Тема 6. Проблемы участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Проблемы участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.



Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел признано одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Его деятельность направлена на оперативное расследование уголовных дел, противостояние росту преступности, обеспечению прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ. Так, прокурор вправе: участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продлении, отмене или изменении данной меры пресечения; поддерживать государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность; участвовать во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения; приносить в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление и т.д. Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлен ряд конкретных задач: 1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников; 2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения; 3) руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение; 4) государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения; 5) обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах; 6) использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей и обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность; 7) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения [32]. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В связи этим всем заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Основная задача прокурора при участии в стадии подготовки к судебному разбирательству сводится к обеспечению условий для надлежащего последующего поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве. Если подготовка к судебному разбирательству осуществляется в общем порядке, т.е. при отсутствии оснований для проведения предварительного слушания, то возможности участия в этой стадии прокурора, как и других участников и со стороны обвинения, и со стороны защиты, ограничены. При наличии хотя бы одного из оснований, закрепленных в УПК РФ, предусматривается назначение предварительного слушания по всем категориям уголовных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Предварительному слушанию в современных условиях уголовного судопроизводства придается принципиальное значение, которое, как правильно отмечается в теории уголовного процесса, заключается в «…своевременном устранении препятствий по делу до разрешения его по существу в стадии судебного разбирательства и выявлении нарушений требований процессуального закона, касающегося собирания доказательств, что должно привести к признанию доказательства недопустимым и его исключения из дела». Прокурор может заявить ходатайство о проведении предварительного слушания при наличии оснований, предусмотренных ст. 229 УПК РФ, и если это будет способствовать решению стоящих перед ним задач, что на практике происходит редко. Обычно проведение предварительного слушания инициируется ходатайствами других участников уголовного процесса, чаще стороны защиты, а также самим судьей. В случае вынесения судьей постановления о проведении предварительного слушания, как по ходатайству сторон, так и по собственной инициативе, прокурор должен принять в нем участие, хотя закон и допускает его проведение в отсутствие своевременно извещенных участников; при этом объем работы прокурора в стадии подготовки к судебному разбирательству значительно увеличивается. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании ввиду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное обвинение. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения путем исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание, а также переквалификации деяния в соответствии со статьей УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание. Еще одно новое основание для проведения предварительного слушания, которое возможно целесообразно внести в УПК РФ, затрагивает вопрос о мере пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на период рассмотрения уголовного дела в суде. Целью применения всех мер принуждения является воспрепятствование возможности подозреваемого или обвиняемого скрыться, уничтожить доказательства, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства и др. Поэтому совершенно очевидно, что инициатива в применении принуждения должна принадлежать стороне обвинения. На предварительном следствии этот вопрос решен однозначно: инициатива здесь принадлежит тому, кто готовит обвинение и передает материалы в суд. Как следует из закона, в случае, когда в ходе досудебного производства срок содержания под стражей обвиняемого истекает, прокурор должен позаботиться о его продлении и с этой целью обратиться в суд с ходатайством. В связи с этим возникает вопрос о том, кто должен на судебных стадиях принимать решение о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу или изменении ее на более мягкую. На практике, как правило, этот вопрос решает суд по своей инициативе. Деятельность прокурора – государственного обвинителя при участии в судебном разбирательстве направлена на достижение признания (подтверждения) поддерживаемого им государственного обвинения и мнения о наказании подсудимого в приговоре суда. Соответствующая этой цели основная задача его деятельности в судебном разбирательстве – убедить суд в законности и обоснованности поддерживаемого им государственного обвинения, его мнения о наказании подсудимому, а также иным вопросам, разрешаемым судом при рассмотрении уголовного дела, и в необходимости вынесения соответствующего приговора. В судебном разбирательстве прокурор, будучи государственным обвинителем, действует от имени государства и поддерживает обвинение, строго придерживаясь закона. Данное полномочие возложено на прокурора законом. Однако из этого нельзя сделать вывод о том, что прокурор во всех случаях должен поддерживать обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и предоставить суду мотивированный отказ. В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ. Большую роль в успехе судебного рассмотрения уголовного дела играет подготовка для эффективного поддержания государственного обвинения прокурора к участию в судебном заседании. По сути, она начинается уже в тот период, когда прокурор проверяет поступившее к нему от следователя (дознавателя) уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом. Государственный обвинитель должен подробнейшим образом изучить материалы уголовного дела, чтобы определить тактику и порядок исследования доказательств. Только в этой части уголовного процесса прокурор имеет возможность в случае обнаружения каких-либо недостатков в доказанности фактической стороны обвинения направить уголовное дело следователю или дознавателю на дополнительное расследование. В первую очередь прокурор должен проанализировать показания обвиняемого. А также, насколько органы, осуществлявшие уголовное преследование на досудебном этапе производства, смогли проверить их, не противоречат ли собранные по делу доказательства аргументам обвиняемого. Если собранные доказательства находятся в противоречии с доводами обвиняемого, то следует выяснить причину этого противоречия. Далее прокурором должны быть изучены иные материалы, содержащиеся в уголовном деле, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. Именно на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств и строит свою позицию сторона обвинения. Прокурором рассматривается вопрос о наличии заявленных стороной защиты в ходе предварительного расследования ходатайств и жалоб. Здесь прокурору необходимо обратить внимание на необоснованные отказы следователя в удовлетворении указанных ходатайств. Если последние будут заявлены в суде и он сочтет нужным их удовлетворить, то система доказательств стороны обвинения может быть разрушена. И суд вынесет оправдательный приговор. Поскольку бремя доказывания полностью ложится на плечи государственного обвинителя, в ходе судебного следствия часто возникает необходимость в обеспечении явки потерпевших и свидетелей, допрошенных в ходе предварительного следствия, а также поиске новых свидетелей, истребовании дополнительных документов. Перед допросом потерпевших и свидетелей стороны обвинения государственному обвинителю необходимо встречаться с ними, готовить их к допросу. Судебное разбирательство начинается с подготовительных действий. Процессуальный порядок их проведения регламентирован гл. 36 УПК РФ. В подготовительной части судебного разбирательства прокурор по основаниям, указанным в ст. 266 УПК РФ, может заявить отвод судье или всему составу суда. При неявке в суд кого-либо из участников прокурор имеет право ходатайствовать перед судом об отложении судебного разбирательства и принятии мер к явке участника (ст. 272 УПК). В случае неявки в судебное заседание подсудимого без уважительных причин прокурор должен ходатайствовать перед судом об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу. При необходимости прокурор может заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, истребовании вещественных доказательств и документов. Прокурором могут быть также заявлены ходатайства об исключении тех или иных доказательств, представленных стороной защиты, которые, по его мнению, получены с нарушением требований УПК РФ. Непосредственно судебное следствие начинается с изложения прокурором предъявленного подсудимому обвинения. Основная задача прокурора на данном этапе – обеспечить полное, максимально наглядное и убедительное для суда установление обстоятельств (фактов). При исследовании доказательств, подтверждающих обвинение, перед прокурором стоят задачи – полно, максимально наглядно и убедительно представить суду данные доказательства, акцентировать внимание суда на сведениях, обосновывающих относимость, допустимость, достоверность и, в конечном итоге, достаточность этих доказательств для установления фактов, вменяемых в вину подсудимому. При исследовании же доказательств, опровергающих обвинение, перед прокурором стоят противоположные задачи – максимально наглядно и убедительно для суда опровергнуть (нейтрализовать и т.п.) данные доказательства, акцентировать внимание суда на сведениях, обосновывающих отсутствие у этих доказательств свойств относимости, допустимости, достоверности и иным образом снижающих их доказательственное значение. Кроме непосредственного участия в судебно-следственных действий прокурор в ходе судебного следствия заявляет ходатайства, высказывает мнение по другим возникающим в ходе судебного следствия вопросам. Последним этапом участия прокурора, поддерживающего государственное обвинение, в судебном разбирательстве является этап прений сторон. Произнесение судебной речи в прениях для государственного обвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться. Прокурор в прениях сторон продолжает поддерживать государственное обвинение (за исключением случаев полного отказа от обвинения), выступает первым и, можно сказать, призван задать тон выступлениям других участников. Его задача – путем приведения основанных на результатах судебного следствия и знании законодательства доводов убедить суд в обоснованности своей позиции о форме и степени вины подсудимого, о квалификации его деяния и соответствующего наказания. При определении своей позиции относительно наказания необходимо строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Выявление судебных ошибок, допущенных при разбирательстве уголовных дел, и принятие мер к их устранению – одно из направлений деятельности прокуроров в уголовном судопроизводстве. Это направление своей деятельности прокурор реализует путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. В настоящее время предусмотрен только один порядок пересмотра приговоров, иных судебных решений, не вступивших в законную силу, – пересмотр в порядке апелляционного производства. Апелляционное производство представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению в апелляционном порядке уголовных дел по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов. Для рассмотрения дела судом второй инстанции таким образом необходим повод. Им является апелляционное представление прокурора либо апелляционная жалоба стороны защиты. Апелляционное представление прокурора – это ходатайство прокурора о пересмотре в порядке апелляционного производства приговора (иного судебного решения), не вступившего в законную силу. Судами апелляционной инстанции являются не только районные суды (как это было до 1 января 2013 г.), но и иные вышестоящие суды – областные и равные им суды, а также Верховный Суд РФ. Правом обжалования судебного решения в апелляционном порядке наряду с государственным обвинителем наделен вышестоящий прокурор. Необходимость в принесении представления вышестоящим прокурором возникает: - когда государственный обвинитель не может обжаловать судебное решение сам (в случае болезни, увольнения, иных непреодолимых обстоятельств); - в случае отказа государственного обвинителя от обвинения, если вышестоящий прокурор не согласен с такой позицией; - когда государственный обвинитель вопреки мнению вышестоящего прокурора не находит оснований для обжалования судебного решения. Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции и предполагает повторное рассмотрение уголовного дела по существу (ст. 389.13 УПК РФ). Поэтому порядок участия прокурора здесь аналогичен порядку его участия в суде первой инстанции. С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ предусмотрены три процедуры пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда: в порядке кассационного производства, в порядке надзорного производства и в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кассационное производство – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в которой вышестоящий суд по кассационным жалобам участников процесса либо кассационному представлению прокурора на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров, иных судебных решений, которые вступили в законную силу. Поводом для рассмотрения дела судом кассационной инстанции является кассационное представление прокурора (кассационная жалоба иных заинтересованных лиц). Кассационное представление – это ходатайство прокурора, адресованное в суд кассационной инстанции о пересмотре вступившего в законную силу приговора (иного решения), вынесенного судом первой или апелляционной инстанции, в порядке кассационного производства. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться не все прокуроры, а только: а) Генеральный прокурор и его заместители, которые могут обратиться в любой суд кассационной инстанции б) прокуроры субъектов, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители. Они вправе обратиться с таким представлением только в президиум соответствующего суда областного уровня. При несогласии с итоговым решением суда кассационной инстанции прокурор вправе его обжаловать в суд надзорной инстанции. Надзорное производство является еще одной стадией уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу после их апелляционного или кассационного рассмотрения. Надзорное производство имеет ряд общих черт с кассационным производством. Их объединяют общие задачи: проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений, устранение допущенных при их вынесении судебных ошибок, защита интересов потерпевших от преступления и личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Совпадает также порядок проведения судебных заседаний в этих стадиях по рассмотрению обжалуемых судебных решений. Одинаков круг лиц, наделенных правом обращения с ходатайством о пересмотре состоявшихся судебных решений в порядке надзора. Инициаторами производства в суде надзорной инстанции, как и в стадии кассационного производства, из числа прокуроров могут быть только Генеральный прокурор и его заместители, а также прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители. Подводя итог об участии прокурора в уголовном судопроизводстве, отметим то, что деятельность прокурора в суде строится на общих началах судебного разбирательства, обязательных для всех участников дела. Он планирует ход своих действий исходя из особенностей каждого этапа судопроизводства: подготовки, непосредственно, самого судебного заседания, следствия по делу, прений сторон и финальная стадия – постановление приговора. Эффективность деятельности прокурора на стадии судебного разбирательства в большей степени зависит от правильного определения самим прокурором своего процессуального положения в суде. Его процессуальное положение выражается не только лишь в одном государственном обвинении, исходя из законодательных требований, помимо этого, прокурор может также выступать с предложением смягчить обвинение или же прекратить уголовное дело в соответствии с конкретной нормой закона. Участвуя в стадиях по пересмотру приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, прокуроры способствуют обеспечению соблюдения законности в деятельности судов, вынесению ими законных, обоснованных и справедливых решений. Прокурор занимает важное место в суде независимо от того, на какой из стадий находится рассматриваемое дело. Свои полномочия, прокурор, осуществляет независимо, от каких бы то ни было, органов, он подчиняется лишь закону и генеральному прокурору РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.006 с.)