Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие военно-промышленного потенциалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ВПК занимает важное место в экономике России. В отраслях ВПК сосредоточена существенная часть научно-технического потенциала страны. Рост в оборонном секторе приведет к росту смежных отраслях. Мы считаем, что России нужен интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный военно-промышленный комплекс, восприимчивый к высоким технологиям, стимулирующий развитие отечественного научно-технического потенциала, способный существовать в системе развитых кооперационных связей, в том числе со странами ближнего и дальнего зарубежья, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России и быть источником валютных поступлений от экспорта вооружений. К сожалению, ВПК России унаследовал от ВПК СССР множество проблем: олигополистический характер внутреннего рынка, разомкнутость технологических связей, избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, монополию заказчика при ограничении выхода предприятий на внешний рынок; градообразующий характер предприятий. Избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, градообразующий характер предприятий – необходимы для обеспечения должной обороноспособности страны, в том числе обеспечения высокого уровня разработок военной техники и сохранения социальной сферы. Разомкнутость технологических связей, связанную с распадом СССР будем преодолевать хозяйственным и политическим объединением стран СНГ в единое Государство, а также созданием дублирующих предприятий на территории Российской Федерации. Монополию заказчика при ограничении выхода предприятий ВПК на внешний рынок будем сочетать с постепенным разрешением отдельным предприятиям ВПК выходить на внешний рынок под Государственным и Народным Контролем, для обеспечения как Государственной безопасности, так и повышения экономической эффективности ВПК и обеспечения безопасности всех Государств Мира при их Равноправном Взаимовыгодном Сотрудничестве. Начиная с 1989 г. военно-промышленный комплекс подвергается постоянному сокращению и реорганизации. Конверсия, представлявшая собой простое сокращение объемов военного производства, не могла дать положительных результатов. Однако на нее были потрачены огромные средства, которых сегодня так не хватает для реализации целенаправленной структурной перестройки и селективной поддержки наиболее эффективных проектов. Для обеспечения должной обороноспособности России необходимо комплексное перевооружение и развитие ВПК, а не только селективная поддержка наиболее эффективных проектов. В результате, идёт деградация кадрового, производственного и технологического потенциала, обусловленная резким снижением объемов Государственного оборонного заказа (ГОЗ), уменьшением доли основных средств в активах предприятий и увеличение их износа, задолженностью государства за поставляемую продукцию отраслей ВПК, опережающим ростом затрат по сравнению с ценами на конечную продукцию. Повышение объемов ГОЗ в 1999-2000 гг. привели к некоторому оживлению ВПК, однако за сокращением ГОЗ в 2001 г. последовало сокращение и объемов производства. Это свидетельствует о том, что ВПК в нашей стране не может существовать без государственной поддержки. Мы считаем, что в основе политики в отношении ВПК должны лежать следующие принципы, обусловленные тенденциями развития ВПК в современном мире: "интеллектуализация" вооружений, повышение технологической сложности их производства, выпуск оружия по новейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях; интеграция - создание крупных интегрированных корпораций, финансирующих весь цикл разработки - переход от ведомственной ориентации НИИ и ОКБ к интеграции их в систему крупных корпораций ВПК. Во всем мире идет рост монополизации, процессы слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений; диверсификация производств для избежания привязки к военному сектору на основе универсально применяемых технологий вместо конверсии; развитие сети "фирм-сателлитов" - мелких и средних компаний, способствующих переливу технологий и конверсионной продукции в гражданский сектор; Нужны непрерывная разработка новых военных технологий и их оперативное внедрение в гражданский сектор, гарантирующие научно- технический прогресс при обеспечении должной обороноспособности. развитие конкуренции между предприятиями ВПК за получение Федерального оборонного контракта в рамках Федеральной контрактной системы; экспортоориентированность - конкурентоспособные предприятия ВПК должны ориентироваться на экспорт. Не верно – в первую очередь обороноспособность России, а значит опережающая разработка новой военной техники и оснащение ею собственной армии, при сохранении поставок современной конкурентоспособной военной техники всем странам мира, не взирая на их политическое, экономическое, религиозное устройство. Основными направлениями экономической политики для ВПК должны быть: Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК Форсирование экспорта обычных вооружений Структурные изменения в ВПК Конверсия Формирование государственного заказа на продукцию ВПК 1. Завоевание достойного места на мировом рынке обычных вооружений. Экспортная ориентация решает проблему формирования платежеспособного спроса на продукцию ВПК и проблему финансирования перспективных разработок. Главной задачей ориентированной на экспорт стратегии развития ВПК является расширение доли российской продукции на мировых рынках обычных вооружений. Основные меры поддержки экспорта: Государственное кредитование экспортных поставок и страхование кредитов. Упрощение взаимных поставок комплектующих и компонент в рамках системы кооперирования, особенно среди предприятий стран СНГ. Освобождение от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ Развитие военно-технического сотрудничества, повышение кооперации с зарубежными фирмами, осуществление сотрудничества на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Включение отечественных предприятий в мировую субконтрактную систему. Можно разрабатывать военную технику в кооперации с зарубежными странами, но должны быть и базовые отечественные разработки военной техники, гарантирующие безопасность России. Защита интеллектуальной собственности. Поощрение патентования разработок в России, а не за рубежом; противодействие неэквивалентному вывозу результатов отечественных НИОКР. Создание нормативно-правовой базы, касающаяся экспортно-импортных лицензионных соглашений военного профиля. 2. Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК. Стабилизацию финансового состояния предприятий ВПК невозможно обеспечить с помощью макроэкономической политики - необходима работа с каждым конкретным предприятием. Для этого необходимо: провести полную инвентаризацию всех накопившихся по вине государства долгов, в том числе по зарплате, пеням и штрафам всех составляющих; по результатам инвентаризации составить графики погашения уточнённой задолженности по заработной плате, провести взаимозачёт по коммунальным платежам, провести реструктуризацию задолженностей; ввести государственные гарантии по вкладам в инвестиционные проекты; предоставить предприятиям ВПК право на ускоренную амортизацию основных фондов; ввести особый порядок работы с предприятиями промышленности, имеющими задолженность за выполненный оборонный заказ (с приложением всего перечня предприятий), до проведения полных расчетов Государства с предприятиями. запретить отключение энергетического и газового снабжения, прекращение подачи воды, тепла и отключения телефонов; прекращение и запрещение описи имущества и других принудительных мер, чтобы добиться выплаты несуществующих долгов; ввести постоянный мониторинг предприятий ВПК. 3. Структурные и организационные изменения в ВПК. Реструктуризация оборонной промышленности России весьма выгодна экономически. Она обеспечивает: высвобождение производственных мощностей и реализацию их ликвидной части, сокращение управленческих и накладных расходов, увеличение темпов обновления и улучшение использования оборонно-производственных фондов. Мы считаем, что основными направлениями реструктуризации ВПК должны быть: Концентрация научного и промышленного капитала и высококвалифицированных кадров в рамках мощных вертикально и горизонтально интегрированных концернов, образующих ядро ВПК. Создание крупных интегрированных структур позволит исключить дублирование НИОКР и серийного производства, отфильтровать неэффективные и неперспективные производства и научные разработки; проводить унификацию и стандартизацию во всех областях; сосредоточить ресурсы на создании новых прорывных технологий и продукции; для чего следует создать законодательную базу. К указанному процессу следует подходить осторожно. Так как дублирование НИОКР и серийного производства позволяет осуществлять несколько разработок и внедрять в серийное производство наиболее эффективные и резко увеличивать производство в случае необходимости. Приоритет горизонтальной интеграции (которая осуществляется на основе единых базовых технологий) перед вертикальной (разработчик-производитель-поставщики комплектации); так как при подобной интеграции решаются задачи повышения управляемости сквозным технологическим процессом. Создание же вертикально-интегрированных концернов ведет к монополизации.
Монополизация, то есть концентрация производства, особенно в ВПК целесообразна и естественна. Негативные последствия монополизации преодолеваются методами Государственного и Народного Контроля. Прекращение создания государственных унитарных предприятий и их преобразование в АО со 100-процентным пакетом акций в федеральной собственности. Ограниченный состав федеральных казенных предприятий может быть ориентирован на выполнение государственных заказов, главным образом, в области экологически вредных производств (производств с особыми требованиями к безопасности). Предприятия, не имеющие оборонного заказа, должны приватизироваться.
Данное предложение априорно предполагает большую эффективность частных или акционерных предприятий по сравнению с государственными, что далеко не всегда, особенно в ВПК, верно. Прежде, чем менять форму собственности, следует выявить факторы, мешающие эффективному использованию и развитию производственных мощностей предприятия, а также по каким причинам эти факторы не были своевременно устранены. Поддержать те отрасли, которые конкурентоспособны на мировом рынке, - авиастроение, космическую и атомную промышленность, частично судостроение, радиопромышленность. 4. Инновационная политика и двойные технологии. Инновационная политика в сфере ВПК должна быть направлена на расширение сферы использования технологий двойного назначения. Для этого Министерство обороны должно сформировать перечни критических технологий. В первую очередь, это технологии, отражающие современные тенденции ведения войны, технологии, ориентированные на получение фундаментальных и прикладных научных результатов, технологии, направленные на создание образцов и элементов конкретного оружия. Должен быть создан особый механизм поиска и финансирования новинок и исследований, потенциально пригодных для оборонных целей - аналог Управления перспективных исследований Министерства обороны (ДАРПА) США. Фундаментальные военные НИОКР - создание высокоточного оружия с упором на микроэлектронике; форсирование исследований и разработок оружия на основе новых физических принципов (пучковое, сверхчастотное, инфразвуковое, электромагнитное, лазерное оружие); создание глобальной системы ПРО с элементами космического базирования. Это - не фундаментальные научные исследования, и не представляется возможным отдать их на откуп гражданским структурам. В условиях же сокращения госзаказа и выживания производств конкурентоспособных систем, поддержку этой части ВПК необходимо взять на себя государству. Серийное производство ВВТ - предусмотреть возможность гибкого наращивания или сокращения его масштабов и состава за счет использования технологий двойного применения, позволяющих осуществлять быструю конверсию и реконверсию предприятий. Принять федеральный закон о порядке передачи технологий, содержащий положения, упрощающие взаимодействие в процессе организации и выполнения НИОКР, финансируемых и осуществляемых федеральными органами и исследовательскими центрами (в том числе и преимущественно ведущими работы оборонной направленности) и частным бизнесом. Способствовать формированию новой категории специалистов-менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг, разработка методического аппарата экономической и коммерческой оценки технологий двойного назначения и НИОКР по их созданию. 5. Конверсия должна предусматривать административное вмешательство в организационно-технические основы функционирования фирм. Для развития конкурентоспособных предприятий мы считаем крайне важным участие местных органов власти в конверсии - в идентификации и государственной поддержке так называемых "точек роста" в ходе реализации конкретных инвестиционных проектов. Мы считаем, что успешная конверсия предполагает: участие местных органов в планировании выпуска продукции, перепрофилировании мощностей, создании программ участия работников в маркетинге и проектировании новой продукции; оценке влияния сокращения военных расходов на экономику района; формирование спроса (через госзаказ) на конверсионную продукцию; поддержка правительством конверсируемых предприятий в течение длительного времени (льготные кредиты; дотации; льготы по налогообложению; гарантии частных кредитов) необходима для сохранения промышленно-технологической базы территории, квалифицированных рабочих мест; создание специальных фондов для компенсационных выплат лицам, пострадавшим от проведения конверсии; создание в рамках администрации Президента совета для координации местных и федеральных усилий по конверсии; закупка недостающих лицензий ведущих фирм США, Великобритании, Франции, ФРГ и Японии (в связи с заметным отставанием отечественных разрабатывающих предприятий в этой области) для развёртывания производства в ходе конверсии на базе крупных неэффективно работавших предприятий с замкнутым циклом производства следует создавать относительно малочисленные сборочные предприятия-производители конечной продукции, работающие по контрактам с потребителями, и узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих изделий и полуфабрикатов, работающие по субконтрактам с изготовителями конечной продукции. объектами государственной поддержки должны стать так называемые "стратегические бизнес-единицы" (СБЕ) - рисковые малые и средние подразделения, выделяющиеся из крупных фирм для реализации инноваций, в том числе в порядке диверсификации основного производства крупного предприятия, которое часто оставалось и главным заказчиком, и потребителем его продукции. Такая конверсия оставляет фирмам свободу технологического планирования и инвестиционного планирования; обеспечивает поддержание занятости и загрузки производственного потенциала некоторых важнейших очагов экономики регионов, т.е. самих оборонных компаний и их поставщиков, что сохраняет действие мультипликатора государственных расходов. Попытки конверсии ВПК в течении последних 15 лет показали неэффективность этого процесса. Большей отдачи для страны можно получить, возобновив производство военной продукции для широких поставок всем Странам Мира независимо от их политического, экономического и религиозного устройства для обеспечения их Всестороннего Самостоятельного Независимого Мирного Развития в Равноправном Взаимовыгодном Сотрудничестве со всеми Странами Мира. 6. Военно-техническая политика должна, во первых, обеспечить достаточную насыщенность войск готовыми к бою и законсервированными ВВТ в совокупности с созданием мобилизационного потенциала для резкого наращивания производства. Во-вторых, создать фундаментальный научно-технический задел, обеспечивающий развитие оборонной промышленности на перспективу. В-третьих, не допустить серьезного отставания в военной области от наиболее развитых государств. ориентация заказываемых вооружений на поддержание высокой боеготовности стратегических сил сдерживания; на создание мобильных сил и оснащение их современными боевыми и транспортными средствами; на обеспечение России и ее союзников эффективной системой предупреждения о ракетном нападении; создание наиболее важных базовых технологий, в первую очередь, обеспечивающих конкурентоспособность наших вооружений; концентрация средств на развитии этих технологий. использование модернизации и продления сроков эксплуатации ВВТ, уже находящихся на вооружении. 7. Реформирование государственного заказа на продукцию ВПК. Система государственного заказа должна быть реорганизована и впоследствии трансформироваться в Федеральную контрактную систему, что подразумевает: интегрирование цикла "исследования - разработки - производство", введение порядка сквозного учёта Госзаказа; трансформация в систему "федерального контракта", в котором были бы предусмотрены права и обязанности государственного заказчика и подрядчика; надзор за исполнением положений и ответственность за их нарушение; регламентация поставок финальных и комплектующих изделий; порядок заключения и выполнения субконтрактов. Контракт должен распределяться на конкурсной основе; служить гарантией приемки продукции и оплаты произведенных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.174 (0.011 с.) |