Санкт-Петербургское государственное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургское государственное



Санкт-Петербургское государственное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы»

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол № от «___»_______2012 г.

                                                                   зав. кафедрой ______ Дудченко З.Ф.     

Раздел 4. Электронное учебно-методическое пособие

 

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

для специальности 030300.65 «Психология»

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Аннотация ……………………………………………………………… 26
Методические указания для студентов …………………………….. 27
Тема 1. Психологические основы самоуправления ………………… 28
Тема 2. Психотехнологии самоуправления когнитивной сферой …. 33
Тема 3. Психотехнологии когнитивного реструктурирования …...... 38
Тема 4. Психотехнологии самоуправления эмоциональной сферой.  42
Тема 5. Психотехнологии самоуправления мотивационной сферой. 49
Тема 6. Психологические механизмы модификации поведения …… 56
Глоссарий ……………………………………………………………… 63

Аннотация

    В учебном пособии представлены основные положения учебной дисциплины «Психология самоуправления». Раскрывается проблематика данного курса, его взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

В данном пособии представлены основы психологии самоуправления человека с целью развития психологической компетентности студентов в области саморегулирования и совершенствования собственной личности для оптимизации процесса профессионального становления.

Изучение «Психологии самоуправления» позволит обучающимся расширить собственные представления о современных подходах и методах исследования и оптимизации психических процессов и состояний. Освоение психотехнологий самодиагностики, самоуправления и самокоррекции будет способствовать целенаправленной гармонизации отношений личности, повышению стрессоустойчивости, адаптивности к трудным условиям учебной и профессиональной деятельности.

В пособии подробно анализируются психологические механизмы и закономерности самоуправления, представлены области применения психологии самоуправления, широко освещаются психотехнологии, используемые для оптимизации и коррекции когнитивной, эмоциональной, мотивационной сфер человека. Достаточно глубоко раскрываются психические механизмы, лежащие в основе становления у индивида новых способов поведения и деятельности, а также методы по их коррекции и профилактике зависимого поведения.

    Психология самоуправления – одна из наиболее активно разрабатываемых научно-прикладных областей, которая предполагает специальную подготовку студентов для практической и исследовательской работы в данном направлении.

    Одним из важных итогов изучения данной дисциплины должно стать повышение мотивации студентов к целенаправленной работе по развитию собственной личности, исследованию своего творческого потенциала и индивидуальных особенностей.

 


Методические указания для студентов

   

    Изучение дисциплины предлагается начать со знакомства с общим содержанием курса и учебного пособия, обращая внимание на структурные элементы: «Тематический план», «Содержание занятий», «Глоссарий».

    Затем следует ознакомиться с тематическим планом, рекомендуемым временем для изучения разделов и тем, внимательно изучить разделы курса ипроработать глоссарий по каждому изучаемому разделу. Проработать рекомендуемые источники информации: основную и дополнительную литературу, периодические издания, веб-ресурсы, вопросы для самоконтроля.

    Представленное содержание тем занятий позволяет достаточно подробно проследить логику основных вопросов курса. Курс содержит 6 тем. Первая тема посвящена основным положениямпсихологии самоуправления, анализу психологических закономерностей и процессов управления собственной личностью. Вторая тема раскрывает особенности   самоуправления когнитивной сферой. Третья тема представляет психотехнологии когнитивного переструктурирования и возможности по их использованию.Четвертая тема посвящена анализупсихотехнологий самоуправления эмоциональными явлениями, применению техник регуляции эмоций в контексте межличностного ообщения. В пятой теме представленыособенности  управления, основанного на актуальной мотивации человека. Шестая тема направлена на освещение основных закономерностей научения в процессе модификации собственного поведения.

Важное место в профессиональной подготовке психологов отводится освоению психологических технологий в области самоуправления человека. Это положение предполагает глубокое изучение и активную проработку данных технологий на практических занятиях в рамках учебного курса «Психология самоуправления».

    Учебное пособие содержит список рекомендуемой к изучению литературы для каждой темы курса и глоссарий.


Понятие «самоуправление»

Управление – психологическое влияние, оказываемое на процесс принятия решения субъектом о реализации определенного поведения посредством формирования предвосхищения его последствий.

Управлять собой – это, прежде всего, уметь самому формировать мотивы собственного поведения, ставить перед собой конкретные цели.

Субъектом самоуправления (саморегулирования) является сам человек, а в качестве объекта могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая деятельность или собственное поведение.

Типы когнитивных искажений

Чрезмерно категоричное – вы видите вещи в черно-белых тонах. Если ваша работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником. Или же, делая доброе дело, вы чувствуете себя героем, что чревато последующим разочарованием.

Излишне абстрактное – вы обобщаете частные факты, говоря «всегда, никогда, все, никто, ничего». Или же, характеризуя себя или кого-то еще, делаете это в очень широком негативном смысле, далеко уходя от конкретного изъяна в поведении, с которого вы начали свои мысли (например: «плохой, глупый, уродливый, ленивый, некомпетентный, неадекватный, никчемный»).

Катастрофическое – вы сильно преувеличиваете дурные события, покуда они не приобретают в вашем сознании катастрофические размеры. Вы используете такие слова, как «страшный, ужасный, кошмарный, трагический, конец света». Вы игнорируете свои собственные ресурсы.

Неоправданно пессимистичное – вы замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны вашей жизни. Вы выступаете с неоправданно мрачными прогнозами на будущее и пользуетесь словами «пустой, проклятый, безнадежный».

Чрезмерно искаженное – вы «обнаруживаете» вещи, которые вряд ли присутствуют, – намек или тень превращаются для вас в важное свидетельство. Вы ходите с «зондом», разыскивая то, что рассчитываете найти. И если вы не можете найти этого в действительности, то «фабрикуете» искомое из всего, что окажется под рукой.

Слишком субъективное – вы игнорируете очевидное, держась за свои собственные «факты». Вы используете свои чувства в качестве доказательства чего-либо», предсказываете будущее, угадываете чужие мотивы (не утруждаясь проверкой) и действуете исходя из суеверий и слухов. Вы недооцениваете вероятные события.

Излишне легкомысленное – вы убеждаете себя, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для вас никакого значения (тогда как в действительности имеют). Вы также можете отрицать в себе сильные или негативные чувства, приукрашивая окружающую действительность.

Излишне требовательное – вы требуете от вещей быть такими, какими вы их хотите видеть, – ваши собственные качества и поведение, поведение других людей, течение вашей жизни. Вы пользуетесь словами «должен», «обязан». Вы подвергаете себя огромным страданиям, придерживаясь столь

жестких правил.

Чрезмерно осуждающее – вы не прощаете себя и/или других людей за их неудачи. Вы можете считать их виновными во многих и многих вещах, и ваше мышление все больше и больше уподобляется критическим репортажам.

Слишком вязкое – ваше мышление следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно. Вы вновь и вновь пережевываете одну и ту же тему, пока она не начинает казаться единственной важной на свете. Эта навязчивость может касаться другого человека, какого-то совершенного (или не совершенного) вами поступка, похвалы, любви, достижения, опрятности и т. д.

Запутанное – «картины в вашей голове» не совпадают с реальным миром или вы ощущаете себя в окружении или водовороте несуществующих явлений. Когда ваши мысли расходятся с реальностью, человек не может опираться на свои собственные восприятие и заключения.

Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем (А. Эллис). Наиболее важные из них — это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны всех, с кем ему так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться решения любых стоящих перед ним задач.

Эти убеждения действуют на личность разрушительно, поскольку ведут к эмоциональным расстройствам всякий раз, когда их обладателю отказывают в одобрении и любви или когда он терпит неудачу в каком-либо начинании. Но ведь такие случаи абсолютно неизбежны и совершенно обычны, поэтому приверженность иррациональной системе убеждений — это гарантия бесконечных разочарований.

Определить рациональное и иррациональное суждение можно по нескольким признакам.

Признаки рационального суждения:

Истинность и подтверждение опытом. Например: Все предметы, ничем не поддерживаемые, падают вниз.

Относительность. Например: Оценку четыре по пятибалльной шкале на экзамене кто-то посчитает отличной, а кто-то удовлетворительной. Хотя сама четверка — только цифра, и лишь наши суждения по ее поводу ведут к тому, что мы или печалимся, или радуемся.

Умеренность, то есть суждение не вызывает сильных эмоций.

Эффективность (помогает достичь цели).

Признаки иррационального суждения:

Неистинность. Например: «Я не переживу, если не сдам экзамен».

Категоричность. Например: «Я должен...», «Мне должны...», «Мир должен...».

Связь с сильными эмоциональными проявлениями: бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.

Неэффективность (не помогает достичь цели).

Иррациональные суждения развиваются до катастрофических размеров, например: «Я не переживу...»

Включают элемент долженствования: «Я должен», «Я обязан», «Мне должны».

Включают элемент оценки: хорошо — плохо; правильно — неправильно.

А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:

Во-первых, мышление и эмоции связаны.

Во-вторых, они связаны так тесно, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.

В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, проговариваемых людьми про себя, которые, в свою очередь, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

Когнитивные стратегии переструктурирования:

− изменение неадекватных убеждений;

− изменение нежелательных мыслей.

Изменить мышление возможно при помощи рефрейминга — создания новой рамки восприятия и понимания ситуации. Описывая ситуацию другими словами, мы меняем отношение человека к ней.

Рефрейминг (от английского «фрейм» — рамка) — мощный инструмент, формирующий наше отношение к окружающему миру.

Его задача предоставить человеку другой, более широкий и ресурсный взгляд на ситуацию. Изменить его отношение к ситуации, чтобы она превратилась из большой непосильной проблемы в посильную задачу, которую легко можно решить.

Психологи выделяют два базовых типа рефрейминга:

- контекста и

- смысла

Рефрейминг контекста. Надо взять объект реальности или событие, которые по привычке воспринимаются нами только в негативном контексте. Надо «вырезать» их из негативного контекста и перенести туда, где они будут уместны, позитивны, хороши — в позитивный контекст.

Рефрейминг смысла заставляет увидеть событие целостно, прозреть всю его глубину, узреть все грани. Такой рефрейминг тесно связан с отношением к событиям нашей жизни — это умение принять ситуацию, увидеть в ней не только составляющую Зла, но и составляющую Блага.

Специалисты советуют: совершая рефрейминг смысла, задайте себе вопрос: «А что позитивного может дать эта ситуация?», «Какую выгоду для себя я смогу извлечь?». Или же, если ситуация совсем несладка: «Какие уроки я могу извлечь?», «Чему эта ситуация вообще учит?»

Концепция многосторонней перспективы - явления можно рассматривать с разных точек зрения, существует множество способов их познания.

Интерпретация события (ситуации) зависит от того, на каких его аспектах концентрируется внимание. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на других аспектах - изменится смысл ситуации, а вместе и с ним и переживания в этой ситуации. Это свидетельствует о наличии выбора в восприятии, переживании и в поведении в конкретных условиях.

Смысл всегда индивидуален и зависит от восприятия человека.

 

Блок самопроверки

1) В чем сущность когнитивного переструктурирование.

2) Раскройте области применения когнитивного переструктурирование.

3) Перечислите типы когнитивных искажений.

4) Охарактеризуйте феномен иррациональных убеждений. 

5) Каким образом используется метод рефрейминга?

Рекомендуемая литература

1. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учебное пособие. СПб., 2009

2. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001

3. Маккей М. Как победить стресс и депрессию. – СПб., 2011

4. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М. 2006

5. Паттакос А. Пленники собственных мыслей: смысл жизни и работы по Виктору Франклу. – М., 2009

6. Селигман М. В поисках счастья. - М., 2010

Тема 4. Психотехнологии самоуправления эмоциональной сферой

   

Эмоциональный интеллект - способность понимать собственные и чужие эмоции и управлять ими.

 

 

1. Понимание себя (самосознание) Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей
2. Управление собой (саморегуляция) Способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением
3. Понимание других (социальная чуткость, эмпатия) Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
4. Управление эмоциями других и отношениями (социальная умелость) Умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому

Определения эмоций

(от лат. motere, двигать) - то, что движет

- переживание значимости происходящего

- субъективная форма существования потребностей (мотивов)

Значение эмоций

• Эмоции являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего, о полезности-вредности воздействий на организм (П.К. Анохин)

• Эмоции служат для оценки степени удовлетворения физиологических и социальных потребностей.

• Эмоции являются первой реакцией человека, которая обеспечивает мобилизацию внутренних резервов его организма для сохранения жизни, а в крайних ситуациях могут привести к патологическому процессу (решающее значение имеют не столько тяжкие потрясения, сколько длительно действующие мелкие …)

• Эмоции сигнализируют о значимости происходящего и готовят к лучшему восприятию и возможным действиям (В.К. Вилюнас, 2004, с.29)

• Предвкушение эмоций наделяет мотивирующей силой выполняемую деятельность («интересная работа») (Додонов).

Любая эмоция рассматривается как целостная функциональная система, как замкнутый контур автоматической регуляции, в задачу которого входит получение определенного приспособительного эффекта в интересах организма в целом.

Компоненты эмоций

Эмоция - сложный феномен, включающий в себя три компонента:

· нейрофизиологический;

· телесный (двигательно-экспрессивный);

· субъективную оценку переживания.

Значение телесного компонента эмоций

• Большинство наших эмоций так тесно связаны с их внешним выражением, что сами по себе эти эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным» (Ч.Дарвин, 1889, с. 838)

• Эмоции создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием(У. Джеймс, 1884)

• Эмоции могут быть вызваны многочисленными причинами, решительно не имеющими ничего общего с движениями души, а с другой стороны, часто они могут быть подавлены или смягчены чисто физическими средствами (Г. Ланге, 1896)

Различия между эмоциями и чувствами:

Эмоция - переживание значимости происходящего (ситуативная характеристика)
Чувство - переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности (результат обобщения эмоционального опыта)
Одно и то же  чувство - может проявляться в разных эмоциях
Пример: любовь – чувство; проявляется в эмоциях интереса, тревоги, радости, гнева, печали, ревности и др.

 

 

Базовые эмоции

1. Страх Ожидание угрозы или опасности
2. Гнев Переживание мобилизации энергии для борьбы с источниками препятствий и опасностей
3. Печаль Уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции
4. Радость Наслаждение миром и собой, единением с миром, ощущение энергии, чувство компетентности и уверенности в себе, легкости и свободы
5. Интерес Направленность на то, что имеет (приобретает) некоторую значимость. Чувство захваченности, зачарованности, любопытства (Изард К.Э., 2003)

 

Причины эмоций

 

Ожидание боли, внезапное изменение среды, стремительное приближение объекта, чужой гнев, угрозы, опасность, неопределенность, неудача и др. Страх 
Ограничение физической и психической свободы, нарушение личной территории, оскорбления, препятствия на пути к намеченной цели, фрустрация, неудача, боль, жара, холод, скверные запахи Гнев 
Утрата, разлука, социальная изоляция, отвержение, неудача Печаль 
Комфорт, доброжелательное внимание и принятие, признание, успех, осознание свой силы и компетентности, природа, погода Радость 
Движение, живые существа, новизна, изменение среды, открытие, использование и развитие своих возможностей и возможностей среды, познание, творчество, успех в деятельности Интерес

 

Влияние обратной связи

    Каждый фактор окружающей среды, связанный с инициацией и регуляцией поведения человека, имеет 2 аспекта: контролирующий и регулирующий.

    Действие внешнего стимула (поощрения, наказания, обратной связи…), которое воспринимается субъектом как стремление принудить его к началу, продолжению, усилению, изменению направления или прекращению поведения, называется контролированием.

    Применение внешних воздействий, которое воспринимается субъектом как стремление проинформировать его об условиях и последствиях поведения, о ходе его исполнения, уровне успешности и степени компетентности и мастерства, называется информированием.

    Один и тот же фактор (стимул) в зависимости от функционального значения, которым его наделяет человек, может выполнять или контролирующую, или информирующую роль и оказывать соответствующее влияние на его мотивацию. Контролирующие факторы уменьшают внутреннюю мотивацию, информирующие – оказывают позитивное влияние, т.к. усиливают чувство компетентности и личной причинности (самодетерминации).

    Феномен «понижающий эффект внешней мотивации» был обнаружен в результате экспериментов: если испытуемых поощряли за поведение, которое они первоначально выбирали сами, то их результирующая мотивация снижалась. Если деятельность воспринимается как обусловленная внешними факторами и обстоятельствами (наличием контроля, поощрений, наказаний…), то она постепенно утрачивает внутреннюю мотивацию.

    Особого внимания заслуживают факты, когда отрицательная обратная связь постоянна, т.е. когда человек при выполнении деятельности постоянно терпит неудачи. Это свидетельствует прежде всего о том, что его поведение неэффективно, что между действиями, которые человек предпринимает, и их результатами нет никакой связи, что силы, влияющие на результаты его активности, находятся вне его компетентности. Такая ситуация, как показывают эксперименты, приводит к состоянию амотивации, когда отсутствует любой вид мотивации. Человек перестает испытывать интенцию, намерение к выполнению деятельности. Такое состояние известно в психологии как выученная беспомощность  (М. Селигман, 1975).

    Если человек находится в состоянии амотивации, то он может быть выведен из него или применением контролирующих подкреплений (тогда он перейдет в состояние внешней мотивации), или оптимизацией трудности выполняемой деятельности и упорядочиванием обратной связи (тогда при условии свободы выбора он может перейти в состояние внутренней мотивации).

    Если человек находится в состоянии внешней мотивации при выполнении неинтересной или непривлекательной деятельности, то применение контролирующих стимулов сказывается положительно на поддержании и регуляции имеющегося мотивационного состояния.

    Если человек находится в состоянии внутренней мотивации, то контролирующие стимулы снижают ее уровень, лишая человека чувства самодетерминации и компетентности. Информирующие воздействия не снижают ее уровень, а также могут способствовать его возрастанию.

Факторы, оказывающие положительное влияние на развитие внутренней мотивации:

1. Оптимальный уровень сложности деятельности. Если деятельность слишком простая, то она не вызовет внутренней мотивации, так как насколько бы компетентным человек себя ни чувствовал, такая деятельность не позволит ему реализовать свое мастерство и не предоставит возможности почувствовать себя эффективным.

Вероятность успеха субъективно оценивается человеком:

- если > 0.7 – слишком легкая задача,

- если < 0,3 – слишком трудная.

Оптимальный диапазон – от 0,3 до 0,7.

2. Наличие выбора и свобода его осуществления: реализация возможности выбирать позволяет человеку почувствовать себя источником собственной активности. Как показали исследования, те условия окружения, которые наделяют человека свободой выбора, позволяют ему чувствовать себя самодетерминированным, приводят к интернализации локуса каузальности и, как следствие, повышают уровень внутренней мотивации.

3. Чувство причастности к деятельности (возникает при условии участия человека в ее организации и планировании).

4. Наличие эмоционального отношения к деятельности – возникает в случаи, когда удовлетворяется потребность человека в ситуации неопределенности. Неопределенность может быть выражена качественно, количественно, в качестве срока или места исполнения, либо средства удовлетворения потребности.

5. Значимость результата деятельности. Он позволяет человеку полностью включиться в нее, стать устойчивым к различного рода внешним помехам.

6. Влияние обратной связи. При получении информации об успехе чувство самоэффективности повышается, тогда как сообщение о некомпетентности снижает внутреннюю мотивацию.

Вывод: внутренняя мотивация будет максимальной при выполнении новой, перцептивно и/ или когнитивно сложной деятельности оптимальной трудности. Необходимыми условиями также являются наличие свободы выбора деятельности, обеспеченность оптимальной обратной связью и уверенность человека в своей компетентности.

Факторы, оказывающие негативное влияние на внутреннюю мотивацию:

1. Сроки окончания деятельности (особенно недостаток времени).

2. Навязывание целей деятельности.

3. Постоянный внешний контроль.

4. Ситуация оценивания.

5. Соревновательная ситуация (конкуренция).

    Внешние факторы будут влиять на внутреннюю мотивацию при выполнении деятельности оптимальной трудности в той степени, в которой они будут воздействовать на чувство компетентности, при условии, что эта деятельность самодетерминирована.        

Автономизация мотива

    Г. Оллпорт сформулировал идею функциональной автономии мотивов. Выступая против сведения разнообразных мотивов зрелой личности к нескольким, иногда даже к одному или двум, первичным инстинктам, желаниям или потребностям, Г. Оллпорт писал: «Ни четыре желания, ни восемнадцать склонностей, ни любая из их комбинаций или даже все они вместе взятые, со всеми возможными дополнениями и вариациями, не могут адекватно объяснить бесконечное множество целей, преследуемых бесконечным множеством смертных».

    Основываясь на анализе жизненных наблюдений, а также на экспериментальных и клинических данных, полученных другими авторами, Г. Оллпорт пришел к выводу, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой.

    Основным условием такого превращения, или трансформации, мотивов является несовершенство действия, служившего средством достижения первоначальной цели. Талант, доведенный до совершенства, и навык, доведенный до автоматизма, уже не могут превратиться в мотив. Мотивами становятся «талант в стадии совершенствования и навык в стадии формирования».

 

Блок самопроверки

1) Раскройте понятие «мотивация».

2) Назовите существенные отличия внутренней и внешней мотивации.

3) Перечислите факторы, оказывающие положительное влияние на развитие внутренней мотивации.

4) Какие факторы, оказывающие негативное влияние на внутреннюю мотивацию?

5) Охарактеризуйте феномен «автономизация мотива».

Рекомендуемая литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие. - СПб., 2010

2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб., 2006

3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2005

4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003

5. Хьюсман Р. Фактор справедливости. М.,1992

6. Энкельманн Н. Власть мотивации. М., 2006

 

Глоссарий

 

АДАПТАЦИЯ — изменение, перестройка, коррекция процессов развития, регуляции и функционирования соответственно актуальным условиям, изменениям среды (социальной и природной).

 

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ - истолкование субъектом причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. САМОАТРИБУЦИЯ - истолкование субъектом причин, мотивов и результатов собственного поведения.

 

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе.

Экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

 

МОТИВ – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Термином " МОТИВАЦИЯ " в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;     

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

НАУЧЕНИЕ – процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/ или модификации. Научение – относительно постоянное изменение в поведении, происходящее вследствие приобретения опыта.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – самым общим образом это любой вид обратной информации от какого-либо источника, используемый при регулировании поведения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ – событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. В качестве подкрепляющего рассматривается любой стимул, увеличивающий вероятность появления определенной реакции или формы поведения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ положительное – это предъявление стимула, вызывающего у человека позитивно окрашенную эмоциональную реакцию и усиление определенной поведенческой реакции.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ отрицательное – это удаление, изъятие стимула, вызывающего у человека негативно окрашенную эмоциональную реакцию и потому также приводящее к усилению определенной поведенческой реакции.

ПОДКРЕПЛЕНИЯ РЕЖИМ – правило, которое устанавливает частоту появления подкрепления.

ПРИВЫЧКА - сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретают силу потребности.

ПСИХОСОМАТИКА (от греч. psyche — душа + soma — тело) — направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

 

ПСИХОТЕХНИКА (англ. psychotechnics) направление и раздел в психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач.

Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивации, установок, протекание психических процессов у личности, на которую оказывается воздействие.

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ – практическое использование психологических техник для достижения оптимальных результатов в самоуправлении.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) (англ. work capacity) характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

РЕАКЦИЯ (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В психологии Р. — прежде всего акт поведения, в т. ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки.

 

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.

САМОВОСПИТАНИЕ (англ. self-development) формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

 

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному.

САМООТНОШЕНИЕ – компонент самосознания, организованный как система эмоционально ценностных установок в адрес собственного «я».

САМООЦЕНКА (англ. self-esteem) ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

 

САМОПРИНЯТИЕ (по К. Роджерсу) –приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку – отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств.

САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м.б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. самосознание (интроспекция, рефлексия).

 

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (англ. self-affirmation) — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (саморегулирование) - сознательные воздейст­вия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собствен­ное поведение с целью поддержания (сохранения) или измене­ния характера их протекания (функционирования).

 

САМОЧУВСТВИЕ (англ. self-feeling) — комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. м. б. представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов.

 

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ (англ. self-efficacy) – понятие, относящееся к ожиданиям и убеждениям (уверенности и неуверенности) человека в том, что он может успешно справиться с теми или иными задачами (вызывами, ситуациями).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.147 с.)