Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликт. Его сущность, функции и основные виды.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Каждый человек в процессе жизни неизбежно сталкивается с различными конфликтными ситуациями. Конфликты негативно сказываются на профессиональной деятельности и на межличностных отношениях людей, вызывают дискомфорт и нередко приводят к стрессовым ситуациям. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) это «столкновение» противоположно-направленных целей, интересов, характеров, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликт в широком смысле – это процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, а в более узком смысле – это частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие и несовместимые ценности и цели. В конфликте присутствуют: · противоречие во взглядах, целях · стремление противодействовать оппоненту · эмоциональный антагонизм Конфликты могут возникать во всех сферах: бытовой, профессиональной, спортивной и т.д. Конфликтовать могут отдельные люди, группы людей, люди и группы. Существуют и внутриличностные конфликты. Однако в конфликте как социально-психологическом явлении представлено общее, особенное и единичное. Общее – присущее любому конфликту (наличие разногласия, инцидента, общих закономерностей протекания) Особенное – это специфика конфликта, которая определяется спецификой сферы конфликта. Единичное – определяется индивидуальными особенностями участников. На сегодняшний день в отношении к конфликту сложилось три основных подхода:
При конфликте снижается производительность труда, ухудшается психологический климат, возрастает неоправданная конкуренция, ослабевает сотрудничество и взаимопомощь. Однако современная конфликтология подчеркивает наличие у конфликта позитивных функций. Позитивный эффект конфликта заключается в следующем: конфликт является сигналом неблагополучия и ведёт к изменениям, изменения – к адаптации, адаптация – к более эффективному функционированию. Такое взаимодействие позволяет не только сохранить взаимоотношения, но и сделать их более продуктивными. Вступая в активное конфликтное взаимодействие, люди получают возможность выражать различные мнения и реализовывать альтернитивы при принятии решения. 1. Виды конфликтов. Существует многовариантная типология конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. · Конфликты по горизонтали (без подчинения) и по вертикали, смешанные. · Закономерные(стихийные) и вынужденные (спровоцированные) · Управляемые и неуправляемые (слабоуправляемые)
По последствиям: · Конструктивные (функциональные) конфликты – способствующие принятию более качественных и обоснованных решений, так и положительному развитию взаимоотношений в коллективе. · Деструктивные (разрушительные) – снижающие эффективность работы коллектива и препятствующие плодотворному межличностному взаимодействию.
Другая классификация, являющаяся одной из ключевых, разделяет конфликты на внутриличностные и социальные. Внутренние конфликты личности зарождаются и развиваются бессознательными процессами. Только уже на развитых стадиях они проявляются в сознании нарушением его уравновешенного состояния. Внутриличностные конфликты – это конфликты между «хочу» и «хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «нужно», между «могу» и «не могу», между «нужно» и «нужно», между «нужно» и «не могу». По проблемам, которыми внутренний конфликт проявляет себя в сознании личности, различают три типа внутренних конфликтов личности: 1) мотивационные, 2) когнитивные, 3) ролевые. Мотивационный внутриличностный конфликт – это конфликт, возникающий в результате борьбы противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Первый тип мотивационного конфликта – ситуация, когда человек оказывается перед необходимостью выбора одной из двух в равной мере привлекательных, но взаимоисключающих возможностей, когда «хочется и того, и другого» сразу. Второй тип мотивационного конфликта - ситуация, когда существует выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, ситуация выбора «из двух зол». Третий тип мотивационного конфликта – это когда одна и та же возможность и привлекательна, и непривлекательна. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех «за» и «против». Конфликт когнитивный (познавательный) – конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции. Социальный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. К социальным конфликтам относятся: - межличностные конфликты (участвуют отдельные люди); - межгрупповые (например, конфликт представителей комсостава и рядовых); - конфликт между личностью и группой (руководитель и подчинённые);
Межличностный конфликт – это конфликт между двумя или несколькими личностями, в основе которого противоречие потребностей, мотивов, ценностей и установок. По причинам межличностные конфликты делятся на два вида: 1) На основе предметно-деловых разногласий. Данные конфликты обычно не ведут к разрыву межличностных отношений. Наоборот, решение, принятое в результате спора и устранение причины спора обеспечивают успех общего дела. 2) На основе расхождения личностно-прагматических интересов. Характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. В таких конфликтах отсутствие общего дела ставит людей в ситуацию конкуренции. В соответствии с тем, какие проблем затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы межличностных конфликтов: 1) Конфликты интересов – в основе конфликта несовместимость интересов участников. Такие конфликты часто называют ресурсными, поскольку участники конфликта претендуют на один и тот же ресурс в условиях его ограниченности. 22. Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, характеров, позиций, мнений и взглядов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Структура конфликта - это совокупность его устойчивых связей, система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, отражающих актуальное противоречие. В любом конфликте присутствует предмет конфликта и субъект(кто конфликтует). Предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Структурные элементы конфликта: участники конфликта, условия протекания конфликта, информационные модели конфликта, возможные действия участников конфликта(стратегии), исход конфликтной ситуации. Динамика конфликта- это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов, внешних факторов и условий. В динамике любого конфликта присутствуют: латентный(скрытый) период, открытый период(собственно конфликт), после конфликтный период. Принципы конфликтного взаимодействия в условиях рейса: определение необходимости развития конфликта; полный контроль собственных эмоций, которые мешают оценивать происходящее; анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты могут скрывать за причинами мнимыми; локализация конфликта(установление его чётких рамок и максимальное стремление к сужению области противоречий); отказ от концентрации на самозащите; переформулирование аргументов оппонента, которые не стоит опровергать; достаточная активность, которая сохраняет инициативу, задавая эмоциональный тон отношений(«давай поговорим спокойно»), тему разговора(«мы не о том говорим, вернёмся к..»), языковой стиль(без грубости и пошлости). 23. Динамика конфликта- это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов, внешних факторов и условий. В динамике любого конфликта присутствуют: латентный(скрытый) период, открытый период(собственно конфликт), после конфликтный период. Латентный включает: возникновение объективной конфликтной ситуации(проблема существует но оппоненты выражают свои претензии скрытно) и этап осознания конфликта(противоречия осознаны и противоположная сторона отвечает реальным действием). Открытый период конфликта включает: конфликтное поведение(направлено на прямое или косвенное блокирование достижений противостоящей стороны) и разрешение конфликта(прекращение действий, направленных друг против друга и переход к поиску решения проблемы). После конфликтный включает: частичную нормализацию отношений(когда ещё не исчезли негативные эмоции) и полная нормализация(осознание сторонами важности дальнейшего взаимодействия и установление доверия). 24.Причины конфликтов: технологическая, структурная и организационная неопределённость (отсутствие чёткости в распределении прав и обязанностей, низкий уровень дисциплины); распределение ресурсов(время, деньги, помещение, оборудование и т.д.); нарушение субординации и взаимозависимость(когда выполнение задания одним человеком или группой зависит от другого человека или группы); неудовлетворительные коммуникации(неполная и неточная передача информации либо её отсутствие); несправедливые оценки подчинённых(ошибки в применении наказаний и поощрений); нарушение служебной этики(проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения руководства к подчинённым и их обман); различия в целях и способах достижения(могут преследовать цели не совпадающие с целями других). Профилактика конфликтов - исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Направления профилактики: создание организационно-управленческих условий(грамотная организация управленческой деятельности с учётом интересов всех лиц; создание благоприятных условий для работников по улучшению условий труда, оплаты, справедливость и гласность, поощрение; современное информирование людей по важным для них проблемам; грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работника) и создание социально-психологических условий(создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы кооперации и сотрудничества; бесконфликтное взаимодействие и общение с подчинёнными, учёт их интересов; выявление проблемных областей и напра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.008 с.) |