Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие военно-промышленного потенциала

Поиск

ВПК занимает важное место в экономике России. В отраслях ВПК сосредоточена существенная часть научно-технического потенциала страны. Рост в оборонном секторе приведет к росту смежных отраслях. Мы считаем, что России нужен интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный военно-промышленный комплекс, восприимчивый к высоким технологиям, стимулирующий развитие отечественного научно-технического потенциала, способный существовать в системе развитых кооперационных связей, в том числе со странами ближнего и дальнего зарубежья, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России и быть источником валютных поступлений от экспорта вооружений.

К сожалению, ВПК России унаследовал от ВПК СССР множество проблем: олигополистический характер внутреннего рынка, разомкнутость технологических связей, избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, монополию заказчика при ограничении выхода предприятий на внешний рынок; градообразующий характер предприятий.

            Избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, градообразующий характер предприятий – необходимы для обеспечения должной обороноспособности страны, в том числе обеспечения высокого уровня разработок военной техники и сохранения социальной сферы. Разомкнутость технологических связей, связанную с распадом СССР будем преодолевать хозяйственным и политическим объединением стран СНГ в единое Государство, а также созданием дублирующих предприятий на территории Российской Федерации. Монополию заказчика при ограничении выхода предприятий ВПК на внешний рынок будем сочетать с постепенным разрешением отдельным предприятиям ВПК выходить на внешний рынок под Государственным и Народным Контролем, для обеспечения как Государственной безопасности, так и повышения экономической эффективности ВПК и обеспечения безопасности всех Государств Мира при их Равноправном Взаимовыгодном Сотрудничестве.

Начиная с 1989 г. военно-промышленный комплекс подвергается постоянному сокращению и реорганизации. Конверсия, представлявшая собой простое сокращение объемов военного производства, не могла дать положительных результатов. Однако на нее были потрачены огромные средства, которых сегодня так не хватает для реализации целенаправленной структурной перестройки и селективной поддержки наиболее эффективных проектов.

         Для обеспечения должной обороноспособности России необходимо комплексное перевооружение и развитие ВПК, а не только селективная поддержка наиболее эффективных проектов.

 В результате, идёт деградация кадрового, производственного и технологического потенциала, обусловленная резким снижением объемов Государственного оборонного заказа (ГОЗ), уменьшением доли основных средств в активах предприятий и увеличение их износа, задолженностью государства за поставляемую продукцию отраслей ВПК, опережающим ростом затрат по сравнению с ценами на конечную продукцию. Повышение объемов ГОЗ в 1999-2000 гг. привели к некоторому оживлению ВПК, однако за сокращением ГОЗ в 2001 г. последовало сокращение и объемов производства. Это свидетельствует о том, что ВПК в нашей стране не может существовать без государственной поддержки.

Мы считаем, что в основе политики в отношении ВПК должны лежать следующие принципы, обусловленные тенденциями развития ВПК в современном мире:

"интеллектуализация" вооружений, повышение технологической сложности их производства, выпуск оружия по новейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях;

интеграция - создание крупных интегрированных корпораций, финансирующих весь цикл разработки - переход от ведомственной ориентации НИИ и ОКБ к интеграции их в систему крупных корпораций ВПК. Во всем мире идет рост монополизации, процессы слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений;

диверсификация производств для избежания привязки к военному сектору на основе универсально применяемых технологий вместо конверсии;

развитие сети "фирм-сателлитов" - мелких и средних компаний, способствующих переливу технологий и конверсионной продукции в гражданский сектор;

                       Нужны непрерывная разработка новых военных технологий и их оперативное внедрение в гражданский сектор, гарантирующие научно- технический прогресс при обеспечении должной обороноспособности.

развитие конкуренции между предприятиями ВПК за получение Федерального оборонного контракта в рамках Федеральной контрактной системы;

экспортоориентированность - конкурентоспособные предприятия ВПК должны ориентироваться на экспорт.

           Не верно – в первую очередь обороноспособность России, а значит опережающая разработка новой военной техники и оснащение ею собственной армии, при сохранении поставок современной конкурентоспособной военной техники всем странам мира, не взирая на их политическое, экономическое, религиозное устройство.  

Основными направлениями экономической политики для ВПК должны быть:

Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК

Форсирование экспорта обычных вооружений

Структурные изменения в ВПК

Конверсия

Формирование государственного заказа на продукцию ВПК

1. Завоевание достойного места на мировом рынке обычных вооружений. Экспортная ориентация решает проблему формирования платежеспособного спроса на продукцию ВПК и проблему финансирования перспективных разработок. Главной задачей ориентированной на экспорт стратегии развития ВПК является расширение доли российской продукции на мировых рынках обычных вооружений. Основные меры поддержки экспорта:

Государственное кредитование экспортных поставок и страхование кредитов.

Упрощение взаимных поставок комплектующих и компонент в рамках системы кооперирования, особенно среди предприятий стран СНГ.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ

Развитие военно-технического сотрудничества, повышение кооперации с зарубежными фирмами, осуществление сотрудничества на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Включение отечественных предприятий в мировую субконтрактную систему.

                      Можно разрабатывать военную технику в кооперации с зарубежными странами, но должны быть и базовые отечественные разработки военной техники, гарантирующие безопасность России.

Защита интеллектуальной собственности. Поощрение патентования разработок в России, а не за рубежом; противодействие неэквивалентному вывозу результатов отечественных НИОКР. Создание нормативно-правовой базы, касающаяся экспортно-импортных лицензионных соглашений военного профиля.

2. Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК. Стабилизацию финансового состояния предприятий ВПК невозможно обеспечить с помощью макроэкономической политики - необходима работа с каждым конкретным предприятием. Для этого необходимо:

провести полную инвентаризацию всех накопившихся по вине государства долгов, в том числе по зарплате, пеням и штрафам всех составляющих;

по результатам инвентаризации составить графики погашения уточнённой задолженности по заработной плате, провести взаимозачёт по коммунальным платежам, провести реструктуризацию задолженностей;

ввести государственные гарантии по вкладам в инвестиционные проекты;

предоставить предприятиям ВПК право на ускоренную амортизацию основных фондов;

ввести особый порядок работы с предприятиями промышленности, имеющими задолженность за выполненный оборонный заказ (с приложением всего перечня предприятий), до проведения полных расчетов Государства с предприятиями.

запретить отключение энергетического и газового снабжения, прекращение подачи воды, тепла и отключения телефонов; прекращение и запрещение описи имущества и других принудительных мер, чтобы добиться выплаты несуществующих долгов;

ввести постоянный мониторинг предприятий ВПК.

3. Структурные и организационные изменения в ВПК. Реструктуризация оборонной промышленности России весьма выгодна экономически. Она обеспечивает: высвобождение производственных мощностей и реализацию их ликвидной части, сокращение управленческих и накладных расходов, увеличение темпов обновления и улучшение использования оборонно-производственных фондов. Мы считаем, что основными направлениями реструктуризации ВПК должны быть:

Концентрация научного и промышленного капитала и высококвалифицированных кадров в рамках мощных вертикально и горизонтально интегрированных концернов, образующих ядро ВПК. Создание крупных интегрированных структур позволит исключить дублирование НИОКР и серийного производства, отфильтровать неэффективные и неперспективные производства и научные разработки; проводить унификацию и стандартизацию во всех областях; сосредоточить ресурсы на создании новых прорывных технологий и продукции; для чего следует создать законодательную базу.

                  К указанному процессу следует подходить осторожно. Так как дублирование НИОКР и серийного производства позволяет осуществлять несколько разработок и внедрять в серийное производство наиболее эффективные и резко увеличивать производство в случае необходимости.     

Приоритет горизонтальной интеграции (которая осуществляется на основе единых базовых технологий) перед вертикальной (разработчик-производитель-поставщики комплектации); так как при подобной интеграции решаются задачи повышения управляемости сквозным технологическим процессом. Создание же вертикально-интегрированных концернов ведет к монополизации.

                           

          Монополизация, то есть концентрация производства, особенно в ВПК целесообразна и естественна. Негативные последствия монополизации преодолеваются методами Государственного и Народного Контроля.

Прекращение создания государственных унитарных предприятий и их преобразование в АО со 100-процентным пакетом акций в федеральной собственности. Ограниченный состав федеральных казенных предприятий может быть ориентирован на выполнение государственных заказов, главным образом, в области экологически вредных производств (производств с особыми требованиями к безопасности). Предприятия, не имеющие оборонного заказа, должны приватизироваться.

 

                 Данное предложение априорно предполагает большую эффективность частных или акционерных предприятий по сравнению с государственными, что далеко не всегда, особенно в ВПК, верно. Прежде, чем менять форму собственности, следует выявить факторы, мешающие эффективному использованию и развитию производственных мощностей предприятия, а также по каким причинам эти факторы не были своевременно устранены.  

Поддержать те отрасли, которые конкурентоспособны на мировом рынке, - авиастроение, космическую и атомную промышленность, частично судостроение, радиопромышленность.

4. Инновационная политика и двойные технологии. Инновационная политика в сфере ВПК должна быть направлена на расширение сферы использования технологий двойного назначения. Для этого Министерство обороны должно сформировать перечни критических технологий. В первую очередь, это технологии, отражающие современные тенденции ведения войны, технологии, ориентированные на получение фундаментальных и прикладных научных результатов, технологии, направленные на создание образцов и элементов конкретного оружия. Должен быть создан особый механизм поиска и финансирования новинок и исследований, потенциально пригодных для оборонных целей - аналог Управления перспективных исследований Министерства обороны (ДАРПА) США.

Фундаментальные военные НИОКР - создание высокоточного оружия с упором на микроэлектронике; форсирование исследований и разработок оружия на основе новых физических принципов (пучковое, сверхчастотное, инфразвуковое, электромагнитное, лазерное оружие); создание глобальной системы ПРО с элементами космического базирования. Это - не фундаментальные научные исследования, и не представляется возможным отдать их на откуп гражданским структурам. В условиях же сокращения госзаказа и выживания производств конкурентоспособных систем, поддержку этой части ВПК необходимо взять на себя государству.

Серийное производство ВВТ - предусмотреть возможность гибкого наращивания или сокращения его масштабов и состава за счет использования технологий двойного применения, позволяющих осуществлять быструю конверсию и реконверсию предприятий.

Принять федеральный закон о порядке передачи технологий, содержащий положения, упрощающие взаимодействие в процессе организации и выполнения НИОКР, финансируемых и осуществляемых федеральными органами и исследовательскими центрами (в том числе и преимущественно ведущими работы оборонной направленности) и частным бизнесом.

Способствовать формированию новой категории специалистов-менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг, разработка методического аппарата экономической и коммерческой оценки технологий двойного назначения и НИОКР по их созданию.

5. Конверсия должна предусматривать административное вмешательство в организационно-технические основы функционирования фирм. Для развития конкурентоспособных предприятий мы считаем крайне важным участие местных органов власти в конверсии - в идентификации и государственной поддержке так называемых "точек роста" в ходе реализации конкретных инвестиционных проектов. Мы считаем, что успешная конверсия предполагает:

участие местных органов в планировании выпуска продукции, перепрофилировании мощностей, создании программ участия работников в маркетинге и проектировании новой продукции; оценке влияния сокращения военных расходов на экономику района;

формирование спроса (через госзаказ) на конверсионную продукцию;

поддержка правительством конверсируемых предприятий в течение длительного времени (льготные кредиты; дотации; льготы по налогообложению; гарантии частных кредитов) необходима для сохранения промышленно-технологической базы территории, квалифицированных рабочих мест;

создание специальных фондов для компенсационных выплат лицам, пострадавшим от проведения конверсии;

создание в рамках администрации Президента совета для координации местных и федеральных усилий по конверсии;

закупка недостающих лицензий ведущих фирм США, Великобритании, Франции, ФРГ и Японии (в связи с заметным отставанием отечественных разрабатывающих предприятий в этой области) для развёртывания производства

в ходе конверсии на базе крупных неэффективно работавших предприятий с замкнутым циклом производства следует создавать относительно малочисленные сборочные предприятия-производители конечной продукции, работающие по контрактам с потребителями, и узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих изделий и полуфабрикатов, работающие по субконтрактам с изготовителями конечной продукции.

объектами государственной поддержки должны стать так называемые "стратегические бизнес-единицы" (СБЕ) - рисковые малые и средние подразделения, выделяющиеся из крупных фирм для реализации инноваций, в том числе в порядке диверсификации основного производства крупного предприятия, которое часто оставалось и главным заказчиком, и потребителем его продукции.

Такая конверсия оставляет фирмам свободу технологического планирования и инвестиционного планирования; обеспечивает поддержание занятости и загрузки производственного потенциала некоторых важнейших очагов экономики регионов, т.е. самих оборонных компаний и их поставщиков, что сохраняет действие мультипликатора государственных расходов.

               Попытки конверсии ВПК в течении последних 15 лет показали неэффективность этого процесса. Большей отдачи для страны можно получить, возобновив производство военной продукции для широких поставок всем Странам Мира независимо от их политического, экономического и религиозного устройства для обеспечения их Всестороннего Самостоятельного Независимого Мирного Развития в Равноправном Взаимовыгодном Сотрудничестве со всеми Странами Мира.

6. Военно-техническая политика должна, во первых, обеспечить достаточную насыщенность войск готовыми к бою и законсервированными ВВТ в совокупности с созданием мобилизационного потенциала для резкого наращивания производства. Во-вторых, создать фундаментальный научно-технический задел, обеспечивающий развитие оборонной промышленности на перспективу. В-третьих, не допустить серьезного отставания в военной области от наиболее развитых государств.

ориентация заказываемых вооружений на поддержание высокой боеготовности стратегических сил сдерживания; на создание мобильных сил и оснащение их современными боевыми и транспортными средствами; на обеспечение России и ее союзников эффективной системой предупреждения о ракетном нападении;

создание наиболее важных базовых технологий, в первую очередь, обеспечивающих конкурентоспособность наших вооружений; концентрация средств на развитии этих технологий.

использование модернизации и продления сроков эксплуатации ВВТ, уже находящихся на вооружении.

7. Реформирование государственного заказа на продукцию ВПК. Система государственного заказа должна быть реорганизована и впоследствии трансформироваться в Федеральную контрактную систему, что подразумевает:

интегрирование цикла "исследования - разработки - производство", введение порядка сквозного учёта Госзаказа;

трансформация в систему "федерального контракта", в котором были бы предусмотрены права и обязанности государственного заказчика и подрядчика; надзор за исполнением положений и ответственность за их нарушение;

регламентация поставок финальных и комплектующих изделий; порядок заключения и выполнения субконтрактов.

Контракт должен распределяться на конкурсной основе; служить гарантией приемки продукции и оплаты произведенных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.174 (0.011 с.)