Тема 6. Психологические механизмы модификации поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Психологические механизмы модификации поведения



 

Научение – процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации.

    Закономерности научения универсальны для любого живого существа, обладающего психикой (от простейших организмов для приматов).

    Предмет научения: динамические стереотипы (мыслительные, эмоциональные, поведенческие…) и установки (психологические образования установочного типа).

Виды научения:

1) Подражание, имитация – форма приобретения знаний, умений и навыков, основанная на воспроизведении субъектом действий другого человека (естественном стремлении человека к подражанию, поиску примера, образца).

    Функции: способствует конкретизации врожденных форм поведения, обеспечивает преемственность генетически ненаследуемых опыта и навыков между поколениями.

    Наблюдение через подражание более продуктивно при имитации наблюдаемого поведения, чем при следовании вербальным указаниям.

    Наиболее эффективно научение происходит при подражании «значимому другому» (ценностно-ориентированное поведение). Влияние примера для подражания тем сильнее, чем более задействованы эмоции.

    В основе подражания лежит механизм идентификации. Причем отождествление может происходить как с авторитетным лицом, так и с «агрессором» (объектом, от которого исходит угроза).

2) Научение, основанное на наблюдении: формирование поведения может происходить в результате непосредственного наблюдения его образцов, причем даже в том случае, если наблюдающий не повторяет поведение-образец и не получает подкрепление.   

    На этом виде научения основан прием «моделирование», в результате которого происходит заимствование у модели (способность перенимать у других) умений, навыков (способы деятельности, образцы поведения…), стремлений (склонности, ценности…), стилей деятельности (например, настойчивость, решительность…).

    Чем больше общего у индивида с моделью, чем сильнее идентификация, тем сильнее действует викарное научение.

3) Обусловливание (научение с подкреплением).

    В поведении выделяют две стадии: ориентировочную и исполнительную. Отсюда деление обусловливания на:

- классическое (ассоциативное, сенсорное), в результате которого нейтральный стимул приобретает новое субъективное значение, связанное с удовлетворением определенной потребности;

- инструментальное (оперантное, моторное): организм научается некоторому действию (реакции), которое делает возможным удовлетворение потребности (получение подкрепления) или избегания неприятного стимула (раздражителя).

    Подкрепление – событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. В качестве подкрепляющего рассматривается любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции или формы поведения.

    Положительное подкрепление – это предъявление стимула, вызывающего у человека позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенной поведенческой реакции.

    Отрицательное подкрепление – это удаление, изъятие стимула, вызывающего у человека негативно окрашенную реакцию, и потому также приводящее к усилению определенной поведенческой реакцию.

Условия научения с подкреплением:

1. Наличие актуализированной потребности («закон готовности»)

2. Наличие подкрепления («закон эффекта»)

3. Смежность (сочетание) во времени элементов ситуации (в классическом обусловливании – условного и безусловного стимулов, в инструментальном – реакции и подкрепления).

4. Повторение ситуации (последовательности воспроизведения ее элементов).

    Научение может возникать даже с первого раза, если ситуации вызывает сильные эмоции.

Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций.

    Главное в подкреплении — это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к кото­рой стремимся сформировать интерес. Для подкрепления в из­вестной степени не является важным, где содержится источник позитивных эмоций: в одобрении, в символическом вознаграж­дении или в материальных стимулах. Самое главное — это соче­тание удовольствия с определенной деятельностью. Если при выполнении деятельности научиться вызывать удовольствие, то таким образом можно сформировать интерес (или внутреннюю мотивацию) к этой деятельности. Если вы себя хвалите, вознаграждаете шоколадом или другими лакомст­вами за успешное выполнение деятельности, то это может иметь эффект самоподкрепления (и содействует формированию интереса, мотивации к деятельности).

    Чем сильнее удовольствие, которое получил человек от под­крепления или самоподкрепления определенной формы поведе­ния, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закреп­ляться. Например, вы стремитесь сформировать у ребенка (или развить у себя) интерес к физике. Занятия физикой соответст­вующим образом подкрепляются (похвалой, успехом, матери­альным вознаграждением), от чего человек получает некоторое удовольствие. Чем большее удовольствие вследствие выполне­ния определенной деятельности получает человек, чем больше сила подкрепления, тем сильнее закрепляется поведение.

    Очень важно знать, что именно у этого конкретного челове­ка будет вызывать наибольшее удовольствие, какая форма под­крепления будет наиболее эффективной. Информация об ие­рархии потребностей и мотивов личности для выбора соответ­ствующей формы подкрепления является важной.

Получая удовольствие после выполнения определенной работы, человек предусматривает возможность такого удовольствия и в будущем (что будет побуждать его к выполнению этой деятельности). Таким образом, сила удовольствия (интенсивность пози­тивных эмоций) является важным фактором в формировании интереса (мотивации) к деятельности.

Характеристики подкрепления, влияющие на скорость процесса научения и устойчивость формирующихся связей:

1) отсрочка подкрепления – временной промежуток между действием и последующим подкреплением. Наблюдается следующая закономерность: чем меньше этот промежуток, тем быстрее происходит научение, но тем менее стойкими оказываются образующиеся связи. И наоборот: чем больше отсрочка, тем медленнее формируются связи и более стойкими они становятся.

2) режим подкрепления (детерминированный или вероятностный) – это правило, которое устанавливает, как часто (сколько раз) определенные действия будет подкрепляться. Чем выше вероятность появления подкрепления, тем более быстро происходит процесс научения, но тем менее длительными оказываются его следы. И наоборот, чем меньше вероятность подкрепления, тем медленнее идет научение и тем более устойчивы формирующиеся связи.

3) величина подкрепления (количественная и качественная значимость для субъекта). Чем больше задействованы в ситуацию эмоции человека, тем быстрее происходит процесс научения и тем устойчивее его последствия. Эмоциональный компонент имеет тесную связь с эффектом новизны, отсюда необходимость разнообразия форм подкрепления для эффективного научения.

Виды позитивного подкрепления

    Чтобы сформировать необходимое поведение, следует вы­делять такие действия человека, которые являются социально желательными, и подкреплять их одобрением, вознаграждением и другими видами подкрепления. Можно выделить разнообраз­ные виды позитивного подкрепления.

    Похвала (одобрение). Учитель, руководитель, тренер одобряет действия своего подчиненного (ученика) за высокие результаты работы. Позитивное подкрепление (похвала) в из­вестной степени зависит от взаимных отношений руководителя и подчиненного. Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности (подчиненный, ученик) пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.

    Привилегии и увеличение статуса. За высокую академиче­скую успеваемость студента могут выбрать старостой группы, спортсмена — капитаном команды, рабочего — бригадиром, инженера — руководителем отдела и т.п. Изменение формаль­ного или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность (стимулирует к деятельности).

Лучшие фирмы умеют использовать этот мотивационный фактор в управлении. Достаточно разветвленная иерархизированная система управления (наличие многих подразделений, групп) оказывает существенное влияние на мотивацию как ру­ководящего состава, так и рядовых работников. У человека есть стимул стать руководителем даже небольшого структурно­го подразделения или группы, а достигая желанного статуса, он пытается подняться еще выше по иерархической лестнице.

Возможность получить определенные привилегии, повыше­ние заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти — существенный мотивационный фактор. Это побуждает человека добиваться должности, прилагать большие усилия для ее получения. Он стремится подняться выше в иерархии управления. Возмож­ность влиять на людей и быть субъектом изменений («источ­ником»), а не объектом и пассивным исполнителем чужой воли («пешкой») является достаточно привлекательной. Человек стремится сам влиять, определять, решать, а не быть объектом влияния других людей.

    Доверие, внимание, оценка твоих способностей, возмож­ность продемонстрировать себя руководителем (лидером) — все это побуждает человека работать еще настойчивее (Уотермен, 1988).

    Фирмы в США и Европе практикуют также создание вре­менных формальных и неформальных групп (например, для разработки определенного проекта). Назначается руководитель (лидер) группы, наделенный некоторыми полномочиями. Это имеет большое мотивационное влияние на данного человека, он будет стремиться оправдать доверие и самоутвердиться. Разно­образие форм руководства, иерархизованность и разветвленность управленческих структур — это возможность самоутвер­диться для многих людей.

    Оценки, баллы, тестовые показатели. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказыва­ют значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. В этом случае подчиненный (ученик) может сравнивать собственные достижения не только с резуль­татами других людей, но и со своими предыдущими достиже­ниями. Например, получив за выполнение теста по английскому языку 480 баллов, он будет стремиться улучшить свой показа­тель (ведь это далеко не максимальный, хотя относительно и неплохой результат). Это будет сильнее побуждать к деятельно­сти, чем просто оценка «хорошо». Стимулирует к работе не только позитивная оценка, но и видение перспектив, стремление превзойти свои достижения.

    Наибольший мотивационный эффект наблюдается тогда, ко­гда представлена не только общая (средняя) оценка, но и оцен­ка по каждому из компонентов. Например, после выполнения теста по английскому языку, кроме общего результата (480), сообщают также показатели по каждому из трех его компонен­тов. Так, по шкале восприятия устной речи ученик получил 430 бал­лов, по шкале понимания грамматических конструкций резуль­тат составил — 520, а словарный запас (третья шкала) был оце­нен в 490 баллов.

    Такая дифференцированная система оценивания имеет характер позитивного подкрепления (ведь 520 и 490 баллов — это впол­не пристойный результат), и одновременно наблюдается нега­тивная обратная связь (ведь 430 баллов по первой шкале — это низкий показатель). Ученик понимает, что на восприятие устной речи следует обратить большее внимание. Это побуждает его к интенсивным занятиям в данном направлении. Он ощущает не­обходимость самосовершенствоваться и видит перспективы (стремится превзойти собственное достижение).

    Традиционная система оценивания, которая до сих пор прак­тиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь полу­чив оценку «отлично» за контрольную работу (или на экзаме­не), человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с десятью учениками (студентами), получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние. Я получил 12 баллов из 20 (вместо традиционной оценки «отлично»). Это высокий показатель, но не самый высокий (я шестой по рейтингу). Я начинаю рассуждать: почему у меня не первый-второй результат, ведь я считал себя, по крайней мере, вторым в группе. Я стремлюсь улучшить собственное достиже­ние, работаю над своими ошибками, внедряю новые формы и методы работы. В следующий раз я получил 14 баллов из 20. Это уже лучший показатель, я удовлетворен, но на этот раз я только второй по рейтингу. Опять работаю над собой, пытаясь превзойти собственное достижение и улучшить свой рейтинг.

Материальное вознаграждение. Призы, подарки, премии, денежное вознаграждение оказывают большое влияние на мо­тивацию любой деятельности. Но при систематическом исполь­зовании эти формы позитивного подкрепления могут негативно влиять на внутреннею мотивацию. Напри­мер, если ребенок получает деньги (или что-то материальное) за хорошие оценки, то вряд ли у него возникнет понимание важности учебы самой по себе. Если прекратить давать деньги за оценки, то ребенок, привыкая получать материальное возна­граждение, будет менее склонен выполнять эту деятельность (т.е. процессуально-содержательная мотивация может, уменьшаться).

С помощью подкреплений решаются следующие задачи:

- формирование нового стереотипа поведения (например, уверенное поведение у пассивного ребенка или кооперативного стиля взаимодействия),

- усиление уже имеющегося желательного поведения,

- ослабление нежелательного стереотипа,

- поддержание желательного стереотипа в естественных условиях.

    Решение задачи ослабления нежелательного стереотипа поведения возможно с помощью методик:

1. Отрицательное подкрепление – сочетание поведения с неприятными переживаниями: субъект начинает избегать такого типа ситуаций и стимулов.

2. Угашение – повторение ситуации без подкрепления: если поведение, ранее сочетавшееся с подкреплением, перестает подкрепляться, то происходит его ослабление.

3. Насыщение – положительное подкрепление теряет свою силу вследствие естественного насыщения потребности.

4. Лишение всех подкреплений (положительных и отрицательных). Например, изоляция от социального окружения.

5. Оценка ответа (или штрафов) – уменьшение числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.248 (0.018 с.)