Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины ХIХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусстве и его непосредственной связью с производством. Одним из наиболее действенных средств терапии творчеством являются пластические материалы. В последнее время появилось очень много синтетических - полимерная глина, пластика, качественный пластилин, не прилипающий к детским рукам. Безусловно, все эти варианты заслуживают внимания, но мы бы хотели остановиться на глине, поскольку этот материал - природный, и он не требует особых затрат по приобретению. Союз человека и глины дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научиться управлять собой. "Приобретая глиняную форму, эмоция попадает в ловушку. Мы от нее не убегаем. Наоборот, она остается у нас в форме сжатой отвердевшей информации... можно взглянуть на глиняное выражение эмоции, взять фигурку в руки. Фактически мы взяли свою эмоцию в руки. Это и есть самоуправление." (Р. и Т. Чураевы). Глина - это природный материал в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь выразить гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и "исправлять" эмоциональное состояние. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение "Я" в процессе использования глины", - пишет Вайолет Оклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Итак, на первом занятии с детьми рассказываем им о том, почему глина - материал удивительный, о том что она обладает уникальной способностью сохранять жесты человеческих рук. Рассказываем о происхождении глины, о могучих доисторических деревьях, продолжающих жить в этом материале. О том, что глина, в отличие от пластилина, не "пачкается", а, наоборот, очищает руки (это последнее сообщение важно, чтобы дети не испытывали дискомфорт от следов, оставляемых глиной на ладонях). Показываем образцы керамики, - черепки, сельские кувшины, старые народные игрушки-свистульки. К ним можно прикоснуться рукой и почувствовать тепло создававших рук. Первое наше упражнение связано со своеобразным "таинством": нужно в полной тишине скатать плотный глиняный шарик. К моменту, когда он потемнеет и потрескается, в него "уйдут" наши неприятные чувства и настроения. После этого шарик можно выбросить, и с легким сердцем приступить к серьезной работе. Нужно сказать, что выкатывание шарика для многих детей - работа сама по себе серьезная. Некоторым из ребят приходится делать это одной рукой на столе, с маминой помощью; другим - самостоятельно согласовывать работу обеих рук. Следующий этап - игра в прижималки, основанная на свойстве глины после сжатия сохранять форму. Идея "прижималки" близка и к спонтанному рисунку, и к мятой бумажной скульптуре. Сжатый в детской руке кусок глины превращается в абстрактную форму, которую можно "расшифровать" и "проявить". Для завершения разгаданной фигурки нужно иметь под рукой несколько стеков (приложение 2), - палочек, заостренных на конце в форме конуса, или "отвертки", или "ножика", их легко изготовить из обычных щепок. Образцы "прижималок", сделанных нашими детьми представлены в приложении 3. При сложных формах ДЦП работу игру в "прижималки" начинаем, сдавливая небольшой комок одной, активной рукой. Поначалу ребенку можно помочь, - расправить пальцы, зажать в них кусочек глины, усилить нажим, охватив детскую кисть своими пальцами. Результат желательно сразу же похвалить и немедленно "разгадать", после чего быстро "довести" фигурку с помощью стеки, зажатой в детской руке. Первый успех важен, он служит стимулом для следующей, уже более самостоятельной попытки. Более интересной и трудной задачей является работа двумя руками. Сначала помещаем по комку глины в обе руки, пытаемся сжать их одновременно. В случае удачи получаем сразу две фигурки, в которых "находим" двух разных персонажей. Иногда же приходится сосредоточиться на каждой руке поочередно, придерживая свободную или обняв ребенка за плечи. Наконец, можно начать работу с большим куском глины, сминая и деформируя его сразу двумя руками, погружая в мягкую поверхность разноцветные бусины, ракушки и пр. Если ребенок начнет выполнять такие действия самостоятельно, - это будет большая победа! Намного проще вести подобные занятия с детьми с другими ограничениями в развитии, либо с теми, чей церебральный паралич проявляется в легких формах. Такие дети могут сосредоточиться на создании конкретных персонажей, а педагог, - на согласовании и координации их движений, на тонкой работе пальцами и стеками, на словесной "обработке" игры с глиняными куклами. Последняя очень важна в любой нетрадиционной воспитательной технологии, преподаватель должен быть просто "мастером разговорного жанра". Нужно помнить, что настоящая цель занятий - не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие "крупной моторики" головы, развитие личности ребенка. После абстрактных "прижималок" полезно поработать с плоскими формами. Даже простое превращение комка глины в пластинку толщиной в один-два сантиметра - нелегкая задача для детей, чьи пальцы обычно сжаты в кулак. Этим самым кулаком мы сначала стучим по глине, придавая ей уплощенную форму, - а уже затем пытаемся похлопать по ней раскрытой ладонью. Изображение на пластинке можно получить разными способами. Самый простой - выдавливание. Нажимая на глину кулаком, или костяшками пальцев, или кончиком одного из них, или всеми поочередно, - получаем вогнутый рельеф. Его можно превратить в натюрморт или конкретное изображение с помощью нашего безотказного "узнавания", а можно сначала рассмотреть отпечаток, обсудить, как ребенку удалось оставить ту или иную вмятину, порадоваться каждому успешному действию. Может быть, после этого нам захочется сохранить пластинку в первозданном виде, чтобы после обжига она превратилась в "памятную медаль" нашим первым успехам! Одним из самых результативных видов "прижималок" является простой отпечаток детской ладони. На подготовленную глиняную пластинку нужно опустить расправленную кисть и хорошенько нажать на нее, чтобы получился глубокий отпечаток. Для ребенка с церебральным параличом такая задача становится прекрасным стимулом, чтобы расправить пальцы (или позволить сделать это взрослому). Полученный отпечаток дает нам повод поговорить о важности человеческой руки, о ее возможностях, о том, что на старинных рисунках вместо незримого Бога часто изображают руку, творящую все живое. Затем, вглядевшись в наш слепок, мы находим сходство с человеком, лошадкой, птицей и пр. Остается только добавить в нужных местах глаза, ноги или крылышки, чтобы завершить изображение. Под конец выцарапываем на обратной стороне пластинки имя ребенка, а в верхней ее части прокалываем отверстие: после обжига это будет настенное украшение, напоминающее автору о возможностях его руки. Процарапывание предполагает работу с инструментом. Это - не одни лишь стеки, но и гвоздики, и спички, и любой подходящий предмет. По глине можно не только "рисовать", оставляя бороздки разной глубины, но и сочетать такое рисование с выдавливанием. При этом, меняя форму инструментов, получаем на поверхности "лепестки", "зубцы", "звезды" и т.п. Необходимость регулировать нажим на инструмент создает дополнительные возможности для развития кисти и пальцев. Результат такой работы - декоративные пластинки с орнаментом или условным изображением. Большие - в качестве настенных украшений, маленькие - кулон для любимой мамы (бабушки, сестры) Освоение налепов заставляет детские пальцы совершать совсем уж тонкую работу. Оторвав крошечный кусочек глины, скатав его "колбаской" и налепив на пластинку, получаем элемент выступающего рельефа (см. приложение 4). Его следует тщательно примазать стекой с обеих сторон, чтобы в дальнейшем он не отвалился. Кроме "колбасок", мы можем налепливать шарики, лепестки, стрелки, элементы различных фигурок. Нет нужды описывать эту работу подробнее, - важно только не забывать, что каждая новая форма должна наилучшим образом подходить к задачам развития именно этого ребенка. В таких пластинках, как и в "ладошках", тоже проделываем небольшое отверстие, чтобы после обжига и росписи продеть в него нитку и повесить на стену. Теперь можно перейти к созданию "полезных" вещей. Скатав, например, небольшой глиняный цилиндр и продавив в нем пальцем глубокое отверстие, обнаруживаем, что у нас получился готовый подсвечник! Нужно только слегка подровнять его основание, да украсить нехитрым орнаментом, - бороздками, кружками, волнистыми линиями. Одной из самых привлекательных "функций", особенно для девочек, является изготовление всевозможных бус, кулонов или браслетов. Огромное удовольствие для ребенка, за которым постоянно ухаживают, - самому сделать подарок маме или учительнице. Изготовление украшений прекрасно мотивирует трудную при ДЦП работу по скатыванию круглых и цилиндрических бусин, прокалыванию отверстий, нанизыванию и т.п. Переходя к созданию "чистой", неутилитарной скульптуры, мы как бы суммируем все двигательные и творческие достижения предыдущих занятий с глиной. Это может быть и отдельная фигурка ("Моя кошка свернулась клубком", "Я лежу с книгой на полу"), и скульптурная композиция ("Я верхом на коне", "Собака со щенками", "Мы с мамой сидим в обнимку" и т.п.). Изображать актуальные, значимые для ребенка вещи всегда предпочтительней, чем нейтральных "птичек", или "лошадок", или "человечков". Для такой работы понадобится владение пальцами и стеками, умение отрывать и формовать небольшие кусочки глины, создавать из них налепы, процарапывать и проминать мелкие детали. Не всем нашим детям удается проделать все это самостоятельно, и лучше, если помогать им будет не учитель, а мама или более подвижные сверстники. Хорошо высушенную на воздухе скульптуру следует обжечь в муфельной печи. Тогда она станет твердой, не размокающей в воде и не бьющейся, приобретет красивый красновато-кирпичный, коричневый или розовый цвет. Поскольку в нашем случае речь идет о небольшом количестве работ, нам не обязательно заводить собственный муфель. Мы складывем фигурки в коробку с тряпками или ватой и отвозим на обжиг в студию, где керамикой занимаются постоянно. Как радуется ребенок, узнавая в прочной, весомой, "настоящей" фигурке произведение собственных рук! Часто поверхность работы бывает достаточно рельефной и фактурной, чтобы оставить ее в нынешнем, неокрашенном виде. В остальных же случаях нам предстоит расписать фигурку гуашью, смешанной для прочности с клеем ПВА. Делаем это тонкими кистями, стараясь обойтись минимумом цветов, чтобы избежать пестроты. Везде, где возможно, оставляем "родной" цвет обожженной глины. Готовые керамические фигурки долго еще "работают" на развитие детей. Мы включаем их в игры, вспоминаем имена и названия, с гордостью показываем гостям. инвалидность социальный реабилитация библиотерапия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.012 с.) |