Социология управления как отрасль социологического знания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология управления как отрасль социологического знания



Социология управления как отрасль социологического знания

Социология управления - это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.

Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к которым можно отнести следующие:

· исторические аспекты становления современной социологии управления (отечественные и зарубежные концепции);

· методологические проблемы социологии управления;

· социально-психологический анализ развития и применения современных методов управления;

· влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;

· социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;

· социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;

· социологический анализ лидерства и руководства, отношений «руководитель-подчиненный» в управленческой деятельности;

· управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности;

· инновационные процессы в системах управления.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО МЕТОДУ

К середине ХХ в. научнообоснованные принципы менеджмента акцентировали внимание на гуманизации рабочей среды и были реализованы в концепции социотехнических систем.

Социотехнические системы основаны на понимании работниками социальных и экономических аспектов их работы. Работники вовлекаются в процесс развития их навыков с целью улучшения результатов. Именно система, а не индивидуальные задачи, становится объектом изучения. Теория управления стала фокусироваться на рабочих группах и на чувстве ответственности членов группы.

 

7.ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЙЛОРА

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
3. Сотрудничество администрации с рабочими.
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

В речи современного человека слово «группа» является привычным и обыденным, однако, несмотря на то что люди с древних времен образуют различные сообщества, слово «группа» возникло сравнительно недавно. На наш взгляд, история возникновения этого термина многое проясняет в специфике социологического знания. Во французе ком, немецком, английском, испанском и других языках это слово возникло не ранее второй половины XVII в. В это время французские художники завезли из Италии технический термин groppo, или gruppo, означавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление.

Затем это слово проникает в литературу, еще сохраняя свой технический оттенок. И только с середины XVIII в. во Франции оно начинает употребляться для обозначения круга или собрания реальных людей. В некоторых словарях понятие «группа» дается как понятие современной математики, однако в математику, где разрабатывается собственная теория групп, этот термин был введен Э. Галуа только в 1830 г.

Таким образом, живой разговорный язык второй половины XIX в. позволял назвать группой некоторые скопления людей. Но если в первой половине XIX в. слово «группа» оставалось достаточно редким специальным термином, практически не имеющим отношения к реальным социальным группам, то во второй половине века положение существенно меняется. Слово «группа» все чаще появляется в литературной речи, на страницах философских и политических произведений и используется в том числе как синоним реальной социальной общности. Однако объем понятия «социальная группа» оставался крайне неопределенным и аморфным.

Есть и другой момент, оказавшийся вплотную связанным с осмыслением понятия группы. В своей предыстории значение термина «группа» восходит к двум корням: «узел» от итальянского groppo и германского grop и «круг» от германского к1ирре, kruppe и французского groupe. Оба эти слова имели в основе идею круга. Равенство образующих круг группы лиц нашло воплощение в ряде культовых обрядов. Общепринятое сегодня выражение «беседа за круглым столом», возможно, является отголоском тех же традиций, лишенных религиозного содержания.

Несмотря на то что слово «группа» могло быть адресовано некоторой совокупности предметов и объектов уже с середины XVIII в. в Европе и середины XIX в. в России, «открытие» малой группы как особой реальности человеческих отношений произошло лишь в начале XX в.

14.группа как основа социальной организации и ВИДЫ ГРУПП

Реальные группы.

Реальная группа – это большая совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков: пол (мужчины и женщины), доход (богатые, бедные, зажиточные), национальность (американцы, русские и т.д.), возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), родство и брак (холостые, женатые, родители и т.д.), профессия (род занятий – водители, учителя и т.д.), место жительства (горожане, сельские жители, земляки и т.д.).

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистических. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. Реальные признаки существуют не только объективно (пол, возраст), но и осознаются субъективно.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяются три типа (главные):

Понятие «социальная общность» в широком смысле слова выступает синонимом группы вообще, а в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Территориальная группа – совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Каждый человек в разной степени отождествляет себя со своим статусом и соответствующей ему ролью. Некоторые буквально «сливаются» с ролью: например, важный начальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посторонними и с членами семьи ; учительница пытается поучать всех, кто попадается под руку.

Социология управления как отрасль социологического знания

Социология управления - это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей. Социология управления изучает типичные черты и особенности социального поведения индивида и социальных групп в процессах управления, а также факторы, которые в управленческих процессах способствуют модернизации общества, либо препятствуют его прогрессивному развитию.

Социология управления как отрасль социологического знания имеет многоуровневый характер и собственные направления исследований, к которым можно отнести следующие:

· исторические аспекты становления современной социологии управления (отечественные и зарубежные концепции);

· методологические проблемы социологии управления;

· социально-психологический анализ развития и применения современных методов управления;

· влияние социально-политических факторов на характер и тип управленческой культуры;

· социологические проблемы организации управления трудовыми коллективами;

· социологические проблемы информационного обеспечения системы управления;

· социологический анализ лидерства и руководства, отношений «руководитель-подчиненный» в управленческой деятельности;

· управление мотивацией сотрудников организации в процессе трудовой деятельности;

· инновационные процессы в системах управления.

 



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.007 с.)