Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания



Логопеда

Т.А.Ткаченко

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

ПО КАРТИНАМ

Пособие для логопеда

Москва

 


Введение

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Основная функция воображения — преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л.С.Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».

Существенно, что такая трансформация определяется не только возрастом ребенка. Известные ученые Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, К.Н.Корнилов, А.В.Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф.А.Сохин), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?».

Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление.

Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С.Ушакова, М.М.Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А.Сохин, А.М.Леушинаи др.). В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Из опыта известно, что воспитатели детских садов нередко избегают занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Это объясняется тем, что методической литературы и пособий по данной проблеме явно недостаточно, и дети-дошкольники, сталкиваясь в детском саду преимущественно с репродуктивн ми формами связной речи (пересказывание текстов, заучивание стихов и рассказов неохотно отрываются от образца взрослого, не стремятся без должной мотивации проявлять инициативу и самостоятельность.

Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Предлагаемое пособие рассчитано на обучение старших дошкольников составлению творческих рассказов. Но из всех возможных видов творческого рассказывания в нем представлены только те, отправным моментом в которых может служить сюжетная картина. Почему?

Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина, А.А.Люблинская).

Во-вторых, сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А.Пеньевская, Е.И.Радина, М.М.Конина).

В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А.Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.

Учитывая изложенное, для картин, представленных в пособии, избраны такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражали интересное событие или конфликтную ситуацию.

На большинстве картин дети могут наблюдать противоречие, конфликт. А из психологии известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению — самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или его ответ неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Каждый вид рассказывания проиллюстрирован в пособии одной-двумя сюжетными картинами, всего их 16. К каждой картине составлена таблица, в которую заложены основные параметры работы над творческим рассказом.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

· места действия,

· времени действия,

· свойств объектов и предметов,

· целей действия каждого персонажа,

· причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»).

 

Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

· в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,

· выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),

· составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

· построении плана изложения (можно в графическом варианте),

· установлении объекта для прямой речи,

· придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т.е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

 

Как работать с пособием

Пособие состоит из 16 сюжетных картин и методических рекомендаций по работе с ними. Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут педагогу или родителю обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.

Воспользоваться методическими рекомендациями смогут не только педагоги (воспитатели, логопеды), но и неспециалисты: родители, родственники дошкольников и пр.

В каждой из 16 таблиц к картинам

• обозначены этапы работы,

• намечены основные направления педагогического воздействия,

• даны вопросы и задания к определенной картине,

• оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,

• представлены критерии оценки детских рассказов.

Заниматься по материалам таблиц следует последовательно, без пропусков и перестановок указанных этапов, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений.

Мы предлагаем педагогам и родителям без ограничений добавлять к имеющимся в таблице заданиям и вопросам свои, смелее подбирать для творческого рассказа новые варианты развития событий, иные действующие лица, объекты и пр. Таким образом, работа с таблицами предоставит значительный простор для творчества как детям, так и взрослым.

Если составление рассказа по воображению— деятельность, непривычная для ребенка и взрослого, мы предлагаем воспользоваться нашими образцами, данными в приложении в конце пособия.

Составляя данные рассказы, мы стремились не только к занимательности сюжета, но и сделать их правильными в грамматическом и лексическом отношении, создать атмосферу добра, теплоты, юмора. Однако не следует рассматривать тексты как литературные образцы, автор ни в коей мере не претендует на лавры детского писателя.

С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат длинных фраз, сложных оборотов, образных сравнений и пр. Мы считаем, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню восприятия, мышления и речевого развития дошкольников и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.

Существенно, что ребенку следует не заучивать (воспроизводить дословно), а по возможности полно пересказывать своими словами текст, данный в пособии, одновременно воспринимая сюжетную картину, по которой он составлен. Таким образом, малыш не механически скопирует рассказ, а осознанно воспользуется речевыми средствами, получит, по высказыванию А.М.Леушиной, «новый, обогащающий его литературный опыт».

Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.

Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?

Обозначим главное

• понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;

• право ребенка избегать некомфортных ситуаций;

• настрой на партнерское общение, а не на поучение;

• эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;

• готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;

• умение фантазировать;

• терпение, сотворчество, артистизм;

• поощрение за любую, даже самую маленькую удачу.




Таблица 1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? · В какое время года? · Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки? · Что они делают? · Какие цветы сажает каждая девочка? · Почему они так поступают? · Придумай разговор между двумя девочками. · Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов. · Для чего люди сажают цветы на клумбах? · Где используются искусственные цветы? · Из какого материалы их делают? · Чем живые цветы отличаются от искусственных? · Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их? · Что произойдет с искусственными цветами после дождя? · Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их? · Что посоветовать?                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила)   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


ЛУЧШАЯ КЛУМБА

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика. Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Анжела смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!» Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад.

Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле, А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало — чья клумба лучше!

 

 


Таблица 2. Составление рассказа с добавлением последующих событий

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Когда и где происходит действие картины? · Что делают дети? · Какой теннис называется настольным? · Какой шарик используется для этой игры? · Из чего он сделан? · Что птица несет в клюве? · Куда птица несет шарик? Для чего? · Над чем летит птица? · Объясни название картины. · Для чего в настольном теннисе нужны сетка, ракетка, шарик? · Каким должен быть стол? · Какой еще существует теннис? · Чем он отличается от настольного? · Легко ли маленьким детям играть в большой теннис? Почему? · О чем, глядя на шарик, могут думать дети, птицы, кот? · Придумай разговор между детьми, между птицами?                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты развития событий (самка расколет шарик клювом, самец выбросит шарик из гнезда, кот прыгнет на птицу и она выронит шарик, дети возьмут другой шарик и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


ЧУЖОЕ ЯЙЦО

Летним утром двое детей, Саша и Даша, взяли ракетки, маленький шарик и вышли на лужайку перед дачей, чтобы поиграть в настольный теннис. На траве, под развесистой березой стоял зеленый стол. Низкая сетка разделяла его пополам.

Встав напротив друг друга, Даша и Саша начали игру. Их ракетки с силой ударяли по шарику, и он то падал на стол, то высоко подскакивал, то перелетал через сетку.

На скачущий шарик смотрели не только дети. Рыжий кот Кузя забрался на забор. Две большие птицы опустились на березу. Птицы сели рядом со своим гнездом и охраняли кладку яиц, удивительно похожих на теннисные шарики. Вдруг одна птица сорвалась с ветки, подлетела к столу и клювом схватила белый шарик, В то же мгновение с забора на птицу прыгнул кот. От удара шарик выпал из птичьего клюва, ударился о стол и высоко подпрыгнул. Не успел шарик опуститься на стол, как его подхватила вторая птица и поднялась с ним на дерево.

Птица уже собиралась опустить свою добычу в гнездо, но, видимо, что-то почувствовала. Тряхнув головой, она отбросила «чужое яйцо» подальше от гнезда.

Саша и Даша не могли продолжать прерванную игру. Схватившись за животы, они громко смеялись.

 



Таблица 3. Составление рассказа с заменой объекта

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? · Это город или деревня? Почему ты так думаешь? · Для чего нужны домашние животные и птицы? · Что делают куры, цыплята и петух? · Чем они так напуганы? · Почему собаке не убегает от мальчика?. · Чем город отличает от деревни? · Перечисли животных, которых можно разводить в деревне. · Что, глядя на мальчика, может сделать рассерженный петух? · Кому из домашних животных не понравится, если мальчик станет есть бутерброды с колбасой7 · Если мальчик выйдет во двор с пакетом молока или упаковкой творожка, обрадуются животные или огорчатся? Почему? · Как в этом случае будет вести себя собака? Почему? · Сравни собаку и петуха, курицу и цыпленка.                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты замены объекта (куриную ножку можно заменить на яблоко, мороженое, бутерброд с колбасой и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


ОПАСНАЯ ЕДА

Вася со своими родителями постоянно жил в деревне. У них было большое хозяйство: коровы, бык, свинья, куры. Двор охранял пес Лохмач.

Как-то летним утром Вася вышел во двор. В руках он держал большущий бутерброд с колбасой. Лохмач тут же подбежал к Васе, завилял хвостом и стал скулить, выпрашивая у хозяина кусочек колбасы. Куры мирно клевали травку. Свинья Зинка, прикрыв свои маленькие глазки, лежала на боку около сарая. В сарае стоял бык Буян. За что так назвали быка, Вася не знал. Бык не только не буянил, а всегда вел себя тихо и спокойно. Целыми днями бык что-то жевал.

Стоя посреди двора, Вася начал дрессировать Лохмача. Мальчик показывал собаке свой бутерброд и отдавал разные команды: «Лежать! Стоять! Дай лапу!» Бедный пес никак не мог понять, что ему нужно делать.

Вдруг двери сарая распахнулись. Из дверей медленно вышел здоровенный бык. У него был грозный вид. Буян нагнул голову, выставил рога и пошел на Васю. Вася испугался, уронил бутерброд и стремглав бросился в дом.

Когда Вася подбежал к окну, то увидел Лохмача, с аппетитом жевавшего колбасу. Рядом стояли бык Буян, свинья Зинка и неодобрительно смотрели на собаку.



Таблица 4. составление рассказа с заменой объекта

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? · Что делают мальчик, девочка, женщина? · На чем едет мальчик? · Где можно кататься на скейтбордах? · В чем опасность такого катания? · Почему мальчик не смотрит на дорогу? · Куда он смотрит? · Что может произойти с мальчиком и теми, кто окажется на его пути? · Кто будет в этом виноват? · Кто может спасти положение? Как? · Чем скейтборд отличается от роликовых коньков? · В чем их сходство? · На чем еще можно ездить по дорожкам парка? · Как человек должен себя вести себя при катании на скейте7 · Как защитить ребенка от травм? · С чем опаснее столкнутся при движении на скейте: с деревом или кустом? Почему? · Придумай разговор двух детей, наблюдающих за этой сценой. · Расскажи какой-нибудь случай о катании подростков на скейте.                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты замены объекта (женщину с лотком мороженого можно заменить на собаку, скамейку, куст, подростка на роликах и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


Таблица 5. составление рассказа с заменой действующего лица

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? · Чем расстроена мама? · Можно ли брать без спроса чужие вещи, даже мамины? · Почему девочка указывает на себя? · В чем девочка признается матери? · Почему мальчик спрятался под кровать? · Для чего девочка говорит маме неправду? · Кто из детей старше? · Кто из детей поступает как старший? · Оцени поступки детей. · Для чего детям могли понадобится бусы? · Из чего можно сделать бусы? · Что можно спрятать под кровать? · Зачем прячутся люди и животные? · Вспомни, из-за чего твоя мама огорчалась в последний раз. · Придумай, как можно обрадовать маму. · Что может мама сказать детям, когда узнает правду? · Будет мама ругать девочку за неправду?                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты замены действующего лица (мальчика можно заменить на кошку, собаку, девочку на мальчика, маму на бабушку и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


МАЛЕНЬКИЙ ПРОКАЗНИК

В одной семье было трое детей. Старшая дочь Надя оканчивала школу. Средний сын Виктор учился в третьем классе. А маленькая Аленка, ей было всего 5 лет, ходила в детский сад. Витя и Аленка часто играли вместе. Иногда эти игры заканчивались ссорой или слезами.

Как-то раз Надя сидела в своей комнате и читала. Вдруг слышит: за стенкой шум, крик, возня. Надежда сразу поняла, что брат с сестрой опять что-то натворили.

С грозным видом Надежда вошла в комнату и увидела испуганную Аленку. Перед ней на полу лежали разорванные мамины бусы. Причем Надя успела заметить, что под кроватью явно кто-то шевелится!

Надежда сердитым голосом спросила сестру: «Ну, отвечай! Кто бусы порвал?» Аленка ничего не сказала, только посмотрела в сторону кровати. Сестра догадалась, кто там прячется, и скомандовала: «А ну, герой, выходи! Как вещи брать без спроса, ты смелый, а как за свои поступки отвечать, так трус!»

— Он не трус! — ответила Алена, — он просто маленький!

— Маленький? — удивилась Надя.

Тут под кроватью раздалось мяуканье, а затем к девочкам вылез серый пушистый котенок. Вот кто, оказывается, порвал мамины бусы!



Таблица 6. составление рассказа с заменой действующего лица

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Где происходит действие картины? Когда? · Как ты догадался? · Что слушает мальчик? · Чей голос он записывает на магнитофон? Для чего? · Чей голос: соловья ли лягушки будет слышнее на записи? Почему? · Кого из животных и птиц можно встретить в лесу летом? · Голос кого из них можно записать на магнитофон? · Кого из животных трудно услышать на магнитофонной записи? Почему? · Как можно использовать магнитофонную запись с пением птиц? · А запись с кваканьем лягушек, воем волков, рычанием медведя? · Сравни жабу и соловья. · Придумай разговор между соловьем и вороной, между жабой и кротом.                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты замены действующего лица (мальчика можно заменить на студента, ученого, жабу на кукушку, ежа, змею; соловья на дрозда, дятла, сову и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

 


ФАБРИКА ЗВЕЗД

Володя был мечтательным мальчиком, длилась недолго, не похожим на своих ровесников. Он много читал, любил серьезную музыку, сочинял стихи. Было у Володи еще одно увлечение: он собирал голоса птиц. Как-то летним утром Владимир взял магнитофон и отправился в рощу, чтобы записать пение соловья. Володя знал, что соловьи — пугливые птицы. Поставив магнитофон на землю, мальчик спрятался за кустом.

Ждать пришлось недолго. Скоро на березу сел маленький серый соловей и начал свою волшебную песню. К сожалению, песня длилась не долго. Почему-то соловей замолк и на смену соловьиным трелям раздалось: «Ку-ку! Ку-ку!».

Володя выглянул из своего укрытия и увидел, что на березе нет соловья. На его месте сидит здоровенная кукушка и упрямо выводит свою громкую, простую, всем понятную песню.


 


Таблица 7. составление рассказа с добавлением предшествующих событий

Анализ содержания картины Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания Составление исходного рассказа по картинке Планирование творческого рассказа Составление творческого рассказа Анализ и оценка творческого рассказа
· Какое время годы изображено на картинке? · Где построена горка? · Откуда пришла девочка? · Кому принадлежит рюкзачок? · На чем мальчик катался с горы? · На чем кататься легче: на ледянке или рюкзачке? Почему? · Что мальчик предлагает девочке? Почему ты так думаешь? · Как можно оценить его поступок? · Захочет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? · Перечисли зимние развлечения для детей. Какое из них тебе больше нравится? Почему? · На чем можно съезжать с ледяной горы? · Как взбираться на такую горку? · Из чего можно сделать горку во дворе? · Для чего дети носят в школу рюкзачки? · Чем ледянка отличается от санок? · В каких случаях на ледянке трудно съехать с ледяной горы? · Придумай разговор между мальчиком и девочкой. Что может сказать девочке подошедшая подружка?                                       ___________________ Начало, середина, конец     Глагольная цепочка     Название       Варианты замены действующего лица (девочка шла из школы, но потеряла ключи от дома; мальчик отнял ранец у другой девочки; мальчик катался с горки на новой ледянке и пожалел ее; девочка строила эту горку, а мальчик отказался трудиться и пр.).   ___________________                                       ___________________ - наличие - отсутствие    точность слов  образность выражений  грамотность предложений  связь предложений и частей рассказа  выразительность  отсутствие пауз  плавность речи     Общая оценка:  хорошо  очень хорошо Следует поучиться

Таблица 8. составление рассказа с добавлением предшествующих событий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.069 с.)