Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт. Его сущность, функции и основные виды.

Поиск

Каждый человек в процессе жизни неизбежно сталкивается с различными конфликтными ситуациями. Конфликты негативно сказываются на профессиональной деятельности и на межличностных отношениях людей, вызывают дискомфорт и нередко приводят к стрессовым ситуациям.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) это «столкновение» противоположно-направленных целей, интересов, характеров, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт в широком смысле – это процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, а в более узком смысле – это частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие и несовместимые ценности и цели.

В конфликте присутствуют:

· противоречие во взглядах, целях

· стремление противодействовать оппоненту

· эмоциональный антагонизм

Конфликты могут возникать во всех сферах: бытовой, профессиональной, спортивной и т.д.

Конфликтовать могут отдельные люди, группы людей, люди и группы. Существуют и внутриличностные конфликты.

Однако в конфликте как социально-психологическом явлении представлено общее, особенное и единичное.

Общее – присущее любому конфликту (наличие разногласия, инцидента, общих закономерностей протекания)

Особенное – это специфика конфликта, которая определяется спецификой сферы конфликта.

Единичное – определяется индивидуальными особенностями участников.

На сегодняшний день в отношении к конфликту сложилось три основных подхода:

  1. Традиционный подход: конфликты являются исключительно вредным явлением и должны быть ликвидированы;
  2. Подход с точки зрения «теории человеческих отношений»: конфликт является естественным и неизбежным результатом человеческого взаимодействия.
  3. Современный конфликт: конфликты не только неизбежны, но абсолютно необходимы абсолютно необходимы для эффективного решения задач.

При конфликте снижается производительность труда, ухудшается психологический климат, возрастает неоправданная конкуренция, ослабевает сотрудничество и взаимопомощь.

Однако современная конфликтология подчеркивает наличие у конфликта позитивных функций. Позитивный эффект конфликта заключается в следующем: конфликт является сигналом неблагополучия и ведёт к изменениям, изменения – к адаптации, адаптация – к более эффективному функционированию.

Такое взаимодействие позволяет не только сохранить взаимоотношения, но и сделать их более продуктивными. Вступая в активное конфликтное взаимодействие, люди получают возможность выражать различные мнения и реализовывать альтернитивы при принятии решения.

1. Виды конфликтов.

Существует многовариантная типология конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

· Конфликты по горизонтали (без подчинения) и по вертикали, смешанные.

· Закономерные(стихийные) и вынужденные (спровоцированные)

· Управляемые и неуправляемые (слабоуправляемые)

 

По последствиям:

· Конструктивные (функциональные) конфликты – способствующие принятию более качественных и обоснованных решений, так и положительному развитию взаимоотношений в коллективе.

· Деструктивные (разрушительные) – снижающие эффективность работы коллектива и препятствующие плодотворному межличностному взаимодействию.

 

Другая классификация, являющаяся одной из ключевых, разделяет конфликты на внутриличностные и социальные.

Внутренние конфликты личности зарождаются и развиваются бессознательными процессами. Только уже на развитых стадиях они проявляются в сознании нарушением его уравновешенного состояния.

Внутриличностные конфликты – это конфликты между «хочу» и «хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «нужно», между «могу» и «не могу», между «нужно» и «нужно», между «нужно» и «не могу».

По проблемам, которыми внутренний конфликт проявляет себя в сознании личности, различают три типа внутренних конфликтов личности:

1) мотивационные,

2) когнитивные,

3) ролевые.

Мотивационный внутриличностный конфликт – это конфликт, возникающий в результате борьбы противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Первый тип мотивационного конфликта – ситуация, когда человек оказывается перед необходимостью выбора одной из двух в равной мере привлекательных, но взаимоисключающих возможностей, когда «хочется и того, и другого» сразу.

Второй тип мотивационного конфликта - ситуация, когда существует выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, ситуация выбора «из двух зол».

Третий тип мотивационного конфликта – это когда одна и та же возможность и привлекательна, и непривлекательна. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех «за» и «против».

Конфликт когнитивный (познавательный) – конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

Социальный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

К социальным конфликтам относятся:

- межличностные конфликты (участвуют отдельные люди);

- межгрупповые (например, конфликт представителей комсостава и рядовых);

- конфликт между личностью и группой (руководитель и подчинённые);

 

Межличностный конфликт – это конфликт между двумя или несколькими личностями, в основе которого противоречие потребностей, мотивов, ценностей и установок.

По причинам межличностные конфликты делятся на два вида:

1) На основе предметно-деловых разногласий.

Данные конфликты обычно не ведут к разрыву межличностных отношений. Наоборот, решение, принятое в результате спора и устранение причины спора обеспечивают успех общего дела.

2) На основе расхождения личностно-прагматических интересов.

Характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. В таких конфликтах отсутствие общего дела ставит людей в ситуацию конкуренции.

В соответствии с тем, какие проблем затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы межличностных конфликтов:

1) Конфликты интересов – в основе конфликта несовместимость интересов участников. Такие конфликты часто называют ресурсными, поскольку участники конфликта претендуют на один и тот же ресурс в условиях его ограниченности.

22. Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, характеров, позиций, мнений и взглядов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Структура конфликта - это совокупность его устойчивых связей, система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, отражающих актуальное противоречие. В любом конфликте присутствует предмет конфликта и субъект(кто конфликтует). Предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Структурные элементы конфликта: участники конфликта, условия протекания конфликта, информационные модели конфликта, возможные действия участников конфликта(стратегии), исход конфликтной ситуации. Динамика конфликта- это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов, внешних факторов и условий. В динамике любого конфликта присутствуют: латентный(скрытый) период, открытый период(собственно конфликт), после конфликтный период. Принципы конфликтного взаимодействия в условиях рейса: определение необходимости развития конфликта; полный контроль собственных эмоций, которые мешают оценивать происходящее; анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты могут скрывать за причинами мнимыми; локализация конфликта(установление его чётких рамок и максимальное стремление к сужению области противоречий); отказ от концентрации на самозащите; переформулирование аргументов оппонента, которые не стоит опровергать; достаточная активность, которая сохраняет инициативу, задавая эмоциональный тон отношений(«давай поговорим спокойно»), тему разговора(«мы не о том говорим, вернёмся к..»), языковой стиль(без грубости и пошлости).

23. Динамика конфликта- это ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов, внешних факторов и условий. В динамике любого конфликта присутствуют: латентный(скрытый) период, открытый период(собственно конфликт), после конфликтный период. Латентный включает: возникновение объективной конфликтной ситуации(проблема существует но оппоненты выражают свои претензии скрытно) и этап осознания конфликта(противоречия осознаны и противоположная сторона отвечает реальным действием). Открытый период конфликта включает: конфликтное поведение(направлено на прямое или косвенное блокирование достижений противостоящей стороны) и разрешение конфликта(прекращение действий, направленных друг против друга и переход к поиску решения проблемы). После конфликтный включает: частичную нормализацию отношений(когда ещё не исчезли негативные эмоции) и полная нормализация(осознание сторонами важности дальнейшего взаимодействия и установление доверия).

24.Причины конфликтов: технологическая, структурная и организационная неопределённость (отсутствие чёткости в распределении прав и обязанностей, низкий уровень дисциплины); распределение ресурсов(время, деньги, помещение, оборудование и т.д.); нарушение субординации и взаимозависимость(когда выполнение задания одним человеком или группой зависит от другого человека или группы); неудовлетворительные коммуникации(неполная и неточная передача информации либо её отсутствие); несправедливые оценки подчинённых(ошибки в применении наказаний и поощрений); нарушение служебной этики(проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения руководства к подчинённым и их обман); различия в целях и способах достижения(могут преследовать цели не совпадающие с целями других). Профилактика конфликтов - исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Направления профилактики: создание организационно-управленческих условий(грамотная организация управленческой деятельности с учётом интересов всех лиц; создание благоприятных условий для работников по улучшению условий труда, оплаты, справедливость и гласность, поощрение; современное информирование людей по важным для них проблемам; грамотная и справедливая оценка результатов деятельности работника) и создание социально-психологических условий(создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы кооперации и сотрудничества; бесконфликтное взаимодействие и общение с подчинёнными, учёт их интересов; выявление проблемных областей и напра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.185 (0.007 с.)