Психологические механизмы управления поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы управления поведением



    Мотивация и эмоции – две стороны процесса регуляции поведения.

Мотивация – система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

      Эмоции являются субъективной стороной, переживанием удовлетворения/ неудовлетворения потребности.

    Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятивных компонентов психического функционирования, к тому, что инициирует поведенческий акт, придает ему внутреннюю, субъективную окраску.

    Ведущую роль в дифференциации эмоций играет оценка ситуации, т.е. оценивание индивидом возможностей удовлетворения своих потребностей, которые зависят от внешних, так и от внутренних условий. По существу, различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребности: если удовлетворение маловероятно, возникает отрицательная эмоция, в противном случае, когда перспективы удовлетворения потребности благоприятны, преобладает позитивный эмоциональный тон.

    “Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам”.

    Чем лучше человек знает законы поведения, свои и чужие психологические особенности, тем в большей степени он может влиять на личные желания и предпочтения и тем в меньшей мере вынужден прибегать к принуждению.

    Отношения управления, возникающие между взаимодействующими людьми, предполагают 2 роли: субъекта управления и исполнителя. В разные моменты взаимодействия происходит обмен ролями, и человек, только что управлявший поведением партнера и выступавший в роли управителя, становится исполнителем поведения, желательного для своего партнера. В том случае, когда человек пытается управлять собой, он становится носителем обеих управленческих ролей.

    Все разнообразие задач по управлению поведением можно отнести к 2 типам:

· вызвать в исполнителе желательное для управителя поведение или придать ему определенные свойства,

· устранить нежелательное поведение или скорректировать его свойства.

    Субъект управления создает у исполнителя предвидение последствий выполнения или невыполнения желательных для себя, управителя, действий.

    Решение 1-й управленческой задачи. Если стимулятором поведения исполнителя является ожидание негативного переживания (страх, стыд, чувства вины, др.) в случае отказа выполнить определенные действия, то можно констатировать защитно-оборонительный характер такого поведения. Оно становится способом избавления от неприятных переживаний.

    Если поведение исполнителя стимулируется ожиданием позитивных переживаний (удовольствия, радости, чувства выполненного долга), а отказ выполнения не несет в себе угрозы, то поведение приобретает свободный, ненасильственный характер и творческие черты.

    Необходимая субъекту управления деятельность поддерживается желаниями исполнителя, т.е. происходит совпадение мотивов управителя и исполнителя. В случае несовпадения мотивов, ненасильственный подход не содержит угрозы за невыполнение, но отрицательные эмоции у исполнителя могут возникать спонтанно. Их причиной является не управитель, а сам исполнитель.

    Принуждение может быть явным, когда субъект управления является источником угрозы наказания за невыполнение, а может быть скрытым (автоматизированным), когда возмездие за действие или его отсутствие коренится в личности исполнителя. “Если я не сделаю это, мне будет стыдно” – пример формулы управления, встроенной в личность и носящей характер неявного воздействия.

    Решение 2-ой управленческой задачи. Субъект управления склонен устранять нежелательное поведение или его свойства, не соответствующие его ожиданиям или представлениям о том, каким должно быть поведение другого человека. Способы, какими устраняется нежелательное поведение, могут проявляться в его подавлении путем наказания или через ослабление желания его совершать.

    Наказание за определенное поведение – наиболее распространенная форма применения принудительного подхода. Оно выступает как возмездие за нежелательное действие. Запрет поддерживается отрицательными эмоциями, предвидение возникновения которых вызывает страх. Это может быть предвосхищение переживаний стыда, чувства вины, боли, неуважения к себе.

    Возможности подавления насильственным образом ограничены, так как сдерживаются только внешние признаки нежелательного поведения.

Негативная мотивация— это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неудобств, неприятностей, наказаний, которые могут иметь место в случае невыполнения деятельно­сти. Предвидение неприятностей и наказания вследствие невы­полнения деятельности и стремление их избежать — вот что стимулирует к активности при действии негативной мотивации.

    Если человек побуждается к деятельности угрозой наказания или же неприятностей (т.е. негативной мотивацией), то его целью становится снижение этой угрозы и сопутствующего ей страха. Индивид стимулируется страхом, стремлением избежать наказания или неудобств (не потерять денег, благополучия, позитивного отношения к себе). Действие этой мотивации значи­тельно отличается от действия позитивной мотивации, которая предполагает побуждение человека к деятельности предвидени­ем радости от активности и самореализации.

Действенность негативной мотивации.    Стремление избежать негативных переживаний и наказания побуждает человека действовать именно так, как от него ожидают окружающие. Действенность негативной мотивации заключается также в том, что человек действует, стремясь в первую очередь избежать негативных последствий (наказания, неодобрения и т.п.). Однако избежать наказания всегда приятно, и эта радость становится позитивным подкреплением социально желательной для других формы поведения.

Возникновение негативной мотивации. Сначала за невыполнение определенных действий ребенка наказывают: ругают, создают ситуацию эмоционального дискомфорта. Вследствие этого у него возникают негативные эмоциональные переживания, связанные с невыполнением определенных действий (или с выполнением нежелательных действий). Со временем он начинает предусматривать возможность наказания и во избежание его выполняет определенную деятельность. Следовательно, сначала деятельность побуждается непосредственным наказанием со стороны социума (родителей, учителей, ровесников). Позже одна только мысль о возможности наказания, сама по себе угроза негативных санкций побуждают ребенка выполнять эту деятельность.

Управление собой во взрослом возрасте детерминировано тем, как человеком руководили в детстве. Вследствие интериоризации воспитательных стратегий человек начинает относиться к себе так, как к нему относились окружающие. Мотивы его поступков — это усвоение мотивации окружающих, усвоение тех стимулов, которые использовали другие люди (родители, учителя, друзья).

Действия побуждаются представлениями типа: «Если я не сделаю этого, то мне будет плохо». Цель таких действий — избежать негативных санкций (наказания, неодобрения и др.).

Родители сначала применяют к ребенку различные формы негативных санкций. Позже уже достаточно одного предвидения возможности применения наказания по отношению к себе, чтобы принудить его выполнять определенные действия. «Если я этого не сделаю, то будет очень плохо», — так мыслит чело­век в случае действия негативной мотивации.

 

Блок самопроверки

1) Раскройте особенности понятия «самоуправление» в психологии.

2) В каких областях находит применение психология самоуправления?

3) Какие процессы лежат в основе психологического управления поведением человека?

4) Охарактеризуйте основные подходы в управлении поведением.

5) Каким образом следует различать принудительный и ненасильственный подходы к управлению поведением?

 

Рекомендуемая литература

1. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. – М., 2010

2. Занюк С. Психология мотивации. Учеб. пособие. - К., 2001

3. Ильин Е.П. Психология воли: Учеб. пособие. – СПб., 2009

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.,1991

5. Орлов Ю.М. Психология принуждения. М.,1997

6. Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М.,1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.006 с.)