Невербальный язык в процессе делового общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальный язык в процессе делового общения



Люди могут обмениваться разными типами информации на

разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпы-

вается устными или письменными сообщениями. В этом процес-

се важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Пси-

хологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от

60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербаль-

ных средств выражения и только 20–40 % информации передает-

ся с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задумать-

ся над значением невербального общения для взаимопонимания

людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики

человека, а также порождают желание овладеть искусством тол-

кования этого особого языка, на котором мы все разговариваем,

даже не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его прояв-

ление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие

возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять это-

му языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Успех любого делового контакта в значительной мере зави-

сит от умения устанавливать доверительный контакт с собесед-

ником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говори-

те, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое

внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседни-

ка, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно

определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете

обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном

процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов являет-

ся важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как

встречено то, что вы говорите, – с одобрением или враждебно, от-

крыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только луч-

ше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, ка-

кое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как

он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бес-

словесный язык может предупредить вас о том, следует ли изме-

нить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь

нужного результата.

Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете до-

стигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с пар-

тнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходи-

мо овладеть хотя бы азами невербального, т. е. бессловесного об-

щения. Мы будем описывать их в определенной последовательно-

сти и давать их толкование применительно к деловому общению.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отлича-

ются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, ког-

да они печальны – они хмурятся, когда сердятся – у них серди-

тый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да»

или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим

примером универсального жеста, который обозначает, что чело-

век не знает или не понимает, о чем идет речь.

Такесика

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимо-

сти от типа культуры, так и невербальный язык одной нации от-

личается от невербального языка другой нации. Следует отме-

тить, что наиболее распространенным жестом является прикос-

новение, или тактильный контакт, закономерности которого из-

учает такесика. Прикосновение, или тактильный контакт, явля-

ется для человека самым первым и самым важным в его жизни.

Прикосновением мать показывает не только физическое благопо-

лучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок,

лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллекту-

альном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, кото-

рые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии.

Культурные нормы значительно регламентируют тактильные

контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выража-

ющим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контак-

ты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые

контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

Большинство культур накладывают множество ограничений

на прикосновения. В каждом обществе складываются представ-

ления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. Если собрать

список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных

слоях они осуществляются по-разному.

Например, удар является актом агрессии, но шутливое похло-

пывание по спине, даже весьма чувствительное, старых прияте-

лей воспринимается как знак дружеского расположения. В раз-

ных культурах значительно различается и допустимое количе-

ство прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко при-

касаются друг к другу. В Кембридже между студентами приня-

то обмениваться рукопожатиями дважды в год – в начале и в

конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив,

частота прикосновений очень велика

Проксемика

Пространство и время также выступают в качестве особой

знаковой системы и несут смысловую нагрузку.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу спо-

собствует возникновению контакта, символизирует внимание к

говорящему. Экспериментально доказано преимущество некото-

рых пространственных форм организации общения (как для двух

партнеров, так и для большой аудитории).

Это связано со следующим: существует большое количество

информации о том, что животные, птицы и рыбы устанавлива-

ют свою сферу обитания и охраняют ее. Но только недавно было

обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и терри-

тории. Если мы их изучим и поймем их смысл, то не только обо-

гатим свое представление о собственном поведении и поведении

других людей, но и сможем прогнозировать реакцию другого че-

ловека в процессе непосредственного общения.

Американский ученый Э. Холл был одним из первых в обла-

сти изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г.

издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «прок-

семика» (от англ. proximity – близость). Это дистанция, которую

соблюдают люди при общении, и это биологическая закономер-

ность.

Кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Это мимика, осанка, позы, походка, взгляд и т.д.
Мимика — движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Главная характеристика мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, отвращения) все движения мышц лица скоординированы.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная пространственная единица поведения человека.
Походка — эти стиль передвижения человека, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние.
Жест — движение рук, имеющие типичное для данной культуры значение.Экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели говорящего) влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных лексем, грамматических форм и конструкций в какой-то определенной ситуации общения Такесика Такесические средства общения — различные виды прикосновений: рукопожатия, поцелуи, прикосновения, объятия, поглаживания, отталкивания и т.д.
Проксемика
Проксемические средства общения — приемы расположения в пространстве относительно собеседника.

 

Интерактивные формы общения

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др. Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.[6]

 

Коммуникативные барьеры

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе. Человек, как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно‑дефицитный барьер. Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую‑либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из‑за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь‑скороговорка и речь с большим количеством звуков‑паразитов. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой. Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально‑культурные различия между партнёрами по общению. В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.

Коммуникативные барьеры:1) Некомпетентность; 2) Неумение выражать свои мысли; 3) Плохая техника речи; 4) Неумение слушать; 5) Барьер модальности;6) Барьер характера.

Заключение

Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации их действие противоречиво.

Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана при своеобразном срабатывании охранной сигнализации, автоматически перекрываются подступы к человеку.

В противном случае мозг и психика человека просто не выдержала бы обвала информации.

Однако барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

 

Этика – наука о морали

Специальная отрасль философского знания, сконцентрировавшая и обобщившая опыт нравственного осмысления действительности, называется этикой.

Она возникает в античности и связана, прежде всего, с именем Аристотеля, определившего место этики в системе знания (этику, наряду с политикой, Аристотель относил к разряду практических наук). В знаменитой «Никомаховой этике» Аристотель разрабатывает категории блага, добродетели, счастья, анализирует понятия, являющиеся критериями нравственной оценки, рассматривает главные пороки и морально недостойные поступки Аристотель.

Этика (от лат. ethiсa или греч. ethos – обычай, нравственный

характер) учит оценивать ситуацию, чтобы человек мог посту-

пать этически правильно (нравственно). Со времен Аристотеля

этика принадлежит к области практической философии, так как

пытается ответить на вопросы: что мы должны и чего не должны

делать? Этика подразумевает наличие некоторых нравственных

норм, регулирующих отношения между людьми. Наиболее четко

важнейшие для человечества этические нормы выражены в хри-

стианстве.

Этика как учение о морали

Cлова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребля-

ются как синонимы, и этому способствует перевод слов «этос» и

«моралис» с греческого и латинского как «обычай», «уклад», «по-

рядок», «нрав». Однако в философии сложилась традиция разли-

чения этих понятий.

Термины «мораль», «нравственность» здесь означают опреде-

ленную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры,

а под «этикой» понимается исследование, изучение морали и ее

обоснование. Таким образом, мораль, или нравственность, явля-

ется предметом изучения этики, подобно тому, как право пред-

ставляет собой предмет юридической науки, а язык – языкозна-

ния.Иногда этику и определяют как науку о морали. Однако не вся-

кое учение является научным, ибо научность – это высшая форма

знания, предполагающая его истинность, систематичность, дока-

зательность и проверяемость. Поэтому точнее этику определить

именно как учение о морали.

При этом важно подчеркнуть, что этика не просто учение о

морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или

иного понимания морали формируется и само моральное состо-

яние субъекта.

Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет,

наделяет его определенными характеристиками. Этика может по-

лагать, что мораль дана человеку свыше, Богом, либо утверждать

ее природное, эволюционное происхождение, либо вскрывать и

анализировать ее общественно-историческую природу. И все эти

концептуальные представления о своем предмете будут одновре-

менно являться и разными состояниями морали, разными систе-

мами ценностей и требований к человеческому поведению.

Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как само-

сознающий моральный опыт, то есть как теоретическую рефлек-

сию морального сознания о самом себе.

Но что же представляет собой мораль как предмет этики?

В первом приближении мораль можно определить как совокуп-

ность правил и норм поведения, которыми люди руководствуют-

ся в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к

другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую чер-

ту морального отношения составляет оценка общественных явле-

ний и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, спра-

ведливости или несправедливости. С помощью нравственных

оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на

их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-

идеальному порядку.

К сфере морали относят также сами отношения и нормы пове-

дения людей, получившие устойчивый общеобязательный харак-

тер и образующие общественные нравы.

Не менее важно для морали и наличие у человека качеств и

склонностей, делающих его способным к нравственной жизни, –

«добродетелей». Это такие устойчивые черты характера и цен-

ностные установки, которые отражают наличие у человека по-

требностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нрав-

ственного миропорядка, способность жить по совести, вести себя

культурно и ответственно.

Отсюда можно сделать вывод о том, что к сфере морали отно-

сятся достаточно разнородные явления: правила и нормы поведе-

ния, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности челове-

ческого характера, само поведение людей. Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной

жизни человека и общества, сферу духовной культуры и являет-

ся предметом изучения этики. Этика же является учением о мора-

ли, о нравственном освоении человеком действительности. Эти-

ка не создает морали, не придумывает нормы, принципы, прави-

ла доведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобща-

ет, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и цен-

ности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с

необходимостью должна раскрыть источник происхождения мо-

ральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль

в жизни человека, выявить закономерности функционирования и

развития.

Тем самым этические знания становятся важным фактором

формирования духовной культуры общества и нравственного

миропонимания личности. И хотя, как уже отмечалось, не этика

формирует моральный облик человека, она как бы заранее пред-

полагает нравственную развитость тех, к кому обращается, – без

этических знаний нравственная позиция личности оказывается

либо несовершенна, либо уязвима.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.103 с.)