Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Психологические механизмы модификации поведения
Научение – процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Закономерности научения универсальны для любого живого существа, обладающего психикой (от простейших организмов для приматов). Предмет научения: динамические стереотипы (мыслительные, эмоциональные, поведенческие…) и установки (психологические образования установочного типа). Виды научения: 1) Подражание, имитация – форма приобретения знаний, умений и навыков, основанная на воспроизведении субъектом действий другого человека (естественном стремлении человека к подражанию, поиску примера, образца). Функции: способствует конкретизации врожденных форм поведения, обеспечивает преемственность генетически ненаследуемых опыта и навыков между поколениями. Наблюдение через подражание более продуктивно при имитации наблюдаемого поведения, чем при следовании вербальным указаниям. Наиболее эффективно научение происходит при подражании «значимому другому» (ценностно-ориентированное поведение). Влияние примера для подражания тем сильнее, чем более задействованы эмоции. В основе подражания лежит механизм идентификации. Причем отождествление может происходить как с авторитетным лицом, так и с «агрессором» (объектом, от которого исходит угроза). 2) Научение, основанное на наблюдении: формирование поведения может происходить в результате непосредственного наблюдения его образцов, причем даже в том случае, если наблюдающий не повторяет поведение-образец и не получает подкрепление. На этом виде научения основан прием «моделирование», в результате которого происходит заимствование у модели (способность перенимать у других) умений, навыков (способы деятельности, образцы поведения…), стремлений (склонности, ценности…), стилей деятельности (например, настойчивость, решительность…). Чем больше общего у индивида с моделью, чем сильнее идентификация, тем сильнее действует викарное научение. 3) Обусловливание (научение с подкреплением). В поведении выделяют две стадии: ориентировочную и исполнительную. Отсюда деление обусловливания на: - классическое (ассоциативное, сенсорное), в результате которого нейтральный стимул приобретает новое субъективное значение, связанное с удовлетворением определенной потребности;
- инструментальное (оперантное, моторное): организм научается некоторому действию (реакции), которое делает возможным удовлетворение потребности (получение подкрепления) или избегания неприятного стимула (раздражителя). Подкрепление – событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. В качестве подкрепляющего рассматривается любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции или формы поведения. Положительное подкрепление – это предъявление стимула, вызывающего у человека позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенной поведенческой реакции. Отрицательное подкрепление – это удаление, изъятие стимула, вызывающего у человека негативно окрашенную реакцию, и потому также приводящее к усилению определенной поведенческой реакцию. Условия научения с подкреплением: 1. Наличие актуализированной потребности («закон готовности») 2. Наличие подкрепления («закон эффекта») 3. Смежность (сочетание) во времени элементов ситуации (в классическом обусловливании – условного и безусловного стимулов, в инструментальном – реакции и подкрепления). 4. Повторение ситуации (последовательности воспроизведения ее элементов). Научение может возникать даже с первого раза, если ситуации вызывает сильные эмоции. Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций. Главное в подкреплении — это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к которой стремимся сформировать интерес. Для подкрепления в известной степени не является важным, где содержится источник позитивных эмоций: в одобрении, в символическом вознаграждении или в материальных стимулах. Самое главное — это сочетание удовольствия с определенной деятельностью. Если при выполнении деятельности научиться вызывать удовольствие, то таким образом можно сформировать интерес (или внутреннюю мотивацию) к этой деятельности. Если вы себя хвалите, вознаграждаете шоколадом или другими лакомствами за успешное выполнение деятельности, то это может иметь эффект самоподкрепления (и содействует формированию интереса, мотивации к деятельности).
Чем сильнее удовольствие, которое получил человек от подкрепления или самоподкрепления определенной формы поведения, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закрепляться. Например, вы стремитесь сформировать у ребенка (или развить у себя) интерес к физике. Занятия физикой соответствующим образом подкрепляются (похвалой, успехом, материальным вознаграждением), от чего человек получает некоторое удовольствие. Чем большее удовольствие вследствие выполнения определенной деятельности получает человек, чем больше сила подкрепления, тем сильнее закрепляется поведение. Очень важно знать, что именно у этого конкретного человека будет вызывать наибольшее удовольствие, какая форма подкрепления будет наиболее эффективной. Информация об иерархии потребностей и мотивов личности для выбора соответствующей формы подкрепления является важной. Получая удовольствие после выполнения определенной работы, человек предусматривает возможность такого удовольствия и в будущем (что будет побуждать его к выполнению этой деятельности). Таким образом, сила удовольствия (интенсивность позитивных эмоций) является важным фактором в формировании интереса (мотивации) к деятельности. Характеристики подкрепления, влияющие на скорость процесса научения и устойчивость формирующихся связей: 1) отсрочка подкрепления – временной промежуток между действием и последующим подкреплением. Наблюдается следующая закономерность: чем меньше этот промежуток, тем быстрее происходит научение, но тем менее стойкими оказываются образующиеся связи. И наоборот: чем больше отсрочка, тем медленнее формируются связи и более стойкими они становятся. 2) режим подкрепления (детерминированный или вероятностный) – это правило, которое устанавливает, как часто (сколько раз) определенные действия будет подкрепляться. Чем выше вероятность появления подкрепления, тем более быстро происходит процесс научения, но тем менее длительными оказываются его следы. И наоборот, чем меньше вероятность подкрепления, тем медленнее идет научение и тем более устойчивы формирующиеся связи. 3) величина подкрепления (количественная и качественная значимость для субъекта). Чем больше задействованы в ситуацию эмоции человека, тем быстрее происходит процесс научения и тем устойчивее его последствия. Эмоциональный компонент имеет тесную связь с эффектом новизны, отсюда необходимость разнообразия форм подкрепления для эффективного научения. Виды позитивного подкрепления Чтобы сформировать необходимое поведение, следует выделять такие действия человека, которые являются социально желательными, и подкреплять их одобрением, вознаграждением и другими видами подкрепления. Можно выделить разнообразные виды позитивного подкрепления. Похвала (одобрение). Учитель, руководитель, тренер одобряет действия своего подчиненного (ученика) за высокие результаты работы. Позитивное подкрепление (похвала) в известной степени зависит от взаимных отношений руководителя и подчиненного. Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности (подчиненный, ученик) пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.
Привилегии и увеличение статуса. За высокую академическую успеваемость студента могут выбрать старостой группы, спортсмена — капитаном команды, рабочего — бригадиром, инженера — руководителем отдела и т.п. Изменение формального или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность (стимулирует к деятельности). Лучшие фирмы умеют использовать этот мотивационный фактор в управлении. Достаточно разветвленная иерархизированная система управления (наличие многих подразделений, групп) оказывает существенное влияние на мотивацию как руководящего состава, так и рядовых работников. У человека есть стимул стать руководителем даже небольшого структурного подразделения или группы, а достигая желанного статуса, он пытается подняться еще выше по иерархической лестнице. Возможность получить определенные привилегии, повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти — существенный мотивационный фактор. Это побуждает человека добиваться должности, прилагать большие усилия для ее получения. Он стремится подняться выше в иерархии управления. Возможность влиять на людей и быть субъектом изменений («источником»), а не объектом и пассивным исполнителем чужой воли («пешкой») является достаточно привлекательной. Человек стремится сам влиять, определять, решать, а не быть объектом влияния других людей. Доверие, внимание, оценка твоих способностей, возможность продемонстрировать себя руководителем (лидером) — все это побуждает человека работать еще настойчивее (Уотермен, 1988). Фирмы в США и Европе практикуют также создание временных формальных и неформальных групп (например, для разработки определенного проекта). Назначается руководитель (лидер) группы, наделенный некоторыми полномочиями. Это имеет большое мотивационное влияние на данного человека, он будет стремиться оправдать доверие и самоутвердиться. Разнообразие форм руководства, иерархизованность и разветвленность управленческих структур — это возможность самоутвердиться для многих людей.
Оценки, баллы, тестовые показатели. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. В этом случае подчиненный (ученик) может сравнивать собственные достижения не только с результатами других людей, но и со своими предыдущими достижениями. Например, получив за выполнение теста по английскому языку 480 баллов, он будет стремиться улучшить свой показатель (ведь это далеко не максимальный, хотя относительно и неплохой результат). Это будет сильнее побуждать к деятельности, чем просто оценка «хорошо». Стимулирует к работе не только позитивная оценка, но и видение перспектив, стремление превзойти свои достижения. Наибольший мотивационный эффект наблюдается тогда, когда представлена не только общая (средняя) оценка, но и оценка по каждому из компонентов. Например, после выполнения теста по английскому языку, кроме общего результата (480), сообщают также показатели по каждому из трех его компонентов. Так, по шкале восприятия устной речи ученик получил 430 баллов, по шкале понимания грамматических конструкций результат составил — 520, а словарный запас (третья шкала) был оценен в 490 баллов. Такая дифференцированная система оценивания имеет характер позитивного подкрепления (ведь 520 и 490 баллов — это вполне пристойный результат), и одновременно наблюдается негативная обратная связь (ведь 430 баллов по первой шкале — это низкий показатель). Ученик понимает, что на восприятие устной речи следует обратить большее внимание. Это побуждает его к интенсивным занятиям в данном направлении. Он ощущает необходимость самосовершенствоваться и видит перспективы (стремится превзойти собственное достижение). Традиционная система оценивания, которая до сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» за контрольную работу (или на экзамене), человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с десятью учениками (студентами), получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние. Я получил 12 баллов из 20 (вместо традиционной оценки «отлично»). Это высокий показатель, но не самый высокий (я шестой по рейтингу). Я начинаю рассуждать: почему у меня не первый-второй результат, ведь я считал себя, по крайней мере, вторым в группе. Я стремлюсь улучшить собственное достижение, работаю над своими ошибками, внедряю новые формы и методы работы. В следующий раз я получил 14 баллов из 20. Это уже лучший показатель, я удовлетворен, но на этот раз я только второй по рейтингу. Опять работаю над собой, пытаясь превзойти собственное достижение и улучшить свой рейтинг.
Материальное вознаграждение. Призы, подарки, премии, денежное вознаграждение оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности. Но при систематическом использовании эти формы позитивного подкрепления могут негативно влиять на внутреннею мотивацию. Например, если ребенок получает деньги (или что-то материальное) за хорошие оценки, то вряд ли у него возникнет понимание важности учебы самой по себе. Если прекратить давать деньги за оценки, то ребенок, привыкая получать материальное вознаграждение, будет менее склонен выполнять эту деятельность (т.е. процессуально-содержательная мотивация может, уменьшаться). С помощью подкреплений решаются следующие задачи: - формирование нового стереотипа поведения (например, уверенное поведение у пассивного ребенка или кооперативного стиля взаимодействия), - усиление уже имеющегося желательного поведения, - ослабление нежелательного стереотипа, - поддержание желательного стереотипа в естественных условиях. Решение задачи ослабления нежелательного стереотипа поведения возможно с помощью методик: 1. Отрицательное подкрепление – сочетание поведения с неприятными переживаниями: субъект начинает избегать такого типа ситуаций и стимулов. 2. Угашение – повторение ситуации без подкрепления: если поведение, ранее сочетавшееся с подкреплением, перестает подкрепляться, то происходит его ослабление. 3. Насыщение – положительное подкрепление теряет свою силу вследствие естественного насыщения потребности. 4. Лишение всех подкреплений (положительных и отрицательных). Например, изоляция от социального окружения. 5. Оценка ответа (или штрафов) – уменьшение числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.248 (0.018 с.) |