Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нетрадиционные воспитательные технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практикоориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата. Термин "технология" появился в технических дисциплинах и обозначал совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Но уже с середины 1960-х годов наблюдается массовое внедрение технологий в педагогический процесс. Изначально технологический процесс в образовании имел место применительно к обучению, позже в середине 1980-х годов этот термин распространился и на технологии воспитания. В настоящее время нет единого подхода к определению понятия "педагогическая технология", поэтому приведём несколько: ) Процессуальный - способ построения педагогического процесса в определённой последовательности действий, позволяющих получить предполагаемый результат с наименьшими затратами. ) Инструментальный - совокупность методов, приёмов, средств обучения и воспитания. ) Личностный - компонент педагогического мастерства учителя: умение спроектировать и осуществлять педагогический процесс как определённую последовательность действий. ) Системный - целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания. [32, 19] ) Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачёв).[28, 25] ) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).[14, 16] ) Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся (Монахов).[32, 19] ) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).[25, 10] ) Целевое применение системы педагогических средств, направленное и однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого педагогического феномена (Н.В. Акинфиева).[12, 10] Реабилитационная (т.е. восстанавливающая) функция нетрадиционной воспитательной деятельности известна давно, последняя, как считают, обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных мероприятий. Реабилитация средствами воспитания способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в творческой, театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою "нишу" в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, основанные на терапии различными видами искусства. Во введении уже отмечалось, что единого понятийного аппарата по данному вопросу еще не разработано в отечественной науке. Термин нетрадиционные воспитательные технологии использует в своей работе Казакова. Именное ее терминологию мы и будем использовать в нашей работе. Многие другие специалисты, в том числе и Таранова, используют понятия "арттерапия" и "артпедагогика" для находящихся в неразрывной связи технологий лечения, воспитания и адаптации детей в социуме, связанная с занятиями творчеством, в частности его наиболее доступным видом - изобразительным искусством. "Арттерапия" по Казаковой - это "изотерапия" по Тарановой. На наш взгляд, в данном случае понятийная проблематика, по сути вторична - творческий подход и потенциал наставников детей позволяет им применять различную терминологию, и при этом быть понятными детям и друг другу. И хотя под арттерапией (арт-терапией) большинство специалистов понимают сегодня терапию искусством, взяв за основу классификацию Казаковой, мы во избежании путаницы будем использовать первый термин для обозначения терапии изобразительным искусством, а второй - для обобщающего понятия терапии творчеством. ) Арт-терапия (см. табл. 1.3) - одна из наиболее распространенных реабилитационных технологий, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др. Часто применяется в сочетании с другими воспитательными технологиями (в частности рекомендуется - с музыкотерапией).
Таблица 1.3 Арт-терапия [21, 5]
Таким образом, в результате арт-терапии: развиваются коммуникативные навыки детей с помощью элементов рисования и музыки: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными. стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний. более устойчивым становится внимание. значительно улучшается работоспособность детей. развивается мелкая моторика руки. развивается творческое, образное мышление. дети получают возможность выразить себя и быть услышанными. ) Глинотерапия (см. табл. 1.4) - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.
Таблица 1.4 Глинотерапия [21, 13]
) Библиотерапия (табл. 1.5) - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.
Таблица 1.5 Библитерапия [21, 8]
В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям. Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей, формирование логического мышления при пересказе. Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь. Требования к библиотечному занятию: непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира; эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги; осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи; словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра. ) Музыкотерапия (см. табл. 1.6) - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психологопедагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.
Таблица 1.6 Музыкотерапия [21, 22]
Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимулирование умственного и физического развития ребенка, преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его возможностями. Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые возможности детей. ) Терапия театральным искусством (см. табл. 1.7)
Таблица 1.7 Терапия театральным искусством [21, 30]
Терапия театральным искусством - социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. Кроме вышеописанных технологий, среди тех, что можно так или иначе соотнести с терапией искусством, выделяются: ) Сказкотерапия. Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования. Применяется в качестве рассказа, пересказа, исполнения, театрализации. [21, 26] ) Лекотерапия (в частности, куклотерапия) - метод социально-культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек (манипуляции с игрушкой, фантазирование образов и сюжетов. [21, 20] 8) Танцетерапия (танцевально-двигательная терапия) - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Польза от выполнения танцевальных движений доказана давно, танцетерапия не только корректирует психоэмоцианальную сферу, но и мышечную систему и опорно-двигательный аппарат (сочетание исскусства танца и физической нагрузки). [21, 28] 9) Другое, на наш взгляд, удивительно гармоничное сочетание - исскуства и труда) - дарит детям и их наставникам гарденотерапия. Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями. Это выращивание, сбор, сушка растений, составление плоских и объемных композиций, общение с миром живой природы. [21, 10] ) Необходимо подчеркнуть особенную роль такой воспитательной технологии, как игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры. Эта терапия по вполне объективным причинам особенно эффективна в работе с детьми, что обусловливает необходимость ее применения совместно с любым из методов терапии исскуством. Кроме терапии исскуством, известны также другие воспитательные технологии, как и танцетерапия, развивающие особого ребенка физически и психичеки, это: ) Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) - реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала верховой езды на лошади. ) Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды (путешествия, экскурсии, походы, выезды, общение). [21] Вид двигательной терапии подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывая персональный интерес, желание, место проживания ребенка, ожидаемые реабилитационные результаты. Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное разнообразие нетрадиционных воспитательных технологий реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, созданных и применяемых специалистами реабилитационных центров, заботливыми родителями, энтузиастами. Среди них выделяются: арт-терапия, глинотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия театральным искусством, сказкотерапия, лекотерапия, танцетерапия, гарденотерапия, игровая терапия, а также иппотерапия, туротерапия и другие виды реабилитационных технологий. Использование того или иного метода включает в себя задачи поиска необходимых возможностей и мобилизации внутреннего ресурса педагога, социального работника. При этом не обязательно становиться сторонником тех или иных педагогических взглядов. В конце концов все они - не более чем версии истинного понимания природы и законов развития ребенка. И знакомство с ними - увлекательный процесс самообразования, поиска собственного пути в социальной педагогике.
Глава 2. Анализ работы и разработка программы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района 2.1 Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района
До недавнего времени "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района" назывался ГУСО "Палласовский центр социальной помощи семье и детям". На базе учреждения функционировало "Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями", предоставляющее социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-медицинскую помощь детям. В 2007 году в управлении социальной защиты населения администрации региона было принято решение о реорганизации учреждений социальной сферы. Данное решение принято в целях оптимизации деятельности учреждений, поскольку более целесообразно и эффективно содержать несколько крупных комплексных социальных центров, чем множество мелких структур. И условия пребывания клиентов, и качество обслуживания от этого только выигрывают. Процесс преобразований с тех пор активно идет, и уже успешно проведен в Ольховском, Николаевском, Старополтавском, Калачевском, Городищенском и других районах области. Летом 2009 года "Палласовский центр социальной помощи семье и детям", имеющий детский приют на 15 койко-мест, был переименован в "Палласовский комплексный центр социального обслуживания населения". Приют упразднили, дети воспитываются в патронатных семьях, а отделение обслуживания на дому, ранее входившее в структуру местного дома-интерната для престарелых и инвалидов, теперь в составе комплексного центра. Дом-интернат же остается для выполнения своей основной задачи - оказывать медико-социальную помощь одиноким немощным старикам и людям с ограниченными возможностями. При этом муниципалитет получит в свое распоряжение здание детского приюта, в котором намечено открыть детский сад. "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района" находится по адресу: 404623, Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Урицкого, 3. Телефон центра: (84492)6-24-74, 6-52-18. "Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями" Палласовского района работает уже 8 лет, последний из которых - при Комплексном центре социального обслуживания населения. Отделение имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания детей с ограниченными возможностями. ) Отдел диагностики и разработки программ социальной реабилитации; ) Отдел медико - социальной реабилитации; ) Отдел психолого-педагогической помощи; ) Отделение дневного пребывания (20 мест: группа дошкольников - 10 детей с 3 до 7 лет и группа школьников - 10 детей с 7 до 18 лет). Отделение реализует индивидуальные программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями каждый день в течение рабочей недели в дневное время в условиях Центра, в период, установленный реабилитационной программой. В отделении образована две реабилитационных группы, объединяющих детей по состоянию здоровья и возрасту. Количество детей в реабилитационной группе 10 человек. В отделении имеются помещения для питания, сна, досуга, игротерапии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий. Реабилитационное отделение проводит мероприятия по комплексной реабилитации, которая включает в себя: ) Медицинскую реабилитацию: массаж (ручной, "сухой бассейн"), лечебная физкультура с использованием специальных тренажеров, консультации врачей, фитотерапия. ) Социальную реабилитацию: привитие навыков социальной адаптации, консультации юристов, помощь в защите прав детей - инвалидов и их родителей. ) Трудовую реабилитацию: занятия с инструктором по труду, занятия агротерапией, бытовой труд. ) Педагогическую реабилитацию: психолого - педагогическая диагностика, логопедическая терапия, эстетическое воспитание, развивающее обучение. Центр работает с детьми и подростками в возрасте от 3 до 18 лет. Дети находятся в Центре с 9 до 17 часов. Содержание и формы работы с ребенком определяет психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из специалистов центра. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных и коррекционной школах, посещают Центр в свободное от учебы время в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Все формы реабилитационной работы по преодолению последствий тяжелых заболеваний осуществляются бесплатно. В комплекс бесплатных услуг входит трехразовое питание детей - инвалидов (завтрак, обед, полдник), а также доставка детей в Центр и домой на автобусе. Реабилитационный центр посещают дети с ДЦП, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, болезнью Дауна и др. Отделение дневного пребывания на 20 мест выявляет и развивает способности детей, дает возможность полноценного общения детей друг с другом и со взрослыми, прививает навыки самообслуживания и самоконтроля, поведения в быту и общественных местах, формирует трудовые навыки. В физкультурном зале реабилитационного отделения имеется сухой бассейн с мягкими стенками. Он безопасен в использовании и очень нравится детям. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Массирующее воздействие шариков способствует развитию у детей тактильной чувствительности, яркие цвета стимулируют зрительное восприятие. Игры в бассейне улучшают самочувствие и эмоциональное состояние. В центре работают волонтерские отряды: студенты медицинских, юридических факультетов. Волонтеры оказывают консультативную помощь родителям, организуют досуг детей - инвалидов. Таким образом, основные направления работы учреждения с детьми и подростками с ограниченными возможностями включают в себя реализацию медицинской, социальной, трудовой и педагогической реабилитации детей согласно индивидуальной реабилитационной программе и возможностей центра. Содержание и формы работы с ребенком определяет психолого - медико - педагогический консилиум, состоящий из специалистов центра. Всего ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" обслужено в 2008 году - 397 человек, что на 95 человек больше по сравнению с 2007 годом. Из них - 178 детей - инвалидов (в 2007 году - 140 детей; всего на учете в Палласовском районе - 214 детей - инвалидов). В 2008 году обратились за помощью в центр 141 семья. Из них: семьи с детьми инвалидами - 112; многодетные семьи - 9; неполные семьи - 68; малообеспеченные семьи - 77; семьи беженцев и вынужденных переселенцев - 1. Большое внимание уделяется семьям, где родитель - инвалид воспитывает ребенка - инвалида. На учете в центре 4 таких семьи. В группе дневного пребывания в 2008 году проходили реабилитацию 42 человека. Таким образом, за 2007-2008 гг. удельных вес детей-инвалидов в структуре всего обслуживаемого населения в Центре сократился с 46,36 % до 44,84 %, в то время как их количество выросло с 140 до 178 чел. Статистические данные о возрасте детей-инвалидов, обслуживаемых ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Статистические данные о возрасте несовершеннолетних, обслуживаемых в ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения"
В распределении удельного веса детей-инвалидов по возрастным группам (табл. 2.1) доля детей старшей возрастной группы от 14 до 18 лет хоть и сократилась, но осталась по-прежнему самая многочисленная и составила 35,6% (в 2007 г. - 36,3%, в 2008 г. - 41,3%). По сравнению с 2008 годом, несколько увеличилась доля детей в возрастных группах от 3 до 7 лет и от 10 до 14 лет, хотя в абсолютных выражениях показатели почти не изменились. Противоположная тенденция отмечается в отношении группы детей в возрасте от 10 до 14 лет (увеличение удельного веса с 22,8 до 27,3), в то же время в абсолютном выражении показатель вырос с 41 до 45 чел. Сравнительный анализ данных за 3 последних года по причинам детской инвалидности для несовершеннолетних, обслуживаемых в отделении дневного пребывания ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" представлен в таблице 2.2. Из данных таблицы видно, что у обслуживаемого контингента детей, патология, способствующая инвалидизации распределилась следующим образом: первое место занимали заболевания нервной системы (преобладание детского церебрального паралича) - 71 человек из 165 обслуживаемых в 2009 г. (43,03%); второе место заняли врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения - 58 человек из 165 обслуживаемых в 2009 г. (35,15%) третье место - психические расстройства поведения - 23 человека (13,94%); четвертое место - другие соматические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.) - 23 человека (7,88%).
Таблица 2.2 Причины инвалидности у детей, обслуживаемых в ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения"
За прошедшие три года в числе обслуживаемых ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" детей наблюдается тенденция увеличения количества детей с инвалидностью по причине заболеваний нервной системы с преобладанием ДЦП, также выросло количество детей с врожденными аномалиями развития, количество же детей с психическими расстройствами и другими соматическими заболеваниями остается практически неизменным. Анализ работы учреждения показывает, что количество людей, которые получают многократные консультации и патронируются специалистами центра, возрастает. Это говорит о том, что клиенты проникаются доверием и дружественным расположением, если вновь приходят за поддержкой и советом. Сотрудники центра неоднократно подчеркивают значение физической реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это направление деятельности центра являетсятся приоритетным. Но, вместе с тем, нельзя недооценивать значение социальной реабилитации, которой в центре уделяется большое внимание. Только в результате комплексного подхода к вопросам реабилитации можно добиться наиболее полной адаптации человека к изменившимся условиям жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.015 с.) |