Типовые аспекты исследования в документах различной тематики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые аспекты исследования в документах различной тематики



При предметизации требуется точное установление не только основной темы документа, но и аспекта ее рассмотрения.

В документах различной тематики могут быть выделены следующие типовые аспекты (разрезы) исследования, общие для многих предметов:

- история предмета, его происхождение и развитие;

- характеристика предмета (общая, внешняя или внутренняя, с описанием формы, структуры, состава, свойств или состояния предмета);

- методы исследования предмета;

- применение предмета;

- воздействие на предмет;

- оценка предмета.

Выявленный предмет произведения, основные аспекты его рассмотрения, характеристика формы и назначения документа получают отражение в краткой словесной формулировке, которая называется предметной рубрикой.

– – 1. Физика – История.

Метод предметизации широко используют при составлении предметного каталога, библиографических картотек, библиографических пособий и указателей к ним, предметных указателей к содержанию книг и журналов, алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу, в печатных карточках Российской книжной палаты, в электронном каталоге.

Контрольные вопросы:

1.Что такое библиографическая обработка документа?

2.Какие процессы входят в состав библиографической обработки документа?

3.Как называется ГОСТ 7.59-2003?

4.Что такое индексирование?

5. Что такое информационно-поисковый язык?

6. Что является объектом предметизации?

7.Какова задача предметизации документа?

8.Что такое предмет?

9.Что такое аспект исследования предмета документа?

10.  Где применяется метод предметизации?

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТОВ

Технологические процессы предметизации

Предметизация документов содержит следующие   взаимосвязанные процессы:

1. Отбор документов для предметизации.

Его проводят в соответствии с правилами, принятыми в данной библиотеке.

2. Анализ содержания документа как объекта предметизации.

Его проводят по всем элементам, позволяющим выявить его основное содержание, форму, назначение документа.

3. Отбор смысловых компонентов в основном содержании документа и принятие решения для последующего выражения их в предметных рубриках.

В основном содержании документа выделяют главный предмет (предметы) и аспект (аспекты) данного предмета.

4. Оформление отобранных смысловых компонентов в предметные рубрики.

Отобранные смысловые компоненты каждого предмета и его аспектов оформляют в предметную рубрику с помощью лексических единиц (ЛЕ), наиболее точно соответствующих по смыслу данному предмету и его аспектам (аспекту).

 

5. Редактирование предметных рубрик.

Проверяют соответствие отобранных смысловых компонентов основному содержанию документа и правильность оформления в предметные рубрики.

6. Запись предметных рубрик на каталожную карточку или ввод в базу данных.

 

Анализ содержания документа

Анализ документа предполагает изучение его содержания, определение предмета документа и его аспекта, назначения и формы издания.

Источниками для анализа содержания документа являются:

-  текст документа,

-  титульный лист,

-  авторская, издательская или редакторская аннотация,

-  оглавление,

-  предисловие, введение,

-  заключение (послесловие, выводы, резюме),

-  список литературы (библиография),

-  алфавитно-предметный указатель,

-  глоссарий (словарь терминов),

-  предметные рубрики и индексы систем классификации.

 Знакомство с документом начинается с титульного листа. Он дает информацию о типе издания, форме подачи материала, целевом и читательском назначении, издающей организации, месте и времени его издания.

Заглавие служит первым источником информации для определения темы (предмета) только в том случае, если точно отражает его содержание. Это относится к научной, учебной и справочной литературе (монографии, учебники и учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, стандарты, атласы, таблицы и т.д.)

Например: Толковый словарь математических терминов

Справочник молодого маляра

Учебник административного права

Если заглавие не отражает содержание, оно не может использоваться для предметизации.

Например:

По стопам Геракла (о современных методах переработки отходов животноводческих ферм в органические удобрения и корм для рыб, птиц, скота)

Знакомятся с другими частями документа.

Сведения, относящиеся к заглавию (подзаголовочные данные) уточняют (иногда раскрывают) тему документа, аспект ее рассмотрения, содержат сведения о целевом и читательском назначении, о форме документа (альбомы, атласы, каталоги, стандарты, чертежи и т.п.), о форме изложения материала (лекции, доклады, тезисы докладов, авторефераты и т.п.), служат основным источником для формулирования формальных подзаголовков предметной рубрики.

Например: Чувство земли. Писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования

Препараты для защиты растений. Справочник.

Надзаголовочные данные (наименование учреждения, принимавшего участие в создании документа, название серии) могут быть использованы для характеристики предмета документа.

Например: Серия «Библиотечка рабочего лесного хозяйства»

Выходные данные (место издания, издательство, год издания) документа

Место издания используется при отборе центральных изданий для предметизации и изъятии из каталога перепечаток.

Наименование издательства может помочь в определении особенностей документа.

Например: «Металлургия», «Химия», «Медицина», «Недра», «Лесная промышленность», «Колос».

Год издания используют, если предметный каталог имеет хронологические ограничения в отражении документов.

Авторская, издательская или редакторская аннотация (может быть расположена на обороте титульного листа или в конце книги) должна давать сжатую информацию о документе, его содержании, назначении, форме. Но часто аннотация носит рекламный характер и может дать неточное представление о документе.

Оглавление помогает ознакомиться с содержанием документа в целом, соотношением его частей, уточнить методы и аспекты исследования. Выявляются второстепенные темы, которые могут быть отражены в предметной рубрике, классификационных индексах, ключевых словах.

Предисловие (введение) дает предметизатору обоснование постановки темы, разъяснение основных направлений документа.

Заключение (послесловие, выводы, резюме) находится в конце текста, в нем подводятся итоги рассмотрения темы, даются обобщения, выводы и т.д.

Список литературы (библиография) может дать информацию о связях рассматриваемого в документе предмета с другими темами, аспектах его рассмотрения, принятой терминологии.

Алфавитно-предметный указатель - в немдается набор основных ключевых слов, встречающихся в документе, по частоте упоминания которых можно установить необходимость выделения в качестве рубрик конкретных тем, вопросов, проблем.

Глоссарий (словарь терминов) дает толкование малоизвестных (новых) терминов и снимает необходимость обращения к справочникам, словарям, консультантам.

Индексы систем классификации и предметные рубрики – классификационные индексы должны указываться на обороте титульного листа и могут помочь в трудных случаях для определения основной темы документа.

Основной текст - просмотр текста документа является необходимым условием получения точной информации об его содержании. Начинать лучше с первой и последней глав, так как обычно в них говорится о характере исследования предмета, о размежевании со смежными областями.

При просмотре текста надо обращать внимание на понятия в начале абзацев, на фрагменты текста, выделенные типографским способом: разрядкой, подчеркиванием, полужирным шрифтом, курсивом. Автор, таким образом, заостряет внимание на основных предметах (проблемах), рассматриваемых в книге. Просмотр (чтение) всего текста применяется в исключительных случаях.

Для облегчения предметизации необходимы различные справочные издания – энциклопедии, словари, справочники, которые могут помочь уточнить сущность вопроса, выяснить значение того или иного термина, выявить связи предмета с другими предметами.

Если все же возникают затруднения в определении основного вопроса, следует посоветоваться со специалистами в данной области знания, которые обычно имеются среди читателей.

Большую помощь в предметизации документов оказывают предметные рубрики Российской книжной палаты (РКП), которая с 1932 года ведет централизованную предметизацию книг и частично статей. Печатные карточки РКП, имеющие предметные рубрики, поступают в крупные универсальные и многие отраслевые библиотеки по подписке.

В предметизации документов используют также списки (словари) предметных рубрик, которые издают отраслевые методические центры.

Все данные о документе, полученные на основании анализа, используются при формулировках предметных рубрик.

Предметная рубрика – «свернутая информация» о документе, его «поисковый образ».

Поисковый образ документа, ПОД – поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа (ГОСТ 7.74 – 96 / п. 7.11).

 

Оформление карточки для предметного каталога

На карточке предметного каталога выполняется библиографическая запись документа, в состав которой входят: полное библиографическое описание, полный индекс, шифр хранения документа, пометки о добавочных записях, предметные рубрики.

Ниже текста библиографического описания документа с новой строки от второй вертикали приводят пометки о добавочных записях в алфавитном каталоге, нумеруя их римскими цифрами.

Чтобы отличить предметную рубрику от других записей, перед ней ставится два тире и порядковый номер арабской цифрой с точкой.

Несколько предметных рубрик приводят через точку и интервал 0,5 см. Если текст рубрики не входит на одну строку, то продолжается от первой вертикали.

Так оформляются предметные рубрики на карточках Российской книжной палаты.

 

 22.1  Богомолов, Н. В.        
 Б 74         Математика [Текст]: учеб. для студентов образо-
          ват. учреждений сред. проф. образования / Н. В. Бого-         
         молов, П. И. Самойленко. – Москва: Дрофа, 2002. ­– 
           395, [1] с.: ил.
                 ISBN 5-7107-5609-1 (в пер.): 102 р. 50 к.
                 I. Самойленко, П. И. – – 1. Математика­ – Учебни-
          ки и пособия.
                                                                                22.1я 722
О                    

 

Лицевая сторона карточки предметного каталога

    О

 

Оборотная сторона карточки предметного каталога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.038 с.)