Банки и небанковские кредитные организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банки и небанковские кредитные организации.



Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация:

1 ) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;

3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента (далее - центральный контрагент) устанавливаются Банком России.

 Договоры в сфере банковской деятельности.

Лекции Лисицы:

Основной гражданско-правовой формой осуществления банковской деятельности является договор, в котором должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Это могут быть:

1) кредитный договор, в соответствии с которым банк или иная

кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные

средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных

договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и

уплатить проценты на нее (пункт 1 статьи 819 Гражданского кодекса

Российской Федерации);

2 ) договор банковского вклада (депозита), в силу которого одна сторона

(банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или

поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму

вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке,

предусмотренных договором (пункт 1 статьи 834 Гражданского кодекса

Российской Федерации);

3) договор банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется

принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу

счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации);

4) договор банковской (независимой) гарантии, в силу которого гарант

принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство

уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную

денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом

обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой

гарантией обязательства (пункт 1 статьи 368 Гражданского кодекса

Российской Федерации)

 Банк России как орган банковского регулирования и надзора.

Основными целями банковского регулирования и надзора в РФ являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России как надзорный орган не вмешивается в оперативную самостоятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора. Он объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Руководитель этого Комитета назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы департаменты банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления и др.

  Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (главные управления и национальные банки республик в составе РФ).

 

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

o регулирование и контроль создания кредитных организаций;

o надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

o регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

 

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

 

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора - это оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций.

Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

 

Так как дистанционный надзор основывается па данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

 

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского регулирования и надзора Банку России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

 

Меры воздействия могут носить предупредительный характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты на проведение операций и т.п.). Они зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

 

Для предупреждения банкротства действующих кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению - либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

 

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций может происходить как добровольно - по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организаций.

 

Добровольная реорганизация кредитных организаций происходит по инициативе их учредителей. Цель ее заключается в улучшении рыночного положения данной кредитной организации за счет расширения доли рынка, выхода на новые его сегменты, отсечения неэффективных направлений банковского бизнеса, снижение рисков на основе их распределения между самостоятельными организациями и т.п. Решение о добровольной ликвидации учредители принимают тогда, когда по различным мотивам отказываются от ведения банковского бизнеса (снижение рентабельности этого бизнеса, усиление конкуренции на банковском рынке, отсутствие свободных рыночных ниш и т.п.). В этих случаях Банк России осуществляет общий надзор за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов в процессе осуществления реорганизационных и ликвидационных процедур.

 

Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства являются случаи, когда кредитная организация:

o не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам или обязанность по уплате обязательных платежей;

o допускает абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

 

o нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала);

o нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%

Мерами по финансовому оздоровлению кредитной организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств. На практике могут применяться и иные меры, предусмотренные федеральными законами. Все они должны разрабатываться и реализовываться органами управления кредитной организации и ее учредителями. Если они не способны проводить мероприятия по оздоровлению банка, то Банк России может потребовать осуществления мер по финансовому оздоровлению в порядке применения принудительных мер воздействия. Тогда кредитная организация лишается нрава принимать решения о распределении прибыли между ее участниками и выплате дивидендов.

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России на срок не более шести месяцев. Возглавляет администрацию руководитель, который формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В период работы временной администрации Банк России своим актом может ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации в том случае, когда осуществление ими своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц. Если это происходит, временная администрация выполняет функции наблюдательного и контролирующего органа, а также принимает на себя права и обязанности исполнительных органов кредитной организации. При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

 

Реорганизация кредитной организации по требованию Банка России проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация осуществляется в форме слияния или присоединения к другой, финансово устойчивой кредитной организации. При получении требования о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней обратиться в органы ее управления с ходатайством о необходимости реорганизации. В свою очередь органы управления в 10-дневный срок с момента получения требования Банка России обязаны принять решение о реорганизации и известить об этом Банк России. Осуществляя надзор за ходом реорганизации, Банк России добивается, чтобы образующиеся при слиянии кредитные организации были финансово устойчивыми, обеспечивали сохранность средств кредиторов и вкладчиков.

Если меры по финансовому оздоровлению кредитной организации не приносят результата и у нее появляются признаки несостоятельности, Банк России может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

 

Кредитная организация может быть признана банкротом только по решению суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому все лица, обратившиеся в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом (сама кредитная организация - должник, ее кредиторы, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган), должны направить в Банк России заявление об отзыве лицензии. Банк России обязан рассмотреть его в течение месяца и в случае достаточных обстоятельств отозвать лицензию, обеспечивая "запуск" процедуры банкротства, к которым относятся наблюдение и конкурсное производство. Через механизм банкротства обеспечиваются нрава кредиторов на удовлетворение требований к кредитной организации - должнику, когда она не удовлетворяет их в обычном порядке.

 

В процессе конкурсного производства конкурсные управляющие обязаны сдавать отчетность в соответствии с нормативными актами Банка России, в том числе промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения записи о ликвидации в государственный реестр регистрации юридических лиц, который ведет Министерство РФ по налогам и сборам как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

 

Как расчетный центр банковской системы Банк России берет на себя проведение межбанковских расчетов через собственную платежную систему, а также окончательное урегулирование расчетов, осуществляемых частными платежными системами. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех экономических агентов.

 

Через платежную систему Банка России в 2001 г. было проведено 59,3% общего объема безналичных платежей. Значительная их часть осуществляется через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала). В 2001 г. их доля составила 24,1% общего объема безналичных платежей. Удельный вес платежей, проведенных через платежные системы для расчетов на основе прямых корреспондентских отношений, а также через платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций и внутрибанковские платежные системы, относительно не велик. В 2001 г. он составил соответственно 7, 0,6 и 9%. Банк России не принимает непосредственного участия в функционировании данных платежных систем, но при всех вариантах прохождения платежей погашение сальдо взаимной задолженности кредитных организаций происходит с корреспондентских счетов Банка России, что служит подтверждением выполнения им роли расчетного центра банковской системы.

 

Банку России принадлежит исключительная роль в организации расчетов наличными деньгами. Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения па территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Банк России осуществляет прогнозирование потребности в наличных деньгах и организует производство, перевозку и храпение банкнот и монет, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.034 с.)