Какие свойства темперамента выделяет В. С. Мерлин, как они соотносятся с гиппократовскими типами темперамента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие свойства темперамента выделяет В. С. Мерлин, как они соотносятся с гиппократовскими типами темперамента.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

Общая психология

 

 

  На тему

 

Темперамент, способности, характер. (6 вариант)

 

     

 

  Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Коноплёва Анастасия Алексеевна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 37.05.02 Психология служебной деятельности
  (код и наименование)
  Курс: 2
  Группа: 341710
    Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, канд.
  психол. наук, доцент
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   М.Л. Кубышкина
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Архангельск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Ответы на вопросы.. 3

1.1. Какие свойства темперамента выделяет в.с.мерлин, как они соотносятся с гиппократовскими типами темперамента?. 3

1.2. Почему близнецовый метод используется для изучения темперамента, в чём его преимущества?. 5

1.3. Какие выделяют характеристики творческих способностей в современной психологии? 6

1.4. Каковы основные факторы и закономерности развития интеллекта?. 7

1.5. Какие общие (близкие) по содержанию типы акцентуаций характера выделяют к.леонгард и а.е.личко?. 8

1.6. Какова роль субъекта в формировании характера?. 10

2 Задача. 12

3 Практическое задание. 14

Список использованных источников. 18

 


 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Почему близнецовый метод используется для изучения темперамента, в чём его преимущества?

 

С помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.

Вариантами близнецового метода являются:

1) метод контрастных групп позволяет сравнивать монозиготных и дизиготных близнецов по критерию внутрипарного сходства;

2) метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру), когда одного близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), а другого - нет (контрольная группа);

3) метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы "генотип - среда", поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;

4) метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. И.В. Равич-Щербо отмечает, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.

Различают два типа близнецов: монозиготные (MZ) и дизиготные (DZ). Монозиготные – это однояйцевые и происходят от одной и той же зиготы (единый общий генетический материал), а дизиготные рождаются из разных зигот (разный генетический набор). Монозиготные близнецы встречаются реже, чем дизиготные.

При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

 

ЗАДАЧА

Выберите персонажа из популярного художественного фильма, проанализируйте его темперамент, сделайте вывод о присутствующих у него свойствах темперамента с приведением примеров, о типе темперамента, к которому можно отнести персонаж, обоснуйте выбор типа.

Невилл Долгопупс, серия романов о Гарри Поттере, автор Джоан Роулинг.

Забывчивый и неловкий мальчик в первой части и собранный целеустремленный молодой человек в последних частях.

В силу своей застенчивости и скромности он долго не мог раскрыть свои истинные способности.

Сензитивность – высокая; очень впечатлительный и бурно переживающий сложные моменты герой, которому сложно дать отпор обидчику, например момент, когда его бабушка прислала ему шар-напоминалку, а он в полной растерянности и смущенный тем, что его однокурсники наблюдают не знал, что с ней делать очень переживал и в тот же день попал в больницу по своей неосторожности.

Активность – низкая; нерешительный и сомневающийся герой, которому сложно принимать решения, например он не общался практически ни с кем из окружающих и не мог первым начать разговор, никогда не отвечал на занятиях, даже если знал правильный ответ.

Реактивность – высокая; очень остро реагирует на раздражители, при этом обычно расстраивается и переживает о произошедшем, долго не может прийти в себя. Это отслеживается на протяжении всех фильмов, его очень задевает то, что однокурсники над ним подшучивают и испытывают на нем разные заклинания, однажды он даже неожиданно напал с кулаками на обидчиков, чтобы это прекратить.

Активность/реактивность – уравновешенный; принимая решения качественно обдумывает их, но, если вдруг случаются неожиданности, впадает в панику и может натворить или наговорить глупостей. Очень терпеливый и сосредоточенный герой.

Пластичность/ригидность – ригидность; долго принимает решения и теряется в сложной стрессовой ситуации, малоподвижный, старается держаться в стороне.

Темп реакций – низкий; медлительный и неуверенный в себе герой, оттого ему с трудом даются уроки по полетам на метле и подвижные игры, а также предмет защиты от темных искусств, где основыным требованием должна быть хорошая и своевременная реакция на нападение.

Эмоциональная возбудимость – низкая; несмотря на то, что Невилл очень внимательный и чуткий человек ему сложно скрывать свои эмоции, но все-таки они не ярко выражены в его поведении. Гарри часто помогал ему побороть свою неуверенность, но Невилл, хоть и был благодарен вниманию, не мог проявить свои чувства в полной мере. Не всегда понятно какие эмоции испытывает Невилл в разных ситуациях. Не было моментов, чтобы он открыто радовался чему-то или показывал свои переживания.

Экстраверсия/интроверсия – интроверт; держит все душевные переживания в себе. В пример можно привести тот факт, что его однокурсники до 5 курса не знали о том, что родители Невилла находятся в лечебнице после нападения пожирателей смерти. Они у него не спрашивали, а он не делился ничем личным даже с близкими друзьями пока это не стало известно случайно.

Исходя из перечисленных свойств, можно с уверенностью сказать, что Невилл меланхолик чистого типа. Малоподвижный, неэмоциональный, спокойный, терпеливый, сосредоточенный, внимательный. У него ранимая душа и сложный внутренний мир.


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Осуществите самопсиходиагностику своего интеллекта, применив 2 методики по Вашему выбору. Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами другой. Обобщите результаты, сделайте вывод об особенностях Вашего интеллекта.

Сделайте вывод о том, какие аспекты интеллекта лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.

Прогрессивные матрицы Равена

Интерпретация результатов:

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:

- на основании процентной шкалы;

- перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей.

Процентная шкала степени развития интеллекта:

95% и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы

75-95% – 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы

25-74% – 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы

5-24% – 4степень: интеллект ниже среднего.

5% и менее – 5 степень: дефектная интеллектуальная способность

Мой результат 55 сырых баллов, что в переводе в проценты равен 91.67%, что означает вторую степень развития интеллекта - незаурядный интеллект для данной возрастной группы.

В переводе сырых баллов в IQ для моей возрастной категории получился результат 122. Результат более 120 баллов говорит о высоком незаурядном интеллекте.

Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра

Интерпретация результатов отдельных субтестов IST:

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений). (Результат – 15 = 110)

Субтест 2: «ИС» (исключение слова). (Результат – 13 = 109)

Субтест 3: «Ан» (аналогии). (Результат –14 = 109)

Субтест 4: «Об» (обобщение). (Результат – 22 = 108)

Субтест 9: «Пм» (память, мнестические способности). (Результат – 17 = 114)

Субтест 5: «A3» (арифметические задачи). (Результат – 9 = 99)

Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды). (Результат – 10 = 102)

Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение). (Результат – 17 = 122)

Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение). (Результат – 7 = 93)

В интерпретации результатов TSI также возможно объединение субтестов в следующие комплексы:

1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами: субтесты 1-4 и 9. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования: субтесты 5,6. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью но третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам 7 и 8 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретического и практического планов способностей — это, соответственно, 2-4 и 1-3: полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Результаты по этим комплексам представлены в таблице. Так же на графике предъявлены точны результаты для сравнения между собой разницы результатов по субтестам.

Таблица 2 – Профиль интеллекта

IQ

Краткие обозначения субтестов и их номера

ДП 1

ИС 2

Ан 3

Об 4

Пм 9

АЗ 5

РЧ 6

ПВ 7

ПО 8

125

120

115

110

105

100

95

90

85

Вербальный интеллект

Математический интеллект

Пространственный интеллект

 

График 1 – Профиль интеллекта

Самые высокие показатели представлены в субтесте 7 и 9, которые отвечают за пространственное воображение и память соответственно. Эти показатели выше нормы, выделенной в таблице синим цветом, что говорит об умении решать геометрические задачи, и мыслить образами, а также говорит о высокой способности к запоминанию и осмысленному воспроизведению.

Самые низкие результаты у 5 и 8 субтестов, которые соответственно означают арифметические задачи и пространственное воображение. Эти задания действительно дались для решения тяжелее всего. Результаты находятся в норме, но на фоне остальных являются низкими, что говорит о сложности быстро решать формализуемые проблемы и сложность практического решения (субтетст АЗ 5) и о сложности обобщать отношения пространственных образов (субтест ПО 8).

Сумма значений по всем 9 субтестам равна 102, что в переводе в IQ равно 103, при среднем значении 97. Что говорит о нормальном интеллекте, выше среднего.

В качестве заключения можно сказать, что при рассмотрении результатов обеих методик видно немного отличающиеся результаты, но при этом можно отследить наличие нормального, незаурядного интеллекта, выше средней нормы для данной возрастной категории. Так же хочется отметить, что матрицы Равена представляют из себя визуальные образы и сопоставление их, матрицы направлены на поиск закономерностей и именно эти высокие показатели в результатах тестов Амтхауэра также подтвердились.

В целом можно сказать, что это был интересный опыт и благодаря этим методикам можно выявить зоны развития, понять какие именно интелектуальные способности нужно тренировать, чтобы улучшить результат.


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю

Общая психология

 

 

  На тему

 

Темперамент, способности, характер. (6 вариант)

 

     

 

  Выполнил (-а) обучающийся (-аяся): Коноплёва Анастасия Алексеевна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки / специальность: 37.05.02 Психология служебной деятельности
  (код и наименование)
  Курс: 2
  Группа: 341710
    Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, канд.
  психол. наук, доцент
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель   М.Л. Кубышкина
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Архангельск 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Ответы на вопросы.. 3

1.1. Какие свойства темперамента выделяет в.с.мерлин, как они соотносятся с гиппократовскими типами темперамента?. 3

1.2. Почему близнецовый метод используется для изучения темперамента, в чём его преимущества?. 5

1.3. Какие выделяют характеристики творческих способностей в современной психологии? 6

1.4. Каковы основные факторы и закономерности развития интеллекта?. 7

1.5. Какие общие (близкие) по содержанию типы акцентуаций характера выделяют к.леонгард и а.е.личко?. 8

1.6. Какова роль субъекта в формировании характера?. 10

2 Задача. 12

3 Практическое задание. 14

Список использованных источников. 18

 


 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Какие свойства темперамента выделяет В.С.Мерлин, как они соотносятся с гиппократовскими типами темперамента?

                          

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Свойства темперамента по В.С. Мерлину.

- сензитивность, или чувствительность, которая характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего психическую реакцию. У сензитивных людей реакция возникает при незначительной интенсивности раздражителя, поскольку у них высочайшая чувствительность (меланхолики);

- реактивность определяется силой эмоционального ответа и проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на воздействие. Недаром о некоторых людях говорят: «вспыльчивый», «заводится с пол-оборота», а о других: «Не поймешь, обрадовался или огорчился». Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия (все, кроме флегматика);

- активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели;

- соотношение активности и реактивности – особое свойство, которое свидетельствует о том, насколько велик элемент случайности в деятельности человека, насколько его поведение и деятельность зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций, подъема «с левой ноги» и т. п.) и насколько – от целей и задач, которые он перед собой ставит;

- темп психических реакций характеризует быстроту протекания всех психических процессов, двигательных реакций и действий;

- пластичность и ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления к изменяющимся условиям; человек моментально перестраивает поведение, когда меняются обстоятельства (сангвиник). Ригидность же характеризуется инертностью, неспособностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью поведения, большими трудностями при смене привычек, привязанностей, суждений;

- экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Гиппократовские типы темперамента:

Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.

Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

Говоря в целом о соотношении типов темперамента по Гиппократу и свойств темперамента по Мерлину можно сказать, что каждый тип темперамента содержит в себе определенный набор свойств. Нагляднее всего это можно посмотреть по таблице 1.

Таблица 1 – Соответствие свойств и типов темперамента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.057 с.)