Предметы ведения и полномочия РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы ведения и полномочия РФ



Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4– 6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.

Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам веденияфедеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ[1].

Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина.

В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

• – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; • – федеративное устройство и территория РФ; • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России; • – судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовноисполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданскопроцессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; • – федеральное коллизионное право; • – федеральная государственная служба; • – государственные награды и почетные звания РФ; • – определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

• – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; • – гражданство Российской Федерации; • – объявление амнистии и помилования; • – награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий; • – назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

• – федеральная государственная собственность и управление ею; • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации; • – установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; • – федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; • – федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; • – деятельность в космосе; • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия:

• – внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России; • – вопросы войны и мира; • – внешнеэкономические отношения Российской Федерации; • – введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:

• – защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; • – оборона и безопасность; • – оборонное производство; • – определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вышеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Российской Федерации была бы неполной без рассмотрения возможностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и территориальной целостности, исходящей от субъектов Федерации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возможность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, согласно которой Президент и Правительство

России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вмешательства: 1) введение военного положения; 2) введение чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Силами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В этой республике в 1991 г. был осуществлен государственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Конституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

 

Государственные символы РФ

Государственный символ — установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн). Что такое государственный герб Государственный герб — это опознавательный знак государства.

Государственный герб Российской Федерации Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне. Орёл увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червлёном поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьём чёрного опрокинутого и попранного конём дракона. В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века. Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Заметим здесь, что часто всадника Государственного герба называют святым Георгием. Это неверно. У всадника нет обязательных для изображения святого атрибутов святости — нимба вокруг головы или крестообразного завершения копья. Кроме того, по старинной русской традиции на груди двуглавого орла всегда изображался как раз не святой, а символический светский всадник. Иногда всадника Государственного герба путают с гербом города Москвы. Это тоже неверно. Всадник Государственного герба и герба Москвы похожи, но имеют серьезные отличия, а именно: в государственном гербе всадник «едет», то есть конь стоит на трёх ногах, а одна передняя поднята; в гербе Москвы — «скачет»: конь опирается на две задние ноги, обе передние подняты; в Государственном гербе всадник не имеет головного убора — в гербе Москвы голова всадника покрыта шлемом; в Государственном гербе дракон, поражённый всадником, опрокинут на спину и попран конём — в гербе Москвы дракон стоит на четырёх лапах и поворачивает голову к всаднику; наконец, есть разница в толковании: в Государственном гербе изображается светский всадник, в гербе Москвы — святой Георгий.

Как используется Государственный герб России Правила использования Государственного герба установлены законом «О Государственном гербе Российской Федерации». Закон позволяет изображать Государственный герб цветным или одноцветным. По закону Государственный герб может изображаться полностью или в виде двуглавого орла со всеми атрибутами, но без геральдического щита. Это отвечает старинной традиции использования российского Государственного герба.

Правила соблюдения цветов при изображении герба без щита те же, что и при изображении со щитом. Законом установлены жёсткие рамки использования изображений Государственного герба: он должен помещаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, в кабинетах их руководителей, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций. Не предусмотренные законом случаи официального использования Государственного герба допускаются только с разрешения Президента Российской Федерации. На основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти — министерств и ведомств: они представляют собой двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

Что такое государственный гимн Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный символ. Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный гимн Российской Федерации Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков. Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. При исполнении гимна без слов обыкновенно звучат только первый куплет и припев.

Как используется Государственный гимн России В официальных случаях он обычно исполняется духовым или симфоническим оркестром, а если при этом используются слова, то участвует смешанный хор. Но это отнюдь не исключает иного состава музыкантов. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п. Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном. Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.

Что такое государственный флаг Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ. 

Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран. Однако существует и ещё один знак, который обозначает страну цветами и фигурами, — государственный герб. Почему же тогда кроме герба необходим ещё и флаг? Потому что герб и флаг дополняют друг друга и каждый из них выполняет особую задачу. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

Государственный флаг Российской Федерации Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета. Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров). Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу... В мире существует около десятка государственных флагов, составленных из полос белого, синего и красного цветов, и только тот флаг, у которого полосы расположены в традиционном для России порядке, является настоящим флагом нашей страны. Иногда случается, что по невнимательности российский флаг вывешивают перевернутым — так, что красная полоса оказывается вверху, а белая — внизу. Это грубейшая ошибка: такой флаг не является российским флагом, и использовать флаг с неверным расположением цветов значит проявлять к нему неуважение.

Как используется Государственный флаг России Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом. Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства и ведомства и их отделения, органы власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований — городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. 

Флаг изображается на воздушных судах (самолётах и вертолётах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади. Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно. Существуют три основных способа применения флагов: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут. Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флагов, общий свод которых называется флажным протоколом. Используя государственный флаг своей страны, важнее всего соблюдать одноединственное правило: помнить, что флаг — это символ каждого из нас, а потому не делать с флагом того, чего нам не хотелось бы, чтобы сделали с нами сами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.013 с.)