Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественные параметры информационных объектов.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Количественные параметры информационных объектов.
В этом уроке мы поговорим о решении первой задачи ОГЭ по информатике. Для того, чтобы с легкостью решить любой вариант подобной задачи, нужно знать несколько моментов: - Единицы измерения информации; - Формулы для вычисления информационных объемов; - Степени двойки. Начнем с единиц измерения. Если рассматривать сообщения информации как последовательность знаков, то их можно представлять битами, а измерять в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и петабайтах. Советую запомнить данные равенства: 1 байт=8 битов 1 килобайт (Кб)=1024 байта =210 байтов 1 мегабайт (Мб)=1024 килобайта =210 килобайтов=220 байтов 1 гигабайт (Гб)=1024 мегабайта =210 мегабайтов=230 байтов 1 терабайт (Тб)=1024 гигабайта =210 гигабайтов=240 байтов Запомните, приставка КИЛО в информатике – это не 1000, а 1024, то есть 210 Теперь формулы для вычисления информационных объемов. Знать нужно две:
N=2iN=2i Поговорим о первой (используется намного чаще второй). I - вес текстовой информации (в битах) K - количество символов i - вес одного символа
Отсюда следует, что вес текстовой информации равен произведению количества символов на вес одного символа. Пример задачи: Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 30 строк, в каждой строке 32 символа. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. Найдем общее количество символов на одной странице, для этого умножим количество строк на странице на количество символов в строке — 30 * 32 = 960 символов. Найдем общее количество символов во всем тексте, для этого умножим количество страниц на количество символов на одной странице — 16 * 960 = 15360 символов. Так как каждый символ кодируется 16 битами, а 16 бит = 2 байта, то весь текст займет 15360 * 2 байта = 30720 байта. Как видим, из предложенных вариантов ответа в байтах полученного нами нет, поэтому переведем полученный результат в килобайты. Для этого разделим 30720 на 1024: 30720 / 1024 = 30Кбайт. Теперь о второй формуле. Для решения обратных задач, когда известна неопределенность (N) или полученное в результате ее снятия количество информации (i) и нужно определить какое количество равновероятных альтернатив соответствует возникновению этой неопределенности, используют обратную формулу Хартли N=2iN=2i, где N - количество равновероятных альтернатив i - неопределенность Например, если известно, что в результате определения того, что интересующий нас Коля Иванов живет на втором этаже, было получено 3 бита информации, то количество этажей в доме можно определить по формуле (3), как N=23 Сейчас мы поговорим о степенях двойки, знание которых поможет на экзамене, потому что, как вы знаете, на ОГЭ пользоваться калькулятором нельзя, а искать степень придется.
До одиннадцатой степени можно выучить значения по пальцам двух рук вот таким образом:
Сейчас мы разберем несколько задач на данную тему, чтобы вы смогли пройти последующие тесты и закрыли все "дыры" в задачах этого типа. Задача 1. Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. Варианты ответа: 1) 120 Кбайт 2) 480 байт 3) 960 байт 4) 60 Кбайт Пояснение.
Найдем количество символов в статье: 32(страницы) · 40(строки) · 48(символы) = 25· 5 · 23· 3 · 24 = 15 · 212. Один символ кодируется одним байтом, 210 байт составляют 1 килобайт, поэтому информационный объем статьи составляет 15 · 212 байт = 15 · 22 килобайт = 60 Кб. Правильный ответ указан под номером 4. Задание 2. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке: Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. Варианты ответа: 1) 120 бит 2) 960 бит 3) 480 байт 4) 60 байт Пояснение. Каждый символ кодируется 16 битами. В предложении 60 символов, включая пробелы и запятые. Следовательно, оно кодируется 960 битами. Правильный ответ указан под номером 2. Все задачи крайне однотипны, нужно запомнить лишь принцип решения.
Примеры решения задач Пример 1. Для какого из приведённых чисел ложно высказывание: НЕ (число > 50) ИЛИ (число чётное)? Решение. Сначала выполняем сравнения в скобках, затем операция НЕ, в последнюю очередь - операция ИЛИ. 1) Подставим число 9 в выражение: 9 нам не подходит, так как по условию мы должны получить ложь. 2) Подставим число 56 в выражение: 56 тоже не подходит. 3) Подставим 123: Число 123 подошло. Эту задачу можно было решить и по-другому: Нам надо получить ложное значение. Мы видим, что операция ИЛИ будет выполняться в последнюю очередь. Операция ИЛИ даст ложь, когда оба выражения НЕ(число) и (число чётное) будут ложны. Так как условие (число чётное) должно быть равно ложному значению, то сразу отвергаем варианты с числами 56, 8. Далее, условие НЕ (число > 50) = ложь, соответственно условие (число > 50) = истина. Из двух оставшихся чисел 9 и 123 этому условию подходит число 123. Итак, можно решать прямой подстановкой, что долго и может дать ошибку при вычислении выражения; или же можно решать задачу быстро, проанализировав все простые условия. Ответ: 3)
Пример 2 Для какого из приведённых чисел истинно высказывание: НЕ (Первая цифра чётная) И НЕ (Последняя цифра нечётная)? 1) 6843 2) 4562 3) 3561 4) 1234 Сначала выполняем сравнения в скобках, затем операции НЕ над скобками, в последнюю очередь - операция И. Все это выражение должно принимать истинное значение. Так как операция НЕ меняет смысл высказывания на противоположный, мы может переписать это сложное выражение так: (Первая цифра нечётная) И (Последняя цифра чётная) = истина Как известно, логическое умножение И дает истину только тогда, когда истинны все простые высказывания. Таким образом, оба условия должны быть истинными: (Первая цифра нечётная) = истина (Последняя цифра чётная) = истина Как видно, подходит только число 1234 Ответ: 4)
Пример 3 Для какого из приведённых имён истинно высказывание: 1) Иван 2) Николай 3) Семён 4) Илларион Перепишем выражение: Оба условия должны выполняться (команда И дает истину когда оба входящих простых условия истинны). Подходит имя "Николай" (первая буква не гласная и число букв 7>5). Ответ: 2)
Пример 4 Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание: 1) 4 2) 5 3) 6 4) 7 Первой выполняется операция НЕ, второй - И. Перепишем выражение: (X ≤ 5) И (X > 4) = истина Оба условия должны быть верными. Подходит число 5 Ответ: 2) Для какого из приведённых имён ложно высказывание: НЕ ((Первая буква гласная) И (Последняя буква согласная))? 1) Валентина 2) Герман 3) Анастасия 4) Яков Решение: Логическое «И» ложно только тогда, когда ложны хотя бы одно из высказываний. Поскольку перед конъюнкцией стоит отрицание, нужно найти выражение, для которого конъюнкция будет истинна. 1) Истинно, поскольку истинно первое высказывания: в — согласная. 2) Истинно, поскольку истинно первое высказывание: г — согласная. 3) Истинно, поскольку истинно второе высказывание: я — гласная. 4) Ложно, поскольку ложны оба высказывания: я — гласная и в — согласная. Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 2
Ответ: 3. Задача 2: Пользователь работал с каталогом Участники. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге C:\Конференция\Секции\Информатика. Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу. 1)C:\Конференция\Регионы\Списки\Участники 2)C:\Конференция\Участники 3)C:\Конференция\Регионы\Участники 4)C:\Участники Решение: В этом задании уже указано, что Участники — это каталог, а не файл. Известно, что пользователь поднялся на один уровень вверх, а затем дважды спустился на один уровень вниз и оказался в папке C:\Конференция\Секции\Информатика. Проделаем этот путь в обратном порядке — дважды поднимемся на один уровень и один раз спустимся на один уровень. Поднявшись на два уровня вверх, мы окажемся в папке C:\Конференция\. Далее необходимо спуститься на один уровень, т. е. в конечно итоге полный путь каталога, с которым пользователь начал работу должен выглядеть так - C:\Конференция\< какая-то папка >. Под этот вариант подходит ответ номер 2.
Ответ: 2. Задача 3: В некотором каталоге хранился файл Газета, имевший полное имя C:\Сентябрь\Выпуск1\Газета. Пользователь, находившийся в этом каталоге, поднялся на один уровень вверх, создал подкаталог Вёрстка и переместил в созданный подкаталог файл Газета. Каково стало полное имя этого файла после перемещения? 1)C:\Сентябрь\Вёрстка\Газета 2)C:\Вёрстка\Сентябрь\Выпуск1\Газета 3)C:\Вёрстка\Газета 4)C:\Сентябрь\Выпуск1\Вёрстка\Газета Решение: Рассмотрим пошагово действия пользователя. В условии указано полное имя файла Газета - C:\Сентябрь\Выпуск1\Газета. Нужно быть внимательным, так как может сбить с толку то, что файл Газета не имеет расширения и принять его за папку! Итак, файл Газета находится в папке C:\Сентябрь\Выпуск1\. Пользователь поднялся на один уровень вверх — значит он оказался в папке C:\Сентябрь\. Далее он создал папку Вёрстка и переместил в созданный подкаталог файл Газета. Таким образом, получаем полное имя файла C:\Сентябрь\Вёрстка\Газета Ответ: 1. Задача 4: Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:?hel*lo.c?* 1) hello.c 2) hello.cpp 3) hhelolo.cpp 4) hhelolo.c Решение: 1. проверяем соответствие файлов маске по частям; 2. первая часть маски «?hel» означает, что перед сочетанием «hel» в начале имени стоит один любой символ; 3. отсюда видим, что первые два имени не подходят (начинаются прямо с «hel», без стартового символа); 4. для двух последних имен проверяем второй блок маски: после «hel» должна быть цепочка «* lo.c». Т.к. символ «*» может означать либо последовательность символов, либо «пустую» последовательность, значит два оставшихся имени подходят для маски; 5. последняя часть маски, «?*», означает, что после «lo.c» должен стоять по крайне мере один любой символ (на это указывает знак «?»); для последнего имени, «hhelolo.c» после «lo.c» нет ни одного символа, следовательно, маска не подходит. Ответ: 3.
СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ EXCEL В заданиях ОГЭ могут встретиться следующие стандартные функции: · СЧЕТ — количество непустых ячеек, · СУММ — сумма, · СРЗНАЧ — среднее значение, · МИН — минимальное значение, · МАКС — максимальное значение В скобках после названия функции записывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240) · важно знать, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и ячейки с текстом (не числом), которые входят в указанный диапазон; так, если ввести формулу в ячейку C2, то появится значение 2, а не 1,5 (не учитывается пустая А2): ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ · Для наглядности данных, представленных в таблицах, используются диаграммы. · В зависимости от выбранного типа диаграммы результатом будет разный эффект визуализации. · Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иначе говоря, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме (или части общего целого). · Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера», т.е. с верхней части круга: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона. Далее следуют секторы, соответствующие значениям ячеек в порядке их следования в указанном диапазоне: Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек. Разбор задания 5.1: Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? 1) =B1/C1 Решение: · Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам: B2 = D1 - 1B2 = 5 - 1 = 4 C2 = B1 * 4C2 = 4 * 4 = 16 D2 = D1 + A1D2 = 5 + 3 = 6· Вспомним, что круговая диаграмма отображает части целого. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих сектора, равных соответственно: 4, 16 и 8. Секторы должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (по часовой стрелке). · Расставим в диаграмме известные значения в те секторы, которые подходят им по размеру: · Остается один свободный сектор, который по размеру равен сектору B2, то есть равен 4. · Посчитаем результаты в заданных ответах: · Итого, получаем подходящий результат под номером 4. Ответ: 4
Конец Означает, что последовательность команд Команда 1 Команда 2 Команда 3 повторится k раз.
Задача 1 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма? Варианты ответов: 1) Сместиться на (–9, –3) 2) Сместиться на (–3, 9) 3) Сместиться на (–3, –1) 4) Сместиться на (9, 3)
Пояснения: Вычислим смещение Чертёжника после выполнения алгоритма относительно начала координат. Пусть начальное положение Чертёжника - точка (0,0). Координата X: (-2 + 3 - 4)*3 = -9 Координата Y: (-3 + 2 + 0)*3 = -3 Вывод: Чертёжник окажется в точке (-9, -3), следовательно, весь алгоритм можно заменить на одну команду: Сместиться на (-9, -3)
Задача 2 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Команда1 Сместиться на (1, -2) Конец Сместиться на (-6, 9) Какую команду нужно поставить вместо Команда1, чтобы Чертёжник оказался исходной точке после выполнения алгоритма? Варианты ответов: 1) Сместиться на (2, 4) 2) Сместиться на (–6, 12) 3) Сместиться на (–2, –4) 4) Сместиться на (2, -10) Пояснение: Пусть Команда1 равна Сместиться на (x, y), а исходная точка (0, 0). Тогда смещение Чертёжника: По X: (x + 3 +1)*3 - 6 = 0 По Y: (y + 3 – 2)*3 + 9 = 0 (x + 4)*3 – 6 = 0, 3x + 12 -6 = 0, 3x = - 6 (y +1)*3 + 9 = 0, 3y +3 +9 =0, 3y = - 12 Следовательно, x = -2, y = - 4. Вывод: вместо Команда 1 нужно поставить Сместиться на (-2, -4). Задача 3 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Сместиться на (–2, 1) Повтори 2 раз Сместиться на (2, 1) Сместиться на (4, 6) На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма? Варианты ответов: 1) Сместиться на (10, 25) 2) Сместиться на (–10, -25) 3) Сместиться на (12, 14) 4) Сместиться на (-12, -24) Пояснение: Вычислим смещение Чертёжника после выполнения алгоритма относительно начала координат. Пусть начальное положение Чертёжника - точка (0,0). Координата X: -2 + (0 + 2 + 4)*2 = 10 Координата Y: 1 + (5 + 1 + 6)*2 = 25 Вывод: Чертёжник окажется в точке (10, 25), следовательно, весь алгоритм можно заменить на одну команду: Сместиться на (10, 25)
Задача 4 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Сместиться на (-3, -2) Сместиться на (5, 4) Определите исходную точку Чертёжника, если после выполнения команд, он оказался в точке (3, 9). Варианты ответов: 1) (–3, –9) 2) (–3, 8) 3) (–15, 8) 4) (-15, 6)
Пояснение: Заменим три команды Сместиться, находящиеся в теле цикла, на одну. Смещение по X: (4 – 3 + 5) = 6 Смещение по Y: (-1 - 2 + 4) = 1. Цикл выполняется три раза, значит Чертёжник сместится на (18, 3). Зная итоговое положение Чертёжника можем вычислить начальное его положение: x + 18 = 3 y + 3 = 9. Следовательно, x = -15, y = 6 Задача 5 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 7 раз Сместиться на (-1, 2) Сместиться на (-2, 2) Сместиться на (4, -4) конец Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (0, 0)? Варианты ответов: 1) (7, 0) 2) (0, 7) 3) (-7, 0) 4) (0, -7) Пояснение: Вычислим смещение Чертёжника после выполнения алгоритма. По X: (-1 - 2 + 4)*7 = 7 По Y: (2 + 2 - 4)*7 = 0 Вывод: Чертёжник начал движение из точки с координатами (-7, 0). Задание 1. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке. Семь раз отмерь, один раз отрежь!
1) 33 байт 2) 64 байт 3) 66 бит 4) 528 бит
Задание 2. Для какого из приведённых чисел истинно высказывание: НЕ (число <50) И (число чётное)?
1) 24 2) 45 3) 74 4) 99
Задание 3. Между населёнными пунктами A, B, C, D построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
1) 4 2) 5 3) 6 4) 7 Задание 4. Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\учёба\химия\ГИА.
Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\учёба\химия\Расписание 2) С:\учёба\2013\Расписание 3) С:\учёба\Расписание 4) С:\Расписание Задание 5. Дан фрагмент электронной таблицы.
Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке B2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1*2 2) =B1*7+C1 3) =A1+D1 4) =B1*6+1 Задание 6. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается. Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1). Запись Повтори k раз Команда1 Команда2 Команда3 Конец означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец
Какую единственную команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (9, 6) 2) Сместиться на (–6, –9) 3) Сместиться на (6, 9) 4) Сместиться на (–9, –6)
Количественные параметры информационных объектов.
В этом уроке мы поговорим о решении первой задачи ОГЭ по информатике. Для того, чтобы с легкостью решить любой вариант подобной задачи, нужно знать несколько моментов: - Единицы измерения информации; - Формулы для вычисления информационных объемов; - Степени двойки. Начнем с единиц измерения. Если рассматривать сообщения информации как последовательность знаков, то их можно представлять битами, а измерять в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и петабайтах. Советую запомнить данные равенства: 1 байт=8 битов 1 килобайт (Кб)=1024 байта =210 байтов 1 мегабайт (Мб)=1024 килобайта =210 килобайтов=220 байтов 1 гигабайт (Гб)=1024 мегабайта =210 мегабайтов=230 байтов 1 терабайт (Тб)=1024 гигабайта =210 гигабайтов=240 байтов Запомните, приставка КИЛО в информатике – это не 1000, а 1024, то есть 210 Теперь формулы для вычисления информационных объемов. Знать нужно две:
N=2iN=2i
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.016 с.) |