Проблема отчуждения в конфликтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема отчуждения в конфликтологии



Феномен отчуждения в трудах К. Маркса
Отчуждение – процесс отделения от людей результатов их деятельности.
Анализ отчуждения труда – система капиталистических отношений и положение пролетариата.
Отчуждение выражает противоречия определенной ступени развития общества.
Порождено общественным разделением труда и связано частной собственностью.
Продукт (результат) труда – труд в виде предмета. Позволяет обращаться с трудом, как с товаром.
При эксплуатации, результат труда забирает владелец, а рабочий теряет этот предмет труда (становится чужим). Чем значительнее продукт, тем сильнее «опустошается» работник. Как в процессе, так и в результате.
Труд рабочего не принадлежит ему, поэтому он в своём труда отрицает себя, изнуряет себя и растрачивает свой дух.
Поэтому отчужденный труд – принудительный труд. Рабочий может выражать себя вне труда, в деятельности животного характера (еда, вода, сон, отношения и т.п.). Таким образом, отчужденный труд есть преломление рабочего до уровня животного.
Решение – коммунистическое переустройство общества.

7. Основные стадии конфликта

По Анцупову и Шипилову:
1. Предконфликтная:
- Возникновения объективной проблемной ситуации
- Осознание объективной проблемной ситуации
- Стремление сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами
- Возникновение предконфликтной ситуации
2. Период открытого конфликта:
- Инцидент
- Эскалация:
(1) Создание образа врага
(2) Демонстрация силы и угроза её применения
(3) Применения насилия
(4) Тенденция к расширению и углублению конфликта
- Сбалансированное противодействие
- Завершение конфликта
3. Послеконфлитный период:
- Частичная нормализация отношений
- Полная нормализация отношений

8. Субъекты конфликтных отношений

Дарендорф:
- Первичные группы – непосредственные участники
- Вторичные группы – косвенные участники
- Третьи группы – заинтересованные в разрешении

Ромашов:
Прямые: Субъекты конфликта – индивид (коллектив)
Косвенные:
- Подстрекатель – подталкивает другого участника к конфликту
- Пособник – оказывает содействие
- Организатор конфликта
Посредник – строго нейтральное лицо

9. Конфликтологическое представление о социуме и мире в Восточных и Античной цивилизациях

Инь – Ян:
Ян – свет, тело, мужское начало
Инь – холод, тьма, женское начало
Силы инь-ян даже пребывая в конфликте не могут существовать отдельно, взаимно дополняя и постоянно переходя друг в друга.

Конфуций:
- идеал личности является бесконфликтность и бескорыстность.
Главными принципами конфуцианства являются следующие:
1. Неукоснительное соблюдение традиций, обычаев и ритуалов.
2. вернуть понятиям, ставшим пустыми словами, их первоначальный смысл
3. патриархальность и уподобление государства большой семье.
4. Конфуций проповедовал также принцип гуманности
5. доверие народа к проводимой политике.

Индуизм:
- Концепция ахимсы (ненасильственное сопротивление).
- Варны – замкнутые социальные группы (по рождению)
- У каждой Варны – свой закон – Дхарма
- Реинкарнация – переселение душ
- Освобождение из колеса перерождений – Мокша
- Вера в Дхарму и Карму

Буддизм:
1. Существование – есть страдание
2. Источник существования – жажда жизни
3. Уничтожением жажды жизни уничтожается и существование
4. Жажда жизни уничтожается вступлением на путь
5. По окончания пути – Нирвана. Конец перерождений.
пять наставлений:
- не причинять никакого вреда живым существам;
- ничего не брать у других, если только этого не дают добровольно
- не нарушать супружескую верность
- не лгать
- не употреблять опьяняющие напитки и наркотики

При возникновении конфликта буддисту предписывается не противиться злу насилием.

Гераклит Эфесский:
- закон единства и противоположностей.
- мир находится в постоянным движении и изменении.
- сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истории.
- относительность окружающего мира (в разных ситуациях один поступок, может быть хорош, так и плох).
- движущей силой всех процессов считал борьбу противоположностей – подразумевает их единство – гармонию.

Платон:
- Война – величайшее зло.
- Главная причина конфликта – неравенство собственности.
- Мир двойственен. Мир вещей – мир идей.
- Вещи и существа конкретны и переходящие, а идеи – вечны и неизменны.
- Вещи и существа имеют погрешности, а идеи – безупречны (зло,добро,справедливость).

Учение Аристотеля:
- Государство – инструмент примирения людей (законы, чтобы никого не возвеличивать).
систематическое описание форм государства, используя два критерия:
- количества правящих.
- чей интерес преследуется (корыстные – неправильно; общее благо – правильно).
Шесть форм правления:
1. Правильные формы (монархия, аристократия, полития (демократия + аристократия среднего класса)).
2. Неправильные формы (тирания, олигархия, демократия).
Основная причина конфликтов – имущественное неравенство.
Еще причины:
- Борьба за власть
- Неравенство в получение почестей
- Чрезмерное возвышение одних людей в ущерб остальных
- Психологические источники по природе (наглость, страх, превосходство, презрение, несходство характеров)
Решение: Консенсус.

10. Развитие конфликтологической мысли в Средние века

Августин Блаженный:
Причины раздоров и войн разнообразны:
- коренится в испорченности человеческой природы («первородный грех»)
- алчность, жадность, жажда стяжания (захват чужой земли для расширения своей)
- жестокость, кровожадность на войне Августин осуждает, требуя милосердия к гражданским
- Град «Земной» (Государство) и град «Божий» (церковь) существуют по разным законам, совместить которые не получиться.

Фома Аквинский:
Войны допустимы в жизни общества, т.е конфликты являются объективной реальностью, но на них необходима санкция со стороны общества и церкви. Выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е санкции государства для ведения войн. Также конфликт – противостояние научно-философского знания и веры.

ИТОГ по обоим:
Взгляды носили религиозных характер.
- Конфликтна мысль о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, однако религия отрицала всякое стремление познать Бога посредством человеческого представления, т.к Бог за пределами нашего представления и понимания.

11. Социальный конфликт в учении Н. Макиавелли, Ф. Бэкона и Т. Гоббса

Николо Макиавелли:
Конфликт – универсальное свойство общества. Противостояние религии и морали, политики и морали.
Причинаприродная порочность человека и попытка отдельных лиц к постоянному обогащению.
Конфликт имеет созидательную и разрушительную силу.
Уменьшить негативную роль – нужно уметь правильно воздействовать на него.
Эта миссия – Государства.
- Государь иногда обязан прибегать к аморальным средствам (нарушать невыгодное соглашение, использование насилия)
2 средства для удержания подданных в повиновении:
- Любовь
- Страх

Фрэнсис Бэкон: («Новый органон»)
Материальные причины конфликта – бедственное материальное положение народа.
Причины могут быть: социально-культурный характер: религиозные новшества, налоги, изменения законов и обычаев.
Меньшее значение предавал политическим ошибкам в управлении государством.

Томас Гоббс («Левиафан»):
Человек по своей природе является существом эгоистическим, зависимым, ленивым, а первоначальное состояние человеческого общества – «война всех против всех».
3 причины социальных конфликтов:
1) соперничество (сохранить то, что есть).
2) недоверия \ страх (потеряешь то, что есть).
3) жажда славы (преумножить то, что есть).
- Естественное состояние общества имеет внутри себя тенденцию к самоуничтожению. Чтобы она не реализовалась, необходимо заключить договор, результатом которого является государство.
- Люди заключают общественный договор и учреждают государство, как конфликторазрушающий механизм, который вправе использовать силу.

12. Понятия «конфликт», «борьба», «антагонизм» в Западноевропейской мысли XIX-нач.XX вв

Зиммель:
Конфликт – одна из форм общественного взаимодействия, выполняющая стабилизирующие и интегрирующие функции.
Группа формируется и развивается процессами разобщения и объединения.
- Некоторая конфликтность не всегда деструктивна и даже полезна в социальной жизни.
- Конфликт с другими группами сохраняет идентичность этих групп.
- Конфликт внутри группы играет роль снятия напряжения, которое может разорвать группу.
- Конфликт как средство, которое связывает протиборствующие стороны, которые ранее не имели представления друг о друге, стимулируя создание новых норм, правил, институтов.
Создание союза перед лицом внешнего врага.

К. Маркс:
Конфликт – между производительными силами (динамичны) и производственными отношениями (консервативны) разрешается революцией, которая приводит к смене общественно-экономической формации.
- Проявляется в борьбе классов.
- Основа разделения общества на классы – отношение людей к средствам производства.
(1) Земля – землевладельцы.
(2) Капитал – капиталисты.
(3) Рабочая сила – пролетариат.
- «Класс – в – себе» - не осознали, что есть личные и общие интересы.
- «Класс – для – себя» - обретение самосознания собственных интересов, ведут борьбу с противостоящим классом.
Результат:
Рабочий класс осознаёт общность своих интересов – свергает капитализм – диктатура пролетариата. В этом историческая миссия рабочего класса.

13. Сочетание социального и психологического подхода в современных конфликтологических теориях

Дюркгейм:
Общественное состояние = социальная солидарность
- Основание объединения – взаимная потребность друг в друге.
Конфликт выполняет двоякую функцию:
- сигнализирует о социальной проблеме
- его разрешение восстанавливает социальный баланс.
Решающую роль в общественном развития отводит культуре в широком смысле этого слова.
- общество – духовная реальность, которая стоит над индивидуумом.
- Общественное сознание – скрепляет общественные институты (мораль, право и т.п).
Выделял органическую солидарность, закрепленной на дополнении друг друга.
- Выделял самоубийства (эгоистическое, альтруистическое, аномическое) как показатель общественной нестабильности.

Парсонс:
Конфликт – социальная аномалия, болезнь.
Ряд «функциональных предпосылок» стабильного общества:
1) удовлетворение основных биологических потребностей значительной части членов данного общества.
2) эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующим в данном общества нормами.
3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
- Социальный порядок, как «естественная форма» общества.
Был за «гармоническое» бесконфликтное отношение между элементами системы.
- Социально-психологические напряжения очень опасны для системы, могут разрушить её.

Фрейд:
Разделил личность на бессознательное, предсознательное и сознательное:
* ОНО (бессознательное) – инстинкты, врожденные эмоции, влечения.
* Я (сознательное) – личность человека, его разум, контролирует все проявления психики.
* СВЕРХ-Я (предсознательное) – носитель моральных норм, выступают в роли цензуры.
- ОНО, Я, СВЕРХ-Я находятся в постоянном конфликте.
Конфликт между требованиями внешнего мира и требованием ОНО.
Решение – сублимация (решение через альтернативу)

Фромм («экзистенциальня дихотомия»):
Причины внутреннего конфликта заключены в дихотомической природе самого человека.
Конфликтная проявляется в его экзистенциальных проблемах:
- жизни и смерти
- громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации.
3 конфликта между:
- ОНО и Я – хочу и могу
- СВЕРХ-Я и Я – надо и могу
- СВЕРХ-Я и ОНО – надо и хочу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.145.110 (0.053 с.)