Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы конкурентного права.
Правовое регулирование конкуренции основывается на принципах конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и участников рыночных отношений. Отдельно можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции. Общеправовые принципы регулирования конкуренции. 1. Принцип свободы экономической деятельности. Базовые положения Конституции Украины о конкуренции основанные на определении и обеспечении принципа свободы экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - комплексная категория, включающая предусмотренные и гарантированные законом: а) право субъекта экономической деятельности начинать, проводить и прекращать ее в любой не запрещенной законодательством области; б) право получать, использовать и передавать правомерное экономическую информацию; в) свободу и защиту от неправомерного влияния на свою деятельность как со стороны других субъектов хозяйствования, так и со стороны государства и его органов; г) право на защиту в ходе хозяйственной деятельности экономически слабого субъекта хозяйствования; д) право любого субъекта хозяйственной деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению экономической конкуренции. Этот комплекс прав вводится в действие и обеспечивается разными правовыми нормами, которые построены на базе единого принципа свободы экономической деятельности. Его вполне можно отнести к механизмам правового регулирования конкуренции. 2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное влияние на предпринимательскую деятельность с каждым годом становится осмысленной и экономически обоснованные. Процесс государственного регулирования экономики можно определить как осуществляемую на основе и в рамках законодательства целенаправленную деятельность государственных органов по планированию организации, стимулирования, учета, контроля и управления различными видами экономической деятельности субъектов хозяйствования и хозяйственной системой в целом. Необходимость государственного воздействия на экономику определяется необходимостью защиты публичных интересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономике и социальном развитии, формированием государственного бюджета.
3. Принцип законности. В основе этого общеправовой-го принципа в понимании конкурентного права лежит принцип: разрешено все, кроме запрещенного законодательством. Этим принципом в своей деятельности должны пользоваться предприниматели. Вместе с тем органы власти, влияя на экономические процессы на рынке и конкуренции, должны применять другой принцип - запрещено все кроме разрешенного законедавством. Специальные 1. Принцип поддержки добропринципы совестной конкуренции. Особое место в ряду конституционных начал конкурентного права занимает принцип поддержки конкуренции. В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации. Этому способствует и признание в п. 1 ст. 1 ГК РФ равенства участников предпринимательской деятельности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и восстановления нарушенных прав в сфере экономической деятельности, их судебной защиты. В свою очередь, государственные гарантии по поддержке конкуренции диктуют необходимость установления правовых основ единого рынка. Следует подчеркнуть, что законодательство о конкуренции регулирует отношения, возникающие на товарных и финансовых рынках в рамках всей территории страны. 2. Принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию. Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает предпосылки для развития монополий. Такая парадоксальная взаимосвязь была отмечена еще классиками экономической теории, которые утверждали, что большинство трестов с признаками монополии «создавалось путем соединения независимых предприятий».1
Поэтому государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформулирован еще один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации — принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассматриваемое положение Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна. Провозглашение и реализация указанного принципа предполагают применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти (местного самоуправления), как это и предусмотрено в главе 2 Закона о конкуренции на товарных рынках. 3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Действие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оправданным. Например, речь идет о естественных монополиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон констатирует факт существования таких монополий и обеспечивает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогичное регулирование должно применяться и в отношении государственных монополий. 4. Принцип единого экономического пространства. Другим основополагающим положением следует считать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары (работы, услуги) различных видов. В соответствии с анализируемым принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути потоков товаров, услуг и финансовых средств. В целях реализации указанного принципа на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Однако, несмотря на установленный запрет, такого рода препятствия все же имеют место. Поэтому в Программе демонополизации в качестве приоритетов таковой названы устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и снижение финансовоэкономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур.
Исходя из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. 5. Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов. Поскольку любое государственное регулирование (в том числе и антимонопольное как его составная часть) осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребностей, то указанное выше исключение можно выделить в отдельный принцип антимонопольного законодательства — принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов. При этом отграничительным признаком, свидетельствующим о существовании публичного интереса, является «наличие статистически значимой группы лиц, заинтересованных в р1 ешении той или иной общественно-значимой проблемы». Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составляют прежде всего потребители. Именно для защиты их безопасности могут устанавливаться ограничения перемещения товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав потребителей). 6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из общих запретов, содержащихся в конкурентном праве, предусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие злоупотребления могут быть объявлены правомерными в случае, если хозяйствующий субъект докажет их экономическую эффективность (положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для конкретного товарного рынка). В соответствии с этим принципом сформулирована также ст. 7 Закона о конкуренции на финансовых рынках.
7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответствии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть. Этот подход традиционен для европейской системы конкурентного права. Особенно ярко он выражен в ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст. 4—5 Закона о конкуренции на финансовых рынках. 8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля. Принцип широко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации. Сочетание двух видов контроля позволяет охватить как можно большее число проверяемых объектов и в то же время не сковывать инициативу предпринимателей. Рассматриваемый принцип закреплён в ст. 17—18 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 16—19 Закона о конкуренции на финансовых рынках. В Законе о конкуренции на финансовых рынках (ст. 8) он используется также для контроля за соглашениями или согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию. 9. Принцип защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Российская Федерация провозгласила разумную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить существенный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, антидемпинговые меры). Их правовой основой служат федеральные законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов РФ. (Подробнее о реализации этого принципа см. тему 11 настоящего учебного пособия.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.008 с.) |