Особенности проведения конкурсов в строительстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения конкурсов в строительстве



Из особенностей проведения конкурсов по размещению заказов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве по сравнению с прове­дением конкурсов на закупку товаров отметим:

- большой объем технической части конкурсной документации;

- проведение конкурсов при различной степени проработки техни­ческих решений;

- большие возможности по разбивке объекта конкурса на отдельные предметы конкурса (лоты) с целью усиления конкуренции;

- возможность использования различных форм координационных и кооперационных связей в строительстве, предусматривающих выбор генпод­рядчика, управляющей компании и нескольких главных подрядчиков, суб­подрядчиков, поставщиков;

- возможность привлечения участников из различных регионов или только из конкретного региона, населенного пункта;

- большой объем и краткость периода действия согласований про­ектов;

- большие возможности представления альтернативных предложе­ний в части снижения сроков строительства, снижения размера аванса, повы­шения качества строительства и снижения затрат при эксплуатации сооружа­емых зданий и сооружений;

- необходимость и реальная возможность предконкурсного определе­ния предполагаемой рыночной цены подрядных работ;

- использование различных видов цены контракта (твердой, базис­ной, установленной на определенную дату и др.);

- многообразие показателей для оценки предложений;

- использование различных модификаций форм контрактов, догово­ров подряда;

- возможность дифференциации различного вида временных ограни-чений и др..

Задача по учету отраслевых особенностей проведения конкурсов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве решалась путем разработки ЦНИИЭУС Госстроя России в 2000 г. проекта «Положения о конкурсах на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве в Российской Федерации», а в 2001 г. - проекта «Методических рекомендаций о порядке проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации».

В этих документах достаточно полно отражена такая особенность под- рядных конкурсов, как большой объем технической части конкурсной документации. Несколько сложнее решить задачу - как отразить особенности проведения конкурсов при различной степени проработки технических решений.

Нормой является проведение подрядных конкурсов при наличии ут­вержденной проектной документации, а при отступлении от этой нормы должно быть обращено внимание на необходимость тщательной разработки технической части конкурсной документации и на определение предполагае­мой стоимости предмета конкурса в качестве необходимого условия дости­жения экономического эффекта от проведения конкурсов.

В разрабатываемых документах предусмотрена возможность и пока­зана целесообразность разбивки объекта конкурса на лоты. В то же время недопустимо чрезмерное дробление объекта конкурса на лоты с целью ухо­да от исполнения конкурсных процедур.

В Федеральном законе № 97-ФЗ [3] вопрос о критериях и системе пока­зателей для оценки предложений участников не рассматривается и не сде­ланы ссылки на использование общественно-признанных критериев оценки.

При оценке заявок рекомендовано использование метода экономиче­ской оценки, но в то же время говорится и об использовании балльного ме­тода оценки. Представляется, что необходимо более твердо ориентировать на использование метода экономической оценки.

В качестве одной из задач организатора конкурса рассматривается предконкурсное определение предполагаемой рыночной стоимости предмета конкурса и начальной (стартовой) стоимости предмета конкурса. Заметим, что в ряде нормативно-методических документов используется менее точ­ный термин «начальная стартовая цена» как стоимостное выражение кон­кретного натурального объема товаров, работ, услуг.

Конкурсы в строительстве предусматривают представление предложений подрядчика по цене предмета конкурса в виде твердой фиксированной цены, базисной цены, установленной на определенную дату, и в другой форме.

Представляется, что в условиях конкурса следует указывать детально форму, вид цены, степень охвата ценой (показателем стоимости) работ и затрат, способы корректировки цены в связи с инфляцией и возможным измене­нием объема работ.

Многими специалистами затрагивается вопрос об альтернативе - привлечении участников из различных регионов или только из конкретного региона, конкретного населенного пункта.

С государственной точки зрения с целью увеличения конкуренции нецелесообразно вводить по отношению к участникам региональные ограни­чения. Однако на уровне конкурсов по размещению заказов для местных или муниципальных нужд фактически имеют место ограничения для «чужих» участников и преференции для строительных организаций из «своего» регио­на- Проблема существует, ее следует решать в рамках нового закона или под­законными актами.

Расширению конкуренции при проведении подрядных конкурсов спо­собствует уплата местных налогов не по месту постоянной дислокации орга­низаций подрядчика, а по месту осуществления строительства. На практике этот вопрос решается путем создания в районе строительства представитель­ства подрядчика, дислоцированного в другом регионе, что позволяет гар­монизировать интересы заказчика и местных органов власти.

 

 

2.2 Методические подходы к отражению

в конкурсной документации вопросов подготовки предложений по

цене предмета конкурса в строительстве

Выбор метода представления в конкурсной документации участника­ми конкурса предложения по цене предмета конкурса в определяющей сте­пени зависит от степени проработки проекта и сметной документации и от требуемых сроков реализации контракта.

2.2.1 Проведение конкурсов в строительстве при наличии утвержденной проектной документации

Наиболее благоприятным условием проведения конкурса с точки зрения определения стоимости контракта является положение, когда инвестором полностью разработана и утверждена проектно-сметная документация.

В этом случае конкурс может проводиться с заранее объявленной начальной (стартовой) стоимостью (ценой) предмета конкурса (Цн). Участникам конкурса предлагается представить свои предложения по величине процента уступки от указанной начальной (стартовой) стоимости (Q). При заключении контракта с победителем конкурса устанавливается порядок, при котором расчеты за выполненные работы производятся на основе акта выполненных работ, сметы по проектной документации с применением по всем строкам сметы единого коэффициента уступки Q от начальной сметной стоимости.

При этом возможны два варианта расчетов.

Вариант «А» используется при установлении фиксированной контрактной стоимости в ценах периода предстоящего строительства.

В этом случае подрядчик берет на себя риск, связанный с возможной инфляцией.

При варианте «А» стоимость в целом по контракту и по каждому комплексу работ рассчитывается:

 

                 Цкн*(1- Q/100), где                             (1)

Цн Цк - соответственно стартовая и контрактная стоимость (цена) предмета конкурса;

Q - процент уступки от начальной (стартовой) стоимости (цены), пред­ложенной в заявке победителя конкурса по комплексу работ.

                Цкiнi*(1-Q/100), где                             (2)

Цнi, Цкi - соответственно начальная и контрактная стоимость на i-ый комплекс продукции, работ, услуг.

Вариант «Б» используется для контрактов с более длительным перио­дом их исполнения, при установлении контрактной стоимости в базисном уровне цен (например: в сметных ценах на 01.01.84 г., на 01.01.91 г., на 01.01.2000 г. или на какую-либо другую дату).

При варианте «Б» к показателям по формуле (3) вводится поправка на изменение величины региональных индексов цен на определенный ком­плекс продукции, работ, услуг:

               Цкiнi*(1-Q/100)* Npi/Nki, где               (3)

Npi, Nki - индексы цен по /-комплексу продукции, работ, услуг соотве -ственно на дату, в уровне которой установлена базисная стоимость контракта и на дату проведения расчетов за выполненные работы.

Следует отметить, что представление контрактной цены в базисном уровне цен плохо корреспондируется с практикой финансового планирования лимитов капитальных вложений, установленных титульными списками строек, а также с практикой контроля за расходованием средств со стороны Счетной палаты и других контрольных органов. С этой точки зрения вариант «А» предпочтительнее варианта «Б».

В условиях, когда утверждена проектно-сметная документация на стадиях ТЭО (проект), с целью усиления контроля за уровнем стоимости строительства может применяться технология проведения конкурсов с начальной (стартовой) ценой (стоимостью).

В этом случае определение твердых договорных цен на строитель­ную продукцию осуществляется только по результатам проведенных кон­курсов. При этом цена строительной продукции является окончательной и, как правило, не подлежит изменению при осуществлении строительства объ­екта в соответствии с действующим законодательством.

Стартовая цена строительной продукции (цена лота) для проведения конкурса определяется только на виды работ и затрат, предлагаемые к вы­полнению подрядчиком. Указанная стартовая цена рассчитывается в текущих ценах, действующих на момент объявления конкурса (торга), и коррек­тируется в дальнейшем в соответствии с прогнозным изменением стоимос­ти строительства на период от начала до окончания срока строительства объ­екта (выполнения работ).

Обоснования начального уровня твердой договорной цены на строи­тельную продукцию по вновь начинаемым объектам осуществляются в сле­дующем порядке:

- определяется сметная стоимость объекта (работ), выставленная на конкурс, по утвержденной в установленном порядке сметной документации в базисных ценах;

- указанная сметная стоимость, определенная в базисных ценах, пе­ресчитывается в текущий уровень цен на дату объявления конкурса по соот­ветствующим утвержденным в установленном порядке коэффициентам пе­ресчета сметной стоимости строительства по видам и комплексам работ, или коэффициентам, рассчитанным на объект представитель (для надземной части жилых домов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам);

- используя прогнозный годовой темп инфляции в строительстве, сметная стоимость, определенная в ценах на период объявления конкурса, уточняется с учетом влияния на изменение сметной стоимости прогнозируемой инфляции в течение срока строительства объекта (выполнения работ).

Рассчитанный в указанном порядке начальный уровень твердой договорной цены может корректироваться на процент требуемого конкурсного снижения, устанавливаемого инвестором (заказчиком) перед проведением конкурса.

Окончательное предложение по стартовой стоимости (стартовой цене лота) для проведения конкурса утверждается соответствующим инвестором.

Твердая договорная цена строительной продукции фиксируется по результатам конкурса (торга) с учетом предложений победителя конкурса по снижению начального (стартового) уровня твердой договорной цены и вносится инвестором в титульный список стройки на соответствующий год (годы).

Твердая договорная цена строительной продукции, установленная в результате проведенного конкурса, оформляется протоколом согласования договорной цены, который подписывается заказчиком и подрядчиком, выигравшим конкурс. Инвестор, проводивший конкурс, согласовывает при этом уровень договорной цены в протоколе. Протокол договорной цены является неотъемлемой частью договора строительного подряда.

На рис. 1 и 2 представлена рекомендуемая для использования схема.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.015 с.)