Перспективы развития розничных электронных банковских услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития розничных электронных банковских услуг



Россиянам, подсчитывавшим каждую копейку, казалось странным, что мировые гиганты предлагают им предметы, которыми они никогда не пользовались и которые представлялись тогда, по меньшей мере, излишеством. Те же самые потребители не понимают сегодня, как можно мыть посуду хозяйственным мылом, стирать без ополаскивателя. Иностранные компании начинали работать на перспективу, последовательно формируя спрос и рынок в целом. В какой-то мере то же самое происходит сейчас и с банковским сектором.

Россияне, несмотря на более чем десятилетний опыт существования в нашей стране коммерческих банков, до сих пор не привыкли воспринимать банковское учреждение как организацию сферы услуг. Не привыкли покупать банковские услуги, а значит, и платить за них. В нашем представлении сформировался обратный стереотип: банк должен платить нам, а иначе зачем он нужен? Деньги родным лучше передать с нарочным. Ничего, что он едет через полстраны - это привычнее, чем сделать банковский перевод. Лучше получать зарплату, толкаясь у окошка кассы и нести ее потом, прижимая к сердцу и озираясь по сторонам, чем снимать с карточки.

Розничный рынок банковских услуг после кризиса и до недавнего времени пребывал в странном положении. Частные вкладчики и их деньги в большей массе стали не нужны банкам с исчезновением высокодоходных финансовых инструментов. Вкладчики, со своей стороны, поняв, что бешеных денег на депозитах не сделаешь, а то и потеряешь последнее, стали обходить банки стороной. Часть банков сохраняла retail, не желая лишиться своих наработок, терять кадры, инфраструктуру для работы с розничными продуктами, отлаженные технологии. Однако в последнее время ситуация начинает меняться. Меняться кардинально, как со стороны банковского сообщества в отношении частных клиентов, так и со стороны последних к банкам. Это доказывает динамика привлечения средств частных лиц в банках - лидерах в этой области.

Эксперты уверенно прогнозируют качественные перемены на розничном банковском рынке: спектр банковских услуг будет расширяться, банковский сервис станет качественнее и удобнее, появятся новые банковские продукты. В конечном итоге будет потребляться больше банковских услуг. Заместитель председателя правления банка "Возрождение" Людмила Гончарова: "На российском рынке розничных финансовых услуг сейчас наблюдается расширение присутствия западных банков. Это вполне естественно и нормально. Поэтому российские банки должны серьезно подтягиваться в технологическом и организационном отношении до уровня западных финансово-кредитных институтов, расширять номенклатуру банковских продуктов и услуг. Всерьез опасаться конкуренции с их стороны нам вряд ли стоит. Российские банки, особенно те, которые уже давно работают на розничном рынке, лучше его знают, они также лучше знают и потенциальных клиентов. Кроме того, Россия выходит на рынок с не менее - а может быть, и более - конкурентоспособными ставками. Что касается гарантий, то у местных дочерних банков западных кредитных институтов гарантии формально не отличаются от гарантий прочих российских банков. Ожидаемое принятие закона о государственном гарантировании вкладов значительно усилит позиции российских банков".

Важнейшей проблемой дальнейшего развития и совершенствования банковских операций на дому является модернизация коммуникационных систем. Известно, что ведение банковских операций на дому и в офисе стало доступным клиентам банков уже относительно давно. Они получали по почте (или по телефону) банковские отчеты о движении средств на счетах и сами отправляли свои чеки в банк. Такой тип общения клиента с банком предполагал широкое использование бумажных документов. Современные телекоммуникационные системы для ведения банковских операций на дому и в офисе, по мнению специалистов, будут неизбежно усложняться и затем широко использоваться во всех странах мира.

В будущем, банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг - услуг населению. Оно обеспечивает объединение услуг, основанных на использовании банкоматов, кредитных и платежных карточек, и услуг оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видео-услуг на дому.

По мнению западных экономистов, банковские учреждения ожидают революционные изменения. Развитие телекоммуникаций и персональных компьютеров позволит миллионам служащих работать дома. Это высвободит около 4 млн. мест в офисах, и, таким образом, уменьшится необходимость в административных зданиях и служебных помещениях. Дом станет для служащего тем рабочим местом, куда будет собираться и откуда будет передаваться вся необходимая для работы информация. Компьютеры будут установлены и в машинах, чтобы не терять и минуты рабочего времени. Предполагается, что в результате нововведений производительность труда повысится примерно в 4 раза, снизятся накладные расходы компаний, резко возрастут их доходы и рентабельность."

Кроме того «Кредитные карты — в массы!» — лозунг большинства розничных российских банков в 2007 году. Доля коротких экспресс-кредитов, которые раньше банкиры раздавали направо и налево, сокращается.

Никто и ничто не сможет остановить россиянина на пути к получению кредита. Аппетиты населения растут, несмотря на то, что ставки по розничным кредитам, по сути, не меняются. По сведениям ЦБ, еще в начале 2006 года объем выданных населению кредитов составлял 1,18 трлн. рублей, а в октябре — 1,8 трлн. рублей.

Исследование, проведенное недавно «Росгосстрахом», показало: за последние три года потребительскими кредитами пользовались 35% опрошенных респондентов, около 25% участников исследования намерены взять потребительский кредит в ближайшие месяцы. Среди респондентов, уже воспользовавшихся потребительским кредитом, этот показатель составил 52%.

Объемы розничного кредитования за год выросли примерно на 70%, однако в сегменте кредитования физических лиц наметились любопытные тенденции: экспресс-кредитование, которое, казалось бы, прочно прижилось на рынке, начало сокращаться, зато небывалыми темпами выросло количество выданных пластиковых кредитных карт.

Банкиры утверждают, что «пластиковые» кредиты для россиян удобнее и полезнее, украдкой облегченно вздыхая: ведь риски невозврата по пластиковым картам в два раза меньше, чем по экспресс-кредитам, — «карточников» проверяют гораздо тщательнее. По информации агентства «Рус-Рейтинг», максимальный уровень риска невозврата в сегменте краткосрочных кредитов до года составляет 28%, а в сегменте «пластиковых» кредитов — всего 14%. «Доля невозврата у нас сейчас — 0,8%, при этом 90% неплательщиков — это заемщики экспресс-кредитов.

В результате купить «моментальный» утюг или стиральную машину стало гораздо сложнее: банки резко сократили свое присутствие в торговых точках, сосредоточив сэкономленные силы и ресурсы на пластике. В общем объеме розничного кредитования доля потребкредитов (экспресс-кредиты, среднесрочные нецелевые кредиты до трех лет, без учета кредиток) не так уж и велика и, в отличие от ипотеки и автокредитования, постепенно сокращается. Агентство «Рус-Рейтинг» отмечает, что в 2006 году объем потребительских кредитов составил около 150 млрд. рублей. Лидерами здесь являются не привычные призеры всех рейтингов — Сбербанк и «ВТБ 24» (в их портфелях большую долю занимают целевые займы), а «Русский стандарт», Хоум Кредит энд Финанс Банк (ХКФБ), ДжиИ Мани Банк, на которые приходится 30% рынка, а также Ситибанк (нецелевые кредиты), «Ренессанс Капитал» и Инвестсбербанк, каждый из которых занимает 3—4% в общем объеме сегмента потребкредитования.

При этом, по данным агентства «Рус-Рейтинг», лидер экспресс-кредитования банк «Русский стандарт» снизил кредитный портфель в торговых точках на 70%, увеличив при этом портфель кредитов по картам на 40%. А ХКФБ портфель товарных экспресс-кредитов снизил почти на 40%, увеличив долю «пластиковых» ссуд примерно на 26%. Прирост рынка пластиковых карт за первое полугодие 2006 года по сравнению с первым полугодием 2005-го для разных банков составил от 40% до 160.

«Русский стандарт», портфель потребительских кредитов которого в 2006 году достиг 15,5 млрд. рублей, стал бесспорным лидером и на рынке кредитных карт. На долю банка приходится около 52% рынка кредитного пластика, а портфель по картам достиг 80 млрд. рублей. А ведь еще недавно этот кредитный монстр сидел практически в каждом крупном магазине и торговом центре. Сокращение рынка экспресс-кредитования и кредитования в местах продаж связано с высокими рисками невозврата, с невозможностью проверить платежеспособность заемщика, а также с тем, что клиенты начинают понимать преимущества пластиковых кредитных карт по сравнению с экспресс-кредитами. Правда, не стоит забывать, что большую часть пластиковых карт банк попросту навязывает — высылая оправдавшему надежды и вернувшему долг заемщику конверт с предложением получить «в подарок» кредитку. Какая часть из этих «подарочных» карт активируется — неизвестно.

Но тенденция — налицо: число пользователей карт действительно растет. Сегодня банками выпущено порядка 62,5 млн. карт с общим лимитом 150 млрд. рублей. Из-за высоких рисков многие крупные розничные банки вообще избегают вводить в ассортимент нецелевые кредиты живыми деньгами, предпочитая сразу давать «пластиковые» ссуды. Так, в МДМ-Банке объяснили, что выдача нецелевых потребительских кредитов пока проводится в тестовом режиме, зато с пластиком дела обстоят прекрасно. «Прирост количества выпущенных кредитных карт с начала года составил 80%. Дебетовые карты по-прежнему составляют большую часть эмиссии, однако это соотношение постепенно будет изменяться в сторону кредитных карт. Общий объем эмиссии с начала года вырос почти на 30% и составляет в настоящее время более 1,1 млн. штук.

Эксперты утверждают — у кредитных карт большие перспективы, тем более что средний размер кредитного лимита по карте составляет примерно столько же, сколько и сумма наиболее востребованных нецелевых кредитов, — $1,5—3 тыс. Кроме того, банки стараются делать карты доступными. Требования к уровню дохода для получения небольшого кредитного лимита на карту у нас не слишком жесткие — минимальный размер ежемесячного заработка должен составлять $400—500, банк всегда проверяет кредитную историю потенциального заемщика.

Условия выдачи «традиционных» нецелевых кредитов — потребительских — за последнее время практически не изменились. Сегодня их стоимость в среднем составляет 15—28% годовых в рублях и 10—17% — в валюте. Требования к заемщику стандартные — гражданство РФ, возраст от 18—21 года до пенсионного возраста (лишь в Сбербанке верхняя возрастная планка — 75 лет). В пакет документов входят паспорт, второй документ, удостоверяющий личность, постоянная прописка или регистрация, трудовой стаж не менее года в целом и не менее 3—6 месяцев на последнем месте работы. Во всех банках требуется справка о доходах по официальной форме 2-НДФЛ, исключение составляют лишь экспресс-кредиты.

Безусловно, кредитные карты вскоре станут гораздо популярнее экспресс-кредитов. Конечно, для заемщика оформление кредитной карты занимает больше времени, чем оформление экспресс-кредита, поскольку ему необходимо представить пакет документов, в том числе справку о доходах. Однако пластиковая карта — более удобный кредитный продукт хотя бы потому, что ею можно пользоваться в течение долгого времени, ведь потребность в покупке чего-либо возникает не однажды, а постоянно. С начала 2006 года объем портфеля кредитных карт «Внешторгбанка Розничные Услуги» вырос в 17 раз.

По словам директора департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиля Юсупова, в целом по рынку динамика значительного роста пластиковых кредитных карт наметилась только в нынешнем году, однако эта тенденция сохранится и в будущем. Как считает г-н Юсупов, в ближайший год следует ожидать дальнейшего усиления активности операторов рынка, а также появления новых участников и новых сервисов.

Увеличится количество банков, предлагающих своим клиентам карты с возможностью льготного периода выплат (grace period, в течение которого банк не взимает проценты за пользование кредитом) и услуги, связанные преимущественно с проведением интернет-платежей. Будет расти число безналичных операций по оплате товаров и услуг с помощью карт параллельно с увеличением количества торговых точек, принимающих к оплате карты. Расширится и спектр преференций, предоставляемых клиентам, которые в зависимости от условий обслуживающего их банка и качества собственной кредитной истории смогут пользоваться самыми разными льготами, начиная со снижения стоимости годового обслуживания карты и заканчивая специальными условиями по кредитованию, увеличением кредитного лимита и снижением ставки.

В свете изложенных фактов прогнозы экспертов, которые утверждают, что к 2008 году каждый четвертый россиянин станет счастливым обладателем кредитки, уже не кажутся мажорно-оптимистичными. Правда, другие участники рынка полагают, что рынок пластика будет расти, но не такими рекордными темпами, о которых говорят эксперты. Кредитные карты набирают популярность, хотя и не столь быстро, как ожидали аналитики банковского рынка. По мнению экспертов, в будущем году кредит на неотложные нужды останется по-прежнему популярным продуктом.

 

 

Заключение

 

На основании исследования можно сказать следующее: проблемы становления и развития российских коммерческих банков, их способность быстро и результативно решать все новые задачи, которые перед ними выдвигает рынок можно решать только на основе современного управления, строгого соблюдения всех принципов и творческого использования потенциала маркетинга.

Розничный рынок банковских услуг после кризиса и до недавнего времени пребывал в странном положении. Частные вкладчики и их деньги в большей массе стали не нужны банкам с исчезновением высокодоходных финансовых инструментов. Однако в последнее время ситуация начинает меняться. Меняться кардинально, как со стороны банковского сообщества в отношении частных клиентов, так и со стороны последних к банкам. Это доказывает динамика привлечения средств частных лиц в банках - лидерах в этой области.

Розничный бизнес должен в скором будущем стать независимым центром генерации прибыли.

Проанализировав спектр предоставления банковских услуг частным лицам на примере ЗАО Внешторгбанк Розничные Услуги, видно, что в настоящее время все более отчетливо проявляется тенденция к изменению стратегии развития банковского сектора: переход от универсальных банков, действующих на разных финансовых рынках и предоставляющих широкий спектр услуг, к специализированным банкам. В данном случае объект исследования ЗАО Внешторгбанк Розничные Услуги специализируется на предоставлении услуг частным лицам. Это вполне объяснимая тенденция, учитывая важность финансовых взаимоотношений клиента и банка. В последние годы наметилось стремление российских банков к расширению перечня услуг.

Сейчас на рынке предоставления банковских услуг проявляется достаточно жесткая конкуренция. Этим и обусловлена необходимость создания новых видов банковских продуктов и услуг, кроме того, новые продукты и услуги нужны банку для увеличения прибыли.

Исходя из приведенных статистических данных, можно сделать вывод, что нынешний год, как и предыдущий, проходил под эгидой развития розничного и потребительского кредитования, при этом львиная доля банков, работающих с розничными клиентами, в той или иной степени уже имеют кредитные программы для физических лиц. Называть потребительское кредитование и кредитные карты перспективным направлением уже не совсем верно, так как это реально работающая услуга, можно сказать классическая.

На российском рынке розничных финансовых услуг сейчас наблюдается расширение присутствия западных банков. Это вполне естественно и нормально. Поэтому российские банки должны серьезно подтягиваться в технологическом и организационном отношении до уровня западных финансово-кредитных институтов, расширять номенклатуру банковских продуктов и услуг. Всерьез опасаться конкуренции с их стороны нам вряд ли стоит. Российские банки, особенно те, которые уже давно работают на розничном рынке, лучше его знают, они также лучше знают и потенциальных клиентов. Кроме того, Россия выходит на рынок с не менее - а может быть, и более - конкурентоспособными ставками.

В настоящее время наиболее перспективным направлением является развитие высоких технологий в банковском секторе и интеграция банковских услуг во всемирную паутину – Интернет. Предоставление этой услуги является очень перспективным, ведь работа клиента в режиме он-лайн дает возможность не только сэкономить время пребывания в банке, но и сама услуга избавляет банк от очередей, что очень важно на данном этапе развития. В будущем, банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг - услуг населению. Оно обеспечивает объединение услуг, основанных на использовании банкоматов, кредитных и платежных карточек, и услуг оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видео-услуг.

Развивать розницу, работая с физическими лицами, пришедшими в банк «с улицы», ориентируясь на рекламу и предложения банка, - несёт как огромные перспективы, так и значительные риски и затраты для банка.

Что же касается сберегательного бизнеса, то он развивается активно и успешно, и все же есть риски, с которыми банкам приходится сталкиваться. Текущее Российское законодательство не дает возможности банкам ограничить выдачу вклада в течение срока действия договора, так как вынужден вернуть сумму вклада по первому требованию, а введение закона о страховании вкладов сыграло важную роль, поскольку укрепило позиции коммерческих банков и дало стимул к развитию банковской розницы. Но и здесь необходимо соблюдать ряд принципов, которые дадут возможность привлечь банку необходимое количество клиентов.

Итак, в данной работе проанализированы перспективы развития системы банковских продуктов и услуг в России, а также выявлены различные  приемы и исследования, проводимые российскими банками с целью анализа спроса на банковские продукты и услуги.      

Исходя из всего, можно сказать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены полностью.

Здесь предлагается совершенствование электронных услуг – это вполне целесообразно, поскольку данный вид услуги только начинает внедряться в сферу банковской деятельности, а передовые технологии приводят к качественному прорыву и наполнению старых услуг новым содержанием.. Помимо этого в выпускной работе предложены новые виды традиционных услуг – это кредиты и депозиты. Например, ЗАО Внешторгбанк Розничные Услуги выделяет четкие обособленные группы клиентского интереса к отдельным сторонам вклада под проценты. Ведь клиент может легко уйти к конкурентам, увидев более выгодное предложение, поэтому необходимо предлагать более совершенные и выгодные услуги.

Все это способствует постепенной адаптации субъектов рынка к новым условиям. 

 

 

Список литературы:

 

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 3 февраля 1996г. с изменениями и дополнениями

2. Федеральный закон от 23-12-2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» с изменениями и дополнениями

3. Федеральный закон от 29-07-2004 № 93-ФЗ «О выплате Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» с изменениями и дополнениями

4. Указание ЦБ России «О направлении средств фонда страхования депозитов в коммерческих банках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках» от 10.01.02 №1092-У // Вестник Банка России. – 2004. – №4.

5. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2006

6. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. – Учебник – М.: Юрайт-Издат,2007

7. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

8. Жуков Е.Ф.

9. Емельянов А. М. и др. Финансы, налоги и кредит: Учебное пособие. – М.:

    РАГС, 2006

10 Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., пухов А.В. Банковский розничный          бизнес – М.:   Издательская группа «БЦД-пресс»,2006

        

11.Колесников Е. Банковские ячейки – М.: АСТ; СПб.; Астрель-СПб, 2007 – (Как         заставить свои деньги работать).

12Колесников Е. Моя первая банковская карточка – М.: АСТ; СПб; Астрель-СПб, 2007

13 Лаврушин О.И. Банковское дело – М.: Финансы и статистика,2005

14. Матовников М. Ю. Снижение процентной ставки – риски и         возможности // Банковское дело. 2005. №10.

 

15. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело – М.: ИНФРА-М, 2006

16.Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов – М.: «Финансы и Статистика»,2006

17. Черкасов В. Е. Банковские операции: финансовый анализ. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2006

18. Ямпольский М.М. О составе клиентов банка. Банковское дело, - М.:.: ЮНИТИ,2006

19. Журнал «Деньги № 21,2005

20. Личные Деньги. 2006. 11 марта

21. Популярные Финансы. 2006 № 7

22. «Финансы» № 15, 2006

23. www.vtb24.ru

24. http://www.emoney.ru/publish/s05.htm

25. www.logos.press.md.ru

26. http://www.sdi.nsk.su/sibinfoshop/3 /nocash.htm

27. www.bankir.ru,

 


[1] Популярные Финансы. 2006 № 7

[2] Матовников М. Ю. Снижение процентной ставки – риски и возможности // Банковское дело. 2005. №10.

[3] ФЗ «О банках и банковской деятельности»

[4] Журнал «Деньги» № 21, 2005

[5] Личные Деньги. 2006. 11 марта

[6] «Финансы» № 15, 2006

[7] система принципиально не работает с пользователями из России и Восточной Европы

[8] Статья 187 УК РФ

[9] Банковски ячейки. Е. Колесников, 2007

[10] статья 187 УК РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.057 с.)