Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование в сфере агротуризма
С развитием агротуризма, превращением его в общественно значимый социально-экономический феномен особую актуальность приобретают проблемы его эффективного регулирования. Под регулированием развития агротуризма понимается создание таких инструментов, которые обеспечили бы полную и эффективную координацию деятельности субъектов хозяйствования и реализуемых мероприятий на территориальном уровне. Регулирование развития агротуризма представляет собой трехуровневую систему, включающую в себя: - координацию и содействие развитию агротуризма в глобальном (международном) масштабе; - согласованность агротуристской политики на межгосударственном уровне; - согласованность политики в области агротуризма на национальном и региональном уровнях. Координация и содействие развитию агротуризма в глобальном масштабе осуществляется посредством международных организаций и фондов. Несмотря на относительную «молодость», агротуризм имеет четко выраженную международную организацию. Помощь развитию агротуризма оказывают крупнейшие международные структуры, имеющие широкий спектр природоохранных целей и экономически поддерживающие развитие агротуризма как одно из направлений деятельности, способствующей устойчивому использованию природных ресурсов. Организация Объединенных Наций играет большую роль в деле объединения усилий мирового сообщества по охране природных ресурсов планеты. Ряд комиссий ООН вносят свой вклад в пропаганду идей агротуризма. В формировании и реализации глобальной агротуристской политики участвуют: - ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (в т. ч. ее программа «Человек и биосфера»); - ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде; - ПРООН – Программа развития ООН; - МСОП – Международный союз охраны природы и др. Основная направленность вышеперечисленных международных программ заключается в природоохранной функции и организации мониторинга биологического разнообразия, создании системы эффективного управления природными ресурсами, интеграции экологического и историко-культурного потенциала в социально-экономическое развитие региона. Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ развития агротуризма вносят Международные финансовые организации:
- Всемирный банк – Международный банк реконструкции и развития; - Всемирный фонд охраны дикой природы; - Глобальный экологический фонд. Существует ряд специализированных организаций, созданных для содействия развитию агроэкотуризма в мире (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Международные ассоциации агроэкотуризма
К важнейшим финансовым инструментам, способствующим развитию агротуризма в странах ЕС, можно отнести следующие структурные фонды: - Европейский фонд регионального развития, - Европейский социальный фонд, - Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства. Европейский фонд регионального развития выделяет средства на финансирование строительства и реконструкцию объектов агротуристской инфраструктуры, на освоение эндогенного потенциала регионов, в том числе в форме природных и культурных ценностей. Европейский социальный фонд оказывает финансовую поддержку в организации обучения и повышения квалификации персонала, задействованного в агротуризме. Особое внимание уделяется привлечению молодежи из сельской местности в производство услуг агротуризма [39, c. 46]. В ряде стран ЕС, особенно, в странах Центральной и Восточной Европы, вошедших в состав Союза, большинство сельскохозяйственных регионов считаются структурно слабыми. По этим причинам Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства выделяет средства на развитие агротуризма. Целью такой политики является оказание помощи занятым в сельскохозяйственном производстве в поиске дополнительных рабочих мест и источников дохода. Агротуризм рассматривается также и в качестве фактора общественно-экономической активизации сельских районов с учетом расширяющейся урбанизации и старения населения. Из средств Европейского фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства также финансируется создание ООПТ, развитие в них агротуристской инфраструктуры и проведение природоохранных мероприятий.
Европейский банк реконструкции и развития стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных задач оказание помощи странам в формировании экологической политики, содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами; организацию и поддержку специальных исследований и программ по экологическому образованию населения. Европейский инвестиционный банк оказывает поддержку кредитами и займами инвестиционным проектам структурно слабых регионов. Направляемая им финансовая помощь используется для развития инфраструктуры экотуризма (строительство малых и средних отелей, кемпингов с применением новых экотехнологий). Постоянно действующий финансовый инструментарий туристской политики в странах Союза дополняется инициативными программами ЕС. К инструментам этой группы относятся: - ENVIREG – программа, реализуемая с целью улучшения состояния окружающей среды в туристских регионах; - INTERREG – программа поддержки сотрудничества приграничных регионов, особенно в сфере агротуризма, охраны окружающей среды и создания природных парков на приграничной территории [7, c. 1168]. Координация политики в области агротуризма на национальном и региональном уровнях осуществляется через специально созданные государственные органы, общественные туристские организации и институты. Опыт ряда государств (США, Великобритании, Германии и др.), добившихся значительных результатов в развитии агротуризма, свидетельствуют о том, что эффективное государственное управление и регулирование особенно необходимо на этапе становления и является определяющим фактором в создании национального агротуристского рынка. Нa национальном уровне развитие агротуризма поддерживается с помощью национальных ассоциаций сельского туризма, состоящих в свою очередь из множества региональных объединений, учитывающих специфику конкретного региона (Таблица 3).
Таблица 3 – Примеры национальных ассоциаций агротуризма
Источник: [39]
Государственное управление и регулирование в области агротуризма в разных странах различается незначительно: преимущественно оно предусматривает законодательное обеспечение охраны окружающей среды, создание стимулирующей системы налогообложения и выбора оптимальных механизмов управления как процессом развития экотуризма в целом, так и процессом использования ресурсного потенциала ООПТ. Система управления развития агроэкотуризма в Республике Беларусь представлена на Рисунке 6.
Рисунок 6 – Система управления развития агроэкотуризма в Республике Беларусь
Вместе с тем, национальные особенности стран, связанные с историей их развития, географическим положением, менталитетом населения и особенностями его социально-культурного развития, определяют существенные различия в системе управления и регулирования агротуризма. Правовую основу агротуризма в Республике Беларусь составляет Закон «О туризме» [36]. В нем определены основные цели туристической деятельности, права и обязанности участников и субъектов, основные правила организации такой деятельности.
Важная роль в регулировании агроэкотуризма принадлежит Указу Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 [33] В соответствии с данным Указом, агроэкотуризм – временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания. Очень важно, что названный Указ дает возможность заниматься агроэкотуризмом по заявительному принципу. Необходимо только уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и письменно проинформировать соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня о намерении осуществлять такую деятельность, а физические лица еще дополнительно должны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет. В Указе [33] также определяются условия, при совокупном наличии которых субъекты агроэкотуризма могут осуществлять услуга в данной сфере, кроме этого названы виды услуг, которые вправе оказывать данные субъекты. Реализация норм Указа [33] способствовала увеличению занятости граждан, постоянно проживающих в сельской местности и ведущих личное подсобное хозяйство, а также созданию новых рабочих мест. Кроме того, у сельских жителей появилась личная заинтересованность в развитии инфраструктуры сельских туристических объектов. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» [38] была утверждена форма типового договора на оказание услуг в данной сфере. Таким образом, лица, желающие работать в сфере агроэкотуризма, могут воспользоваться готовой формой договора. Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов деятельность в сфере агроэкотуризма регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» [34], также определяется Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года и Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь. В настоящее время ведется разработка изменений и дополнений в Указ № 372 [33], о чем заявил министр спорта и туризма А. Шамко на заседании рабочей группы для выработки предложений по совершенствованию деятельности субъектов агроэкотуризма 24 января 2017 года [48]. Согласно новой редакции Указа будет расширен перечень услуг, которые могут оказываться субъектами агроэкотуризма. В него планируется включить такие пункты, как проведение презентаций, юбилеев, банкетов; оказание услуг бань, саун и душевых; катание на животных и гужевом транспорте; предоставление инвентаря для спорта и отдыха.
При этом при оказании услуг по проведению презентаций и банкетов владельцы агроэкоусадеб будут уплачивать сбор за каждый месяц, в котором оказывалась услуга. Величина этого сбора будет зависеть от месторасположения субъекта агроэкотуризма: планируется, что сбор будет больше для агроусадеб, расположенных недалеко от Минска или областных центров [48]. В документе будет четко прописано, что будет считаться агроэкоусадьбой. Так, в нее будут входить и гостевые дома, расположенные на одном земельном участке с жилым домом хозяев, а также жилые и гостевые дома на других участках, расположенных в одном населенном пункте либо примыкающие территориально. При этом общее число жилых комнат в агроэкоусадьбе для размещения туристов не может превышать десяти. Новый документ предусматривает еще несколько важных моментов. Например, заниматься агроэкотуризмом нельзя будет в малых городах районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек, также убирается норма, разрешающая заниматься агроэкотуризмом в квартире в жилом доме. Нельзя будет заниматься этим видом деятельности тем людям, которые не ведут личное подсобное хозяйство. Однако, при этом будут сделаны исключения для тех субъектов агроэкотуризма, которые уже работают [48]. Проанализировав законодательство в сфере агроэкотуризма, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в принятии нормативного правового акта, который бы полно регламентировал деятельность в сфере агроэкотуризма, который является одним из перспективных направлений социально-экономического развития государства. Вывод по главе 1 1. В литературе можно встретить несколько концепций агротуризма, которые существенно отличаются друг от друга, так как преследуют разные цели, ориентированы на разные задачи и выработаны в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма. В мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей агротуризма. 2. На сегодняшний день существует множество определений понятия «агротуризм». Можем констатировать малоизученность данного сектора туристической индустрии, а также отсутствие единого понятийно-терминологического аппарата. В законодательных актах Республики Беларусь не делается различия между понятиями «агротуризм», «агроэкотуризм» и «сельский туризм». Так, в официальных источниках Республики Беларусь агроэкотуризм определяется как временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания. 3. Государственное управление и регулирование в области агротуризма в разных странах различается незначительно: преимущественно оно предусматривает законодательное обеспечение охраны окружающей среды, создание стимулирующей системы налогообложения и выбора оптимальных механизмов управления как процессом развития экотуризма в целом, так и процессом использования ресурсного потенциала ООПТ. Правовую основу агротуризма в Республике Беларусь составляет Закон «О туризме» [36]. Важная роль в регулировании агроэкотуризма принадлежит Указам Президента Республики Беларусь, Постановлениям Совета Министров, а также локальным нормативным актам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.022 с.) |