Конституционные реформы 1989-1993 года 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные реформы 1989-1993 года



Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

К особенностям конституционной реформы можно отнести следующее:

1. Содержание ее предполагает создание или видоизменение базовых институтов конституционного строя, переустройство государственных органов, развитие конституционного законодательства.

2. Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.

3. Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

4. По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:

1. Внутриполитическая причина. Смена формы правления либо политического режима вызывает крайне важность реформирования основ строя и отдельных государственноправовых институтов, ограничения неадекватной власти определенного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.

2. Переход к новой форме государственно-территориального устройства, т. е. переход от РСФСР, прежде построенной на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик, краев, областей.

3. Масштабное изменение ʼполитической картыʼʼ общества, приход к власти оппозиционной силы. Победившая партия стремится закрепить путем пересмотра Конституции свои представления о социально-экономическом строе.

4. Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает реформа правовой системы, обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы,

5. Внешняя причина бывает продиктована изменением геополитического положения, окружения страны, провозглашением независимости.

После августа 1991 ᴦ. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

При этом сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 ᴦ. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или реализуются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Кроме этого существовал психологический барьер в сознании граждан, привыкших за многие годы Советской власти к определенной форме правления и плохо понимавших, зачем ее менять. В условиях кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе мирная смена конституции оказалась невозможна, и развитие событий привело к вооруженному противостоянию в октябре 1993 ᴦ. Верховный Совет РСФСР был распущен, и 12 декабря 1993 ᴦ. всенародным голосованием была принята новая Конституция России — впервые Конституция действительно суверенного государства, которая покончила с всевластием Советов, установив впервые реально демократические основы построения общества и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.005 с.)