Принципы конкурентного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы конкурентного права.



Правовое регулирование конкуренции основывается на принципах конкурентного права. Они обеспечивают целенаправленное воздействие на конкуренцию и участников рыночных отношений. Отдельно можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции.

Общеправовые принципы регулирования конкуренции.

1. Принцип свободы экономической деятельности. Базовые положения Конституции Украины о конкуренции основанные на определении и обеспечении принципа свободы экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - комплексная категория, включающая предусмотренные и гарантированные законом:

а) право субъекта экономической деятельности начинать, проводить и прекращать ее в любой не запрещенной законодательством области;

б) право получать, использовать и передавать правомерное экономическую информацию;

в) свободу и защиту от неправомерного влияния на свою деятельность как со стороны других субъектов хозяйствования, так и со стороны государства и его органов;

г) право на защиту в ходе хозяйственной деятельности экономически слабого субъекта хозяйствования;

д) право любого субъекта хозяйственной деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению экономической конкуренции.

Этот комплекс прав вводится в действие и обеспечивается разными правовыми нормами, которые построены на базе единого принципа свободы экономической деятельности. Его вполне можно отнести к механизмам правового регулирования конкуренции.

2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное влияние на предпринимательскую деятельность с каждым годом становится осмысленной и экономически обоснованные. Процесс государственного регулирования экономики можно определить как осуществляемую на основе и в рамках законодательства целенаправленную деятельность государственных органов по планированию организации, стимулирования, учета, контроля и управления различными видами экономической деятельности субъектов хозяйствования и хозяйственной системой в целом.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется необходимостью защиты публичных интересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономике и социальном развитии, формированием государственного бюджета.

3. Принцип законности. В основе этого общеправовой-го принципа в понимании конкурентного права лежит принцип: разрешено все, кроме запрещенного законодательством. Этим принципом в своей деятельности должны пользоваться предприниматели. Вместе с тем органы власти, влияя на экономические процессы на рынке и конкуренции, должны применять другой принцип - запрещено все кроме разрешенного законедавством.

Специальные 1. Принцип поддержки добропринципы совестной конкуренции.

Особое место в ряду конституци­онных начал конкурентного права занимает принцип под­держки конкуренции. В соответствии с ним государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограни­чение и пресечение монополизма в любых его противоправ­ных проявлениях, обеспечение регулирующего воздейст­вия на сферы естественной и государственной монополий, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количе­ства поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации. Этому спо­собствует и признание в п. 1 ст. 1 ГК РФ равенства участ­ников предпринимательской деятельности, неприкосновен­ности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и вос­становления нарушенных прав в сфере экономической дея­тельности, их судебной защиты.

В свою очередь, государственные гарантии по поддерж­ке конкуренции диктуют необходимость установления пра­вовых основ единого рынка. Следует подчеркнуть, что за­конодательство о конкуренции регулирует отношения, воз­никающие на товарных и финансовых рынках в рамках всей территории страны.

2. Принцип недопустимости экономической дея­тельности, направленной на монополизацию рын­ков и недобросовестную конкуренцию. Поддержива­емая государством конкуренция объективно создает пред­посылки для развития монополий. Такая парадоксальная взаимосвязь была отмечена еще классиками экономичес­кой теории, которые утверждали, что большинство трестов с признаками монополии «создавалось путем соединения независимых предприятий».1

Поэтому государству необходимо не только поддержи­вать добросовестную конкуренцию, но и пресекать эконо­мическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформу­лирован еще один конституционный принцип антимоно­польного законодательства Российской Федерации — прин­цип недопустимости экономической деятельности, направ­ленной на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию. Рассматриваемое положение Конституции Россий­ской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна.

Провозглашение и реализация указанного принципа предполагают применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению моно­полистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти (местного самоуправления), как это и предусмотрено в главе 2 Зако­на о конкуренции на товарных рынках.

3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий. Дей­ствие рассмотренного выше конституционного принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является экономически и юридически оп­равданным. Например, речь идет о естественных монопо­лиях, которые в настоящее время подвергаются интенсив­ному государственному регулированию, способному пре­дотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон конста­тирует факт существования таких монополий и обеспечи­вает контроль за деятельностью их субъектов. Аналогич­ное регулирование должно применяться и в отношении го­сударственных монополий.

4. Принцип единого экономического пространст­ва. Другим основополагающим положением следует счи­тать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (ра­бот, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление раз­личных материальных благ. Реализация на практике дан­ного принципа будет способствовать наиболее полному ис­пользованию различных факторов производства, образова­нию «прозрачности» рынка на территории страны, эффек­тивному применению экономической информации, удовле­творению спроса на товары (работы, услуги) различных ви­дов. В соответствии с анализируемым принципом запреща­ется установление каких-либо искусственных барьеров на пути потоков товаров, услуг и финансовых средств.

В целях реализации указанного принципа на террито­рии Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий (барьеров) для свободного перемещения това­ров, услуг и финансовых средств. Однако, несмотря на ус­тановленный запрет, такого рода препятствия все же име­ют место. Поэтому в Программе демонополизации в каче­стве приоритетов таковой названы устранение экономичес­ких и административных барьеров для свободного переме­щения товаров, услуг, капиталов и снижение финансовоэкономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур.

Исходя из необходимости защиты частных и публич­ных интересов, исключение из рассматриваемого принци­па сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограни­чения перемещения товаров и услуг могут вводиться в со­ответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

5. Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов. Поскольку любое государст­венное регулирование (в том числе и антимонопольное как его составная часть) осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребнос­тей, то указанное выше исключение можно выделить в от­дельный принцип антимонопольного законодательства — принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов. При этом отграничительным признаком, свиде­тельствующим о существовании публичного интереса, яв­ляется «наличие статистически значимой группы лиц, за­интересованных в р1 ешении той или иной общественно-зна­чимой проблемы». Очевидно, что применительно к целям антимонопольного регулирования такую группу составля­ют прежде всего потребители. Именно для защиты их бе­зопасности могут устанавливаться ограничения перемеще­ния товаров и услуг (п. 5—6 ст. 7 Закона о защите прав по­требителей).

6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования. В соответствии с этим принципом из об­щих запретов, содержащихся в конкурентном праве, пре­дусмотрены отдельные исключения. Они обусловлены принципом разумной эффективности. Так, ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает хозяйствую­щим субъектам злоупотреблять доминирующим положени­ем. В то же время, согласно п. 2 этой статьи, такие зло­употребления могут быть объявлены правомерными в слу­чае, если хозяйствующий субъект докажет их экономичес­кую эффективность (положительный эффект от его дейст­вий превышает негативные последствия для конкретного товарного рынка). В соответствии с этим принципом сфор­мулирована также ст. 7 Закона о конкуренции на финан­совых рынках.

7. Принцип запрета злоупотреблений. В соответст­вии с указанным принципом наказанию подлежат лишь злоупотребления доминирующим положением на рынке, но не сама экономическая власть. Этот подход традиционен для европейской системы конкурентного права. Осо­бенно ярко он выражен в ст. 5 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст. 4—5 Закона о конкуренции на фи­нансовых рынках.

8. Принцип сочетания предварительного и после­дующего антимонопольного контроля. Принцип ши­роко применяется в ходе антимонопольного регулирования экономической концентрации. Сочетание двух видов кон­троля позволяет охватить как можно большее число прове­ряемых объектов и в то же время не сковывать инициати­ву предпринимателей. Рассматриваемый принцип закреп­лён в ст. 17—18 Закона о конкуренции на товарных рын­ках, ст. 16—19 Закона о конкуренции на финансовых рын­ках. В Законе о конкуренции на финансовых рынках (ст. 8) он используется также для контроля за соглашениями или согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию.

9. Принцип защиты отечественных товаропроиз­водителей от недобросовестной иностранной кон­куренции. Российская Федерация провозгласила разум­ную открытость своих рынков для иностранных товаров. Однако иностранная конкуренция не должна наносить су­щественный ущерб экономике нашей страны. Поэтому для защиты отечественных товаропроизводителей государство вводит специальные меры регулирования (например, анти­демпинговые меры). Их правовой основой служат феде­ральные законы о государственном регулировании внешне­торговой деятельности и о защите экономических интере­сов РФ. (Подробнее о реализации этого принципа см. те­му 11 настоящего учебного пособия.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.008 с.)