Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности организации государственных закупок
Переход в России от централизованного обеспечения материальными ресурсами всех юридических лиц к их полной самостоятельности в этом вопросе был осуществлен очень болезненно. В результате предприятия и организации столкнулись с целым рядом новых для себя проблем: поиск хозяйственных партнеров, выбор оптимальной цены покупки, оценка конъюнктуры рынка необходимых им материальных ресурсов, определение качества продукции и условий ее поставок, установление рациональной системы платежей за приобретаемые ресурсы, проведение юридически и экономически грамотной работы в области договорных отношений. И далеко не всегда и не все оказались в состоянии эффективно решить эти задачи, причем не только в начале перехода к рыночным отношениям, но и в настоящее время. В первоначальный период перехода к рыночным отношениям преобладало мнение, что рынок сам по себе все расставит на свои места и укажет хозяйствующим субъектам рациональные пути организации хозяйственной деятельности, отводя исполнителям некую пассивную роль следования рыночным установкам. На самом деле все оказалось гораздо сложнее. Это в условиях централизованного управления экономикой, планового регулирования материальных потоков роль непосредственного исполнителя была пассивной. За него решали: от кого, сколько и какой продукции он получит и какую цену за эту продукцию должен заплатить. Теперь каждое предприятие должно это определять самостоятельно. Не рынок сам по себе укажет на эффективного поставщика и оптимальную цену закупаемой продукции, а покупатель самостоятельно должен выявить ее на рынке, предпринимая активные действия в данном направлении, иначе он просто разорится. Но главный «сюрприз» функционирования российской экономики по правилам рынка заключался даже не в этом. Достаточно быстро выяснилось, что в ряде секторов экономики рыночный механизм формирования хозяйственных связей не может действовать с необходимой эффективностью без принятия специальных мер. Прежде всего, данная проблема коснулась рынка государственных закупок. Как оказалось, рынок государственных закупок - это не совсем частнокапиталистический рынок, которому исторически свойственна высокая степень конкуренции и соперничество между отдельными товаропроизводителями, между покупателями и продавцами, каждый из которых имеет свой материальный интерес. У одних он заключается, в том, чтобы продать подороже, а другие, соответственно, хотят купить подешевле. Эта борьба интересов в конечном счете и двигает прогресс товарного производства.
Совсем иная ситуация при государственных закупках. На нем субъектом закупок выступает не собственник денежных средств, а его представитель - государственный чиновник, материальное благополучие которого практически не зависит от эффективности проведенных им торговых операций. Кроме того, у чиновников могут появиться альтернативные варианты решения своих материальных проблем. В связи с этим интересы распорядителя бюджетных средств обычно не совпадают с интересами той структуры, которую они представляют, а именно - государства. В результате создаются условия для прорастания коррупции. С подобной проблемой столкнулись на различных этапах своего развития практически все страны, что вынудило их искать меры по противодействию коррупции. Основной целью при проведении закупочной кампании, является обеспечение заданного результата (приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества) с наименьшими затратами. Для этого покупатель должен найти поставщика, который в состоянии предложить ему минимальную цену за продаваемые ресурсы. На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках организации и проведения закупочной кампании. В случае необходимости кроме основного требования - минимальной цены - задаются и некоторые ограничения, определяющие дополнительные требования покупателя к поставляемому товару и характеру самой поставки. Они могут включать требования к качеству продукции, срокам поставки, формам и срокам платежей и т.п. Как реализовать поставленную задачу? Мировая практика выработала важный универсальный инструмент ее решения - проведение открытых торгов (конкурсов). Конкурсные торги - это способ выдачи заказов на поставку товаров, закупки услуг или сдача подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора.
Конкуренция способствует выживанию сильнейшего, и в свободной конкурентной борьбе таких сильнейших становится все меньше и меньше и в конце концов может оказаться (и оказывается) так мало, что не остается места для конкуренции, в результате рыночный механизм перестает эффективно функционировать. Поэтому государство вынуждено принимать специальные меры по предотвращению подобного исхода (антимонопольное законодательство, специальные меры по формированию рынка государственных закупок, стимулирование малого и среднего бизнеса и т.д.) Но меры по стимулированию конкуренции важны не только для макроэкономического уровня, они бывают необходимы и на микроуровне. Проведение конкурсных торгов по своей сути является той мерой на микроуровне, которая призвана стимулировать усиление конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнение работ. Однако максимальная концентрация претендентов на получение заказа лишь необходимое условие обеспечения конкуренции, но еще не достаточное. Требуется также сформировать эффективную конкурентную среду, то есть условия, позволяющие всем участникам равноправно и эффективно участвовать в этом состязании. Именно для этого в мировой практике была разработана система практических мер и процедур, которые бы обеспечивали выполнение данной задачи, и получившая наименование прокьюремент. Сложной проблемой при формировании хозяйственного механизма является обеспечение согласования интересов компании, ее структурных подразделений и отдельных работников. Меры, предпринимаемые для обеспечения этого согласования, можно подразделить на три группы: поощрительные, репрессивные и процедурные. Процедурные меры применяются для минимизации зависимости организации от добросовестности и квалификации отдельных исполнителей. Реализация процедурных мер осуществляется путем нормативного принятия свода правил и инструкций, регламентирующих действия отдельных работников, что позволяет осуществить более действенный контроль за принимаемыми ими решениями. Применительно к системе материально-технического обеспечения в части использования процедурных мер речь должна идти, прежде всего, о системе закупок материальных ресурсов и обеспечения процесса товародвижения от изготовителей до непосредственного потребителя. Затраты на приобретение материальных ресурсов значительно возросли и их значимость в общем финансовом балансе Компании столь весома, что любые недобросовестные или неквалифицированные действия в этой сфере оказывают самое непосредственное негативное воздействие на финансовое положение Компании в целом. Решению данной проблемы во многом может способствовать создание открытой и гласной системы закупок материальных ресурсов. Осуществить это возможно посредством организации открытых конкурсов (торгов, тендеров) на приобретение продукции производственно-технического назначения, то есть использование процедур прокьюремента.
Прокьюремент можно определить как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной компании посредством конкурсных торгов. Для понимания сущности прокьюремента важно выделить следующие ключевые моменты и понятия. Во-первых, это «закупки», так как прокью-ремент является одним из способов осуществления закупок товаров, работ и услуг. Здесь важно отметить юридический и экономический аспекты вопроса. Когда разрабатывалась и принималась первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, конкурсная система размещения закупок для государственных нужд в России практически отсутствовала и законодательно никак не регулировалась. Соответственно, статьи, которые регламентируют заключение договоров на торгах (ст. 447-449) [1], относятся к случаям, когда торги организует не покупатель, а продавец, что совсем не одно и то же. Попытки перенести отдельные нормы ГК, регулирующие порядок проведения торгов продавцом, на торги, проводимые покупателем, приводят к экономическим нелепостям. Это относится к предоставлению гарантий в форме задатка, к требованию обязательного указания в извещении о проведении торгов сведений о начальной цене и др. С экономической точки зрения регулирование закупок важно по следующим обстоятельствам. В последние годы в мировой практике при решении вопроса рационализации финансовых потоков и обеспечения удешевления производства особо пристальное внимание уделяется именно закупкам, так как в большинстве случаев именно в этой сфере имеются наибольшие резервы повышения эффективности всего бизнеса. По оценкам ряда аналитиков, в технологически отлаженных производствах 50-60% потенциальной экономии имеется в сфере материально-технического обеспечения, 30% - в сбытовой сфере и 10-20% - в непосредственно производственной сфере. Второе ключевое понятие - «конкурсные торги» как публичное открытое состязание претендентов за получение контракта на поставку товаров или выполнение работ. Именно на этом способе установления хозяйственных связей основывается прокьюремент. Главной задачей при закупках продукции для государственных нужд является обеспечение максимальной эффективности расходования средств государственного бюджета. Важнейшим условием решения этой задачи является достижение максимальной конкуренции за государственные контракты, а конкурсы и есть главный инструмент достижения такой конкуренции.
Третье ключевое понятие - это «интересы заказчика». Важно особо подчеркнуть, что речь идет не только о текущих интересах, а главным образом о долгосрочных интересах заказчика. Прокьюремент необходим не для фирм однодневок, а для тех бизнесменов, которые рассчитывают на длительную успешную деятельность в данной сфере рынка, а это возможно только тогда, когда хозяйственные контрагенты будут видеть в нем надежного, заслуживающего доверия партнера. Все процедуры прокьюремента основываются на равноправном и уважительном отношении к интересам хозяйствующих контрагентов. Четкое соблюдение этих процедур создает заказчику положительную долгосрочную репутацию на рынке, что само по себе является значительным капиталом, которым следует дорожить не меньше, чем финансовыми ресурсами. Законодательство в области государственных закупок регулирует, главным образом, не взаимоотношения между заказчиком и поставщиками, а действия чиновников, которым поручено осуществлять государственные закупки, чтобы эти действия не противоречили интересам заказчика, которым в конечном счете является государство. И наконец - «совокупность практических методов и приемов», то есть сам инструментарий, при помощи которого осуществляются процедуры конкурсных закупок продукции. Для обеспечения привлекательности и эффективности конкурсных торгов на закупку в основу прокьюремента заложены следующие принципы: - открытость (гласность); - равноправие (справедливость); - экономичность; - эффективность; - ответственность. Основным принципом прокьюремента, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является весьма сильнодействующим средством от такой болезни, как коррупция. Напомним, что основной до недавнего времени документ, регулирующий процедуры конкурсного отбора поставщиков продукции для государственных нужд, - Положение об организации закупки товаров, работ и услуг был утвержден Указом № 305 [10]. Само название указа однозначно говорит о его целевой направленности. Показательно и то, что Всемирный Банк в качестве стратегического оружия по борьбе с коррупцией избрал именно прокьюремент, внедряя во всех странах его процедуры. Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее и для всех участников они одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.
Принципы экономичности и эффективности внешне кажутся схожими, и даже может создаться впечатление, что это определенная тавтология, но это не так. Экономичность означает, что сами процедуры конкурсных торгов должны осуществляться с минимально возможными затратами, в то время как реализация принципа эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, в результате которых должны быть осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность, но это не одно и то же. Из примера недавней практики формирования хозяйственных связей в нашей стране. В условиях плановой экономики система формирования хозяйственных связей была чрезвычайно экономичной, если ее оценивать по такому критерию, как количество трудозатрат на одну установленную хозяйственную связь или количество трудозатрат на обеспечение заказов на весь объем произведенной продукции. Была создана достаточно четкая система сбора информации о потребно-стях и планах производства, увязки специфицированной потребности и ассортиментных планов производства, формирования на этой основе хозяйственных связей. Эту работу осуществляла относительно небольшая группа работников общегосударственной системы снабжения и соответствующих министерств и ведомств. Экономичность такой системы формирования хозяйственных связей особенно стала видна тогда, когда она подверглась постепенному разрушению. А это произошло в период проведения попыток поэтапного перехода от централизованного распределения к оптовой торговле средствами производства в рамках еще существовавшей системы централизованного планирования производства (1986-1990 гг.) Снятие части продукции с централизованного распределения повлекло за собой небольшое снижение числа работников, занимающихся этими вопросами в центральных органах материально-технического снабжения, но это снижение было многократно (в десятки раз) перекрыто увеличением числа работников служб снабжения на предприятиях. Дальнейшее разрушение централизованного распределения и ликвидация дефицита материальных ресурсов привели к лавинообразному увеличению служб сбыта (маркетинга) на предприятиях. С этих позиций экономичность централизованной системы распределения материальных ресурсов достаточно очевидна. Но столь же очевидна была и ее неэффективность с точки зрения решения задачи обеспечения конечного потребителя всеми необходимыми ему ресурсами в нужном ассортименте, качестве и в заданные сроки. Формирование хозяйственных связей шло, главным образом, исходя из интересов изготовителей, самой распределительной системы, а интересы потребителей учитывались в крайне недостаточной степени. Поэтому экономика России была чрезвычайно ресурсоемкой, и никакие меры по экономии ресурсопотребления, предпринимаемые в течение десятилетий, не дали, да и не могли дать, в тех условиях сколь-нибудь заметный результат. Достигаемая экономичность самих действий многократно перекрывается неэффективностью конечных результатов таких действий. Тем не менее, проблема удешевления процесса проведения конкурсных торгов стоит достаточно остро. В мировой практике одним из основных путей ее решения является унификация. Она касается всех конкурсных процедур: подготовки конкурсной документации, подготовки конкурсных предложений, проведения квалификационных отборов, систем оценки конкурсных предложений, выявления победителя и заключения контракта. Из приведенного нами рассуждения следует важный вывод. Безусловно, нужно стремиться к минимизации затрат на проведение конкурсных торгов, но это не должно идти в ущерб их конечной цели - эффективности. Чрезвычайно важна при проведении закупок реализация принципа ответственности. Содержательно он означает, что уполномоченные лица заказчика отвечают за все пункты контракта, который они заключили, и никто не должен оказывать давление, чтобы уполномоченные лица нарушили условия контракта. Этот принцип в значительной мере сочетается с понятием святости контракта, которое означает, что не может быть таких условий, которые бы требовали нарушения заключенного контракта. Осознание важности этого понятия особенно актуально для современных российских условий. По мнению большинства бизнесменов, основной проблемой работы на российском рынке является необязательность партнеров, что служит отражением общей недостаточности правовой и деловой культуры и этики контрагентов по бизнесу. Осознание того, что обмануть можно один раз, а потерять партнера - навсегда, еще не стало доминирующим в поведении отечественных бизнесменов. Соблюдение принципа ответственности стоит на защите долгосрочных интересов покупателя. Характерна для наших условий ситуация, с которой столкнулись, в частности, работники одной из структур Министерства путей сообщения. В 1997 г. они провели конкурс на закупку мазута, в результате его был определен победитель, с которым и заключили контракт. Еще не наступило время выполнения обязательств по контракту, как в МПС обратился еще один потенциальный поставщик, который предложил существенно лучшие условия поставки мазута. Это вызвало у работников МПС раздумья: разрывать или нет ранее заключенный контракт. С точки зрения принципов прокьюремента здесь нет причин для раздумий. Коль уж заключил договор, то надо его выполнять. И даже если с учетом всех штрафов и неустоек за разорванный контракт новый поставщик будет вроде бы более выгодным, то с точки зрения долгосрочных интересов покупателя это все равно не допустимо, так как он теряет свое лицо на рынке, а поэтому в следующий раз поставщики будут предлагать ему товар по более высокой цене с учетом риска за возможный срыв контракта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.023 с.) |