Мероприятия национальной программы агротуризма в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мероприятия национальной программы агротуризма в Республике Беларусь



 

 

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства.

Первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь была принята в 2004 году. Итогом ее выполнения стал значительный рост экспорта туристических услуг, развитие туристической инфраструктуры в стране, упрощение въездного режима и условий пребывания иностранных граждан на территории Беларуси.

Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Основу деятельности составляет Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы.

Основными моделями развития агроэкотуризма в Беларуси являются:

- развитие агроэкотуризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства;

Данная модель успешно реализуется в европейских странах. Один из ключевых ее компонентов – государственная поддержка развития сети частных гостиниц на базе существующего в сельской местности жилого фонда. В качестве необходимых условий реализации такая модель предполагает наличие свободного или условно свободного жилого фонда в сельской местности; достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние жилого фонда; системную государственную поддержку агроэкотуристических объектов; организацию объединений субъектов агроэкотуризма (ассоциации, общественные объединения); финансовую поддержку (система льготного кредитования или дотирования субъектов агроэкотуризма). Причем условие финансовой поддержки в данной модели является ключевым.

В Беларуси выбор жилья в сфере агротуризма велик. Здесь можно найти простую сельскую хату, владелец которой плетет корзины из лозы и организует байдарочные походы по Неману. Или озерные рыбацкие усадьбы у Браславских озер, на Нарочи и Свири, с полным комплектом услуг, начиная от снастей до велосипеда и снегоходов. Или трехэтажные коттеджи с белорусским колоритом, вышиванками, национальной кухней, чугунной посудой, с анимацией от народных ансамблей и демонстрацией гончарных ремесел.

- строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности;

К названным объектам относятся специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографические центры и т. п. Данная модель характерна для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим туристическим потенциалом. Для успешной ее реализации требуются прежде всего значительные инвестиции (как внутренние, так и внешние), а также поддержка соответствующих проектов на уровне региона.

- создание государственных (реже частных) сельскохозяйственных тематических парков.

Данная модель ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов традиционного сельскохозяйственного производства. Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные объекты параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами.

Первая модель может быть принята в нашей стране как основная. Она не требует инвестиций со стороны государства, создает новые рабочие места, способствует сокращению миграции и улучшению инфраструктуры.

Однако для того, чтобы агроэкотуризм стал существенной отраслью экономики, необходима определенная «критическая масса» сельских усадеб (для Беларуси это может быть 1000-1500 усадеб).

Вместе с тем, в республике эффективно используются и другие модели развития агроэкотуризма: музеи старинных технологий и ремесел, белорусской архитектуры и быта, этнографии; развитие агроэкотуризма на базе кооперативного хозяйства; агроэкотуристические курорты; туристическая деревня и др.

Эффективно используются и другие модели развития агроэкотуризма в республике. Такие объекты, как Музей старинных технологий и ремесел «Дудутки», Музей белорусской архитекторы и быта. Музей этнографии «Белорусская деревня» под Могилевом, делают агроэкотуризм более содержательным и многогранным. Интересен опыт развития агроэкотуризма на базе кооперативного хозяйства – СПК «Первомайский и К» в Смолевичском районе. Там уже работает конноспортивный клуб, осуществляется прокат велосипедов, лыж. Оборудована корчма в крестьянском стиле, налажено производство экологически чистых продуктов. В хозяйстве создано 20 рабочих мест [28, c. 87].

У агротуризма в Беларуси есть и своя витрина. Это – музей сельского быта «Дудутки», который был основан в 1994 году Е. Будинасом. Правда, ввиду повышенной популярности он утратил значительную часть своего первоначального шарма и стал в большей степени аттракционом, нежели музеем. Тем не менее, именно Дудутки считаются образцом для развития белорусского агротуризма.

Одним из примеров является агротуристический комплекс «Амадеус» ОАО «Гродненский мясокомбинат» в деревне Коробчнцы возле Гродно. На базе подобных комплексов происходит слияние агротуристических и досуговых услуг. Это позволяет создать разнообразный и качественный турпродукт для различных категорий туристов. Подобные объекты популярны для отдыха родителей с детьми, корпоративных мероприятий, проведения различных торжеств, приема делегаций и т.п. Их создание требует существенных вложений со стороны собственника [28, с. 87].

Помимо отдельных агроусадеб в Беларуси в настоящее время нет конкретных территорий, занятых агроэкотуризмом. Сделаны только первые шаги для последующей организации нового для Беларуси понятия – агроэкотуристические курорты. Перспективными районами для организации подобных объектов на данный момент выбраны Ивановский и Россонский районы.

Успех проекта развития агроэкотуризма в Беларуси во многом зависит от взаимоотношений с национальными парками.

Между национальными парками и хозяевами сельских домов, у которых останавливаются туристы, возможно взаимовыгодное сотрудничество. Парк может предоставлять посетителям комплекс услуг: экскурсионное обслуживание, питание в ресторане, пикники на поляне, возможно, рыбалку, охоту. Посетители могут приобретать в парке сувениры, в будущем такую продукцию, как чай из трав, мед и т.п.

Хозяева домов, которые будут реализовывать и рекламировать эти услуги, могут работать на основе комиссионных или на взаимовыгодном сотрудничестве. Например, взаимная реклама, информация о предоставлении услуг проживания в сельских домах должна предоставляться посетителям национальных парков. И соответственно, услуги национальных парков будут рекламироваться среди проживающих в сельских домах. Хозяева домов также могут пройти обучение в национальных парках и получить разрешение на проведение экскурсий, показ каких-то объектов.

Вопрос качества оказываемых услуг в сфере агроэкотуризма является одним из ключевых. В 2006 г. для повышения качества услуг БОО «Отдых в деревне» совместно с РУП «Национальное агентство по туризму» и НП РУП «БелГИСС» была разработана классификация сельских усадеб различных организационно-правовых форм любой вместимости, которая распространяется на сельские усадьбы, являющиеся членами БОО «Отдых в деревне» [41, с. 38].

Категории усадеб обозначают символом «зеленый петушок» (подобно звездам в гостиницах). Количество «петушков» увеличивается в соответствии с повышением уровня и качества обслуживания и количества услуг. Сельские усадьбы классифицируются по четырем категориям.

В качестве ориентира используются стандарты, разработанные ЕСЕАТ (European Center for Eco- and Agrotourism – Европейский центр эко- и агротуризма) и адаптированные БОО «Отдых в деревне» для Беларуси. Для того чтобы получить базовый стандарт качества ЕСЕАТ, необходимо полностью соответствовать:

- базовым стандартам для всех типов средств размещения;

- базовым стандартам для комнат;

- базовым стандартам для отдельных видов средств размещения (кемпинг, проживание с питанием или без питания).

При соответствии сельской усадьбы базовым стандартам качества ей выдается сертификат качества ЕСЕАТ - «зеленая ласточка». Республика Беларусь является членом этой организации с 2007 г. Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» выступает в качестве национального представителя ЕСЕАТ и несет ответственность за подтверждение соответствия требованиям стандартов ЕСЕАТ и выдачу сертификатов этой организации [41, с. 40].

Национальной программой также обозначен комплекс мероприятий по формированию и позитивному развитию привлекательного для туризма образа Республики Беларусь: разработка стратегии экспорта туристических услуг; рекламно-информационное сопровождение туристического потенциала путем издания массовым тиражом информационно-рекламных материалов по видам туризма и их размещение в сети Интернет.

Для эффективного продвижения туристического продукта в области агроэкотуризма рекомендуется применять концепцию интегрированных маркетинговых коммуникаций. Суть ее состоит в том, что в процессе организации продвижения турпродукта необходимо обеспечить, как минимум, три уровня интеграции.

Уровень 1 – интеграция по целям. Любые рекламные и информационные сообщения, прямо или косвенно касающиеся туризма, должны соответствовать целям и задачам регионального развития агроэкотуризма.

Уровень 2 – интеграция по маркетинговому блоку. К нему традиционно относят сам туристический продукт, средства его продвижения, цену и способ реализации (офис, Интернет, сеть агентств и т. п.). Агроэкотуристический продукт - «зеленый», экологический по своему содержанию. Он рассчитан на людей с определенной идеологией и принципами и, соответственно, должен реализовываться и рекламироваться на «площадках» - сайтах, в СМИ, журналах, турфирмах, - которые поддерживают «зеленые» идеи и устойчивое развитие.

Уровень 3 – интеграция различных средств продвижения. Необходимо использовать широкий набор коммуникационных инструментов: статьи, интервью, пресс-релизы в СМИ, Интернет-сайты, социальные сети, событийный маркетинг, выставки, средства наружной рекламы, информационные туры, буклеты, карты, листовки и т. д. Важно, чтобы эти инструменты использовались в таком сочетании, которое обеспечит наибольший синергетический эффект [43, c. 189].

Необходимо разработать различные подходы продвижения для разных туристических сегментов. Среди основных сегментов для агроэкотуризма с учетом их географического положения выделены следующие:

- белорусские туристы;

- российские туристы;

- иностранные туристы;

- посетители – лица, которые оздоравливаются или приехали с нетуристическими целями. Они могут стать потребителями различных экскурсионных программ, мастер-классов, участниками праздников;

- местные жители.

Для продвижения агроэкотуристическнх услуг на белорусский рынок рекомендуется использовать белорусские сайты и СМИ (радио, газеты, телевидение), событийный маркетинг (праздники, фестивали, презентации); пресс-туры и инфотуры; наружную рекламу; буклеты, листовки; региональные выставки.

Для выхода на российские рынки рекомендуются Интернет-сайты, социальные сети, участие в выставках, сотрудничество с российскими тур- операторами.

Для выхода на иностранные рынки важно использовать Интернет-ресурсы, включая собственные сайты на английском языке (и других иностранных языках); Интернет-площадки, где общаются «зеленые» туристы; пресс- и инфотуры для туроператоров; участие в международных выставках; поиск международных партнеров; личные и деловые связи и контакты.

Для категории посетителей, к которым условно можно отнести и местных жителей – потенциальных участников экскурсионных программ, мастер-классов, праздников, рекомендуется использовать рекламу в местных СМИ; местные Интернет-сайты; буклеты, листовки в местах скопления посетителей (санатории, пансионаты и др.); наружную рекламу, «сарафанное радио».

Такой комплексный интегрированный подход может повысить осведомленность об агротуристическом объекте и обеспечить информационную поддержку его туристического продукта.

Одним из основных источников информации об усадьбах являются электронные и специализированные каталоги. Для Беларуси ресурсы сети Интернет являются практически единственным инструментом привлечения иностранных туристов в сектор агроэкотуризма, т. к. на сегодняшний день за рубежом существует дефицит информации о стране. Размещение электронных каталогов усадеб в сети Интернет является недорогим, удобным, доступным средством продвижения.

Участие в специализированных региональных и международных туристических выставках и семинарах дает возможность продавцам туристических продуктов донести свои предложения с максимальной направленностью до потенциальных потребителей услуг и посредников, провести ряд сделок прямо на месте. Важными для Беларуси являются такие специализированные международные туристические выставки, как World Travel Market (WTM) в Лондоне, Travel and Tourism World Trade Fair, International Tourism Exchange (ITB) в Берлине, MITT в Москве, а также туристические выставки, которые проводятся в Минске [41, с. 72].

Значимым для развития агротуризма в Республике Беларусь является проводимая кадровая политика: создание системы непрерывного образования в республике по всем специальностям индустрии туризма и гостеприимства; приведение структуры подготовки специалистов в сфере туризма в соответствие с потребностями туристического рынка в целом и отдельных регионов.

Положительным для повышения качества агротуризма стало создание системы учебно-методического обеспечения развития туризма, включающей разработку методической документации по разнообразным туристическим маршрутам и экскурсиям, подготовку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туристической индустрии.

Реализация планируемых мероприятий позволит интегрироваться в мировые туристско-информационные сети, повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристического потенциала республики, сформировать представление Беларуси как о стране, привлекательной для туристов, что даст возможность увеличить объем экспорта туристических услуг и наиболее полно интегрироваться в мировое туристическое сообщество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.015 с.)