Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловое общение, его сущность и основные характеристики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности. С точки зрения психологии можно определить общение как универсальную реальность, в который зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение. Процесс человеческого общения, как отмечалось ранее, очень сложный и многоплановый. Он напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней; - в процессе общения мы обмениваемся информацией; - взаимодействуем с другими людьми; - познаем их; и вместе с этим переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Функции общения. Функция (от лат. functio - направление) означает направленность общения. Функция общения тесно связана с целями. Она показывает, какая цель решается через данное направление. Общение многофункционально. Основные функции общения. 1. Прагматическая функция общения (от греч. pragma - действие, практика). Прагматизм - установка на практически полезное, выгодное. Прагматическая функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека (например, развитие и формирование ребенка опосредовано его общением со взрослым). 3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, он ищет точку опоры в других людях. 4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оценкой людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, накладывают свой отпечаток на деловые и даже на ролевые отношения. 5. Внутриличностная функция. Реализуется в процессе общения человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Существуют и другие классификации функций общения. Так, иногда выделяют следующие функции (цели) общения: - контактную функцию, целью которой является установление контакта (состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности); - функцию информационного обмена, т.е. приема- передачи каких-либо сведений, а также обмена мнениями, замыслами, решениями и т.д.; - побудительную стимуляцию - функцию, направляющую активность партнера по общению на выполнение тех или иных действий; - координационную функцию - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; понимание - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.); - а матичное возбуждение («обмен эмоциями») - вызывание в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных эмоциональных переживаний и состояний; - установление отношений - осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду; - оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
12. Коммуникативные барьеры в деловом общении и методы их преодоления. Существующие специфические коммуникативные барьеры имеют социальный или психологический характер. Можно выделить следующие группы коммуникативных барьеров: барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношения, т.е. барьеры сугубо психологического отношения, личностные (психологические) барьеры. Рассмотрим их подробнее. В практике общения существуют также следующее барьеры понимания: -- фонетическое непонимание - непонимание из-за погрешностей в самом канале передачи информации (невыразительная, невнятная, быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов, дефекты произношения И Т.Д.). - - семантические барьеры - это смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения). То есть, это барьеры из-за различий а системах значений (тезаурусах) участников общения, создающие препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. стилистические барьеры - препятствия, возникающие при несоответствии стиля речи и ситуации общения или актуального психологического состояния реципиента и др. - логические барьеры - препятствия, возникающие, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Например, можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, «детской» и «взрослой» логики и т.д. Эффективное деловое общение предполагает преодоление коммуникативных барьеров и преград
Сушествует несколько видов взаимодействия. 1. Сотрудничество (реализуется либо мотив кооперации либо конкуренция), направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей. 2. Противодействие (индивидуализм) - предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению. 3. Компромисс - реализуется а частном достижении целей партнеров ради условного равенства. 4. Уступчивость (альтруизм) - предполагает жертвование собственными целями для достижения целей партнера. 5. Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей ради исключения выигрыша партнера ПЕРЦЕПТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. Перцептивные барьеры. Рассмотрим некоторые типичные ошибки восприятия (перцептивные барьеры). 1. Эффект ореола (галоэффект) - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Информация (мнение) о каком-то человеке накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее. Этот образ и выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты. Эффект ореола является наиболее известным среди всех «ошибок» межличностной перцепции и чаще всего проявляется в условиях дефицита информации о воспринимаемом человеке, служит своеобразным средством ее восполнения. Но это может быть и при восприятии знакомого человека, при условии ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Вследствие эффекта ореола, который может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок, общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных качеств, которые также воспринимаются как положительные. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок. При этом хорошее не замечается, а недостатки преувеличиваются. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей. Так, человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным после неудачи. Кроме того, если у сотрудников или руководителя коллектива сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. Аналогично воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. С эффектом ореола тесно связан и эффект последовательности (эффект порядка), в рамках которого действуют эффект первичности и эффект новизны. 2. Эффект последовательности, который отражает значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для формирования представлений о нем. Так, при восприятии ранее незнакомого человека наибольшее влияние на формирование представления о нем оказывают первоначальные сведения. Здесь срабатывает эффект первичности (,эффект знакомства, или эффект первого впечатления). 3. Эффект первичности, определяющий тенденцию к переоценке первой информации о человеке, ее фиксации и устойчивости в дальнейшем по отношению к другой информации, поступившей позже. Начальная, ранее предъявленная информация обладает приоритетом. Она крайне важна, получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддается коррекции. Здесь можно вспомнить известное выражение о том, что «первое впечатление наиболее правильно». При наличии противоречивой информации о человеке больший вес придается данным, полученным вначале. Поэтому обычно недоброжелатель, стремящийся навредить кому-то, спешит сообщить новому начальнику сведения об этом человеке, порочащие его. На таком установочном фоне человеку трудно оправдываться и что-то доказывать. Должно пройти немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто. 4. Эффект новизны - противоположный эффект, действующий в ситуациях восприятия знакомого человека. Он означает, что при восприятии знакомого человека субъективно более значимой оказывается новая информация, т.е. при общении со старыми знакомыми люди больше доверяют последним сведениям. Поэтому существует правило речевого поведения, согласно которому беседу следует заканчивать какой-либо эффектной фразой, поскольку именно она лучше всего запечатлевается собеседником и более всего влияет на его мнение и поведение. 5. Вера в первый взгляд - это склонность считать, что первое впечатление - самое правильное. Однако оно часто бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания субъекта, а не на моментальное проникновение в характер и мысли партнера по общению. При постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может быть удовлетворено приписываемыми партнеру чертами и свойствами, которые сформировались при первом впечатлении. Постепенно происходит уточнение и корректировка образа партнера. 6. Эффект авансирования, заключающийся в том, что человеку необоснованно приписывают несуществующие достоинства, затем наступает разочарование, после того, как сталкиваются с его поведением, неадекватным сложившемуся о нем положительному представлению. 7. Эффект проекции - это проецирование на других людей собственных качеств, вызывая установку на ожидание соответствующего поведения. Вследствие этого эффекта люди склонны приятным для них собеседникам приписывать свои собственные достоинства, а неприятным - свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других людей те черты, которые ярко представлены у них самих. Данный эффект очень часто проявляется в неумении людей разделять точку зрения другого человека. Грамотное и эффективное общение предполагает умение взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не сообраз- но обычной схеме: «Я бы так не поступил». Так, например, если вы флегматик, а ваш партнер по общению - холерик, то бесполезно ждать от него, что он будет вести себя как вы. 8. Эффект презумпции взаимности (иллюзии взаимности), заключающийся в устойчивой тенденции человека воспринимать отношение к нему со стороны окружающих его людей подобно его собственному отношению к ним. Причиной феномена «презумпции взаимности» является то, что именно такое подобное, т.е. равноправное отношение, субъективно представляется наиболее «справедливым». Предположение о взаимности — «своеобразная точка отсчета», с которой начинают строиться межличностные отношения. 9. Фактор привлекательности. Действие данного фактора заключается в том, что под влиянием внешней привлекательности человека (или его непривлекательности) какие-либо его качества переоцениваются (или недооцениваются) другими людьми. Ошибка здесь состоит в том, что внешне привлекательного человека люди склонны считать одновременно более умным, хорошим, интересным, т.е. ввиду его внешней привлекательности, люди склонны переоценивать его по другим, важным для них психологическим и социальным параметрам. Если же человек внешне непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Эти данные подтверждены в эксперименте американского психолога А. Миллера, который показывал испытуемым фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых и просил их охарактеризовать. В оценке испытуемых красивые превосходили некрасивых по всем параметрам. 10. Фактор отношения к нам — этот перцептивный барьер действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся или разделяющие какие-либо важные для нас идеи, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что таких людей мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Знаком отношения к нам, приводящим в действие соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. 11. Фактор превосходства. Здесь срабатывает схема социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (в частности, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-либо важному для него параметру: уму, росту, материальному положению и т.д.). Человек, превосходящий наблюдателя по одному из указанных параметров, оценивается им гораздо выше и по остальным, т.е. происходит его общая личностная переоценка. Причем, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данной конкретной ситуации, тем меньше необходимо усилий для запуска этой схемы. 12. Эффект физиогномической редукции - это не вполне обоснованное и, как правило, поспешное заключение о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика. 13. Эффект атрибуции - подсознательное приписывание партнеру способностей и черт, которые субъект подметил у другого человека, напоминающего ему того, с кем он общается. 14. Эффект эха - перенесение успеха человека в какой- либо области на совершенно другую сферу деятельности. 15. Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей личности партнера в сторону среднего. 16. Феномен внутригруппового фаворитизма - тенденция благоприятствования в восприятии и оценочных суждениях членов собственной группы в противовес членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен как бы задает «режим наибольшего благоприятствования» межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы (по сравнению с межгрупповыми связями). В плане отношений руководителя коллектива с подчиненными феномен внутригруппового фаворитизма приобретает дополнительные специфические особенности. Во-первых, он может становиться, и, чаще всего, становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное явление протекционизма, т.е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий. Существуют также и другие эффекты и феномены межличностного восприятия, которые в данном случае не рассматриваются.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Итак, эффективная коммуникация, способствующая достижению целей, предполагает владение как вербальными, так и невербальными средствами общения. Значение невербальных средств заключается в следующем. Невербальная знаковая система выразительна, лаконична и эмоциональна. Она дополняет, усиливает речь, включает эмоции общающихся и их отношение к передаваемой информации. Иногда невербалика заменяет средства вербальной коммуникации (слова). Невербалика дает основной объем информации. Психологами установлено, что 60 - 80 % информации передается за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40 % — с помощью вербальных. Так, согласно данным исследований американского психолога А. Мейерабиана, передача информации происходит за счет вербальных средств (слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) на 38 %, а за счет таких невербальных средств, как мимика, жесты, позы и др. на 55 % [60]. Невербальное поведение - наиболее надежный источник информации. Люди инстинктивно сопротивляются тому, чтобы их раскрыли, и поэтому контролируют свое вербальное поведение, приспосабливают его к обстоятельствам. Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Для того, чтобы узнать, надо изучить невербалику, язык жестов, телодвижений, мимики лица, так как именно они являются наиболее точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний. Это обусловлено тем, что невербальные сигналы и реакции плохо поддаются контролю и их нельзя подделать, поскольку данные проявления обусловлены импульсами подсознания. Поэтому в процессе общения невербальным сигналам можно доверять больше, чем обычному речевому каналу общения. Они более достоверны. Именно невербальное поведение выступает как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психологических характеристик личности. На основе невербального поведения наиболее полно раскрывается внутренний мир личности и его психическое состояние. Используя невербальные средства, можно воздействовать как на свое психическое состояние, так и на психическое состояние и поведение другого человека. Изменив соответ- ствующим образом свое невербальное поведение (позу, положение рук, головы и т.д.), можно изменить свое психическое состояние (например, добавить себе решительности, уверенности и т.д.). Аналогичным образом, воздействуя на невербальное поведение другого человека, его позы, жесты и др. (например, вынудив его изменить позу, открыть руки и расцепить их и т.д.), можно воздействовать на его психическое состояние (например, изменить его отношение к вам или к обсуждаемой проблеме) и, соответственно, изменить его поведение. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций. Если по словесному (вербальному) каналу передается чистая информация, то по невербальному - отношение к партнеру по общению. В целом невербальное поведение личности поли- функционалъно. Невербальное поведение выполняет следующие функции: - создает образ партнера по общению; - выражает качество взаимоотношений партнеров по общению и их изменение; - формирует эти отношения, регулирует процесс общения; - является индикатором психических состояний личности; - выступает в роли уточнения, дополнения и изменения понимания вербального сообщения, придает ему новые смысловые оттенки, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, а иногда и заменяет вербальную информацию; - создает психологический контакт и поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; - выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений, выражает оценки, эмоции, принятую роль, смысл ситуации. Происхождение невербальных сигналов и их основные характеристики. Невербальные сигналы могут быть врожденные ( генетические ), приобретенные и культурно обусловленные. Так, невербальные сигналы для выражения основных эмоций (страха, гнева, веселья, агрессии и др.) являются врожденными. Они одинаковы во всем мире у представителей самых различных национальных культур. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. То, что глухие или слепые от рождения дети, без всякого обучения или копирования, способны улыбаться, хмуриться и проявлять другие эмоции, позволяет сделать заключение о том, что эти невербальные сигналы — врожденные. Однако большинство невербальных сигналов являются приобретенными и культурно обусловленными. Так, к числу универсальных жестов, приобретенных в детстве, относится кивание головой, означающее «да» или утверждение, а покачивание головой из стороны в сторону означает отрицание или несогласие; «пожимание плечами» - комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови - пример жеста, означающего, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Используя невербальные средства коммуникации, следует учитывать следующие их основные характеристики. Существование межнациональных различий невербального общения. Остановимся на этом подробнее. Значения средств невербальной коммуникации могут определяться особенностями национальной культуры, т.е. как вербальный, так и невербальный язык отличается в зависимости от типа национальных культур, подобно отличию «языка слов» от «языка чувств». Усугубляет положение также и тот факт, что нередко одно и то же выразительное движение или жест у разных народов может иметь совершенно различное и даже противоположное значение. Так, кивок головы сверху вниз означает у русских «согласие», а у болгар и на юге Югославии служит знаком отрицания. Жест, при помощи которого русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец - на нос. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.016 с.) |