Тема 2. Психотехнологии самоуправления когнитивной сферой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Психотехнологии самоуправления когнитивной сферой



    

Цели развития когнитивной сферы - увидеть новые возможности в подходе к проблемам и явлениям жизни, расширить перспективы их понимания, познакомить с новыми точками зрения и неожиданными ракурсами рассмотрения событий.

Пути развития:

- децентрация, как способность отказаться от того, чтобы принимать свое «я» за точку отсчета, и умения переключаться на чужие точки зрения,

- версионность мышления и поведения, т.е. способность видеть одновременно множество путей объяснения проблемы и ее решения,

- гибкость как способность к быстрому переключению с одной реакции на другую и умение переходить с одного языка мышления и общения на другой.

Концепция стиля атрибуции (М. Селигман)

Суть пессимизма и оптимизма состоит в особом стиле атрибуции (объяснения) причин неудач или успехов.

Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде.

Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма — преувеличивается.

Характеристики стилей атрибуции:

1) Приписываются себе (Это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания).        

- Приписываются стечению обстоятельств (Просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей).

2) Широко в пространстве (При любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране). 

- Локально в пространстве (Просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия).

3) Широко во времени. (И раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением).        

- Локально во времени. (Время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз).

Стресс неудач действительно мешает успеху, но только лишь в том случае, если неудачи принимаются на собственный счет и служат поводом для прекращения деятельности.

Неудачи становились факторами успеха, если субъект умеет рассматривать неудачи как повод к инновациям, умеет переформулировать неудачи в новые планы.

Ошибки и неудачи становятся факторами успеха, если из них удается вывести простое и выполнимое правило на будущее или выполнимую задачу.

Пессимистичный стиль характеризуется объяснением плохих (неблагоприятных) событий личными (внутренними) характеристиками, являющимися постоянными и общими (глобальными, универсальными), а оптимистический стиль – внешними, временными и конкретными.

Напротив, при пессимистическом стиле объяснения хорошие события рассматриваются прямо противоположным образом - как временные, относящиеся к конкретной области и вызванные внешними причинами (например, везением), а при оптимистическом стиле – как постоянные, универсальные и вызванные личностными причинами (например, наличием способностей – что способствует поддержанию высокой самооценки). Показано, что при депрессии индивид имеет тенденцию объяснять неудачи постоянными и общими причинами.

Пессимистический стиль объяснения является достаточно стойкой (стабильной) характеристикой: была обнаружена высокая корреляционная связь между стилем объяснения в юношеском возрасте и спустя 50 лет (Seligman, 1989). В исследованиях 80-90-х гг. было показано, что беспомощный, пессимистичный объяснительный стиль является предиктором депрессии, а оптимистический стиль объяснения – психического и физического здоровья

Теория имплицитных представлений о способностях (модель К. Двек)

Кэрол Двек показала, что представления субъекта о себе, своих качествах имеют большое значение для его мотивации: в частности, представления субъекта о собственном интеллекте имеют важное значение для мотивации, направленной на достижения. Ей удалось показать, что имплицитные теории способностей имеют значительные следствия для таких показателей мотивации как тип целей, которые ставит перед собой субъект (учебные или результативные), а также уровень их сложности и настойчивость, которую он демонстрирует при встрече с трудностями.

Она выделила два типа имплицитных теорий интеллекта – entity theories и incremental theories. Люди обладающие "данностной" (entity) теорией о сущности и природе интеллекта полагают, что интеллект есть постоянное (фиксированное) и мало изменяемое свойство, и каждый человек обладает некоторым его "количеством". Представители "прибыльной" (incremental) теории интеллекта, напротив, считают, что интеллект можно развивать и улучшать.

Данные теории задают противоположные гипотетические полюса, в реальности же люди думают об интеллекте как результате действия (совокупности) обоих факторов, усилий и способностей, в большей или меньше мере склоняясь к тому или другому полюсу. Это хорошо иллюстрируют данные полученные в исследовании. Она просила студентов (университета) закончить уравнение:

Интеллект = ______ % усилий + _______% способностей.

Студенты, обладавшие «данностной» теорией интеллекта, подставили следующие значения в предлагавшуюся формулу: Интеллект = 35% усилий + 65% способностей. Напротив, студенты с прибыльной ориентацией заполнили ее обратным соотношением (65% и 35%).

Оказалось, что интуитивные теории интеллекта оказывают влияние на постановку жизненных и учебных целей. Те, кто считает, что их способности стабильны и неизменны, склонны к постановке результативных целей (performance goals), и стремятся любой ценой получить позитивную оценку своим умениям со стороны окружающих и избежать негативной оценки своей компетентности. В рамках данной целевой ориентации, высокие усилия, демонстрируемые субъектом негативно связаны с уровнем удовлетворенности, поскольку (само) усилие рассматривается как показатель низких способностей. В результате такой установки, направленной на поддержание собственной самооценки, они проявляют беспокойство об уровне своих способностей, поскольку верят, что они есть данность, которую нельзя изменить и, следовательно, можно лишь стараться подать их в возможно более выгодном свете.

Те же, кто полагает, что их способности изменяемы, поддаются улучшению и тренировке, напротив, склонны ставить перед собой учебные и познавательные цели, т.е. они стремятся увеличить свою компетентность и мастерство. Соответственно, они предпочитают новые, трудные и разнообразные задачи, которые могут им помочь чему-то научиться, продвинуться в своем развитии. Типичная позиция учащихся этого типа – "мне важно чему-то научиться, а не быть первым в классе".

Предложенная К. Двек когнитивная модель поведения, ориентированного на мастерство при решении интеллектуальных задач, была приложена ею и к решению субъектом задач социальных. К. Двек полагает, что и при построении отношений с другими, люди используют два типа теорий, которые определяют разные стратегии поведения, а также представления человека о самом себе и других людях. Так, одни верят, что личность представляет собой неизменную сущность, в то время как другие полагают, что в процессе развития отношений с другими людьми личность может изменяться, и человек может оказывать существенное влияние на собственные личностные характеристики. Соответственно первые боятся вступать во взаимоотношения при наличии риска быть отвергнутыми, потерпеть неудачу и снизить свою самооценку. А вторые, напротив, склонны "работать над собой", активно включаются в отношения даже с неопределенным исходом и не боятся неудач.

Самоподтвердающиеся предсказания

Р.Мертон (1948г.) ввел представление о самореализующихся пророчествах: то, во что человек верит в отношении другого человека или группы людей, служит формированию реальности, подтверждающей эту веру (при отсутствии этого убеждения реальность могла бы быть совсем иной).

Экспериментальная иллюстрация (Р. Розенталь, Л. Джейкобсон, 1968): после обследования детей начальной школы учителям сообщили результаты, одновременно выделив несколько учеников, от которых можно ожидать существенного увеличения показателей IQ (на самом деле ученики были выделены случайным образом). Повторные исследования в конце учебного года показали, что выбранные дети увеличили свой IQ (подтвердили прогноз). Тем самым было подтверждено влияние ожиданий учителей на интеллектуальное развитие детей.

Последующие исследования показали, что ожидания могут служить фактором и плохой успеваемости.

Гете: «Относитесь к людям так, как если бы они были тем, кем им следует быть, и вы поможете им стать тем, кем они способны быть» (эф-т Пигмалиона).

Механизм самосбывающегося пророчества:           

ожидание по отношению к человеку или событию –>

-> проявление ожидания через прямые и косвенные действия-«сигналы» ->

-> люди воспринимают действия и подстраивают под них свое поведение –>

-> первоначальное ожидание подтверждается и закрепляется (Кларин М.Н.).

    Взаимное доверие ведет еще к большему доверию, настороженность к подозрительности и далее к предубеждению (пристрастность в толковании поведения и слов).

Л.С. Выготский: «…через других мы становимся самими собой. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

«Золотое правило» педагогики: человек становится таким, каким его видят другие.

Концепция самоэффективности (А. Бандура)

Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или другое дело. А. Бандура считает, что самоэффективность – центральная и важная детерминанта человеческого поведения. Согласно данным полученным А. Бандурой и его коллегами, люди с высокой самоэффективностью более настойчивы, лучше учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям.

Бандура описывает источники, механизмы самоэффективности, ее влияние на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности. Согласно теории Бандуры, существует четыре источника самоэффективности: опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние. Самым большим влиянием на самоэффективность обладает собственный опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растет также, когда люди наблюдают, как другие успешно справляются с решением различных задач. Например, студенты, которые боятся задавать вопросы в большой группе, могут изменить прогноз эффективности с "я не могу сделать это" на "возможно, я смогу", если они были свидетелями того, как их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие, столь же компетентные люди, неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки, это может привести к худшему прогнозу собственной способности выполнить подобные действия.

Самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью ведущей к достижению некоторого результата. На формирование представлений о самоэффективности оказывают влияние также самооценка субъектом своих знаний, умений, стратегий преодоления стресса. Выделяют уровень, обобщенность и силу самоэффективности. Уровень самоэффективности отражает вариации задач различных степеней трудности, например, все более и более сложных математических задач. Под обобщенностью понимается перенос представлений о собственной эффективности на другие виды задач, например, другие школьные предметы. Сила сознаваемой субъектом эффективности измеряется через степень его уверенности в том, что он сможет выполнить данные задачи.

Самоэффективность как личностный конструкт имеет следующие особенности. Она представляет собой суждения относительно способностей субъекта выполнить некоторую деятельность (справиться с определенными задачами), а не личностную черту. Субъект судит о своих способностях соответствовать определенным требованиям задачи, а не о том, что он собой представляет вообще или думает о себе в целом.

Представления о самоэффективности – это частная, специфическая, а не глобальная характеристика индивида. У человека существует множество самоэффективностей, которые связаны с различными содержательными областями. Например, представления о самоэффективности по математике могут отличаться от представлений о самоэффективности для сочинения или художественного творчества.

В исследованиях в основном делается акцент на разрушительных последствиях низкой самоэффективности, однако, в настоящее время ее слишком высокие значения были признаны в равной мере неблагоприятными. Например, люди с алкогольной и наркотической зависимостью ошибочно верят в то, что могут контролировать свое употребление, психически больные люди также уверены в том, что способны управлять галлюцинациями при помощи одной только силы воли (Р. МакМаллин). Очевидно, это подтверждает исследования о пользе "умеренного оптимизма" по сравнению с оптимизмом "слепым": самоуверенные студенты склонны плохо готовиться к экзаменам, а их не менее способные, но более тревожные сверстники, опасающиеся провалиться на экзаменах, усердно готовятся и получают высокие оценки.

 

Блок самопроверки

1) Раскройте цели развития когнитивной сферы.

2) Определите содержание концепции стиля атрибуции.

3) В чем сущность теории имплицитных представлений о способностях.

4) Охарактеризуйте феномен самоподтвердающихся предсказаний. 

5) Каким образом может использоваться знание о концепции самоэффективности в повседневной профессиональной деятельности?

Рекомендуемая литература:

1. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. – М., 2010

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. - СПб., 2002

3. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. СПб., 1989

4. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А.А. Александрова. – СПб., 2008

5. Селигман М. В поисках счастья. - М., 2010

Тема 3. Психотехнологии когнитивного переструктурирования

             

Термин «когнитивное переструктурирование » предложил А. Эллис. Когнитивным переструктурированием называют процесс, посредством которого человек преобразовывает неадекватное, ригидное мышление в более адекватные формы. Когда индивид мыслит жесткими стереотипами, считая, что все «должно», «обязано» происходить именно так, а не иначе, он вызывает у себя на эмоциональные нарушения, что может приводить к саморазрушительному поведению. 

Выявление нереалистичных установок является первым шагом в изменении убеждений. Когда бы человек ни испытывал тревогу, злость, разочарование или другие негативные эмоции, он может обнаружить провоцирующее эту эмоцию убеждение, взглянув на активирующее событие, связанное с этой эмоцией. Как выявить мышление, которое неконструктивно, искаженно или иррационально?

Типы когнитивных искажений

Чрезмерно категоричное – вы видите вещи в черно-белых тонах. Если ваша работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником. Или же, делая доброе дело, вы чувствуете себя героем, что чревато последующим разочарованием.

Излишне абстрактное – вы обобщаете частные факты, говоря «всегда, никогда, все, никто, ничего». Или же, характеризуя себя или кого-то еще, делаете это в очень широком негативном смысле, далеко уходя от конкретного изъяна в поведении, с которого вы начали свои мысли (например: «плохой, глупый, уродливый, ленивый, некомпетентный, неадекватный, никчемный»).

Катастрофическое – вы сильно преувеличиваете дурные события, покуда они не приобретают в вашем сознании катастрофические размеры. Вы используете такие слова, как «страшный, ужасный, кошмарный, трагический, конец света». Вы игнорируете свои собственные ресурсы.

Неоправданно пессимистичное – вы замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны вашей жизни. Вы выступаете с неоправданно мрачными прогнозами на будущее и пользуетесь словами «пустой, проклятый, безнадежный».

Чрезмерно искаженное – вы «обнаруживаете» вещи, которые вряд ли присутствуют, – намек или тень превращаются для вас в важное свидетельство. Вы ходите с «зондом», разыскивая то, что рассчитываете найти. И если вы не можете найти этого в действительности, то «фабрикуете» искомое из всего, что окажется под рукой.

Слишком субъективное – вы игнорируете очевидное, держась за свои собственные «факты». Вы используете свои чувства в качестве доказательства чего-либо», предсказываете будущее, угадываете чужие мотивы (не утруждаясь проверкой) и действуете исходя из суеверий и слухов. Вы недооцениваете вероятные события.

Излишне легкомысленное – вы убеждаете себя, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для вас никакого значения (тогда как в действительности имеют). Вы также можете отрицать в себе сильные или негативные чувства, приукрашивая окружающую действительность.

Излишне требовательное – вы требуете от вещей быть такими, какими вы их хотите видеть, – ваши собственные качества и поведение, поведение других людей, течение вашей жизни. Вы пользуетесь словами «должен», «обязан». Вы подвергаете себя огромным страданиям, придерживаясь столь

жестких правил.

Чрезмерно осуждающее – вы не прощаете себя и/или других людей за их неудачи. Вы можете считать их виновными во многих и многих вещах, и ваше мышление все больше и больше уподобляется критическим репортажам.

Слишком вязкое – ваше мышление следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно. Вы вновь и вновь пережевываете одну и ту же тему, пока она не начинает казаться единственной важной на свете. Эта навязчивость может касаться другого человека, какого-то совершенного (или не совершенного) вами поступка, похвалы, любви, достижения, опрятности и т. д.

Запутанное – «картины в вашей голове» не совпадают с реальным миром или вы ощущаете себя в окружении или водовороте несуществующих явлений. Когда ваши мысли расходятся с реальностью, человек не может опираться на свои собственные восприятие и заключения.

Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем (А. Эллис). Наиболее важные из них — это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны всех, с кем ему так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться решения любых стоящих перед ним задач.

Эти убеждения действуют на личность разрушительно, поскольку ведут к эмоциональным расстройствам всякий раз, когда их обладателю отказывают в одобрении и любви или когда он терпит неудачу в каком-либо начинании. Но ведь такие случаи абсолютно неизбежны и совершенно обычны, поэтому приверженность иррациональной системе убеждений — это гарантия бесконечных разочарований.

Определить рациональное и иррациональное суждение можно по нескольким признакам.

Признаки рационального суждения:

Истинность и подтверждение опытом. Например: Все предметы, ничем не поддерживаемые, падают вниз.

Относительность. Например: Оценку четыре по пятибалльной шкале на экзамене кто-то посчитает отличной, а кто-то удовлетворительной. Хотя сама четверка — только цифра, и лишь наши суждения по ее поводу ведут к тому, что мы или печалимся, или радуемся.

Умеренность, то есть суждение не вызывает сильных эмоций.

Эффективность (помогает достичь цели).

Признаки иррационального суждения:

Неистинность. Например: «Я не переживу, если не сдам экзамен».

Категоричность. Например: «Я должен...», «Мне должны...», «Мир должен...».

Связь с сильными эмоциональными проявлениями: бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.

Неэффективность (не помогает достичь цели).

Иррациональные суждения развиваются до катастрофических размеров, например: «Я не переживу...»

Включают элемент долженствования: «Я должен», «Я обязан», «Мне должны».

Включают элемент оценки: хорошо — плохо; правильно — неправильно.

А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:

Во-первых, мышление и эмоции связаны.

Во-вторых, они связаны так тесно, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.

В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, проговариваемых людьми про себя, которые, в свою очередь, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

Когнитивные стратегии переструктурирования:

− изменение неадекватных убеждений;

− изменение нежелательных мыслей.

Изменить мышление возможно при помощи рефрейминга — создания новой рамки восприятия и понимания ситуации. Описывая ситуацию другими словами, мы меняем отношение человека к ней.

Рефрейминг (от английского «фрейм» — рамка) — мощный инструмент, формирующий наше отношение к окружающему миру.

Его задача предоставить человеку другой, более широкий и ресурсный взгляд на ситуацию. Изменить его отношение к ситуации, чтобы она превратилась из большой непосильной проблемы в посильную задачу, которую легко можно решить.

Психологи выделяют два базовых типа рефрейминга:

- контекста и

- смысла

Рефрейминг контекста. Надо взять объект реальности или событие, которые по привычке воспринимаются нами только в негативном контексте. Надо «вырезать» их из негативного контекста и перенести туда, где они будут уместны, позитивны, хороши — в позитивный контекст.

Рефрейминг смысла заставляет увидеть событие целостно, прозреть всю его глубину, узреть все грани. Такой рефрейминг тесно связан с отношением к событиям нашей жизни — это умение принять ситуацию, увидеть в ней не только составляющую Зла, но и составляющую Блага.

Специалисты советуют: совершая рефрейминг смысла, задайте себе вопрос: «А что позитивного может дать эта ситуация?», «Какую выгоду для себя я смогу извлечь?». Или же, если ситуация совсем несладка: «Какие уроки я могу извлечь?», «Чему эта ситуация вообще учит?»

Концепция многосторонней перспективы - явления можно рассматривать с разных точек зрения, существует множество способов их познания.

Интерпретация события (ситуации) зависит от того, на каких его аспектах концентрируется внимание. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на других аспектах - изменится смысл ситуации, а вместе и с ним и переживания в этой ситуации. Это свидетельствует о наличии выбора в восприятии, переживании и в поведении в конкретных условиях.

Смысл всегда индивидуален и зависит от восприятия человека.

 

Блок самопроверки

1) В чем сущность когнитивного переструктурирование.

2) Раскройте области применения когнитивного переструктурирование.

3) Перечислите типы когнитивных искажений.

4) Охарактеризуйте феномен иррациональных убеждений. 

5) Каким образом используется метод рефрейминга?

Рекомендуемая литература

1. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учебное пособие. СПб., 2009

2. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001

3. Маккей М. Как победить стресс и депрессию. – СПб., 2011

4. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М. 2006

5. Паттакос А. Пленники собственных мыслей: смысл жизни и работы по Виктору Франклу. – М., 2009

6. Селигман М. В поисках счастья. - М., 2010

Тема 4. Психотехнологии самоуправления эмоциональной сферой

   

Эмоциональный интеллект - способность понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими.

 

 

1. Понимание себя (самосознание) Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей
2. Управление собой (саморегуляция) Способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением
3. Понимание других (социальная чуткость, эмпатия) Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
4. Управление эмоциями других и отношениями (социальная умелость) Умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому

Определения эмоций

(от лат. motere, двигать) - то, что движет

- переживание значимости происходящего

- субъективная форма существования потребностей (мотивов)

Значение эмоций

• Эмоции являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего, о полезности-вредности воздействий на организм (П.К. Анохин)

• Эмоции служат для оценки степени удовлетворения физиологических и социальных потребностей.

• Эмоции являются первой реакцией человека, которая обеспечивает мобилизацию внутренних резервов его организма для сохранения жизни, а в крайних ситуациях могут привести к патологическому процессу (решающее значение имеют не столько тяжкие потрясения, сколько длительно действующие мелкие …)

• Эмоции сигнализируют о значимости происходящего и готовят к лучшему восприятию и возможным действиям (В.К. Вилюнас, 2004, с.29)

• Предвкушение эмоций наделяет мотивирующей силой выполняемую деятельность («интересная работа») (Додонов).

Любая эмоция рассматривается как целостная функциональная система, как замкнутый контур автоматической регуляции, в задачу которого входит получение определенного приспособительного эффекта в интересах организма в целом.

Компоненты эмоций

Эмоция - сложный феномен, включающий в себя три компонента:

· нейрофизиологический;

· телесный (двигательно-экспрессивный);

· субъективную оценку переживания.

Значение телесного компонента эмоций

• Большинство наших эмоций так тесно связаны с их внешним выражением, что сами по себе эти эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным» (Ч.Дарвин, 1889, с. 838)

• Эмоции создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием(У. Джеймс, 1884)

• Эмоции могут быть вызваны многочисленными причинами, решительно не имеющими ничего общего с движениями души, а с другой стороны, часто они могут быть подавлены или смягчены чисто физическими средствами (Г. Ланге, 1896)

Различия между эмоциями и чувствами:

Эмоция - переживание значимости происходящего (ситуативная характеристика)
Чувство - переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности (результат обобщения эмоционального опыта)
Одно и то же  чувство - может проявляться в разных эмоциях
Пример: любовь – чувство; проявляется в эмоциях интереса, тревоги, радости, гнева, печали, ревности и др.

 

 

Базовые эмоции

1. Страх Ожидание угрозы или опасности
2. Гнев Переживание мобилизации энергии для борьбы с источниками препятствий и опасностей
3. Печаль Уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции
4. Радость Наслаждение миром и собой, единением с миром, ощущение энергии, чувство компетентности и уверенности в себе, легкости и свободы
5. Интерес Направленность на то, что имеет (приобретает) некоторую значимость. Чувство захваченности, зачарованности, любопытства (Изард К.Э., 2003)

 

Причины эмоций

 

Ожидание боли, внезапное изменение среды, стремительное приближение объекта, чужой гнев, угрозы, опасность, неопределенность, неудача и др. Страх 
Ограничение физической и психической свободы, нарушение личной территории, оскорбления, препятствия на пути к намеченной цели, фрустрация, неудача, боль, жара, холод, скверные запахи Гнев 
Утрата, разлука, социальная изоляция, отвержение, неудача Печаль 
Комфорт, доброжелательное внимание и принятие, признание, успех, осознание свой силы и компетентности, природа, погода Радость 
Движение, живые существа, новизна, изменение среды, открытие, использование и развитие своих возможностей и возможностей среды, познание, творчество, успех в деятельности Интерес

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.109 с.)