Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические закономерности управленческой деятельности.

Поиск

Психологические закономерности управленческой деятельности.

психологические закономерности управленческой деятельности основываются на соотв. Теоретических основ имеют х-р аксиом

з-н самосохранения:основным мотивом соц. Поведения личности яв-ся сохранение личного чувства самостоятельности, сохранение личного достоинства и самоуважения.

Главное правило рук-ля: нельзя унижать человеческое достоинство работника и загонять его в угол.

З-н неопределенности отклика: если в процессе делового общения не учитывать психологический тип и основные психологические характеристики своего партнера по общению, то его реакция на ваше воздействие всегда будет неопределенной и неожиданной.

З-н неадекватности отображения человека человеком: получить полное, точное, исчерпывающее знание о другом человеке, его внутреннем мире невозможно, поскольку существуют объективные преграды,препятствующие познанию человека человеком. Преграды:1-сложность и уникальность человеческой личности. 2-человеческая личность постояноо изменяется. 3-каждый человек сознательно или неосознанно, противится тому, чтоб быть полностью понятым. 4- в силу закона неадекватности самооценки, нашизнания о самих себе всегда неполны и неточны. 5-познание другого чел-ка осложняется существованием социальных стереотипов.

З-н расщепления смысла управленческой информации: уравленческая информация в процессе своего движения по ступеням иерархической лестницы управления имеет обьективную, не зависящую от воли и сознания людей, тенденцию к отклонению от своего первоначаьного смысла.

З-н компенсации: при наличии высоких стимулов к работе или при значительных требованиях, предъявляемых человеку, отсутствие у него специальных способностей для выполнения данной работы может компенсироваться за счет других способностей или за счет хорошей организации труда и умения работать

Психическая структура личности и детерминация человеческого поведения

Компоненты психической структуры личности:

1- Наличие наряду с сознательным бессознательного уровня психики. Сфера бессознат.- активная чаасть психики, где бушуют инстинкты, подавленные желания и комплексы. Не поддается рациональному анализу. Определяет поведенческие реакции личности- следовательно трудность познание человека и трудность прогнозирования поведения. это отражается в з-не неадекватности отображения человека человеком и в з-не неадекватности самооценки.

2- Наличие в психической структуре личности трех компонентов: разума воли и чувств

3- Наличие в структуре самосознания личности трех Я: Реального Я, Я-образа и Я-имиджа

Я-образ- то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе

Реальное Я- то, что мы есть на самом деле

Комплекс неполноценности- ощущение своей ущербности, которое человек испытывает всю жизнь.

Я-имидж- это тот образ самого себя, который человек специально конструирует в соответствии с ожиданиями окружающих, для того, чтобы произвести на них благоприятное впечатление

«Локус контроля»

Л.К.- это свойство личности приписывать причины событий и своих поступков преимущественно либо внешним силам, либо внутренним факторам.

Интернальный тип личности-внутренний локус контроля, они все берут на себя и объясняют своими личностными особенностями, мотивацией и тд

Экстернальный тип- внешний локус контроля, выносят причины во вне себя, объясняя явения внешними факторами.

Факторы детерминации личности:

Общество(макросреда личности)

«Я» →Социальные стереотипы→ ролевое поведение

Группа(микросреда личности)

Ролевое поведение- способ поведения, задаваемый обществом

Социальная роль- выработанный обществом нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окржающими от каждого

Соц. Стереотипы- устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственные той или иной группам

Макросреда личности-общий культурно-исторический фон, через который осущ-ся влияние на личность

Микросреда личности-та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе соц. Деятельности, т.е ее ближайшее окружение.

Психологические закономерности трудовой мотивации

Для эффективной управленческой деятельности важнейнее значение имеет учет мотивационных особенностей поведения подчиненных

Мотив- это побуждение к деятельности, повод к действию

Мотивация- это совокупность побудительных сил человеческой деятельности как осознаваемых, так и неосознаваемых самим человеком

Мотивы человеческого поведения непосредственно связаны с его потребностями

Потребность- нужда в чем-то, физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.

Существует 2 вида потребностей (первичные и вторичные)

Первичные- физиологические и врожденные

Вторичные- социальные, духовные, психологические

Руководитель должен знать потребности и мотивы личности. Кружимся в ритме белого танца.. на дискотеке школьной

Одна из главных задач руководителя- мотивирование труда подчиненных..проблема мотивации занимает в управленческой деятельности особое место.

Трудовая мотивация отвечает на вопрос “что побуждает человека к труду

Трудовая мотивация бывает положительная и отрицательная

Положительная – связанная со стремлением человека добиться успеха в своей деятельности

Отрицательная- связанная со стремлением уйти от неуспеха, от осуждения, наказания

Функиция трудового мотивирования- одна из сложнейших, поскольку объект воздействия- личность человека

Через мотивацию труда руководитель стремится обеспечить эффективное трудовое поведение каждого работника

Эффективное трудовое поведение выражается в;

- каждый работник надежно, достобросовестно и точно выполняет свои обязанности

- во имя интересов дела и коллектива работник готов выйти за пределы своих непосредственных обязанностей, оказывать помощь коллегам

- работник получает удовлетворение от работы и не собирается ее менять

Эффективное трудовое поведение предполагает наличие мотивов к эффективному труду

Для этого организация трудового процесса должна включать в себя объективные стимулы к эффективной производительной работе

В практических целях управленческой деятельности следует четко различать понятия мотива и стимула, мотивирования и стимулирования

Мотив- это внутреннее побуждение к выполнению определенной деятельности или совершению поступков

Мотивирование- создание у исполнителей психологических побуждений

 

Стимул- побуждение к выполнению определенной деятельности или совершению поступков под воздействием внешних факторов

Стимулирование- побуждение работников к труду с помощью внешних факторов

Виды стимулирования:

- материальное (прежде всего, деньги)

- моральное(психологические методы воздействия, одобрение, похвала)

- Стимулирование с помощью определенных действий (приобретение акций предприятия служащими, использование групповых методов принятия решений)

Вопрос 7

Вопрос 8.

Вопрос 9.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ.

Перцептивные барьеры. Рассмотрим некоторые типич­ные ошибки восприятия (перцептивные барьеры).

1. Эффект ореола (галоэффект) - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Информация (мнение) о каком-то че­ловеке накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее. Этот образ и выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты.

Эффект ореола является наиболее известным среди всех «ошибок» межличностной перцепции и чаще всего проявля­ется в условиях дефицита информации о воспринимаемом человеке, служит своеобразным средством ее восполнения. Но это может быть и при восприятии знакомого человека,

при условии ярко выраженного эмоционального отношения к нему.

Вследствие эффекта ореола, который может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок, общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносит­ся и на оценку его неизвестных качеств, которые также воспринимаются как положительные. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок. При этом хорошее не замечается, а недостатки преувеличиваются. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей. Так, человека на­чинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным после неудачи. Кро­ме того, если у сотрудников или руководителя коллектива сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. Аналогично вос­принимается хороший поступок человека, которого все счи­тают плохим.

С эффектом ореола тесно связан и эффект последова­тельности (эффект порядка), в рамках которого действуют эффект первичности и эффект новизны.

2. Эффект последовательности, который отражает зна­чимость определенного порядка предъявления информации о человеке для формирования представлений о нем. Так, при восприятии ранее незнакомого человека наибольшее влияние на формирование представления о нем оказывают первона­чальные сведения. Здесь срабатывает эффект первичности (,эффект знакомства, или эффект первого впечатления).

3. Эффект первичности, определяющий тенденцию к переоценке первой информации о человеке, ее фиксации и устойчивости в дальнейшем по отношению к другой ин­формации, поступившей позже. Начальная, ранее предъ­явленная информация обладает приоритетом. Она крайне важна, получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддает­ся коррекции. Здесь можно вспомнить известное выражение о том, что «первое впечатление наиболее правильно».

При наличии противоречивой информации о челове­ке больший вес придается данным, полученным вначале. Поэтому обычно недоброжелатель, стремящийся навредить кому-то, спешит сообщить новому начальнику сведения об

этом человеке, порочащие его. На таком установочном фоне человеку трудно оправдываться и что-то доказывать. Долж­но пройти немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.

4. Эффект новизны - противоположный эффект, дей­ствующий в ситуациях восприятия знакомого человека. Он означает, что при восприятии знакомого человека субъек­тивно более значимой оказывается новая информация, т.е. при общении со старыми знакомыми люди больше доверяют последним сведениям. Поэтому существует правило речево­го поведения, согласно которому беседу следует заканчивать какой-либо эффектной фразой, поскольку именно она лучше всего запечатлевается собеседником и более всего влияет на его мнение и поведение.

5. Вера в первый взгляд - это склонность считать, что первое впечатление - самое правильное. Однако оно часто бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознатель­ные ожидания субъекта, а не на моментальное проникнове­ние в характер и мысли партнера по общению.

При постоянном общении результаты первого впечатле­ния продолжают действовать. Однако постоянное и длитель­ное общение не может быть удовлетворено приписываемыми партнеру чертами и свойствами, которые сформировались при первом впечатлении. Постепенно происходит уточнение и корректировка образа партнера.

6. Эффект авансирования, заключающийся в том, что человеку необоснованно приписывают несуществующие до­стоинства, затем наступает разочарование, после того, как сталкиваются с его поведением, неадекватным сложившему­ся о нем положительному представлению.

7. Эффект проекции - это проецирование на других лю­дей собственных качеств, вызывая установку на ожидание соответствующего поведения. Вследствие этого эффекта люди склонны приятным для них собеседникам приписы­вать свои собственные достоинства, а неприятным - свои не­достатки, т.е. наиболее четко выявлять у других людей те черты, которые ярко представлены у них самих.

Данный эффект очень часто проявляется в неумении людей разделять точку зрения другого человека. Грамот­ное и эффективное общение предполагает умение взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не сообраз-

но обычной схеме: «Я бы так не поступил». Так, например, если вы флегматик, а ваш партнер по общению - холерик, то бесполезно ждать от него, что он будет вести себя как вы.

8. Эффект презумпции взаимности (иллюзии взаимно­сти), заключающийся в устойчивой тенденции человека воспринимать отношение к нему со стороны окружающих его людей подобно его собственному отношению к ним. При­чиной феномена «презумпции взаимности» является то, что именно такое подобное, т.е. равноправное отношение, субъ­ективно представляется наиболее «справедливым». Предпо­ложение о взаимности — «своеобразная точка отсчета», с ко­торой начинают строиться межличностные отношения.

9. Фактор привлекательности. Действие данного фак­тора заключается в том, что под влиянием внешней при­влекательности человека (или его непривлекательности) какие-либо его качества переоцениваются (или недооцени­ваются) другими людьми. Ошибка здесь состоит в том, что внешне привлекательного человека люди склонны считать одновременно более умным, хорошим, интересным, т.е. вви­ду его внешней привлекательности, люди склонны переоце­нивать его по другим, важным для них психологическим и социальным параметрам. Если же человек внешне непри­влекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Эти данные подтверждены в эксперименте американско­го психолога А. Миллера, который показывал испытуемым фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некраси­вых и просил их охарактеризовать. В оценке испытуемых красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

10. Фактор отношения к нам — этот перцептивный ба­рьер действует таким образом, что люди, хорошо к нам отно­сящиеся или разделяющие какие-либо важные для нас идеи, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что таких людей мы склонны позитивно оценивать и по другим пока­зателям. Знаком отношения к нам, приводящим в действие соответствующую схему восприятия, является все, что свиде­тельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

11. Фактор превосходства. Здесь срабатывает схема со­циального восприятия в ситуации неравенства партнеров (в частности, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-либо важному для него параметру: уму,

росту, материальному положению и т.д.). Человек, превос­ходящий наблюдателя по одному из указанных параметров, оценивается им гораздо выше и по остальным, т.е. происходит его общая личностная переоценка. Причем, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данной конкретной ситуации, тем меньше необходимо усилий для запуска этой схемы.

12. Эффект физиогномической редукции - это не впол­не обоснованное и, как правило, поспешное заключение о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика.

13. Эффект атрибуции - подсознательное приписывание партнеру способностей и черт, которые субъект подметил у другого человека, напоминающего ему того, с кем он об­щается.

14. Эффект эха - перенесение успеха человека в какой- либо области на совершенно другую сферу деятельности.

15. Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оцен­ки наиболее ярких особенностей личности партнера в сторо­ну среднего.

16. Феномен внутригруппового фаворитизма - тенден­ция благоприятствования в восприятии и оценочных суж­дениях членов собственной группы в противовес членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен как бы задает «режим наибольшего благоприятствования» межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы (по сравнению с межгрупповыми связями). В плане отношений руководителя коллектива с подчиненными фе­номен внутригруппового фаворитизма приобретает допол­нительные специфические особенности. Во-первых, он мо­жет становиться, и, чаще всего, становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное явление протекционизма, т.е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий.

Существуют также и другие эффекты и феномены меж­личностного восприятия, которые в данном случае не рас­сматриваются.

 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Итак, эффективная коммуникация, способствующая до­стижению целей, предполагает владение как вербальными, так и невербальными средствами общения. Значение невер­бальных средств заключается в следующем.

Невербальная знаковая система выразительна, лаконич­на и эмоциональна. Она дополняет, усиливает речь, вклю­чает эмоции общающихся и их отношение к передаваемой информации. Иногда невербалика заменяет средства вер­бальной коммуникации (слова).

Невербалика дает основной объем информации. Психоло­гами установлено, что 60 - 80 % информации передается за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40 % — с помощью вербальных. Так, согласно данным исследований американского психолога А. Мейерабиана, передача инфор­мации происходит за счет вербальных средств (слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) на 38 %, а за счет таких невербальных средств, как мимика, жесты, позы и др. на 55 % [60].

Невербальное поведение - наиболее надежный источник информации. Люди инстинктивно сопротивляются тому, чтобы их раскрыли, и поэтому контролируют свое вербаль­ное поведение, приспосабливают его к обстоятельствам. Ча­сто слова собеседника не соответствуют тому, что он на са­мом деле думает и чувствует. Для того, чтобы узнать, надо изучить невербалику, язык жестов, телодвижений, мимики лица, так как именно они являются наиболее точными ин­дикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний. Это обусловлено тем, что невербальные сигналы и реакции плохо поддаются контролю и их нельзя подде­лать, поскольку данные проявления обусловлены импульса­ми подсознания. Поэтому в процессе общения невербальным сигналам можно доверять больше, чем обычному речевому каналу общения. Они более достоверны.

Именно невербальное поведение выступает как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психологиче­ских характеристик личности. На основе невербального по­ведения наиболее полно раскрывается внутренний мир лич­ности и его психическое состояние.

Используя невербальные средства, можно воздействовать как на свое психическое состояние, так и на психическое состояние и поведение другого человека. Изменив соответ-

ствующим образом свое невербальное поведение (позу, по­ложение рук, головы и т.д.), можно изменить свое психи­ческое состояние (например, добавить себе решительности, уверенности и т.д.). Аналогичным образом, воздействуя на невербальное поведение другого человека, его позы, жесты и др. (например, вынудив его изменить позу, открыть руки и расцепить их и т.д.), можно воздействовать на его психи­ческое состояние (например, изменить его отношение к вам или к обсуждаемой проблеме) и, соответственно, изменить его поведение.

Между вербальными и невербальными средствами обще­ния существует своеобразное разделение функций. Если по словесному (вербальному) каналу передается чистая инфор­мация, то по невербальному - отношение к партнеру по общению. В целом невербальное поведение личности поли- функционалъно.

Невербальное поведение выполняет следующие функции:

- создает образ партнера по общению;

- выражает качество взаимоотношений партнеров по об­щению и их изменение;

- формирует эти отношения, регулирует процесс обще­ния;

- является индикатором психических состояний лично­сти;

- выступает в роли уточнения, дополнения и изменения понимания вербального сообщения, придает ему новые смыс­ловые оттенки, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, а иногда и заменяет вербальную информацию;

- создает психологический контакт и поддерживает оптимальный уровень психологической близости между об­щающимися;

- выступает в качестве показателя статусно-ролевых от­ношений, выражает оценки, эмоции, принятую роль, смысл ситуации.

Происхождение невербальных сигналов и их основные характеристики. Невербальные сигналы могут быть врож­денные ( генетические ), приобретенные и культурно обу­словленные. Так, невербальные сигналы для выражения основных эмоций (страха, гнева, веселья, агрессии и др.) яв­ляются врожденными. Они одинаковы во всем мире у пред­ставителей самых различных национальных культур. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурят­ся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. То, что глу­хие или слепые от рождения дети, без всякого обучения или копирования, способны улыбаться, хмуриться и проявлять другие эмоции, позволяет сделать заключение о том, что эти невербальные сигналы — врожденные.

Однако большинство невербальных сигналов являются приобретенными и культурно обусловленными. Так, к числу универсальных жестов, приобретенных в детстве, относится кивание головой, означающее «да» или утверждение, а по­качивание головой из стороны в сторону означает отрицание или несогласие; «пожимание плечами» - комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, под­нятые плечи, поднятые брови - пример жеста, означающего, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

Используя невербальные средства коммуникации, следу­ет учитывать следующие их основные характеристики.

Существование межнациональных различий невербаль­ного общения. Остановимся на этом подробнее. Значения средств невербальной коммуникации могут определяться особенностями национальной культуры, т.е. как вербаль­ный, так и невербальный язык отличается в зависимости от типа национальных культур, подобно отличию «языка слов» от «языка чувств».

Усугубляет положение также и тот факт, что нередко одно и то же выразительное движение или жест у разных народов может иметь совершенно различное и даже противо­положное значение. Так, кивок головы сверху вниз означает у русских «согласие», а у болгар и на юге Югославии слу­жит знаком отрицания.

Жест, при помощи которого русский сокрушенно демон­стрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернете ука­зательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глу­пость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец по­казывает рукой на грудь, а японец - на нос.

Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

 

психологические закономерности управленческой деятельности.

психологические закономерности управленческой деятельности основываются на соотв. Теоретических основ имеют х-р аксиом

з-н самосохранения:основным мотивом соц. Поведения личности яв-ся сохранение личного чувства самостоятельности, сохранение личного достоинства и самоуважения.

Главное правило рук-ля: нельзя унижать человеческое достоинство работника и загонять его в угол.

З-н неопределенности отклика: если в процессе делового общения не учитывать психологический тип и основные психологические характеристики своего партнера по общению, то его реакция на ваше воздействие всегда будет неопределенной и неожиданной.

З-н неадекватности отображения человека человеком: получить полное, точное, исчерпывающее знание о другом человеке, его внутреннем мире невозможно, поскольку существуют объективные преграды,препятствующие познанию человека человеком. Преграды:1-сложность и уникальность человеческой личности. 2-человеческая личность постояноо изменяется. 3-каждый человек сознательно или неосознанно, противится тому, чтоб быть полностью понятым. 4- в силу закона неадекватности самооценки, нашизнания о самих себе всегда неполны и неточны. 5-познание другого чел-ка осложняется существованием социальных стереотипов.

З-н расщепления смысла управленческой информации: уравленческая информация в процессе своего движения по ступеням иерархической лестницы управления имеет обьективную, не зависящую от воли и сознания людей, тенденцию к отклонению от своего первоначаьного смысла.

З-н компенсации: при наличии высоких стимулов к работе или при значительных требованиях, предъявляемых человеку, отсутствие у него специальных способностей для выполнения данной работы может компенсироваться за счет других способностей или за счет хорошей организации труда и умения работать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.017 с.)