Внутренняя и внешняя мотивация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя мотивация



    Главным признаком мотивированного поведения человека является наличие намерения - интенции к выполнению деятельности. В зависимости от наличия или отсутствия интенции и от восприятия ее источника личность может находиться в одном из трех основных мотивационных состояний: состоянии внутренней мотивированности, внешней мотивированности или состоянии амотивации.

Состояние внутренней мотивации определяется потребностями в самодетерминации и компетентности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека. В этом состоянии человек ощущает, что он является истинной причиной осуществляемого преднамеренного поведения (имеет внутренний локус причинности), и воспринимает себя как эффективного агента при взаимодействии с окружением (чувство компетентности).

Состояние внешней мотивации детерминировано силами внешними по отношению к «Я» и направленными на инициацию и/или регуляцию поведения человека. В этом состоянии человек воспринимает причины своего преднамеренного поведения как внешние, навязанные извне, а себя как «пешку», которую контролирулируют другие. В этом состоянии человек может воспринимать себя компетентным и эффективным, но это чувство не будет приводить к внутренней мотивации.

Состояние амотивации характеризуется отсутствием интенции - намерения к осуществлению поведения - и сопровождается чувством некомпетентности и неэффективности при взаимодействии с окружением.

    Внешняя мотивация – детерминация поведения физиологическими нуждами и средовой стимуляцией.

    Внутренняя мотивация - обусловленность поведения, непосредственно не выводящаяся из нужд организма и воздействий среды.

    Внешняя мотивация – конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне «Я» личности. Мотивация приобретает внешний характер тогда, когда инициирующий и регулирующий факторы поведения становятся внешними по отношению к «Я» человека.

    Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеет тенденцию к прекращению. (Эффект Торндайка).

    Для возникновения мотивации к определенному виду поведения личность должна быть уверена, что существует прямая связь между осуществляемым поведением и его последствиями; последствия должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную ценность.

    Высокая мотивация будет в том случае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом предпринимаемого поведения.

 «Концепция локуса причинности» (Р. де Чармс)

Когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, то ее активность является внешне мотивированной («внешний локус причинности»).

При внутренней мотивации личность имеет представление о том, что причины, обусловливающие поведение, находятся внутри ее, и она предпринимает его по своей воле («личностная причинность»).

    Внутренняя мотивация – конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я».

    Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивации могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее влияние на его детерминацию.

Сравнение внешней и внутренней мотивации поведения

(по результатам исследований).

Влияние внешней мотивации Влияние внутренней мотивации
 Внешне мотивированное поведение прекращается, как только исчезает внешнее подкрепление    Внутренне мотивированное поведение может продолжаться достаточно долго при отсутствии всяких видимых наград 

 Предпочтение сложности и объема задания

Испытуемые предпочитают более простые задания. Они делают только то, что необходимо для получения награды    Предпочитают более трудные задания (оптимальной трудности)

 Степень алгоритмизации деятельности

 Отрицательно сказывается на когнитивной гибкости; облегчает выполнение дсятельности, требующей алгоритмического метода (умножение многозначных чисел, запоминание простых геометрических фигур, парное запоминание). Значительно ухудшает качество и скорость решения эвристических задач  Положительно влияет на когнитивную гибкость; облегчает выполнение деятельностей, требующих эвристического метода (все виды творческих задач, нс имеющих заранее данного алгоритма: завершить электрическую цепь, продолжить закономерность чисел и т.п.)

 Креативность

 Подавляет креативность; способствует росту напряженности, уменьшает спонтанность  Способствует креативности

 Эмоции

 При взаимодействии с другими преобладают отрицательные эмоции    Способствует получению удовольствия от работы; вызывает эмоции интереса и радостного возбуждения

 Самоуважение

   Преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение

        

Как видно из таблицы, каждый вид мотивации имеет свои плюсы и минусы, оказывая различное влияние на психические процессы. Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущество при решении частных задач.

    Концепция внутренней мотивации (Э. Деси)

 Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

    Процессуальный элемент весьма важен в концепции внутренней мотивации, однако не он является ее ядром. Самое главное, что для человека жизненно важно быть самоопределяющим, независимым, действующим в соответствии со своей собственной мотивацией, а не контролируемым извне.

    Э. Деси сформулировал два положения.

1) Внешние факторы, связанные с инициацией или регуляцией поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности настолько, насколько они изменяют локус каузальности поведения. Те факторы, которые способствуют экстернализации локуса каузальности, будут подавлять внутреннюю мотивацию, тогда как те, которые способствуют его интернализации, будут ее повышать.

2) Внешние факторы будут влиять на внутреннюю мотивацию личности при выполнении деятельности оптимальной трудности в той степени, в которой они будут влиять на чувство компетентности, при условии, что эта деятельность самодетерминирована. Те факторы, которые способствуют повышению чувства компетентности, положительно влияют на внутреннюю мотивацию, тогда как те, которые снижают его, оказывают на внутреннюю мотивацию отрицательное влияние.

Влияние обратной связи

    Каждый фактор окружающей среды, связанный с инициацией и регуляцией поведения человека, имеет 2 аспекта: контролирующий и регулирующий.

    Действие внешнего стимула (поощрения, наказания, обратной связи…), которое воспринимается субъектом как стремление принудить его к началу, продолжению, усилению, изменению направления или прекращению поведения, называется контролированием.

    Применение внешних воздействий, которое воспринимается субъектом как стремление проинформировать его об условиях и последствиях поведения, о ходе его исполнения, уровне успешности и степени компетентности и мастерства, называется информированием.

    Один и тот же фактор (стимул) в зависимости от функционального значения, которым его наделяет человек, может выполнять или контролирующую, или информирующую роль и оказывать соответствующее влияние на его мотивацию. Контролирующие факторы уменьшают внутреннюю мотивацию, информирующие – оказывают позитивное влияние, т.к. усиливают чувство компетентности и личной причинности (самодетерминации).

    Феномен «понижающий эффект внешней мотивации» был обнаружен в результате экспериментов: если испытуемых поощряли за поведение, которое они первоначально выбирали сами, то их результирующая мотивация снижалась. Если деятельность воспринимается как обусловленная внешними факторами и обстоятельствами (наличием контроля, поощрений, наказаний…), то она постепенно утрачивает внутреннюю мотивацию.

    Особого внимания заслуживают факты, когда отрицательная обратная связь постоянна, т.е. когда человек при выполнении деятельности постоянно терпит неудачи. Это свидетельствует прежде всего о том, что его поведение неэффективно, что между действиями, которые человек предпринимает, и их результатами нет никакой связи, что силы, влияющие на результаты его активности, находятся вне его компетентности. Такая ситуация, как показывают эксперименты, приводит к состоянию амотивации, когда отсутствует любой вид мотивации. Человек перестает испытывать интенцию, намерение к выполнению деятельности. Такое состояние известно в психологии как выученная беспомощность  (М. Селигман, 1975).

    Если человек находится в состоянии амотивации, то он может быть выведен из него или применением контролирующих подкреплений (тогда он перейдет в состояние внешней мотивации), или оптимизацией трудности выполняемой деятельности и упорядочиванием обратной связи (тогда при условии свободы выбора он может перейти в состояние внутренней мотивации).

    Если человек находится в состоянии внешней мотивации при выполнении неинтересной или непривлекательной деятельности, то применение контролирующих стимулов сказывается положительно на поддержании и регуляции имеющегося мотивационного состояния.

    Если человек находится в состоянии внутренней мотивации, то контролирующие стимулы снижают ее уровень, лишая человека чувства самодетерминации и компетентности. Информирующие воздействия не снижают ее уровень, а также могут способствовать его возрастанию.

Факторы, оказывающие положительное влияние на развитие внутренней мотивации:

1. Оптимальный уровень сложности деятельности. Если деятельность слишком простая, то она не вызовет внутренней мотивации, так как насколько бы компетентным человек себя ни чувствовал, такая деятельность не позволит ему реализовать свое мастерство и не предоставит возможности почувствовать себя эффективным.

Вероятность успеха субъективно оценивается человеком:

- если > 0.7 – слишком легкая задача,

- если < 0,3 – слишком трудная.

Оптимальный диапазон – от 0,3 до 0,7.

2. Наличие выбора и свобода его осуществления: реализация возможности выбирать позволяет человеку почувствовать себя источником собственной активности. Как показали исследования, те условия окружения, которые наделяют человека свободой выбора, позволяют ему чувствовать себя самодетерминированным, приводят к интернализации локуса каузальности и, как следствие, повышают уровень внутренней мотивации.

3. Чувство причастности к деятельности (возникает при условии участия человека в ее организации и планировании).

4. Наличие эмоционального отношения к деятельности – возникает в случаи, когда удовлетворяется потребность человека в ситуации неопределенности. Неопределенность может быть выражена качественно, количественно, в качестве срока или места исполнения, либо средства удовлетворения потребности.

5. Значимость результата деятельности. Он позволяет человеку полностью включиться в нее, стать устойчивым к различного рода внешним помехам.

6. Влияние обратной связи. При получении информации об успехе чувство самоэффективности повышается, тогда как сообщение о некомпетентности снижает внутреннюю мотивацию.

Вывод: внутренняя мотивация будет максимальной при выполнении новой, перцептивно и/ или когнитивно сложной деятельности оптимальной трудности. Необходимыми условиями также являются наличие свободы выбора деятельности, обеспеченность оптимальной обратной связью и уверенность человека в своей компетентности.

Факторы, оказывающие негативное влияние на внутреннюю мотивацию:

1. Сроки окончания деятельности (особенно недостаток времени).

2. Навязывание целей деятельности.

3. Постоянный внешний контроль.

4. Ситуация оценивания.

5. Соревновательная ситуация (конкуренция).

    Внешние факторы будут влиять на внутреннюю мотивацию при выполнении деятельности оптимальной трудности в той степени, в которой они будут воздействовать на чувство компетентности, при условии, что эта деятельность самодетерминирована.        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.021 с.)