Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Меры государственного регулирования транспортной деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка осуществляется в следующих основных формах: 1) разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка. Деление транспортного рынка на сектора осуществляется прежде всего для создания примерно равновыгодных условий для транспортных предприятий, работающих на различный видах перевозок. Равновыгодность, в свою очередь, создает примерно равную привлекательность различных видов деятельности для предпринимателей, что и гарантирует в конечном счете достижение основной цели государственного регулирования — примерного соответствия спроса и предложения на всех видах транспортной деятельности, для всех групп грузовладельцев и пассажиров. Кроме того, без четкого деления рынка на сектора невозможен целенаправленный сбор и анализ статистики, а также подготовка конкретных мероприятий по регулированию транспортной деятельности; 2) разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами. Первой причиной является существование таких секторов рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подобная ситуация для отечественного транспортного рынка пока в целом не характерна, хотя отдельные виды перевозок с высокой конкуренцией уже существуют. Второй причиной отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены в конечном счете на достижение главной цели государственного регулирования транспортной деятельности — клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание. Следует помнить, что ужесточение или ослабление требований к предприятиям, желающим получить лицензию, является одним из эффективных рычагов воздействия на транспортный рынок. Разумеется, формальные требования к предприятиям, изложенные в положениях и инструкциях для транспортных инспекций, едины для всех. Однако в практической деятельности региональных отделений РТИ очень многое зависит от прочтения этих требований в каждой конкретной ситуации. Для транспортного инспектора чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию на конкретном секторе транспортного рынка и найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, не приведет к оттоку предприятий, а с другой — исключит появления на рынке недобросовестных предпринимателей, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции; 3) непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширению прав действующих предприятий {лицензирование транспортной деятельности). В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений РТИ является именно непосредственное лицензирование владельцев транспортных средств. Однако следует совершенно ясно понимать, что выдача лицензий — это лишь один, чисто технических аспект деятельности РТИ и что «поголовное» лицензирование и, более того, получение максимальных доходов от выдачи лицензий вовсе не являются основным содержанием работы инспекции или критериями оценки ее деятельности; 4) контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. На органы РТИ также возложены определенные контрольные функции: ■ контроль на линии. В основном это проверка наличия на транспортном средстве лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГИБДД, что и предусмотрено Положением о транспортной инспекции; ■ контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки транспортных предприятий, цель которых — уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать функции финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами; ■ проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным. Несомненно, работа «по жалобам» станет одним из основных видов деятельности органов РТИ, как только клиентура поймет, что транспортная инспекция стоит на страже ее интересов и в состоянии применить реальные санкции, а предприятия транс- порта убедятся в возможностях РТИ по недопущению недобросовестной конкуренции и защите законных прав действующих перевозчиков; 5) контроль за ценообразованием и применением тарифов. Данная функция является одной из важнейших. К сожалению, нынешняя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением контроля за финансовой дисциплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вынужденным (вследствие роста цен на все виды ресурсов) повсеместным освобождением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное ценообразование на транспорте, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую величину. Видимо в перспективе будет создана новая тарифная система, сочетающая централизованный контроль за общим уровнем тарифов с достаточной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на отдельных видах перевозок конкретными предприятиями; 6) налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправленного» воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для «ограждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок. Налоговая система Российской Федерации, как и система тарифов, находится в стадии формирования. Однако уже сейчас законодательство предоставляет региональным органам власти возможность определенного «маневра» с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения РТИ в принципе получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных предприятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняемых перевозок и т.д. 7) контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть, и первоочередной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения на транспортном рынке и информировала в основном об объемных показателях работы транспорта. Между тем для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транс- портной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения. В получении данных о состоянии транспортного обслуживания на местах региональным отделениям РТИ будет принадлежать ведущая роль. При этом помимо анализа официальной отчетности и статистики транспортный инспектор должен иметь представление о состоянии транспортного обслуживания в важнейших секторах транспортного рынка своего региона, составляя эту картину на основе общения с транспортниками, клиентурой, представителями властей и т.д. Новая система официальной отчетности транспортных предприятий, как и методика анализа соотношения спроса и предложения в различных секторах транспортного рынка, находится еще в стадии разработки. Тем не менее в практике работы отделений РТИ могут использоваться простейшие методические приемы для анализа состояния транспортного рынка; 8) финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования. Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для сооружения транспортных систем (дорог, терминалов, вокзалов и т.п.), не всегда оказываются доступными даже для крупных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро. Разумеется, региональное отделение РТИ не обладает ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается вопрос о размерах и структуре ассигнований на развитие регионального транспорта, транспортный инспектор должен высказать свое обоснованное мнение по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь; 9) покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным причинам невозможным. Чаще всего объектами дотации являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которых не может быть обеспечена при разумном уровне цен. Роль отделения транспортной инспекции в данном случае тоже, что и при решении вопросов о финансировании развития транспорта; 10) разработка и контроль за выполнением экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала ведущая роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений). Задача региональных отделений РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий; 11) разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности. Участие региональных отделений РТИ при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГИБДД системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов; 12) направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятия оказываются не в состоянии своими силами сохранить квалифицированные кадры. Снижение квалификации персонала неизбежно ведет к ухудшению качества обслуживания клиентов и, как следствие, к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятия. Прямая социальная поддержка оказывается обычно только наиболее крупным предприятиям, действующим в ключевых секторах рынка. Возможности региональной транспортной инспекции в данном случае заключаются, по-видимому, во всемерной поддержке требований транспортных предприятий по улучшению социального положения работающих в тех случаях, когда эти требования обоснованы и их невыполнение реально грозит срывом транспортного обслуживания важных секторов транспортного рынка; 13) разработка и применение административно-экономических.мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях (при катастрофах, стихийных бедствиях, уборке урожая и т.п.). В настоящее время еще предстоит выработать механизмы, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсации дополнительных издержек транспорта. Из приведенного выше краткого перечисления форм государственного регулирования транспортного рынка можно сделать вывод о том, что региональные отделения РТИ имеют возможность участвовать в реализации практически всех этих форм. Особенности правового регулирования торгового мореплавания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.011 с.) |