Особенности и проблемы агротуризма в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и проблемы агротуризма в Беларуси



 

 

У зарубежного туриста Беларусь ассоциируется с огромным разнообразием природных ландшафтов, экосистем и традиционных культур, которые, в основном, и формируют привлекательную основу агроэкотуризма.

Национальные парки и заповедники, изобилие природных ресурсов (20 тыс. чистых рек, 10 тыс. уникальных озер, лесные массивы, уникальные болота) – все это может восполнить дефицит в природном пространстве и первозданной природе у граждан Западной Европы и других зарубежных стран.

Непосредственная близость от западноевропейских стран и неизведанность региона – важные условия потенциального роста различных форм агроэкотуризма.

Для отечественных туристов агроэкотуризм доступен практически всем возрастным группам и людям с различным финансовым достатком. Его развитие значительно расширяет географию отдыха населения и создает альтернативу скопившемуся туристскому продукту.

Огромным преимуществом белорусского агротуризма является уникальная возможность как послушать местные легенды и страшилки вечером у костра, так и причастится к народной культуре в виде песен и танцев. Особенно много интересного можно увидеть, если отправится в Беларусь во время Коляд, Масленицы или Купалья.

О привлекательности агротуризма свидетельствует и большое количество разнообразных фестивалей, которые проходят в сельской местности Беларуси. Самыми известными являются «Заборски фэст», «Браславские зарницы», «Дрибинские торжки» и «Зов Полесья» [32, c. 39].

Любители экологических туров и жизни на природе, жаждущие отдохнуть от городской суеты, скорее всего тоже соблазнятся вариантом сельского туризма. Также эту опцию стоит порекомендовать тем людям, которым надоели банальные солнце, море и песок и которые готовы заменить их на красивый пейзаж, традиции и досуг.

Туристические визиты в деревню могут быть кратковременными или длительными. Однодневных туристов в белорусской деревню привлекает:

- подвалы и корчмы, оборудованные в деревенском стиле, продающие местные продукты питания и традиционную еду;

- объекты для показа, где можно не только посмотреть, но и поучаствовать в непривычном трудовом процессе (мельница, сыроварня, кузница и т.д.)

- музеи народной культуры и ремесел, где можно купить сувениры;

- парки отдыха для детей с приспособлениями для игры, возможность контакта с животными и т.п.

- конефермы, предоставляющие услуги по верховой езде (гипотерапия и спорт).

Такие объекты становятся основой организации агротуризма с длительным пребыванием. Ведь агротуризм – это не только сочетание возможности размещения и питания в сельском доме. Абсолютное большинство потребителей агротуристических услуг ожидает предложения большого пакета услуг активного отдыха в окрестностях деревни, районе, регионе. Доходной статьей туризма является не только наем жилья на ночлег. Дополнительные доходы приносят:

- непосредственная продажа местных продуктов (без посредников и транспорта);

- продажа обедов, приготовленных из собственных продуктов;

- продажа ремесленных изделий;

- сдача в наем оборудования, транспортные услуги, кони, экскурсии и т.п.

А.В. Дорогенский справедливо отмечает, что белорусский агротуризм возник в условиях, которые существенно отличаются от условий зарождения и развития агротуризма в ряде европейских стран. Он не унаследовал ни достаточной материальной базы, ни устойчивой традиции. Тем не менее, специалисты признают что, данное направление в Беларуси, несмотря на свою относительную новизну, является динамично развивающееся отраслью [10,       с. 106].

Развитие агроэкотуризма предполагает соблюдение целого ряда условий. Одно из них – это наличие свободного жилого фонда в сельской местности, его хорошее состояние и достаточно высокий уровень комфортности. В ряде случаев свободный жилой фонд небольших деревень по своему качеству не соответствует необходимым для агротуристических целей критериям. Целый ряд сельских населенных пунктов, расположенный в живописной местности, по условиям проживания не подходит для создания объектов агротуризма. Поэтому важно не само наличие свободного жилого фонда, а его состояние. Потребитель отдает предпочтение комфортабельным условиям, создание которых требует существенных затрат. В этом случае сельские жители или фермеры должны иметь возможность воспользоваться государственным кредитованием.

Еще одна проблема связана с обучением экономически активного населения основам агротуристической деятельности. В этом направлении успешно ведут работу общественные организации. По их инициативе в регионах периодически проводятся обучающие семинары по агротуризму. В то же время на местах отсутствует необходимая постоянная консультативная помощь по агротуристической деятельности.

Важная проблема возникает в связи с необходимостью внедрения в агротуризм информационных технологий, позволяющих создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме. На данном этапе владельцы агроусадеб в одиночку формируют для себя потребительский рынок, дают объявления в средствах массовой информации, а также в сети интернет. Каталоги агроусадеб, которые издаются при помощи облисполкомов, рассчитаны на ограниченный круг потребителей. Формирование рынка агроуслуг невозможно без активной рекламы, которую агроусадьбы не могут обеспечивать самостоятельно.

Особого внимания заслуживает санитарно-гигиеническое состояние агроусадеб и прилегающих к ним сельских территорий. Разработаны соответствующие требования, но на деле далеко не всегда проводится комплексное обследование местности. Здесь необходим более жесткий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием сельских территорий.

Сдерживающими факторами развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агротуризма больше подходит хуторская система расселения.

Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агротуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агротуристских услуг [9, с. 132]. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, «мертвые» с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников.

Актуальным является и вопрос транспортного сообщения. Не ко всем агроусадьбам имеются хорошие подъездные пути, отсутствуют указатели. На качество агротуристических услуг существенно влияет уровень сельской инфраструктуры. Потребителю приходится выбирать между природной привлекательностью местности и наличием современной инфраструктуры.

Для решения этих проблем, прежде всего, необходимо понимание на всех уровнях агротуризма как комплексной услуги, направленной на удовлетворение запросов в сфере туризма и рекреации определенной части населения Республики Беларусь и зарубежных туристов. Для сельских населенных пунктов и сельских жителей агротуризм является источником дополнительных доходов, способом создания новых рабочих мест. С его помощью приобретаются новые знания и навыки, повышается квалификация сельского населения, возрастает уровень самооценки личности сельских жителей. Благодаря агротуристической деятельности улучшается инфраструктура села и дается импульс развития других отраслей экономики (транспорта, торговли, строительства и т.п.).

Касательно иностранных инвестиций можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в Беларуси пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда.

Говоря о привлечении иностранных туристов, следует подчеркнуть, что, прежде всего, таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор) [32, c. 40].

Развитию этой сферы мешает в первую очередь отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Беловежская пуща, к примеру, будет рекламироваться на европейских телеканалах вне белорусского контекста.

Одна из существенных проблем – визовый режим. Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных.

Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта, владельцев средств размещения, информационно-рекламных служб, финансовых организаций, предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.

В территориальном распределении средств размещения агротуризма должны прослеживаться следующие тенденции: благоприятная экологическая ситуация, сосредоточение гостиничного фонда вблизи автомагистралей для привлечения транзитных туристов, концентрация средств размещения в местах транспортной доступности к крупным городам, в том числе к областному центру, выбор уникальных природных экосистем для создания баз отдыха. Организация проживания может быть обеспечена двумя способами: сдача внаем жилья владельцами средств размещения: проживание в семьях в сельской местности.

Сведение к минимуму побочных отрицательных последствий развития агроэкотуризма является насущной задачей, решение которой предполагает активное участие всех заинтересованных сторон.

Республика остро нуждается в разработке стратегии и конкретных планов развития столь ресурсного для нее агротуризма. Стратегия развития агроэкотуризма должна базироваться на мировом опыте и ряде нормативно-методических документов юридического и экономического плана, которые способствовали бы развитию агроэкотуризма и повышению интереса к нему как со стороны соответствующих структур власти, общественных организаций, так и со стороны коммерческих структур (налоговое законодательство, правила землепользования и порядок обустройства экологических троп, стандарты на услуги и т.п.).

В качестве проблем белорусского агроэкотуризма можно также отметить следующие:

- проекты окупаются только в долгосрочной перспективе. В стране не так много граждан, которые могут направить средства «в никуда» и получить прибыль только через несколько лет. Предпринимателю нужен доход, здесь и сейчас, а затраты на аренду территории, строительство туристических комплексов и рекламу услуги достаточно велики;

- отсутствие частной собственности на землю. Фактически, все земельные участки, которые на сегодняшний день переданы под индивидуальную застройку, принадлежат государству. Вместо частной собственности существует так называемая «пожизненная аренда» сроком на 99 лет. Это значит, что если на территории, облагороженной инвестором, захотят построить очередное белорусско-китайское индустриальное чудо или город-спутник, усадьбу снесут. Не имея гарантий, зарубежный предприниматель работать в Беларуси, скорее всего, не станет.

- отсутствие статистики о прибыльности бизнеса. Несмотря на обилие проверяющих органов в стране, на сегодняшний день не существует подробной и достоверной статистики о доходах в сфере агротуризма в Беларуси. В попытке избежать непомерных налогов, многие предприниматели ведут теневую бухгалтерию; достаточно распространена коррупция на местах [28, с. 97].

В результате правительство не может сформировать четкую стратегию поддержки бизнеса и оценить туристический потенциал страны в денежном эквиваленте. В данном случае логика проста: нет стратегии и реальных показателей – нет инвестора.

Однако, положительная динамика в развитии белорусского агротуризма все-таки наблюдается. Самым перспективным регионом по праву считают Западную Беларусь (Витебская область на границе с Латвией, а также Брестская и Гродненская область).

Одна из самых востребованных отраслей агротуризма на сегодняшний день – это организация охоты и рыбной ловли. Поэтому частные туристические базы и гостиничные комплексы недостатка в клиентах не испытывают.

Также спросом пользуются туры и поездки одного дня по небольшим городам и местечкам Западной Беларуси – во многом благодаря качественной реставрации исторических памятников и рекламе со стороны туристических агентств и волонтеров.

 

Вывод по главе 2.

1. Основными предпосылками для развития агротуризма в Республике Беларусь являются: растущий уровень урбанизации и потребность горожан в смене обстановки и образа жизни в период отпусков; возможность питаться экологически чистыми продуктами, собирать лесные ягоды, грибы, лекарственные травы; приобщение к самобытному миру природы.

Количество субъектов агротуризма и количество обслуженных туристов растет с каждым годом, однако, численность туристов, обслуженных данными субъектами, снижается. Снижение потока агрокотуристов можно отметить как граждан страны, так и иностранцев.

2. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства. Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Основу деятельности составляет Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы.

Основными моделями развития агроэкотуризма в Беларуси являются:

- развитие агроэкотуризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства;

- строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности;

- создание государственных (реже частных) сельскохозяйственных тематических парков.

3. Существует две основные проблемы развития агроэкотуризма в Республике Беларусь – недостаточное инвестирование и снижение потока клиентов. Этому способствует несоответствие качества инфраструктуры необходимым для агротуристических целей критериям; недостаточное обучение экономически активного населения основам агротуристической деятельности; необходимость внедрения в агротуризм информационных технологий, позволяющих создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме; отсутствие четких санитарно-гигиенических требований для агроусадеб и прилегающих к ним сельских территорий; отсутствие жесткого контроля за санитарно-гигиеническим состоянием сельских территорий; плохое состояние транспортного сообщения; отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции; визовый режим.

Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта, владельцев средств размещения, информационно-рекламных служб, финансовых организаций, предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.28.92 (0.02 с.)