Перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь



 

 

В Республике Беларусь есть огромный потенциал в развитии международного агротуризма благодаря многочисленным экоресурсам. Но существует и множество проблем международного характера, такие как сертификация агротуристических услуг в соответствии с международными стандартами; развитие агротуризма как конкурентоспособного сектора между народных туристических услуг.

Перспективными считаются следующие направления развития агроэкотуризма: создание туристических деревень, организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе. Также существует ряд проблем, которые требуют мер по их решению, например: разработка системы взаимодействия усадеб с турфирмами, создание единого центра бронирования, порядок выдачи кредитов, природоохранная деятельность [32, с. 45].

В настоящее время в нашей стране предпринимаются попытки перехода oт отраслевого принципа организации экономики к кластерной модели. В агроэкотуризме, который затрагивает более 20 различных отраслей это единственно возможная модель создания регионального туристической продукта. Зеленый маршрут – частный случай туристического кластера.

Для диверсификации предложения отдыха в деревне агроусадьбы были объединены в «зеленые маршруты». В Республике Беларусь действуют 4 сети «зеленых маршрутов»: «Голубое ожерелье Россон», «Игуменские конные маршруты, «Край желтых кувшинок и седых валунов» (по Лепельскому району), «Неманский путь» (по Лидскому району).

Кластеры – это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли. Кластеры охватывают большое количество разного рода предпринимательских структур, правительственные учреждения, университеты, ассоциации и общественные объединения. Кластерная модель позволяет оптимизировать и минимизировать имеющиеся экономические, социальные и политические ресурсы для целей регионального и местного развития.

Кластер агротуризма должен формироваться на основе четырех моделей развития агротуризма, которые можно отнести к базовым и перспективным с учетом специфики региональных и местных условий:

1) создание региональных агротуристических сетей через развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая различные агротуристические объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма);

2) воссоздание социокультурной среды исторического поселения – «исторической деревни», «национальной деревни» или иного типа поселения (стойбища и т. д.), воссоздание социокультурной среды иных исторических объектов (дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т. д.);

3) создание крупных и средних специализированных агротуристических объектов, ориентированных на прием туристов и организацию их полноценного отдыха. Это могут быть специализированные центры (спортивные, культурные, кулинарные и т.п.), стилизованные «агротуристические деревни», а также «рыбацкие», «охотничьи деревни» и т. п. Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах;

4) создание государственных и частных сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и производственных комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой [24, c. 39].

В настоящее время работа по развитию кластера агротуризма ведется по многим направлениям:

- организована серия обучающих семинаров для владельцев агроусадеб, фермерских хозяйств и специалистов органов государственного управления;

- регулярно выпускается бюллетень ГГНПОО «Оракул»;

- разработаны и изданы презентационные материалы об отдельных усадьбах агротуризма;

 - формируются партнерские сети агротуризма на уровне отдельных районов и населенных пунктов;

- проведены презентации агротуристичевского кластера на информационном стенде на туристической выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 11, 12, 13» (впервые стенд «Сельский туризм» был представлен на выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 10», 12-14 мая 2006 г.) [24, с. 40].

Сотрудничество агротуризма и государства может быть плодотворным и экономически выгодным.

Отрицательными факторами, которые на сегодняшний момент сдерживают дальнейшее развитие агротуризма в нашей стране, являются:

- отсутствие привлекательного туристического имиджа республики на внешних рынках. Социологический опрос свидетельствует о том, что 20% иностранных граждан, посетивших нашу страну, ничего о ней не знали, а около 35% почерпнули информацию от своих друзей и родственников, здесь побывавших. Зачастую информация, которая публикуется в зарубежных СМИ, не соответствует действительности;

- проблемы визового режима отсутствие при въезде системы «зеленого коридора»;

- слабое взаимодействие субъектов агротуризма и местных органов власти. Зачастую чиновники являются препятствием на пути развития агротуризма. Большинство из них не верит, что агротуризм может приносить реальный доход в бюджет страны. Так, например, в Россонском районе Витебской области местный исполком заморозил строительство инфоцентра, посчитав его создание нецелесообразным и неразумным. Однако эксперты в области агротуризма утверждают, что инвестиции, вложенные в инфоцентр, являются долгосрочными и на начальном этапе могут не приносить прибыли. Создание инфоцентра несет в себе потенциал поддержки агротуризма, привлечения инвестиций в эту сферу;

- отсутствие квалифицированных кадров в сфере агротуризма. Конечно, если владелец или работник агроусадьбы изъявит желание повысить свой профессиональный уровень, почерпнуть опыта и знаний за рубежом, то он может обратиться в организацию World Wide Opportunitieson Organic Farms, («Всемирные Возможности на Органических Фермах»). Суть программы заключается в обмене труда на жилье и питание. «Добровольный работник» работает на ферме 4-6 часов в день, в обмен на это фермер-хозяин предоставляет ему жилье и питание. Ни фермер, ни турист не платят друг другу. На основе такой программы можно узнать, на чем основывается и как развивается агротуризм в зарубежных странах [28, с. 96].

К положительным факторам, которые могут влиять на развитие данной формы туризма, можно отнести:

- рост мобильности граждан как следствие увеличения количества личного транспорта;

- изменения в организации использования свободного времени (более частые и короткие отпуска, выходные);

- высокую динамичность современной городской жизни; рост уровня стрессов;

- ухудшение экологической обстановки в городах;

- разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.

Вместе с тем, дальнейшее развитие данного рынка в республике требует учета специфических факторов, среди которых можно выделить следующие:

- широко распространенная практика проведения свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие;

- значительная часть населения городов имеет тесные родственные связи с деревней, а многие жители городов проводят отпуска и каникулы у своих родственников в деревне;

- в Беларуси такие виды отдыха, как организация пикников на лоне природы, поход в лес по грибы или ягоды, рыбалка и т.п. легко осуществимы и широко распространены среди населения. В европейских странах, где господствует частная собственность на землю, сделать это самостоятельно и бесплатно практически не представляется возможным;

- в Беларуси доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом коллективизации в сельском хозяйстве. Для организации агротуризма больше подходит хуторская система расселения;

- достаточно короткий благоприятный период для летнего отдыха, что ведет к росту затратоемкости агротуристских услуг. Вместе с тем, сезонность спроса можно сгладить, предлагая туристам различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях (празднование масленицы, Ивана Купалы и др.);

- отсутствие знаний иностранных языков и культурных особенностей зарубежных стран, что является необходимым элементом в обслуживании иностранных туристов.

Целевыми сегментами дальнейшего развития агротуризма выступают как граждане Беларуси, так и иностранные туристы.

Первую категорию формируют три группы граждан: деловые люди, которые не могут позволить себе длительный отпуск в силу особенности своей деятельности; лица с относительно низкими доходами и ограниченными возможностями для организации зарубежных поездок; дети в каникулярное время, родители которых полагают необходимым видом отдыха для своих детей агротуризм.

Вторую категорию составляют иностранные туристы, подразделяемые на три группы: иностранные туристы, посещающие Беларусь с деловыми и иными целями, предпочитающие останавливаться в спокойных местах; транзитные туристы; гостевые туристы, посещающие регион по ностальгическим мотивам.

На доходы от агротуристической деятельности влияют следующие факторы: количество агротуристов, предлагаемая цена, количество услуг и их качество, время нахождение агротуристов, эффективность продвижения услуг, общие расходы, личностные черты владельца, знакомства (контакты владельцев), источники финансирования.

Экономическая отдача от агротуризма зависит не только от доходов, но и от достигнутой прибыли, которую получают при вычитании расходов от доходов. В агротуризме важным является предвидение прибыли. Нельзя планировать большую прибыль от агротуристической деятельности в начале ее деятельности (в первые 4 года деятельности).

Планирование дохода осуществляется через планирование количества посещения агротуристов, количества комнат (до 10), сезонность приезда агротуристов (цены, время проведения агротуристической деятельности). В основном в белорусских усадьбах отдыхают внутренние туристы. Чаще всего усадьбы арендуются на выходные дни. Среди иностранных туристов отдых в белорусских агроусадьбах особенно популярен у россиян. В планировании учитываются расходы текущие (операционные), расходы, касающиеся сдаваемых помещений (свет, газ, вода, ремонт, телефон, питание и т.д.), а также расходы на развитие предприятия (инвестиционные), связанные с приготовлением и вводом в эксплуатацию агротуристического хозяйства (ремонт, покупка оборудования).

Характерной чертой операционных расходов является то, что они появляются каждый месяц и зависят от количества туристов, тогда как инвестиционные расходы могут осуществляться в больших размерах и в больших промежутках во времени (например, раз в год).

Ивестиционные расходы охватывают расходы на строительство и покупку необходимых основных средств и расходы на оборотные средства, связанные с основным хозяйством. Инвестиционные расходы владельца агроусадьбы в большой степени зависят от способов их осуществления – собственными силами или вспомогательными (через фирму, аутсорсинг). В то же время большая стоимость инвестиций увеличивает цену агротуристического продукта, что может повлиять на уменьшения спроса [49, с. 52].

Основными факторами, влияющими на принятие инвестиционного решения владельца агроусадьбы, являются:

- уровень жизни и состав личного имущества;

- возможности агротуристического хозяйства относительно собственного финансирования (собственные средства);

- размер ожиданий от спроса на услуги (приток агротуристов);

- стоимость и доступность привлекаемого капитала (кредит, заемные средства);

- склонность субъекта агротуризма к принятию риска (гибкость к изменениям);

- располагающая государственная политика (налогообложение) [49, с. 55].

Об удаче и успехах агротуристической деятельности, то есть о величине продаж агротуристических услуг, о прибыльности можно судить по установившимся ценам. Высокие цены могут оттолкнуть туристов, низкие могут принести субъекту агротуризма потери. Поэтому необходимо установить оптимальную цену за предлагаемый агротуристический продукт, которая удовлетворила бы обе стороны. В этом случае цена имеет экономическое и маркетинговое измерения.

Очень часто цены на агротурнстнческие услуги устанавливаются спонтанно, без расчетов материальных издержек и оплаты труда. Субъекты агротуризма редко ведут книги прихода и расхода, которые используются в ценовой стратегии. На цену агротуристических услуг влияет много факторов: сезонность, природные условия, экономические возможности туристов, макроэкономические условия (безработица), также цель и характер осуществления агротуристической деятельности (мода на агротуризм), материальные и финансовые возможности хозяйства, потенциал владельца агроусадьбы в удовлетворении потребностей туристов.

Также на цены предложенного агротуристического продукта влияют 3 показателя:

- цены на рынке (конкурентные);

- цены минимальные, экономически покрывающие проект;

- спрос [49, с. 59].

Эксперты по агротуризму определили значительную разницу в ценах. Большая разница в ценах свидетельствует о различном уровне комфорта в белорусских агроусадьбах; об отсутствии стандартов и норм ценовой политики в агротуризмс. Эксперты считают, что оптимальная цена за сутки проживания с трехразовым питанием должна быть в пределах 20-30 у.е., в зависимости от уровня комфорта. Основным девизом в развитии агротуризма должно быть правило: относительно низкая цена на предоставление помещения и большое количество предложений по сопроводительным услугам, а также возможность личных переговоров между туристом и владельцем агроусадьбы.

Важным экономическим фактором в агротуризме является источник финансирования, который состоит из: собственного капитала субъекта агротуризма (сбережения) и капитала привлеченного (кредит). Собственный капитал субъекта агротуризма выступает в материальной форме (дом, земля, выращенные продукты питания, сельское хозяйство, оборудование для хозяйства), а также в финансовой форме (наличность, денежные средства на банковском счете, ценные бумаги).

На недостаток собственного капитала указывает большинство субъектов агротуризма, что свидетельствует о небольших доходах от продаж собственной продукции, поэтому многое предприниматели ищут другие возможности заработка. Например, участвуют в работах, связанных с транспортом, строительством, услугами. В результате этой деятельности накапливают сбережения, с помощью которых можно развивать агротуристическую деятельность.

Другим источником финансирования агротуризма в агротуристическом хозяйстве является капитал привлеченный, к которому относятся: кредиты, займы, финансирование.

Таким образом, в настоящее время агротуризм является перспективным направлением развития туризма в Республике Беларусь. В агротуристической деятельности среди критериев, влияющих на уровень цены, наиболее важными, на наш взгляд, будут: пора года; целевая аудитория; количество и содержание основных и дополнительных услуг; уровень услуг, сопровождающих продажу основного продукта.

Агротуристическая деятельность в большой степени зависит от сезонности. Это обуславливает ограниченный период получения доходов от туризма хозяевами усадеб. Желая продлить данный период, субъекты хозяйствования должны использовать эластичную ценовую политику. Снижение цен перед главным сезоном, а также после него, поможет привлечь больше заинтересованных клиентов, которые хотят платить меньше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.019 с.)