Пути решения проблем агротуризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути решения проблем агротуризма



 

 

Дальнейшее развитие агроэкотуризма позволит:

- обеспечить занятость сельского населения, значительные поступления в государственный бюджет;

- создание дополнительных объектов инфраструктуры туризма в сельской местности;

- оказать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в сельской местности, малых городах и стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, сопутствующих услуг;

- привлечь внимание отечественных и иностранных туристов к культурным и историческим достопримечательностям, более детально и глубоко представив возможности нашего края, а также повысить востребованность местных обычаев, фольклора, традиционных промыслов, ремесел, а также предметов и изделий народных мастеров, сувенирной продукции.

В настоящий момент на повестке дня стоит вопрос о повышении качества и конкурентоспособности этого продукта. При этом крайне важно создать его на основе потенциала белорусской деревни, культурно-исторического и природного наследия.

Один из самых перспективных вариантов – туристические программы, основанные на нематериальном наследии. В Беларуси четыре памятника в списке Всемирного материального наследия ЮНЕСКО – Мирский замок, Несвижский дворцово-парковый комплекс, дуга Струве и национальный парк «Беловежская пуща». Относительно духовного наследия дела обстоят значительно лучше – 17 древних обрядов и обычаев проходят регистрацию и скоро окажутся в Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это неиспользуемое богатство.

Уникальным для туристов может стать участие в обрядах «Каляды», «Купалле», «Русалле», «Вясельны каравай» и т.д. Так, по оценке портала CNNgo, колядный праздник в деревне Погост Житковичского района был поставлен на III место в мире по привлекательности среди зимних предложений, обойдя Лондон, Нью-Йорк и т.д. [44].

Один из самых интересных инновационных региональных турпродуктов в Беларуси – «Зеленые маршруты». Зеленые маршруты являются многофункциональными и создаются вдоль естественных зеленых коридоров, долин рек, исторических торговых путей и старых железных дорог. Они координируются местными сообществами, являются основой для реализации местных инициатив социального характера и проектов, связанных с сохранением природных ландшафтов, культурного наследия, с экологическим туризмом и транспортом, не загрязняющим окружающую среду. Зеленые маршруты в равной степени отвечают потребностям местных жителей и туристов, внося вклад в оживление местной экономики.

Одно из перспективных направлений – создание агротуристических курортов в нашей стране.

В качестве пилотных регионов рассматриваются Россонский район – экономически дотационный с идеальными рекреационными условиями (70% территории – лес, 200 рек и озер, запасы минеральной воды, более 30 усадеб, два заказника) и Ивановский район – экономический развитый, с богатейшим культурным наследием и сильными антропогенными изменениями в ландшафтах [27, с. 76].

Разумеется, сразу невозможно создать условия для развития экологического туризма повсеместно. Поэтому целесообразно совместно с заинтересованными лицами государства определить в каждом районе 1-2 территории как базовые, для организации маршрутов экологического туризма.

Специалисты должны определить предельно допустимые нормы антропогенной нагрузки на каждую из этих территорий, тщательно продумать планирование, управление и мониторинг экотуристской деятельности. В этом заключается одно из основополагающих условий и отличий экологического туризма от других видов туризма.

В связи с тем, что наблюдается тенденция развития индивидуального туризма, путешествий семьями или небольшими группами друзей, единомышленников, целесообразно строить программы, исходя из этого. Они должны быть разнообразны, легко изменяемы, обращены к природе и основаны на использовании преимущественно природных ресурсов.

Структура управления туризмом и агротуризмом, сформированная в ходе реализации Программы развития туризма, обеспечивает управление этой сферой, определяет перспективные направления, реализует программные мероприятия, координирует действия всех субъектов туристической деятельности и заинтересованных организаций.

В качестве примера приведем структуру управления туризмом в Могилевской области (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Структура управления агротуризмом в Могилевской области

 

Управление физической культуры, спорта и туризма – является основной и единственной государственной управленческой структурой, которая осуществляет планирование, организацию, координацию и регулирование деятельности, а также контроль в сфере туризма и агротуризма области.

Областной координационный совет по туризму призван выполнять функции консультативного органа при принятии решений в сфере туризма. Основные задачи координационного Совета – участие в формировании и реализации стратегии и тактики развития туризма в области, содействие развитию различных форм туристической деятельности, оказание помощи в работе государственных органов и иных заинтересованных организаций в деятельности, направленной на повышение эффективности туристической деятельности. В составе координационного Совета представители различных областных организаций и служб.

Отделы по физической культуре, спорту и туризму городских и районных исполнительных комитетов. На эти государственные структуры управления возложены функции планирования и координации деятельности в сфере агротуризма в районах. Однако на практике эту работу выполняет, прежде всего, областное управление по спорту и туризму, поскольку специалисты в районах не достаточно мотивированы на работу по поддержанию и развитию агротуризма. Это приводит к тому, что спускаемые сверху указания не в полной мере учитывают особенности местности, желание и возможности местных жителей и т.д., а значит, сдерживают поступательное развитие агротуризма в области.

При этом необходимо отметить, что в мировой практике складывается тенденция, когда координация сферы туризма в целом и агротуризмом в частности становится одной из главных функций администрации района, являющейся органом управления всеми видами туризма данного уровня. Усиливается дифференциация агротуристической политики на региональном уровне, децентрализация управления и регулирования этой деятельности.

В состав Общественного Совета по развитию агроэкотуризма при управлении ФКСиТ областного исполнительного комитета входят представители управления ФКСиТ, ОАО «Белагропромбанк», члены ассоциации фермеров, общественного объединения «Республиканский туристско-спортивный союз», и общественного объединения «Клуб предпринимателей», а также хозяева сельских усадеб, преподаватели университетов и т.д.

Цель создания Совета – содействие развитию агроэкотуризма в области.

Для более эффективной работы совета в его составе созданы три рабочие группы:

- группа по правовым вопросам;

- группа по обучению и обмену опытом;

- группа по рекламированию туристических возможностей Могилевской области и продвижению туристического продукта.

На сегодняшний день Совет призван стать центром генерирования идей для самоорганизации и помощи хозяевам усадеб в вопросах создания туристического продукта, его продвижения и реализации.

Совету принадлежит важная роль в содействии развитию туризма на сельских территориях через создание партнерских отношений между органами власти, хозяевами сельских усадеб, туристическими фирмами, представителями бизнеса, неправительственными организациями других областей, представителями науки, прессы и т.д. Эта общественная структура является инициатором многих решений и акций, поддержанных местной властью.

Позитивный вклад Совета в развитии агротуризма в области – подготовка экспертов для оказания практической и методической помощи хозяевам усадеб, проведение информационно-практических семинаров. Совет играет существенную роль в лоббировании интересов субъектов агротуризма на областном и общегосударственном уровнях, в установлении дружеских партнерских международных и региональных отношений.

Члены Совета принимают активное участие в семинарах, конференциях по направлениям развития туризма, заявляя перед международной и отечественной общественностью свою позицию относительно приоритетов развития туризма области. Реализуя задачу более широкого привлечения жителей региона к решению проблем развития туризма, Совет осуществляет постоянный поиск эффективных форм организации информационного обеспечения населения области.

Несмотря на тот положительный вклад, который вносит Совет в развитие областного агротуризма, его усилий явно недостаточно. Количество усадеб в районах области быстро растет, а значит, все ярче проявляется необходимость создания других подобных структур, это могут быть ассоциации, общественные организации и объединения, федерации, профессиональные клубы и т.п. созданные на районном, локальном (местном) уровнях. Каждый район, сельсовет, микрорегион имеет свой взгляд на возможности развития агротуризма, на решение поставленных задач и преодоление возникающих сложностей и проблем. Любой человек с необычайной любовью относится к своей малой родине, знает ее историю и ценит памятники природы и архитектуры.

Вне зависимости от методов управления агроэкотуризмом его приоритетными задачами должны быть охрана природы и улучшение качества жизни местного населения. Местное население данных территорий должно быть максимально вовлечено в туристскую деятельность, должно участвовать на равноправной основе в получении экономических, социальных и культурных выгод. Это не означает, что необходимо работать в туристском бизнесе самостоятельно. Участие может осуществляться в виде оказания на местах предварительных услуг турфирмам, например, в виде снабжения продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п., работы по найму, совместных предприятий с профессионалами туризма.

Планирование развития экологического туризма должно быть не наносящим или сводящим к минимуму ущерб среде нашего обитания. В этом плане заслуживает внимания активная работа по организации экологического образования среди населения, поиску решения проблем обеспечения равновесия между задачами развития экотуризма и охраной окружающей среды.

Объединение интересов со странами-соседями, укрепление партнерских отношений позволит более эффективно использовать потенциал таких приграничных территорий, как еврорегионы «Буг», «Неман», «Озерный край» и др.

Экотуризм должен развиваться не только на основе отечественной природной культуры и этики, но и на основе международных принципов экологического туризма.

При решении проблем экотуризма в указанных выше направлениях он может стать важным источником экономических выгод в равной степени для государства, для частного предпринимательства и для большинства местного населения. Более того, он может послужить эффективным инструментом охраны природных и культурных ценностей.

Владельцам усадеб для привлечения туристов недостаточно оказывать только услуги по ночлегу и питанию. Чтобы заинтересовать туристов, необходимо предоставлять целый комплекс сопутствующих услуг. Можно открыть при усадьбе музеи народной культуры и быта, организовывать тематические мероприятия с национальным колоритом, можно также предложить различные косметические и оздоровительные процедуры, основанные на национальных обычаях и традициях и многое другое.

Абсолютное большинство потребителей агротуристических услуг ожидает предложения большого пакета услуг активного отдыха в окрестностях деревни, районе, регионе. Доходной статьей туризма является не только наем жилья на ночлег. Дополнительные доходы приносят:

- непосредственная продажа местных продуктов (без посредников и транспорта);

- продажа обедов, приготовленных из собственных продуктов;

- продажа ремесленных изделий;

- сдача в наем оборудования, транспортные услуги, кони, экскурсии и т.п.

Необходимость повышения стандартов туристических услуг способствует развитию местной инфраструктуры: водоснабжение, канализация, дороги, телефонизация, общественный транспорт, прогулочные маршруты, а все это, в конечном счете, улучшает качество деревенской жизни и жизни малых городов.

Очевидным плюсом в развитии агротуризма является упрощенная нормативно-правовая база и программы развития агротуризма в Республике Беларусь. Однако упрощенный способ регистрации и налогообложения негативно влияет на услуги, предоставляемые агроусадьбами. В результате основные мероприятия агроусадеб – это корпоративы, юбилеи, свадьбы.

Выход из этой ситуации может заключаться в создании единого сайта с перечнем всех агроусадеб по регионам. На сайте должны быть оговорены цены (за сутки пребывания) и виды услуг по каждой агроусадьбе (питание, проживание, удобства, достопримечательности). Важным условием сайта будет являться возможность любого посетителя оставить свой отзыв, сравнить услуги и цены. В результате на фоне здоровой конкуренции будет формироваться рейтинг усадьб, способствующий развитию агротуризма.

 

 

Выводы по главе 3.

1. В настоящее время агротуризм является перспективным направлением развития туризма в Республике Беларусь. Перспективными считаются следующие направления развития агроэкотуризма: создание туристических деревень, организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе. Также существует ряд проблем, которые требуют мер по их решению, например: разработка системы взаимодействия усадеб с турфирмами, создание единого центра бронирования, порядок выдачи кредитов, природоохранная деятельность.

2. Дальнейшее развитие агроэкотуризма позволит обеспечить занятость сельского населения, значительные поступления в государственный бюджет; создание дополнительных объектов инфраструктуры туризма в сельской местности; оказать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в сельской местности, малых городах и стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, сопутствующих услуг; привлечь внимание отечественных и иностранных туристов к культурным и историческим достопримечательностям, более детально и глубоко представив возможности нашего края, а также повысить востребованность местных обычаев, фольклора, традиционных промыслов, ремесел, а также предметов и изделий народных мастеров, сувенирной продукции.

В настоящий момент на повестке дня стоит вопрос о повышении качества и конкурентоспособности этого продукта. При этом крайне важно создать его на основе потенциала белорусской деревни, культурно-исторического и природного наследия.

 


 

Заключение

 

 

Исходя из проведенного исследования, можем сделать следующие выводы:

1. В литературе можно встретить несколько концепций агротуризма, которые существенно отличаются друг от друга, так как преследуют разные цели, ориентированы на разные задачи и выработаны в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма. В мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей агротуризма.

2. На сегодняшний день существует множество определений понятия «агротуризм». Можем констатировать малоизученность данного сектора туристической индустрии, а также отсутствие единого понятийно-терминологического аппарата. В законодательных актах Республики Беларусь не делается различия между понятиями «агротуризм», «агроэкотуризм» и «сельский туризм».

Так, в официальных источниках Республики Беларусь агроэкотуризм определяется как временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.

3. Государственное управление и регулирование в области агротуризма в разных странах различается незначительно: преимущественно оно предусматривает законодательное обеспечение охраны окружающей среды, создание стимулирующей системы налогообложения и выбора оптимальных механизмов управления как процессом развития экотуризма в целом, так и процессом использования ресурсного потенциала ООПТ.

Правовую основу агротуризма в Республике Беларусь составляет Закон «О туризме». Важная роль в регулировании агроэкотуризма принадлежит Указам Президента Республики Беларусь, Постановлениям Совета Министров, а также локальным нормативным актам.

4. Основными предпосылками для развития агротуризма в Республике Беларусь являются: растущий уровень урбанизации и потребность горожан в смене обстановки и образа жизни в период отпусков; возможность питаться экологически чистыми продуктами, собирать лесные ягоды, грибы, лекарственные травы; приобщение к самобытному миру природы.

Количество субъектов агротуризма и количество обслуженных туристов растет с каждым годом, однако, численность туристов, обслуженных данными субъектами, снижается. Снижение потока агрокотуристов можно отметить как граждан страны, так и иностранцев.

5. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства. Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Основу деятельности составляет Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы.

Основными моделями развития агроэкотуризма в Беларуси являются:

- развитие агроэкотуризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства;

- строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности;

- создание государственных (реже частных) сельскохозяйственных тематических парков.

6. Существует две основные проблемы развития агроэкотуризма в Республике Беларусь – недостаточное инвестирование и снижение потока клиентов. Этому способствует несоответствие качества инфраструктуры необходимым для агротуристических целей критериям; недостаточное обучение экономически активного населения основам агротуристической деятельности; необходимость внедрения в агротуризм информационных технологий, позволяющих создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме; отсутствие четких санитарно-гигиенических требований для агроусадеб и прилегающих к ним сельских территорий; отсутствие жесткого контроля за санитарно-гигиеническим состоянием сельских территорий; плохое состояние транспортного сообщения; отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции; визовый режим.

Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта, владельцев средств размещения, информационно-рекламных служб, финансовых организаций, предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.

7. В настоящее время агротуризм является перспективным направлением развития туризма в Республике Беларусь. Перспективными считаются следующие направления развития агроэкотуризма: создание туристических деревень, организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе. Также существует ряд проблем, которые требуют мер по их решению, например: разработка системы взаимодействия усадеб с турфирмами, создание единого центра бронирования, порядок выдачи кредитов, природоохранная деятельность.

8. Дальнейшее развитие агроэкотуризма позволит обеспечить занятость сельского населения, значительные поступления в государственный бюджет; создание дополнительных объектов инфраструктуры туризма в сельской местности; оказать позитивное влияние на социально-экономическую ситуацию в сельской местности, малых городах и стимулирующее воздействие на развитие других отраслей, сопутствующих услуг; привлечь внимание отечественных и иностранных туристов к культурным и историческим достопримечательностям, более детально и глубоко представив возможности нашего края, а также повысить востребованность местных обычаев, фольклора, традиционных промыслов, ремесел, а также предметов и изделий народных мастеров, сувенирной продукции.

В настоящий момент на повестке дня стоит вопрос о повышении качества и конкурентоспособности этого продукта. При этом крайне важно создать его на основе потенциала белорусской деревни, культурно-исторического и природного наследия.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.045 с.)