Управление эмоциональными процессами в общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление эмоциональными процессами в общении



Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой их проявления. В межличностном общении речь идет о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.

Как показывают исследования: эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей и соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинают воспринимать как само собой разумеющееся.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения, при активном содействии других людей (особенно значимых взрослых), приобретая при этом сугубо социальный характер.

Произвольность эмоционального реагирования понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления эмоций.

Задача - использовать эмоции как важнейший регулятор межличностных отношений.

Для этого необходимо замечать и адекватно оценивать эмоциональное состояние других людей.

Качество отношений улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств (В.Н. Куницына).

Длительное подавление чувств могут стать причиной неспособности человека чувствовать. Непроявленные чувства создают атмосферу непонимания.

Заключение о внутренних переживаниях другого человека конструируется, главным образом, путем приписывания мотивов. Мы можем предполагать, что другие достаточно похожи на нас самих, и пытаться понять их поведение, проецируя на них собственные переживания.

Особое значение для сохранение межличностных отношений имеет способность партнеров к децентрации (т.е. способность принять роль другого и посмотреть на ситуации с его точки зрения).

Открытый способ выражения эмоционального состояния – дать знать, что вы чувствуете, не вызывая вины или агрессии у партнера, сообщить таким образом, который позволит понять вас.

Истинное доверие требует взаимных и точных оценок взаимодействующих лиц, их возможностей, намерений и компетентности.

Обмениваясь коммуникативными сигналами, партнеры передают информацию и о своих внутренних психических состояниях: эмоциях, чувствах, переживаниях. Эмоции и чувства служат важнейшими регуляторами их межличностной коммуникации. Вместе с тем эмоциональное напряжение партнеров, их взволнованность, импульсивность, нервозность, нетерпение могут искажать смысловое поле информации, создавая своеобразный «эмоциональный шум», в связи с чем возникает необходимость в оптимизации эмоционального фона межличностной коммуникации деловых партнеров. Это достигается с помощью техник регуляции эмоционального напряжения. Поэтому важным звеном технологической цепочки информационно-коммуникативных технологий является вербализация эмоций и чувств.

Техники вербализации эмоций и чувств включают:

o непосредственную вербализацию собственных эмоциональных состояний партнера;

o косвенную (опосредованную) вербализацию эмоций и чувств партнера;

o метафорическую вербализацию эмоциональных состояний партнера;

o вербализацию общности с партнером;

o вербализацию значимости партнера.

Техника непосредственной вербализации эмоций и чувств состоит в прямом информировании партнера о собственном эмоциональном состоянии («Меня взволновало...», «Меня тревожит...», «Меня беспокоит...», «Меня радует...») или вербализации переживаемых партнером эмоций и чувств («Вас беспокоит...», «Вас тревожит...», «Вас удивляет...»). Непосредственная вербализация позволяет несколько снизить напряженный психоэмоциональный фон межличностной коммуникации деловых партнеров.

Косвенная (опосредованная) вербализация эмоций является более эффективной для локализации негативных эмоций партнера, когда их непосредственная вербализация не только неуместна, но и неприемлема (например, в сложных конфликтных ситуациях, когда прямая (непосредственная) вербализация негативного эмоционального состояния партнера лишь провоцирует его усиление).

Косвенная вербализация чаще всего реализуется в таких формулировках, как: «Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены». Использование позитивных высказываний при вербализации негативных эмоций способствует снижению эмоциональной напряженности межличностной коммуникации партнеров.

Метафорическая вербализация более приемлема для локализации амбивалентных, противоречивых, эмоциональных состояний деловых партнеров, которые связаны с их двойственным отношением друг к другу, с одновременным принятием и отвержением каких-либо свойств друг друга. Например, нетерпение партнера в межличностной коммуникации может быть связано с тревожным ожиданием бурной эмоциональной реакции на его деловое предложение или с предчувствием быстрого разрешения деловой проблемы. Метафорическая вербализация, использующая аналогии, сходства, сравнения, которые понижают психическое напряжение, способствует позитивной коррекции дискомфортного эмоционального состояния делового партнера.

Техники вербализации общности с партнером. Регуляция эмоционального напряжения в межличностной коммуникации деловых партнеров может осуществляться и с помощью техник вербализации общности с партнером. Подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), относящимся к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Если подчеркивание общности с партнером связано с выделением личностных черт, то эти черты должны восприниматься как его достоинства. Примером вербализации общности с партнером может служить высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы».

Техники вербализации значимости партнера. Оптимизировать эмоциональное состояние делового партнера можно также с помощью техник вербализации его значимости в решении деловой проблемы. Поскольку «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации нередко является неконгруэнтным, для получения правдивой обратной информации важно подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения деловой проблемы. Такое подчеркивание значимости партнера способствует смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Необходимое условие вербализации значимости партнера — эмоциональный оттенок формулировки высказывания, его убедительность и искренность. Примером вербализации значимости партнера может служить формулировка: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение».

 

Блок самопроверки

1) Охарактеризуйте главные компоненты эмоционального интеллекта.

2) Раскройте значение эмоций для жизнедеятельности.

3) Выделите особенности основные элементы эмоционального процесса.

4) Перечислите базовые эмоции и их причины.

5) Какие виды коммуникативных техник выражения эмоциональных явлений выделяют специалисты? Раскройте основные признаки каждого вида.

6) Назовите эффективные психотехнологии управления эмоциональными процессами и состояниями.

7) Каким образом можно управлять эмоциональными процессами в общении?

Рекомендуемая литература

1. Александров А.А. Аутотренинг: Учеб. пособие. - СПб., 2011

2. Вольф Д. Как понимать чувства и справляться с проблемами. Новосибирск., 2000

3. Джефферс С. Бойся... но действуй!: как превратить страх из врага в союзника. – М., 2008

4. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002

5. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2003

6. Маккей М. Как победить стресс и депрессию. – СПб., 2011

7. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1993



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.009 с.)