ладонью вверх, пальцы сложены лодочкой), жест страха (перекрывание рукой лица или головы), хлопанье в ладоши (выражение одобрения), покачивание поднятым вверх указательным пальцем (неодобрение или шутливая угроза), потирание живота рукой в области желудка (жест, сообщающий о том, что человек голоден [8, c. 92].

Алан Пиз также придерживается мнения, что основные коммуникативные жесты во всем мире не отличаются друг от друга. Кивание головой у большей части населения Земли является признаком согласия или одобрение. Такой же жест используется слепыми и глухими людьми, а это, в свою очередь дает основание предполагать, что данный жест является врожденным. Вместе с этим приобрело и прочно закрепило за собой значение несогласия движение головой из стороны в сторону. Придание подобному жесту значения выражения отказа или негативного отношения, началось еще с детства, когда, будучи сытым ребенок крутит головой из стороны в сторону, отказываясь от материнской груди, а затем в попытке увильнуть от ложки, которой его кормят (Пиз, 2000).

Однако не все исследователи принимают такую точку зрения. Представителем иной позиции, относительно универсальности жестовых сигналов является Бердвистел, высказавший мнение о том, что, если подходить к изучению неречевых сигналов подобным образом, можно усмотреть универсальность во всех основополагающих движениях человека. Так, например, каждый стоит на своих ногах, может поднять руки, манипулировать пальцами, вращать головой, поднимать ее, опускать и т.п. Также он заявлял, что, несмотря на специально проводимые исследования в этом направлении, ученым так и не удалось обнаружить отдельных жестов или движений тела, которые во всех обществах имели бы одинаковое общепринятое значение. Утверждая, что не существует сигналов тела, которые можно было бы принять за универсальные символы, исследователь придерживался мнения об отсутствии как таковом отдельных мимические выражений лица, поз иди движения тела, которые во всех обществах передавали бы одни и те же сообщения (Фокина, 2008).

Также М. Мосс в своем труде указывал, что даже самые элементарные физиологические действия человека-то, как люди сидят, спят, едят или ходят, - пусть в очень малой степени, но отличаются от общества к обществу и от культуры к культуре (Мосс, 1996).

Г.Е. Крейдлин также является сторонником этой точки зрения, заявив в интервью, что языков жестов практически столько же, сколько культур, однако профессор допускает существование узкого круга жестов, имеющих схожее значение во всех культурах. Примерами такого жеста может служить указательные жесты [70].

В современной кинесике имеют место различные классификации жестовых выражений, но на данный момент отсутствует общепризнанная единая классификация. Проблема в ее определении заключается в том, что основу классификаций, существующих в настоящее время, положены различные принципы, установлены определенные критерии. Однако даже столь огромное количество они не позволяет в полной мере обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Г.Е. Крейдлин выделял три основных семиотических класса жестов:

. жесты, имеющие самостоятельное лексическое значение, способные передавать смысл в независимости от вербального контекста;

. жесты, выделяющие какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации;

. жесты, управляющие ходом коммуникативного процесса, устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию (Крейдлин, 2002).

Дэвид Эфрон классифицировал жесты на:

. жесты-эмблемы, являющиеся невербальными аналогами речевого высказывания и способные выступать в коммуникативном акте изолированно от вербального контекста;

. жесты-иллюстраторы, которые по своей природе не могут передавать значения в отрыве от речевого сообщения и не используются отдельно от него;

. жесты-регуляторы, служащие для управления процессом коммуникации, разграничивающие тематику вербальных сообщений, а также для вступления или завершения такового.

По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов [72].

В данном исследовании будет применена морфологическая классификация жестов по областям локализации (исполнения) жестов, использованная в труде Чо Хёнёна «Язык тела корейцев».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего эмоционального состояния человека, при этом они заключают в себе информацию не только о психологическом состоянии индивидов, но и об интенсивности переживания.

Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста Р. Бердвистел и многие его последователи справедливо считали контекст, а кинетическое поведение человека рассматривалось ими как функция от двух вещей - от характеристик самого жестикулирующего и физических или социальных свойств контекста, в котором он действует [24, c. 70].

Также немаловажную роль в коммуникационном процессе играет такое понятие как конгруэнтность (соответствие) языка телодвижений произносимой речи, т.е. невербального и вербального компонентов коммуникации. Невербальные сигналы, заключающие в себе в пять раз больше информации в сравнении с вербальными в случае неконгруэнтности являются наиболее достоверным источником информации об истинном положении вещей (Пиз, 2000). Знания о конгруэнтности вербальных и невербальных сигналов широко применяется в криминалистике. Они легли в основу большого количества научно-популярной литературы о теории лжи и а также в практические руководства по эффективному использованию жестовой коммуникации в общении.

Таким образом, язык мимики и жестов является очень важным явлением в человеческой коммуникации. Он отражает чувства, эмоциональное и физическое состояние человека, позволяя собеседнику верно на них реагировать.

Для успешного общения в коллективе необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический и жестовый комплексы, в которые входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной жестикуляции [8, c. 50]. Большое количество классификаций и точек зрения относительно языка телодвижений означает, что эта область представляет активный интерес для изучения и также доказывает его значимость в общении. Мимика и жесты являются не только значимыми коммуникативным сигналом человека, но могут иметь решающее значение в социальном взаимодействии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.111 (0.049 с.)