Глава 12. Из гонителей — в ученики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Из гонителей — в ученики



Эта глава основана на книге Деяния Апостолов 9:1—18

Среди иудейских вождей, встревоженных успехом евангельской вести, особое место занимал Савл из Тарса. Будучи от рождения римским гражданином, он был иудеем по происхождению и учился в Иерусалиме у самого знаменитого раввина. «Из рода Израилева, колена Вениаминова» Савл был «Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной — непорочный» (Филиппийцам 3:5, 6). Раввины считали этого молодого человека весьма многообещающим и возлагали на него большие надежды как на способного и ревностного защитника древней веры. Когда он был избран членом синедриона, в его руках появилась реальная власть. {ДА 112.1}

Савл выполнил активную роль в суде над Стефаном, и удивительные доказательства присутствия Божьего во время процесса вселили в него сомнения в разумности гонений на последователей Иисуса. Он был встревожен. В растерянности он обратился к тем, в чьей мудрости и рассудительности был твердо уверен. Аргументы священников и правителей в конце концов убедили его в том, что они, поставленные на святое служение, правы, что Стефан — богохульник, а Христос, Чье учение проповедовал казненный ученик, — обманщик. {ДА 112.2}

Не без борьбы пришел Савл к этому выводу. Но его воспитание и предрассудки, наказы учителей, стремление сохранить всеобщее уважение в конце концов заглушили в нем голос совести, и он не внял благодати Божьей. Окончательно решив, что священники и книжники правы, Савл стал ярым противником учений, распространяемых учениками Иисуса. Он силой приводил святых людей в суды, где они приговаривались к тюремному заключению или к смертной казни только за то, что верили во Христа. Эта деятельность Савла принесла много горя и страданий недавно возникшей Церкви и заставила многих спасаться бегством. {ДА 113.1}

Изгнанные из Иерусалима в результате этого гонения «ходили и благовествовали слово» (Деяния 8:4). Среди тех городов, куда они пошли, был и Дамаск, где многие обратились в христианство. {ДА 113.2}

Священники и правители надеялись, что, проявляя бдительность и строго наказывая ересь, они смогут искоренить ее из Иерусалима. Теперь они поняли, что и в других местах они должны принять такие же решительные меры. Когда встал вопрос о том, что надо расправиться с верующими в Дамаске, Савл предложил свои услуги. «Дыша угрозами и убийством на учеников Господа», он «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим». Так, «со властью и поручением от первосвященников» (Деяния 26:12) Савл из Тарса в расцвете сил, пылая неправедным рвением, отправился в это памятное путешествие, которому суждено было изменить всю его жизнь. {ДА 113.3}

В последний день пути, «в полдень», когда утомленные путники приближались к Дамаску, их взору предстали широкие просторы плодородных земель, прекрасные сады и виноградники, орошаемые холодными ручьями, стекающими с окрестных гор. После длительного путешествия по безлюдной пустыне эта картина радовала глаз. В то время как Савл со своими спутниками восхищенно осматривал плодородную равнину и сказочный город, лежащий внизу, «внезапно», как он впоследствии рассказывал, осиял его и шедших с ним «свет, превосходящий солнечное сияние» (Деяния 26:13). Глаза смертного не могли вынести этого неземного света. Ослепленный и пораженный, Савл ничком упал на землю. {ДА 114.1}

Свет продолжал сиять вокруг них, и Савл услышал «голос, говоривший... на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? трудно тебе идти против рожна». Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деяния 26:14, 15). {ДА 114.2}

Напуганные и ослепленные резким светом спутники Савла слышали голос, но никого не видели. Он же понял сказанные слова, и ему ясно открылся Говоривший — Сын Божий. В славном Существе, стоявшем перед ним, он узнал Распятого. В душе пораженного иудея навеки запечатлелся образ Спасителя. Произнесенные слова с ужасающей силой проникли в глубь его сердца. Поток света озарил его помраченный разум, открыв ему его прежнее невежество и заблуждение, его настоящую нужду в просвещении Святым Духом. {ДА 115.1}

Савл понял, что, преследуя последователей Иисуса, он в действительности выполнял работу сатаны. Он понял, что все его убеждения и понятия о долге основывались главным образом на безграничном доверии священникам и начальникам. Он верил их рассказам, будто история о воскресении является хитрым вымыслом учеников. Только теперь, когда Сам Иисус стоял перед ним, Савл понял, что ученики говорили правду. {ДА 115.2}

В миг небесного озарения ум Савла работал с поразительной быстротой. Пророчества Священного Писания открылись его пониманию. Он уразумел, что отвержение Иисуса иудеями, Его распятие, воскресение и вознесение были предсказаны пророками, и, значит, Он есть обетованный Мессия. Савл отчетливо вспомнил проповедь Стефана, которую тот произнес перед своей мученической кончиной, и понял, что он в самом деле созерцал «славу Божию», когда сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55, 56). Священники объявили эти слова богохульством, но теперь Савл знал, что они истинны. {ДА 115.3}

Каким откровением все это было для гонителя! Теперь Савл знал наверняка, что обетованный Мессия пришел на землю в облике Иисуса из Назарета и что Он был отвергнут и распят теми, кого пришел спасать, что Спаситель победоносно восстал из могилы и вознесся на небеса. В момент Божественного откровения Савл с ужасом вспомнил, что Стефан, который свидетельствовал о распятом и воскресшем Спасителе, был убит с его, Савла, согласия и что затем многие достойные последователи Иисуса погибли или были заключены в оковы во времена жестокого гонения, учиненного им. {ДА 116.1}

Спаситель говорил с Савлом через Стефана, ясные доводы которого никто не мог опровергнуть. Ученые иудеи заметили, что лицо мученика отражает свет славы Христовой; они «видели лице его, как лице Ангела» (Деяния 6:15). Савл был свидетелем снисходительного отношения Стефана к своим врагам, о прощении которых тот молил Господа. Савл видел твердость и радостную покорность многих, кого он мучил и пытал, видел, с какой радостью отдавали они свою жизнь за веру. {ДА 116.2}

Все это и ранее производило огромное впечатление на Савла. Порой он был близок к тому, чтобы признать Иисуса обетованным Мессией, проводил целые ночи в борьбе с этой мыслью, однако всякий раз ему удавалось убедить себя, что Иисус не Мессия, а Его последователи — обманутые фанатики. {ДА 116.3}

Теперь Христос лично говорил с Савлом и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты, Господи?» тот же самый голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Христос здесь отождествляет Себя со Своим народом. Преследуя последователей Иисуса, Савл наносил удары непосредственно Небесному Господу. Ложно обвиняя и свидетельствуя против них, он ложно обвинял Спасителя мира и свидетельствовал против Него. {ДА 117.1}

Савл нисколько не сомневался в том, что Говоривший с ним был Иисус из Назарета, долгожданный Мессия, Утешитель и Спаситель Израиля. «В трепете и ужасе» он спросил: «Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». {ДА 117.2}

Когда небесное видение исчезло и Савл поднялся с земли, он обнаружил, что полностью лишился зрения. Ослепительная слава Христа оказалась невыносимой для его глаз; с ее исчезновением он погрузился в кромешную тьму. Он считал, что слепота — наказание от Бога за то, что он жестоко гнал последователей Иисуса. Ощупью шел он в ужасной тьме, и его устрашенные и пораженные спутники вели «его за руку и привели в Дамаск». {ДА 117.3}

Утром того памятного дня Савл приближался к Дамаску, преисполненный самодовольства, ибо сам первосвященник оказал ему доверие. На него возлагалась большая ответственность. Ему было поручено содействовать интересам иудейской религии и по возможности помешать распространению новой веры в Дамаске. Он решил, что его миссия должна увенчаться успехом, и с нетерпением ожидал дальнейших событий. {ДА 117.4}

Но как далеки оказались его ожидания от того, что произошло в действительности! Пораженный слепотой, беспомощный, мучимый угрызениями совести, не зная, какое еще наказание ждет его, он остановился в доме ученика Иуды, где мог в одиночестве поразмышлять и помолиться. {ДА 118.1}

Три дня Савл «не видел, и не ел и не пил». Эти дни душевной муки показались ему годами. Снова и снова вспоминал он свое участие в убийстве Стефана, и его дух не находил покоя. Видя перед собой озаренное небесным сиянием лицо Стефана, с ужасом думал он о своей вине. Как смог он допустить, чтобы им управляли злоба и предубеждения священников и начальников? В печали и сокрушении сердца он вспоминал многочисленные случаи, когда отвергал самые поразительные доказательства, продолжая безжалостно преследовать верующих в Иисуса из Назарета. {ДА 118.2}

Эти дни глубокого погружения в самого себя и смирения сердца он провел в одиночестве. Верующие в Дамаске, предостереженные о намерениях Савла, боялись, что он притворяется, желая обмануть их, и потому держались отчужденно, не проявляя к нему сочувствия. Он не стал искать помощи у тех, с кем рассчитывал преследовать верующих, ибо знал, что они не захотят слушать историю его обращения. Таким образом, он оказался полностью лишен человеческого участия. Ему оставалось надеяться только на милосердие Бога, к Которому он взывал в сокрушении сердца. {ДА 118.3}

За долгие часы, проведенные наедине с Богом, Савл вспомнил много текстов Священного Писания, относящихся к Первому пришествию Христа. Он тщательно изучал пророчества; его память обострилась благодаря новым убеждениям. Размышляя над значением этих пророчеств, он дивился своей прежней слепоте и слепоте всех иудеев, которая и вызвала отвержение ими Иисуса как Обетованного Мессии. Теперь все казалось ему ясным. Это раньше предрассудки и неверие притупляли его духовное восприятие, и он не мог распознать в Иисусе из Назарета Мессию, предсказанного в пророчествах. {ДА 119.1}

Когда Савл полностью подчинился обличительной силе Святого Духа, он понял ошибки своей жизни и признал всеохватывающие требования Закона Божьего. Тот, кто некогда был гордым фарисеем, уверенным, что оправдывается своими добрыми делами, склонился пред Богом в смирении, с простотой ребенка, признавая свое недостоинство и ссылаясь на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. Савл жаждал полного согласия с Отцом и Сыном и желал быть как можно ближе к Нему; уповая на прощение и милость, он возносил к престолу благодати настойчивые прошения. {ДА 119.2}

Молитвы раскаявшегося фарисея оказались не напрасны. Его сердечные намерения и помыслы были преображены Божественной благодатью, и его обновленное естество было теперь в согласии с вечной волей Бога. Христос и Его праведность стали для Савла дороже всего на свете. {ДА 120.1}

Обращение Савла является поразительным примером чудотворной силы Святого Духа, которая обличает людей во грехе. Раньше ему казалось, что Иисус из Назарета упразднил Закон Божий и учил Своих учеников, будто он утратил силу. После обращения Савл признал, что Иисус пришел в мир, чтобы прославить Закон Своего Отца. Он убедился, что Иисус является Создателем всей иудейской системы жертвоприношений, что на Голгофском кресте Прообраз стал Реальностью и что Иисус исполнил пророчества Ветхого Завета о Спасителе Израиля. {ДА 120.2}

В истории обращения Савла содержатся важные моменты, которые мы должны помнить. Савл предстал непосредственно пред лицо Христа. Он был тем, кого Христос предназначил для самого важного дела, — он был Его «избранным сосудом»; однако Господь не сразу открыл ему, какую работу он должен выполнить. Он встал на его пути и обличил его в грехе; но когда Савл спросил: «Господи! что повелишь мне делать?», Спаситель направил вопрошающего иудея в Свою Церковь, чтобы там он узнал волю Божью в своей дальнейшей судьбе. {ДА 120.3}

Дивный свет, рассеявший тьму, в которой находился Савл, был послан Господом, но и ученики не должны были остаться в стороне. Через Христа он получил откровения и обличения; и теперь раскаявшийся находился в таком состоянии, когда мог учиться у тех, кому Бог поручил наставлять людей в истине. {ДА 121.1}

В то время как Савл продолжал молиться в доме Иуды, находясь в полном уединении, Господь явился в видении некоему ученику в Дамаске, «именем Анания», сказав ему, что Савл из Тарса молится и нуждается в помощи. «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, — сказал небесный вестник, — и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтоб он прозрел». {ДА 121.2}

Анания едва мог поверить словам ангела: повсюду распространялись слухи о том, как ожесточенно преследовал Савл святых в Иерусалиме. Он осмелился протестовать: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но повеление звучало недвусмысленно: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми». {ДА 121.3}

Повинуясь повелению ангела, Анания нашел человека, который только что дышал угрозами на всех верующих во имя Иисуса; возложив руки на раскаявшегося страдальца, он сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. {ДА 121.4}

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав крестился». {ДА 122.1}

Таким образом, Иисус утвердил власть Своей Церкви и соединил Савла со Своими представителями на земле. Церковь стала наставлять кающегося грешника на путь жизни. {ДА 122.2}

Многие считают, что ответственность за полученный свет и опыты они несут только перед Христом и ничем не обязаны Его последователям на земле. Иисус — Друг грешников, и Его сердце тронуто их горем. Ему дана всякая власть на небе и на земле; и Он уважает средства, которые Сам предназначил для просвещения и спасения людей; Он указывает грешникам путь в Церковь, которую сделал светом миру. {ДА 122.3}

Когда заблуждающемуся и предубежденному Савлу было дано откровение Христа, Которого он гнал, он непосредственно соприкоснулся с Церковью, которая есть свет миру. В данном случае Анания символизировал собою Христа и Его служителей на земле, которые призваны действовать от Его имени. Анания вместо Христа коснулся глаз Савла, чтобы вернуть ему зрение. Анания вместо Христа возложил на него руки, а когда молился во имя Его, на Савла снизошел Святой Дух. Все свершается во имя и властью Христа. Христос — полноводный источник, а Церковь — русло, по которому изливается благодать. {ДА 122.4}

Глава 13. Дни приготовления

Эта глава основана на книге Деяния Апостолов 9:19—30

После крещения Павел закончил пост и оставался «несколько дней с учениками в Дамаске; и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий». Он смело называл Иисуса из Назарета долгожданным Мессией, Который «умер за грехи наши, по Писанию... погребен был и... воскрес в третий день», после чего Его видели двенадцать учеников и другие. «А после всех, — добавляет Павел, — явился и мне, как (некоему) извергу» (1 Коринфянам 15:3, 4, 8). Его аргументы, основанные на пророчествах, были настолько убедительны, а его слова так явно сопровождались силой Божьей, что иудеи оказались в замешательстве и не находили возражений. {ДА 123.1}

Новость об обращении Павла привела их в изумление. Тот, кто отправился в Дамаск, «со властью и поручением от первосвященников» (Деяния 26:12), чтобы запугивать и гнать верующих, теперь благовествовал о распятом и воскресшем Спасителе, укрепляя руки Его учеников и постоянно обращая людей к вере, которую недавно хотел уничтожить. {ДА 123.2}

Павел был известен как ревностный защитник иудейской религии и неутомимый гонитель последователей Иисуса. Способности и образование, мужество, независимость в суждениях и настойчивость позволяли ему трудиться практически на любом поприще. Он отличался необычайно ясным мышлением и логикой, а своим уничтожающим сарказмом мог смутить любого противника. Теперь иудеи видели, что этот многообещающий молодой человек объединился с теми, кого он раньше преследовал, и бесстрашно проповедует имя Иисуса. {ДА 124.1}

Убитые в сражении — потеря для армии, но их смерть не делает противника более сильным. Когда же выдающийся человек переходит на сторону неприятеля — это потеря для бывших союзников и решающее преимущество для новых друзей. Господь легко мог умертвить Савла из Тарса, когда тот приближался к Дамаску, и наступающая сторона лишилась бы главной ударной силы. Но провидению Божьему было угодно не только сохранить жизнь Савла, но и обратить его, чтобы он перешел из вражеского стана в стан Христов. Красноречивый оратор и суровый обличитель, Павел со своей твердой целеустремленностью и непоколебимым мужеством был тем человеком, которого так не хватало первоапостольской Церкви. {ДА 124.2}

Когда Павел проповедовал Христа в Дамаске, все, слышавшие его, изумлялись и говорили: «Не тот ли это самый, который

гнал в Иерусалиме призывающих имя сие, да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам?» Павел объяснил, что изменил свою веру не из-за фанатизма или случайного порыва, но под давлением неопровержимых доказательств. Проповедуя Евангелие, он стремился разъяснять пророчества, относящиеся к Первому пришествию Христа, убедительно доказывая, что они исполнились буквально во всем, что касается Иисуса из Назарета. Основанием его веры было истинное пророческое слово. {ДА 125.3}

Павел, продолжая призывать своих изумленных слушателей «покаяться и обратиться к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деяния 26:20), «более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос». Однако многие ожесточили свои сердца, отказываясь принять весть, и в душе своей взлелеяли ненависть, подобную той, какую они питали к Иисусу. {ДА 125.1}

Сопротивление стало настолько ожесточенным, что Павлу невозможно стало продолжать трудиться в Дамаске. Небесный вестник повелел ему на время оставить город, и он «пошел в Аравию» (Галатам 1:17), где нашел безопасное убежище. {ДА 125.2}

Здесь, в уединении, Павел получил хорошую возможность заглянуть в свое сердце и поразмышлять. Он спокойно перебирал в памяти события прошлого и искренне каялся. Он искал Бога всем сердцем и не мог успокоиться до тех пор, пока не узнал наверняка, что его покаяние принято и грех прощен. Он желал получить заверение, что Иисус пребудет с ним в его будущем служении. Он освободился от предрассудков и преданий, которые прежде определяли его жизнь, и припал к Источнику истины. Иисус общался с ним и утверждал его в вере, щедро даруя мудрость и благодать. {ДА 125.3}

Когда человек соприкасается с Господом, смертный — с Бесконечным, это оказывает неоценимое влияние на разум, душу и тело. В результате такого общения можно получить воистину прекрасное образование. Это Божий метод развития личности. Его весть к человечеству: «Сблизься же с Ним» (Иова 22:21). {ДА 126.1}

Торжественное поручение, которое получил Павел во время беседы с Ананией, не давало ему покоя. Когда после чудесных слов: «Брат Савл! прозри» Павел впервые взглянул на лицо посвященного человека, Анания по вдохновению Духа Святого сказал ему: «Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его... потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал; итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деяния 22:13—16). {ДА 126.2}

Эти слова согласовывались со словами Самого Иисуса, Который сказал Савлу, явившись ему около Дамаска: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деяния 26:16—18). {ДА 126.3}

Всем сердцем сосредоточившись на этих словах, Павел все яснее понимал смысл того, что он стал «волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» (1 Коринфянам 1:1). Он был избран «не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем» (Галатам 1:1). Величие ожидающих его трудов побудило его уделять много времени изучению Священного Писания, чтобы впоследствии проповедовать Евангелие «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова», но «в явлении духа и силы», чтобы вера слушавших «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Коринфянам 1:17; 2:4, 5). {ДА 127.1}

Исследуя Писания, Павел уяснил для себя, что во все века было «не много... мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Коринфянам 1:26—29). Рассматривая мудрость мира во свете креста, Павел «рассудил быть... не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринфянам 2:2). {ДА 127.2}

На протяжении всего последующего служения Павел никогда не упускал из виду Источник своей мудрости и силы. Послушайте, что он говорил спустя много лет: «Для меня жизнь — Христос» (Филиппийцам 1:21). И еще: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался... чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Филиппийцам 3:8—10). {ДА 128.1}

Из Аравии Павел «возвратился в Дамаск» (Галатам 1:17) и смело проповедовал во имя Иисуса. Не в силах опровергнуть его доводы, «Иудеи согласились убить его». Ворота города тщательно охранялись ночью и днем, чтобы отрезать ему путь к бегству. В этом критическом положении ученики искренне взыскали Бога и, взяв Павла, «спустили по стене в корзине» (Деяния 9:25). {ДА 128.2}

После бегства из Дамаска Павел отправился в Иерусалим; со времени его обращения минуло уже около трех лет. Главная цель, которую он преследовал при посещении Иерусалима, как он сам впоследствии говорил, состояла в том, чтобы «видеться с Петром» (Галатам 1:18). Прибыв в город, где он был некогда известен как «Савл гонитель», он «старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик». Им трудно было поверить, что фанатичный фарисей, который так старался уничтожить Церковь, стал искренним последователем Иисуса. «Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса». {ДА 128.3}

Услышав это, ученики приняли его как своего. Вскоре они получили предостаточно доказательств истинности обращения его в христианство. Будущий апостол язычников оказался в городе, где жили многие его прежние сподвижники, и он хотел открыть вождям иудейского народа пророчества о Мессии, которые исполнились во время Первого пришествия Спасителя. Павел был уверен, что учители Израиля, которых он когда-то хорошо знал, были такими же искренними и честными, как он сам. Но он неверно оценил дух своих иудейских собратьев и, надеясь на их быстрое обращение, был обречен на горькое разочарование. Хотя он «смело проповедовал во имя Господа Иисуса... и состязался с Еллинистами», руководители еврейской церкви отказались поверить, но «покушались убить его». Его сердце наполнилось печалью. Если бы это помогло, он бы с радостью отдал свою жизнь, лишь бы эти люди познали истину. Со стыдом он вспомнил о том, какую активную роль играл в убиении Стефана, и теперь, желая оправдать оклеветанного праведника, стал отстаивать веру, за которую тот отдал свою жизнь. {ДА 129.1}

Переживая за тех, кто отказывался верить, Павел молился в храме, как он сам впоследствии свидетельствовал, и неожиданно ему явился небесный вестник и сказал: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (Деяния 22:18). {ДА 130.1}

Павел хотел остаться в Иерусалиме, встретиться с противниками. Бегство казалось ему проявлением трусости, ведь, оставшись, он сумеет убедить хотя бы некоторых упрямых иудеев в истинности евангельской вести, даже если это будет стоить ему жизни. Поэтому он ответил: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его». Но Бог не хотел, чтобы Его раб подвергал опасности свою жизнь без нужды, и небесный вестник ответил: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деяния 22:19—21). {ДА 130.2}

Узнав об этом видении, братья поспешили втайне выслать Павла из Иерусалима, боясь покушения на него. Они «отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс». Уход Павла приостановил яростное сопротивление иудеев, и Церковь получила передышку, во время которой многие присоединились к ней. {ДА 130.3}

Глава 14. Искатель истины

Эта глава основана на книге Деяния Апостолов 9:32—11:18

В ходе служения апостол Петр посетил верующих в Лидде. Здесь он исцелил Енея, который уже восемь лет был прикован к постели параличом. «Еней! исцеляет тебя Иисус Христос, — сказал апостол. — Встань с постели твоей. И он тотчас встал; и видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу». {ДА 131.1}

В Иопии, неподалеку от Лидды, жила женщина по имени Серна, которую все любили за ее доброту. Она была достойной ученицей Иисуса, и жизнь ее была наполнена делами милосердия. Она знала, кто нуждался в одежде, а кто — в сочувствии, и бескорыстно служила бедным и опечаленным. Она больше работала своими искусными пальцами, чем языком. {ДА 131.2}

«Случилось в те дни, что она занемогла и умерла». Церковь в Иоппии понимала, какого человека она лишилась; услышав, что Петр находится в Лидде, тамошние верующие послали к нему вестников «просить, чтоб он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними». Неудивительно, что они так скорбели и орошали ее безжизненное тело горячими слезами. {ДА 131.3}

Сердце апостола было тронуто сочувствием, когда он увидел их печаль. Затем, попросив, чтобы плачущие друзья вышли из комнаты, он преклонил колени и горячо молился Богу о том, чтобы Он вернул Серне жизнь и здоровье. Повернувшись к телу, он сказал: «Тавифа! встань». «И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села». Серна оказывала церкви неоценимую помощь, и Бог удостоил ее возвращения из могильного плена, чтобы она еще послужила людям своим опытом и энергией. Этим проявлением Своей силы Он хотел укрепить дело Христово. {ДА 132.1}

В Иоппии Петр получил повеление от Бога проповедовать Евангелие Корнилию из Кесарии. {ДА 132.2}

Корнилий был римским сотником. Этот богатый человек благородного происхождения занимал ответственное и почетное положение. Будучи язычником по происхождению, воспитанию и образованию, он приобрел знание о Боге через общение с иудеями и поклонялся Ему в истине, доказывая искренность своей веры состраданием к бедным. Дела его были известны повсюду, и благодаря своей праведной жизни он имел добрую репутацию как среди иудеев, так и среди язычников, оказывая благословенное влияние на всех, с кем ему приходилось общаться. В Священном Писании сказано, что он был человек, «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». {ДА 132.3}

Веруя в Бога как Творца неба и земли, Корнилий чтил Его, признавал Его власть и искал Его совета во всех жизненных ситуациях. Он был верен Иегове в семейной жизни и в трудах. Он воздвиг жертвенник Богу в своем доме, потому что не считал возможным без помощи Господа ни исполнять свои обязанности, ни принимать какие-либо решения. {ДА 133.1}

Хотя Корнилий верил пророчествам и ожидал грядущего Мессию, Благая весть, открытая жизнью и смертью Христа, была ему неизвестна. Он не принадлежал к еврейской церкви, и раввины смотрели на него как на язычника и нечистого. Но Тот же Святой Страж, Который сказал об Аврааме: «Я знаю его», знал также и Корнилия и послал ему весть прямо с небес. {ДА 133.2}

Ангел явился Корнилию, когда он молился. Услышав свое имя, сотник испугался; но он знал, что вестник пришел от Бога, и сказал: «Что, Господи?» Ангел ответил: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом; итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море». {ДА 133.3}

Столь подробные наставления — указана даже профессия человека, у которого гостил Петр, — показывают, что Небо не оставляет без внимания людей любого звания. Богу известны и переживания, и заботы простого труженика, и все обстоятельства жизни царя, восседающего на престоле. {ДА 133.4}

«Пошли людей в Иоппию и призови Симона». Эти слова показывают уважение Бога к служению благовествования и к Своей Церкви на земле. Не ангелу было поручено рассказать Корнилию о кресте, о распятом и воскресшем Спасителе, а человеку, которому, как и самому Корнилию, присущи земные слабости и искушения. {ДА 134.1}

Своими представителями на земле Бог избирает не безгрешных ангелов, а людей, подверженных таким же слабостям, как и те, которых они стремятся спасти. Христос принял человеческую природу, чтобы стать единым с человечеством. Чтобы спасти мир, нужен был Спаситель, который сочетал бы в Себе качества Бога и человека. А мужам и женам было дано священное поручение открывать «неисследимое богатство Христово» (Ефесянам 3:8). {ДА 134.2}

По Своей премудрости Господь направляет ищущих истину к тем, кто ее знает. По замыслу Неба те, кого озарил свет, должны делиться им с пребывающими во тьме. Люди, черпающие знания из великого Источника мудрости, становятся орудиями и посредниками, с помощью которых Евангелие оказывает преобразующее влияние на разум и сердце. {ДА 134.3}

Корнилий с радостью повиновался видению. Когда ангел удалился, сотник призвал «двоих из своих слуг и благочестивого воина из находящихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию». {ДА 134.4}

Побеседовав с Корнилием, ангел отправился к Петру. В это время Петр молился на крыше дома, в котором гостил в Иоппии, и мы читаем, что он «почувствовал... голод и хотел есть; между тем как приготовляли, он пришел в исступление». Петр взалкал не только хлеба насущного. Когда он смотрел с крыши дома на Иоппию и ее окрестности, он взалкал спасения своих соотечественников. Он страстно желал указать им на пророчества в Священном Писании, относящиеся к страданиям и смерти Христа. {ДА 135.1}

В видении Петр увидел «отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай нечистым. Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо». {ДА 135.2}

Это видение содержало в себе обличение и наставление. Оно открыло Петру намерения Божьи для язычников, которые, благодаря смерти Христа, должны были вместе с иудеями наследовать благословения спасения. До сих пор никто из учеников не проповедовал Евангелие язычникам. Невзирая на то, что стена разделения и отчуждения была разрушена смертью Христа, в их сознании она еще существовала, и они трудились только для иудеев, поскольку считали, что благословения Евангелия не распространяются на язычников. Теперь Господь стремился открыть Петру всемирный размах Своих планов. {ДА 135.3}

Многие язычники с интересом слушали проповедь Петра и других апостолов, и многие иудеи-еллинисты уверовали в Христа, но обращение Корнилия должно было стать для язычников событием первостепенной важности. {ДА 136.1}

Пришло время Церкви Христовой начать новый этап работы. Дверь, которую многие обращенные из иудеев закрыли для язычников, теперь предстояло открыть. Язычники, принявшие Евангелие, отныне пользовались равными правами с иудеями и не должны были в обязательном порядке совершать обряд обрезания. {ДА 136.2}

Как терпеливо и осторожно Господь избавлял Петра от предрассудков в отношении язычников, которые были следствием его иудейского воспитания! Послав ему видение большого полотна, Господь попытался рассеять в разуме апостола эту предубежденность и научить его важной истине: Небо нелицеприятно; иудеи и язычники равно ценны в очах Божьих; через Христа язычники могут стать сопричастниками благословений и преимуществ Евангелия. {ДА 136.3}

Пока Петр размышлял над значением видения, люди, посланные от Корнилия, пришли в Иоппию и остановились перед дверями того дома, где жил Петр. Тогда Дух сказал ему: «Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». {ДА 136.4}

Для Петра это был тягостный приказ, и он весьма неохотно повиновался ему; однако ослушаться не посмел. Он спустился к людям, присланным к нему от Корнилия, и сказал: «Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?» Они рассказали ему о своем единственном поручении: «Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих». {ДА 137.1}

Повинуясь только что полученному от Бога указанию, апостол обещал идти с ними. На следующее утро он отправился в Кесарию в сопровождении шести своих собратьев. Им предстояло стать свидетелями всего, что он будет говорить или делать во время посещения язычников, ибо Петр знал, что его призовут к ответу за столь дерзкое нарушение иудейских учений и преданий. {ДА 137.2}

Когда Петр вошел в дом язычника, Корнилий приветствовал его не как обычного гостя, но как посланца Божьего, посланца неба. По восточному обычаю дети кланяются родителям, а простые люди — князьям и вельможам; но Корнилий, благоговея перед тем, кого послал Бог, чтобы научить его истине, упал к ногам апостола и поклонился ему. Петр воспротивился этому и, подняв сотника, сказал: «Встань; я тоже человек». {ДА 137.3}

В то время как вестники Корнилия отправились исполнять поручение, сотник созвал «родственников своих и близких друзей», чтобы они также смогли услышать проповедь Евангелия. Когда Петр пришел, он обнаружил большую группу людей, готовых внимать его словам. {ДА 138.1}

Петр сначала напомнил собравшимся об обычае иудеев, согласно которому они не имели права находиться в обществе язычников, потому что это означало обрядовое осквернение. «Вы знаете, — сказал он, — что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым; посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?» {ДА 138.2}

Тогда Корнилий рассказал о том, что случилось с ним, и о словах ангела, подытожив: «Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». {ДА 138.3}

Петр сказал: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». {ДА 138.4}



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.053 с.)