Глава 53. Возлюбленный иоанн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 53. Возлюбленный иоанн



Иоанн выделен среди других апостолов как «ученик, которого любил Иисус» (Иоанна 21:20). Судя по всему, он был ближе других ко Христу; Спаситель любил его и доверял ему. Он оказался одним из трех, кому было позволено созерцать славу Христа на горе преображения и Его агонию в Гефсимании; его же попечению Господь наш вверил Свою мать в последние, предсмертные часы на кресте. {ДА 539.1}

Возлюбленный ученик всем своим существом откликался на любовь Спасителя. Иоанн льнул ко Христу, подобно тому как виноградная лоза льнет к величественной колонне и обвивает ее. Не страшась опасности, он последовал за своим Господом в судилище и стоял возле креста, а при вести о том, что Христос воскрес, поспешил ко гробу и в своем рвении превзошел даже порывистого Петра. {ДА 539.2}

Доверительная любовь и бескорыстная преданность, проявившиеся в жизни и характере Иоанна, представляют собой бесценные уроки для христианской Церкви. Столь замечательные черты характера не были присущи Иоанну от рождения; он приобрел их позднее. По природе он был далек от совершенства. Он был не только гордым, тщеславным, склонным к самоутверждению, но и неуравновешенным человеком, не переносящим оскорблений. «Сынами громовыми» называли Иоанна и его брата. Возлюбленный ученик имел злой нрав, его отличали придирчивость и мстительность. Но за всем этим Божественный Учитель разглядел пылкое, искреннее, любящее сердце. Иисус упрекал его за своекорыстие, разрушал его тщеславные надежды, испытывал его веру. Но Он открывал Иоанну то, чего жаждала его душа: красоту святости, преобразующую силу любви. {ДА 539.3}

Недостатки Иоанна не раз ярко проявлялись в общении со Спасителем. Однажды Христос послал вестников в самарянское селение с просьбой к его жителям приготовить Ему и ученикам место для отдыха. Однако, приблизившись к этому селению, Спаситель не стал скрывать Своего намерения следовать дальше в Иерусалим, и самаряне, исполнившись зависти, не пустили Его в свое селение и не оказали Ему гостеприимства, в котором не отказали бы обычному путнику. Иисус никогда и никому не навязывает Себя, и самаряне потеряли благословение, которое было бы даровано им, если бы они приняли Иисуса. {ДА 540.1}

Ученики знали, что Христос желал благословить самарян Своим присутствием; и холодность, зависть и неуважение, проявленные в отношении к Господу, удивили и возмутили их. Особенно бурно выражали свои чувства Иаков и Иоанн. Подобное обращение с Тем, Кого они так почитали, показалось им величайшим злом, за которое самарян, по их мнению, следовало немедленно наказать. В своем рвении они сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» — имея в виду уничтожение самарянских военачальников и воинов, окружавших когда-то пророка Илию, но с удивлением заметили, что их предложение больно ранило сердце Иисуса. Еще более удивил их упрек Иисуса: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Луки 9:54—56). {ДА 540.2}

В миссии Христа нет и не может быть никакого принуждения. Он никому не навязывает Себя. Совесть порабощают сатана и люди, движимые его духом. Так называемые ревнители правды, состоящие в сговоре со злыми ангелами, причиняют страдания своим ближним, пытаясь навязать им собственные представления о религии; Христос же проявляет милость, стремясь завоевать сердце Своей любовью, не признавая половинчатого служения и не желая сосуществовать с кумирами в человеческом сердце. Он тем не менее принимает только добровольное служение, добровольное подчинение души, влекомой любовью. {ДА 541.1}

В другой раз Иаков и Иоанн через свою мать попросили Христа, чтобы Он отдал им самые почетные места в Своем Царстве. Несмотря на многократные наставления Христа о природе Его Царства, молодые ученики все еще лелеяли надежду, что Мессия взойдет на престол и примет трон и царственную власть в соответствии с мечтами людей. Их мать, желая добиться высокого положения для своих сыновей, просила: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». {ДА 541.2}

Но Спаситель ответил: «Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» Они вспомнили Его загадочные слова, указывающие на испытания и страдания, но все же уверенно ответили: «Можем». Они считали для себя величайшей честью доказать свою верность Господу, разделив с Ним все испытания, которые выпадут на Его долю. {ДА 542.1}

«Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», — сказал Христос. Он понимал, что вместо престола Его ожидает крест и что по левую и правую сторону от него будут находиться разбойники. Иакову и Иоанну предстояло стать причастниками Христовых страданий — одному была уготована быстрая смерть от меча; другому суждено было прожить дольше всех апостолов, следуя за своим Господом в трудах, терпя поношения и гонения. «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, — продолжал Иисус, — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Матфея 20:21—23). {ДА 542.2}

Иисус понимал, что побудило учеников обратиться к Нему с просьбой, и обличил гордость и тщеславие братьев, сказав: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:25—28). {ДА 542.3}

В Царстве Божьем нет кумовства; места в нем не распределяются по заслугам или произвольно. Они — плод развития личности. Царственная диадема и престол являются знаком выполненного условия — знаком победы над самим собой силой благодати нашего Господа Иисуса Христа. {ДА 543.1}

Многие годы спустя, когда Иоанн достиг полного взаимопонимания со Христом, став причастником Его страданий, Господь Иисус открыл ему условие обретения Его Царства. «Побеждающему, — сказал Он, — дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откровение 3:21). Ближе всего ко Христу будет тот, кто полнее других проникся духом Его самоотверженной любви, любви, которая «не превозносится, не гордится... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Коринфянам 13:4, 5); любви, которая движет учеником так, как она двигала нашим Господом, побуждая его отдать все, что он имеет; жить, трудиться и жертвовать ради спасения человечества до самой смерти. {ДА 543.2}

В другой раз, в начале своего миссионерского поприща, Иаков и Иоанн встретили человека, который, не будучи явным последователем Христа, изгонял бесов Его именем. Ученики, думая, что поступают верно, запретили ему это делать. Но, рассказав об этом Христу, они, вопреки ожиданиям, не услышали от Него слов одобрения: «Не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Марка 9:39). Нельзя было отталкивать людей, дружелюбно настроенных к Иисусу. Ученикам же не мешало избавиться от узости мышления и духа исключительности; более того, они должны были проявлять то же сочувствие к людям, которое видели в своем Господе. Иаков и Иоанн, поступая так, думали, что защищают честь Иисуса, но, осознав, что проявили ложную ревность, признали свою ошибку и приняли обличение. {ДА 543.3}

Иоанн высоко ценил уроки Христа, в которых подчеркивалась необходимость обретения кротости, смирения и любви. Это были обязательные условия возрастания в благодати в деле служения Богу. Он бережно хранил в памяти все поучения Господа и все время стремился жить, следуя Его образцу. Иоанн начал постигать славу Христа — не земную власть и великолепие, на которые он раньше надеялся, потому что так был научен, но славу как «единородного от Отца», полного «благодати и истины» (Иоанна 1:14). {ДА 544.1}

Глубокая привязанность Иоанна к Господу была не причиной Христовой любви, а ее следствием. Он хотел уподобиться Иисусу и под влиянием преобразующей любви Христа стал смиренным и кротким. Его «я» было сокрыто в Иисусе. Иоанн более, чем все другие ученики, покорился силе этой чудесной, новой жизни. Он говорит: «Жизнь явилась, и мы видели». «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (1 Иоанна 1:2; Иоанна 1:16). Иоанн узнал Спасителя в тесном общении. Уроки Господа были запечатлены в его сердце. Когда он свидетельствовал о Божьей благодати, в его простых и в то же время красноречивых словах чувствовалась любовь, которой было проникнуто все его существо. {ДА 544.2}

Горячая любовь Иоанна ко Христу побуждала его всегда быть рядом с Ним. Спаситель любил всех Своих учеников, но Иоанн среди них был наиболее восприимчивым и самым молодым. С детской доверчивостью открывал он свое сердце Иисусу. Таким образом, он наиболее близко общался со Христом, и через него людям было передано глубочайшее духовное учение Господа. {ДА 545.1}

Иисус любит тех, кто верно свидетельствует об Отце. Иоанн же мог говорить о любви Отца как никто другой. Он открывал своим ближним то, что чувствовал сам, являя в собственной жизни Божественные качества. На его лице отражалась слава Господа. От него исходило христоподобное сияние преобразившей его святости. С любовью и восхищением он созерцал Спасителя до тех пор, пока не окрепло его желание быть подобным Христу, общаться с Ним, и пока в нем не отразились черты его Господа. {ДА 545.2}

«Смотрите, — говорил он, — какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:1, 2). {ДА 545.3}

Глава 54. Верный Свидетель

Эта глава основана на Посланиях Иоанна

После вознесения Христа Иоанн по-прежнему продолжал добросовестно трудиться для Господа. Вместе с другими учениками он получил дары Духа в день Пятидесятницы и с обновленным усердием и силой проповедовал людям слова жизни, стараясь направить их помыслы к Невидимому. Его речи были убедительными, пылкими и очень серьезными. Красноречиво, звучным голосом рассказывал он об учении и делах Христа, производя на слушателей сильное впечатление. Простота выражений, грандиозность истин и пыл, с которым он говорил, помогали ему находить путь к сердцам людей всех сословий. {ДА 546.1}

Жизнь апостола находилась в гармонии с его проповедью. Любовь Христа, светившаяся в нем, побуждала его ревностно и неустанно трудиться для ближних, особенно для собратьев-христиан. {ДА 546.2}

Христос велел Своим ученикам любить друг друга так, как Он возлюбил их. Они должны были свидетельствовать миру, что в них живет Христос, упование славы. «Заповедь новую даю вам, — сказал Он, — да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34). В тот момент ученикам были непонятны эти слова, но, став очевидцами страданий Христа, Его распятия, воскресения и вознесения на небо, познав Духа после Его сошествия в Пятидесятницу, они получили более ясное представление о любви Божьей и о любви друг к другу. Тогда Иоанн мог написать собратьям: {ДА 547.1}

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 3:16). {ДА 547.2}

После сошествия Святого Духа, когда ученики стали проповедовать о живом Спасителе, единственным их желанием было спасение душ. Они радовались общению со святыми и были чуткими, вдумчивыми, самоотверженными, готовыми отдать все ради истины. Ежедневно общаясь друг с другом, они являли любовь, о которой говорил им Христос. Своими бескорыстными словами и поступками они пытались зажечь эту любовь и в сердцах других. {ДА 547.3}

Такую любовь должны были питать верующие, с готовностью повинуясь этой новой заповеди. Им нужно было сродниться со Христом настолько, чтобы обрести способность исполнять все Его требования и жизнью своей возвеличить силу Спасителя, Который мог оправдать их Своей праведностью. {ДА 547.4}

Однако ситуация постепенно менялась. Верующие начали искать недостатки в других, давая место недоброй придирчивости, и потеряли из виду Спасителя и Его любовь. Они стали строже соблюдать внешние обряды, обращая больше внимания на теорию, нежели на практическую жизнь в вере. Осуждая в своем усердии других, они не замечали собственных ошибок. Так они утратили братскую любовь, которую заповедал им Христос, и, что печальнее всего, даже не сознавали этой потери. Они не понимали, что теряют счастье и радость, что, закрыв свои сердца для любви Божьей, они вскоре окажутся во тьме. {ДА 548.1}

Иоанн, видя, что братская любовь в Церкви ослабевает, настойчиво напоминал верующим, что они все время нуждаются в ней. Его послания к Церкви пронизаны этой мыслью. «Возлюбленные! будем любить друг друга, — пишет он, — потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Иоанна 4:7—11). {ДА 548.2}

О том, как именно эта любовь должна проявиться в жизни верующих, апостол говорит: «Новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна; а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга». «Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоанна 2:8—11; 3:11; 3:14—16). {ДА 548.3}

Не сопротивление мира, а зло, вынашиваемое в сердцах верующих, является главным препятствием в продвижении дела Божьего и главной причиной неудач. Зависть, подозрения, придирки и злая критика ослабляют духовность больше, чем что бы то ни было. С другой стороны, согласие и единство непохожих друг на друга людей, которые образуют Церковь Божью, самым убедительным образом свидетельствуют о том, что Бог послал Своего Сына в мир. Последователи Христа имеют преимущество нести это свидетельство. Но для этого они должны во всем покориться Христу. Они должны сообразовывать свой характер с Его характером, и свою волю с Его волей. {ДА 549.1}

«Заповедь новую даю вам, — сказал Христос, — да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34). Какое чудесное повеление, но, увы, как плохо оно выполняется! Современной Церкви Божьей, к сожалению, так не хватает братской любви! Многие, заявляющие о своей любви к Спасителю, не любят друг друга. Неверующие зорко следят, оказывает ли вера христиан освящающее влияние на их жизнь, выискивая изъяны в их характерах и непоследовательность в поведении. Мы должны лишить врага возможности говорить, что люди, стоящие под знаменем Иисуса, ненавидят друг друга. Все христиане являются членами одной семьи, детьми одного Небесного Отца; они имеют одну блаженную надежду на бессмертие. И их должны связывать тесные и нежные узы. {ДА 550.1}

Божественная любовь наиболее трогательно проявляется в призыве к чуткому состраданию, присущему Христу. Только тот человек, который бескорыстно любит своего брата, испытывает подлинную любовь к Богу. Истинный христианин не допустит, чтобы тот, кому грозит опасность и нужда, остался без его предостережения и внимания. Он не будет избегать заблуждающихся и спокойно смотреть, как они все глубже погружаются в трясину уныния и смущения и погибают в битве с сатаной. {ДА 550.2}

Люди, ни разу не испытавшие нежную, всепобеждающую любовь Христа, не могут вести других к Источнику жизни. Любовь Божья в сердце — это сдерживающая сила, побуждающая людей являть Христа в речи, в чуткости и сострадании, в облагораживающем влиянии на жизнь тех, с кем они общаются. Желающие иметь успех должны познать Господа и Его любовь. На небе их пригодность к служению оценивается их способностью трудиться и любить, как любил и трудился Христос. {ДА 550.3}

«Станем любить не словом или языком, — пишет апостол, — но делом и истиною» (1 Иоанна 3:18). Совершенства христианин достигает лишь при внутреннем побуждении помогать и служить ближним. Если верующий человек живет в атмосфере любви, он становится «запахом живительным на жизнь», и Бог получает возможность благословить его труды. {ДА 551.1}

Возвышенная любовь к Богу и бескорыстная любовь друг к другу — это лучший дар, который может ниспослать наш Небесный Отец. Эта любовь — не минутный порыв, а Божий принцип, неиссякающая сила. Она не может зародиться в неосвященном сердце, но живет лишь там, где царствует Христос. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19). Любовь движет поступками человека, обновленного благодатью Божьей. Она меняет характер, руководит побуждениями, сдерживает страсти и облагораживает чувства. Эта любовь, пребывающая в сердце, наполняет жизнь благоуханием и благотворно влияет на окружающий мир. {ДА 551.2}

Иоанн стремился показать верующим, какие чудные благословения они получат, проявляя дух любви. Ее спасительная сила могла бы подчинить себе все другие побуждения и поднять людей над тлетворным влиянием мира. И если бы эта любовь наполнила все их существо и стала движущей силой жизни, они бы безраздельно доверились Богу и Его провидению. Тогда они смогли бы прийти к Нему с твердой верой, зная, что получат от Него все потребное для настоящего и вечного благополучия. «Любовь до того совершенства достигает в нас, — писал он, — что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:17, 18). {ДА 551.3}

«И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас: а когда мы знаем, что Он слушает нас... знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоанна 5:14, 15). {ДА 552.1}

«А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 2:1, 2; 1:9). Условия обретения милости Божьей просты и разумны. Господь не дарует нам прощение исключительно в обмен на самобичевание. Нам не нужно совершать долгих и утомительных паломничеств или истязать свое тело, чтобы завоевать расположение Бога Небесного или искупить свою вину. Кто «сознается и оставляет» свои грехи, «тот будет помилован» (Притчи 28:13). {ДА 552.2}

В небесных чертогах Христос ходатайствует за Свою Церковь — за тех, ради спасения которых Он пролил Свою Кровь. Ценность Его искупительной жертвы не уменьшается с веками. Ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина не могут отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе — не потому, что мы так крепко держимся за Него, а потому, что Он не отпускает нас. И если бы наше спасение зависело от наших усилий, мы не смогли бы спастись; но оно зависит от Того, Кто стоит за всеми Божьими обетованиями. И пусть нам не хватает сил, чтобы крепко ухватиться за Того, Кто любит нас, как Старший брат; до тех пор, пока мы поддерживаем связь с Ним, никто не похитит нас из Его руки. {ДА 552.3}

По мере того как увеличивалось число уверовавших, Иоанн все самоотверженнее трудился для своих братьев. Это было опасное время для Церкви. Повсюду распространялись сатанинские обольщения. Его служители, прибегая ко лжи и искажениям фактов, пытались вызвать сопротивление учению Христа, в результате чего Церкви стали угрожать ереси и разделения. Одни утверждали, что любовь Христа освобождает от необходимости повиноваться Закону Божьему. Другие учили, что нужно соблюдать иудейские обряды и обычаи, что простого соблюдения закона без веры в искупительную Кровь Христа вполне достаточно для спасения. Многие считали Христа хорошим человеком, но отрицали Его Божественность. Некоторые, заявлявшие о своей верности делу Божьему, были обманщиками: своей жизнью они отвергали Христа и Его Благую весть и, живя в преступлениях и грехах, привносили в Церковь ереси. Их влияние привело многих в лабиринты скептицизма и обмана. {ДА 553.1}

Иоанн был исполнен скорби, видя, как эти смертоносные заблуждения вкрадываются в Церковь. Он видел опасности, подстерегающие Церковь, и своевременно и решительно указывал на них. Послания Иоанна светятся любовью, как будто он писал пером, окуная его в любовь. Но к нарушителям Закона Божьего, претендующим на безгрешную жизнь, он оставался строг и неустанно указывал на их страшное заблуждение. {ДА 554.1}

Обращаясь к помощнице в евангельской работе — женщине безупречной репутации, оказавшей доброе влияние на Церковь, он писал: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоанна 7—11). {ДА 554.2}

Нам, как и возлюбленному ученику, надо распознавать тех, кто утверждает, что пребывает во Христе, нарушая при этом Закон Божий. Ибо пороки, которые угрожали благополучию первоапостольской Церкви, существуют и в это последнее время; вот почему следует внимательно изучать наставления Иоанна по этому вопросу. Всюду слышится призыв: «Имейте любовь». Особенно громко говорят об этом те, кто считают себя святыми. Но истинная любовь слишком чиста, чтобы покрывать неисповеданный грех. Любя людей, за которых умер Христос, мы не должны идти на компромисс со злом и объединяться с мятежниками. Бог требует, чтобы Его народ в этот беспокойный век так же непоколебимо стоял за правду, как в свое время Иоанн противостоял пагубным ересям. {ДА 554.3}

Апостол учит, что Бог повелел нам принципиально относиться ко греху и грешникам, и это не противоречит истинной любви. «Всякий, делающий грех, — пишет он, — делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Иоанна 3:4—6). {ДА 555.1}

Как свидетель Христа Иоанн не вступал в споры. Он говорил о том, что знал, видел и слышал. Он был близко знаком с Христом, слушал Его наставления и видел Его удивительные чудеса. Немногим было дано, как Иоанну, понять совершенство Христа. Тьма для него рассеялась, и воссиял истинный свет. Он ясно и убедительно начал свидетельствовать о жизни и смерти Христа, говорил об этом от избытка сердца, преисполненного любовью к Спасителю, и никакая сила не могла остановить его. {ДА 555.2}

«О том, что было от начала, — писал он, — что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни... о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоанна 1:1—3). {ДА 555.3}

Поэтому пусть каждый истинный верующий своей жизнью подтвердит, что «Бог истинен» (Иоанна 3:33). Он может свидетельствовать о том, что он видел, слышал и почувствовал, — о силе Христа. {ДА 556.1}



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.101.52 (0.026 с.)