Какова роль субъекта в формировании характера? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова роль субъекта в формировании характера?



 

Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А. Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах.

Субъект способен к целеполаганию и осознанной деятельности. В зависимости от выборов человека и того насколько он сам себе хозяин он может повлиять на свое поведение и поступки, а следовательно, и на характер. Если у человека вырабатывается высокий уровень осознанности и понимания своих проблем и недостатков это может повлиять на его желание сгладить то, что его не устраивает. В зависимости от степени выраженности характера субъект сам может повлиять на характер, так как характер минимально врожден и более приобретен.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.


 

ЗАДАЧА

Выберите персонажа из популярного художественного фильма, проанализируйте его темперамент, сделайте вывод о присутствующих у него свойствах темперамента с приведением примеров, о типе темперамента, к которому можно отнести персонаж, обоснуйте выбор типа.

Невилл Долгопупс, серия романов о Гарри Поттере, автор Джоан Роулинг.

Забывчивый и неловкий мальчик в первой части и собранный целеустремленный молодой человек в последних частях.

В силу своей застенчивости и скромности он долго не мог раскрыть свои истинные способности.

Сензитивность – высокая; очень впечатлительный и бурно переживающий сложные моменты герой, которому сложно дать отпор обидчику, например момент, когда его бабушка прислала ему шар-напоминалку, а он в полной растерянности и смущенный тем, что его однокурсники наблюдают не знал, что с ней делать очень переживал и в тот же день попал в больницу по своей неосторожности.

Активность – низкая; нерешительный и сомневающийся герой, которому сложно принимать решения, например он не общался практически ни с кем из окружающих и не мог первым начать разговор, никогда не отвечал на занятиях, даже если знал правильный ответ.

Реактивность – высокая; очень остро реагирует на раздражители, при этом обычно расстраивается и переживает о произошедшем, долго не может прийти в себя. Это отслеживается на протяжении всех фильмов, его очень задевает то, что однокурсники над ним подшучивают и испытывают на нем разные заклинания, однажды он даже неожиданно напал с кулаками на обидчиков, чтобы это прекратить.

Активность/реактивность – уравновешенный; принимая решения качественно обдумывает их, но, если вдруг случаются неожиданности, впадает в панику и может натворить или наговорить глупостей. Очень терпеливый и сосредоточенный герой.

Пластичность/ригидность – ригидность; долго принимает решения и теряется в сложной стрессовой ситуации, малоподвижный, старается держаться в стороне.

Темп реакций – низкий; медлительный и неуверенный в себе герой, оттого ему с трудом даются уроки по полетам на метле и подвижные игры, а также предмет защиты от темных искусств, где основыным требованием должна быть хорошая и своевременная реакция на нападение.

Эмоциональная возбудимость – низкая; несмотря на то, что Невилл очень внимательный и чуткий человек ему сложно скрывать свои эмоции, но все-таки они не ярко выражены в его поведении. Гарри часто помогал ему побороть свою неуверенность, но Невилл, хоть и был благодарен вниманию, не мог проявить свои чувства в полной мере. Не всегда понятно какие эмоции испытывает Невилл в разных ситуациях. Не было моментов, чтобы он открыто радовался чему-то или показывал свои переживания.

Экстраверсия/интроверсия – интроверт; держит все душевные переживания в себе. В пример можно привести тот факт, что его однокурсники до 5 курса не знали о том, что родители Невилла находятся в лечебнице после нападения пожирателей смерти. Они у него не спрашивали, а он не делился ничем личным даже с близкими друзьями пока это не стало известно случайно.

Исходя из перечисленных свойств, можно с уверенностью сказать, что Невилл меланхолик чистого типа. Малоподвижный, неэмоциональный, спокойный, терпеливый, сосредоточенный, внимательный. У него ранимая душа и сложный внутренний мир.


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Осуществите самопсиходиагностику своего интеллекта, применив 2 методики по Вашему выбору. Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами другой. Обобщите результаты, сделайте вывод об особенностях Вашего интеллекта.

Сделайте вывод о том, какие аспекты интеллекта лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.

Прогрессивные матрицы Равена

Интерпретация результатов:

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:

- на основании процентной шкалы;

- перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей.

Процентная шкала степени развития интеллекта:

95% и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы

75-95% – 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы

25-74% – 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы

5-24% – 4степень: интеллект ниже среднего.

5% и менее – 5 степень: дефектная интеллектуальная способность

Мой результат 55 сырых баллов, что в переводе в проценты равен 91.67%, что означает вторую степень развития интеллекта - незаурядный интеллект для данной возрастной группы.

В переводе сырых баллов в IQ для моей возрастной категории получился результат 122. Результат более 120 баллов говорит о высоком незаурядном интеллекте.

Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра

Интерпретация результатов отдельных субтестов IST:

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений). (Результат – 15 = 110)

Субтест 2: «ИС» (исключение слова). (Результат – 13 = 109)

Субтест 3: «Ан» (аналогии). (Результат –14 = 109)

Субтест 4: «Об» (обобщение). (Результат – 22 = 108)

Субтест 9: «Пм» (память, мнестические способности). (Результат – 17 = 114)

Субтест 5: «A3» (арифметические задачи). (Результат – 9 = 99)

Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды). (Результат – 10 = 102)

Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение). (Результат – 17 = 122)

Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение). (Результат – 7 = 93)

В интерпретации результатов TSI также возможно объединение субтестов в следующие комплексы:

1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами: субтесты 1-4 и 9. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования: субтесты 5,6. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью но третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам 7 и 8 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретического и практического планов способностей — это, соответственно, 2-4 и 1-3: полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Результаты по этим комплексам представлены в таблице. Так же на графике предъявлены точны результаты для сравнения между собой разницы результатов по субтестам.

Таблица 2 – Профиль интеллекта

IQ

Краткие обозначения субтестов и их номера

ДП 1

ИС 2

Ан 3

Об 4

Пм 9

АЗ 5

РЧ 6

ПВ 7

ПО 8

125

120

115

110

105

100

95

90

85

Вербальный интеллект

Математический интеллект

Пространственный интеллект

 

График 1 – Профиль интеллекта

Самые высокие показатели представлены в субтесте 7 и 9, которые отвечают за пространственное воображение и память соответственно. Эти показатели выше нормы, выделенной в таблице синим цветом, что говорит об умении решать геометрические задачи, и мыслить образами, а также говорит о высокой способности к запоминанию и осмысленному воспроизведению.

Самые низкие результаты у 5 и 8 субтестов, которые соответственно означают арифметические задачи и пространственное воображение. Эти задания действительно дались для решения тяжелее всего. Результаты находятся в норме, но на фоне остальных являются низкими, что говорит о сложности быстро решать формализуемые проблемы и сложность практического решения (субтетст АЗ 5) и о сложности обобщать отношения пространственных образов (субтест ПО 8).

Сумма значений по всем 9 субтестам равна 102, что в переводе в IQ равно 103, при среднем значении 97. Что говорит о нормальном интеллекте, выше среднего.

В качестве заключения можно сказать, что при рассмотрении результатов обеих методик видно немного отличающиеся результаты, но при этом можно отследить наличие нормального, незаурядного интеллекта, выше средней нормы для данной возрастной категории. Так же хочется отметить, что матрицы Равена представляют из себя визуальные образы и сопоставление их, матрицы направлены на поиск закономерностей и именно эти высокие показатели в результатах тестов Амтхауэра также подтвердились.

В целом можно сказать, что это был интересный опыт и благодаря этим методикам можно выявить зоны развития, понять какие именно интелектуальные способности нужно тренировать, чтобы улучшить результат.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.021 с.)