Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Проблемы участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел признано одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Его деятельность направлена на оперативное расследование уголовных дел, противостояние росту преступности, обеспечению прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ. Так, прокурор вправе: участвовать в суде при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продлении, отмене или изменении данной меры пресечения; поддерживать государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность; участвовать во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения; приносить в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление и т.д. Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлен ряд конкретных задач: 1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников; 2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения; 3) руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение; 4) государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения; 5) обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах; 6) использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей и обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность; 7) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения [32]. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В связи этим всем заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Основная задача прокурора при участии в стадии подготовки к судебному разбирательству сводится к обеспечению условий для надлежащего последующего поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве. Если подготовка к судебному разбирательству осуществляется в общем порядке, т.е. при отсутствии оснований для проведения предварительного слушания, то возможности участия в этой стадии прокурора, как и других участников и со стороны обвинения, и со стороны защиты, ограничены. При наличии хотя бы одного из оснований, закрепленных в УПК РФ, предусматривается назначение предварительного слушания по всем категориям уголовных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Предварительному слушанию в современных условиях уголовного судопроизводства придается принципиальное значение, которое, как правильно отмечается в теории уголовного процесса, заключается в «…своевременном устранении препятствий по делу до разрешения его по существу в стадии судебного разбирательства и выявлении нарушений требований процессуального закона, касающегося собирания доказательств, что должно привести к признанию доказательства недопустимым и его исключения из дела». Прокурор может заявить ходатайство о проведении предварительного слушания при наличии оснований, предусмотренных ст. 229 УПК РФ, и если это будет способствовать решению стоящих перед ним задач, что на практике происходит редко. Обычно проведение предварительного слушания инициируется ходатайствами других участников уголовного процесса, чаще стороны защиты, а также самим судьей. В случае вынесения судьей постановления о проведении предварительного слушания, как по ходатайству сторон, так и по собственной инициативе, прокурор должен принять в нем участие, хотя закон и допускает его проведение в отсутствие своевременно извещенных участников; при этом объем работы прокурора в стадии подготовки к судебному разбирательству значительно увеличивается. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании ввиду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное обвинение. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения путем исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание, а также переквалификации деяния в соответствии со статьей УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание. Еще одно новое основание для проведения предварительного слушания, которое возможно целесообразно внести в УПК РФ, затрагивает вопрос о мере пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста на период рассмотрения уголовного дела в суде. Целью применения всех мер принуждения является воспрепятствование возможности подозреваемого или обвиняемого скрыться, уничтожить доказательства, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства и др. Поэтому совершенно очевидно, что инициатива в применении принуждения должна принадлежать стороне обвинения. На предварительном следствии этот вопрос решен однозначно: инициатива здесь принадлежит тому, кто готовит обвинение и передает материалы в суд. Как следует из закона, в случае, когда в ходе досудебного производства срок содержания под стражей обвиняемого истекает, прокурор должен позаботиться о его продлении и с этой целью обратиться в суд с ходатайством. В связи с этим возникает вопрос о том, кто должен на судебных стадиях принимать решение о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу или изменении ее на более мягкую. На практике, как правило, этот вопрос решает суд по своей инициативе. Деятельность прокурора – государственного обвинителя при участии в судебном разбирательстве направлена на достижение признания (подтверждения) поддерживаемого им государственного обвинения и мнения о наказании подсудимого в приговоре суда. Соответствующая этой цели основная задача его деятельности в судебном разбирательстве – убедить суд в законности и обоснованности поддерживаемого им государственного обвинения, его мнения о наказании подсудимому, а также иным вопросам, разрешаемым судом при рассмотрении уголовного дела, и в необходимости вынесения соответствующего приговора. В судебном разбирательстве прокурор, будучи государственным обвинителем, действует от имени государства и поддерживает обвинение, строго придерживаясь закона. Данное полномочие возложено на прокурора законом. Однако из этого нельзя сделать вывод о том, что прокурор во всех случаях должен поддерживать обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и предоставить суду мотивированный отказ. В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ. Большую роль в успехе судебного рассмотрения уголовного дела играет подготовка для эффективного поддержания государственного обвинения прокурора к участию в судебном заседании. По сути, она начинается уже в тот период, когда прокурор проверяет поступившее к нему от следователя (дознавателя) уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом. Государственный обвинитель должен подробнейшим образом изучить материалы уголовного дела, чтобы определить тактику и порядок исследования доказательств. Только в этой части уголовного процесса прокурор имеет возможность в случае обнаружения каких-либо недостатков в доказанности фактической стороны обвинения направить уголовное дело следователю или дознавателю на дополнительное расследование. В первую очередь прокурор должен проанализировать показания обвиняемого. А также, насколько органы, осуществлявшие уголовное преследование на досудебном этапе производства, смогли проверить их, не противоречат ли собранные по делу доказательства аргументам обвиняемого. Если собранные доказательства находятся в противоречии с доводами обвиняемого, то следует выяснить причину этого противоречия. Далее прокурором должны быть изучены иные материалы, содержащиеся в уголовном деле, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. Именно на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств и строит свою позицию сторона обвинения. Прокурором рассматривается вопрос о наличии заявленных стороной защиты в ходе предварительного расследования ходатайств и жалоб. Здесь прокурору необходимо обратить внимание на необоснованные отказы следователя в удовлетворении указанных ходатайств. Если последние будут заявлены в суде и он сочтет нужным их удовлетворить, то система доказательств стороны обвинения может быть разрушена. И суд вынесет оправдательный приговор. Поскольку бремя доказывания полностью ложится на плечи государственного обвинителя, в ходе судебного следствия часто возникает необходимость в обеспечении явки потерпевших и свидетелей, допрошенных в ходе предварительного следствия, а также поиске новых свидетелей, истребовании дополнительных документов. Перед допросом потерпевших и свидетелей стороны обвинения государственному обвинителю необходимо встречаться с ними, готовить их к допросу. Судебное разбирательство начинается с подготовительных действий. Процессуальный порядок их проведения регламентирован гл. 36 УПК РФ. В подготовительной части судебного разбирательства прокурор по основаниям, указанным в ст. 266 УПК РФ, может заявить отвод судье или всему составу суда. При неявке в суд кого-либо из участников прокурор имеет право ходатайствовать перед судом об отложении судебного разбирательства и принятии мер к явке участника (ст. 272 УПК). В случае неявки в судебное заседание подсудимого без уважительных причин прокурор должен ходатайствовать перед судом об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу. При необходимости прокурор может заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, истребовании вещественных доказательств и документов. Прокурором могут быть также заявлены ходатайства об исключении тех или иных доказательств, представленных стороной защиты, которые, по его мнению, получены с нарушением требований УПК РФ. Непосредственно судебное следствие начинается с изложения прокурором предъявленного подсудимому обвинения. Основная задача прокурора на данном этапе – обеспечить полное, максимально наглядное и убедительное для суда установление обстоятельств (фактов). При исследовании доказательств, подтверждающих обвинение, перед прокурором стоят задачи – полно, максимально наглядно и убедительно представить суду данные доказательства, акцентировать внимание суда на сведениях, обосновывающих относимость, допустимость, достоверность и, в конечном итоге, достаточность этих доказательств для установления фактов, вменяемых в вину подсудимому. При исследовании же доказательств, опровергающих обвинение, перед прокурором стоят противоположные задачи – максимально наглядно и убедительно для суда опровергнуть (нейтрализовать и т.п.) данные доказательства, акцентировать внимание суда на сведениях, обосновывающих отсутствие у этих доказательств свойств относимости, допустимости, достоверности и иным образом снижающих их доказательственное значение. Кроме непосредственного участия в судебно-следственных действий прокурор в ходе судебного следствия заявляет ходатайства, высказывает мнение по другим возникающим в ходе судебного следствия вопросам. Последним этапом участия прокурора, поддерживающего государственное обвинение, в судебном разбирательстве является этап прений сторон. Произнесение судебной речи в прениях для государственного обвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться. Прокурор в прениях сторон продолжает поддерживать государственное обвинение (за исключением случаев полного отказа от обвинения), выступает первым и, можно сказать, призван задать тон выступлениям других участников. Его задача – путем приведения основанных на результатах судебного следствия и знании законодательства доводов убедить суд в обоснованности своей позиции о форме и степени вины подсудимого, о квалификации его деяния и соответствующего наказания. При определении своей позиции относительно наказания необходимо строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Выявление судебных ошибок, допущенных при разбирательстве уголовных дел, и принятие мер к их устранению – одно из направлений деятельности прокуроров в уголовном судопроизводстве. Это направление своей деятельности прокурор реализует путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. В настоящее время предусмотрен только один порядок пересмотра приговоров, иных судебных решений, не вступивших в законную силу, – пересмотр в порядке апелляционного производства. Апелляционное производство представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению в апелляционном порядке уголовных дел по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов. Для рассмотрения дела судом второй инстанции таким образом необходим повод. Им является апелляционное представление прокурора либо апелляционная жалоба стороны защиты. Апелляционное представление прокурора – это ходатайство прокурора о пересмотре в порядке апелляционного производства приговора (иного судебного решения), не вступившего в законную силу. Судами апелляционной инстанции являются не только районные суды (как это было до 1 января 2013 г.), но и иные вышестоящие суды – областные и равные им суды, а также Верховный Суд РФ. Правом обжалования судебного решения в апелляционном порядке наряду с государственным обвинителем наделен вышестоящий прокурор. Необходимость в принесении представления вышестоящим прокурором возникает: - когда государственный обвинитель не может обжаловать судебное решение сам (в случае болезни, увольнения, иных непреодолимых обстоятельств); - в случае отказа государственного обвинителя от обвинения, если вышестоящий прокурор не согласен с такой позицией; - когда государственный обвинитель вопреки мнению вышестоящего прокурора не находит оснований для обжалования судебного решения. Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции и предполагает повторное рассмотрение уголовного дела по существу (ст. 389.13 УПК РФ). Поэтому порядок участия прокурора здесь аналогичен порядку его участия в суде первой инстанции. С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ предусмотрены три процедуры пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда: в порядке кассационного производства, в порядке надзорного производства и в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кассационное производство – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в которой вышестоящий суд по кассационным жалобам участников процесса либо кассационному представлению прокурора на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров, иных судебных решений, которые вступили в законную силу. Поводом для рассмотрения дела судом кассационной инстанции является кассационное представление прокурора (кассационная жалоба иных заинтересованных лиц). Кассационное представление – это ходатайство прокурора, адресованное в суд кассационной инстанции о пересмотре вступившего в законную силу приговора (иного решения), вынесенного судом первой или апелляционной инстанции, в порядке кассационного производства. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться не все прокуроры, а только: а) Генеральный прокурор и его заместители, которые могут обратиться в любой суд кассационной инстанции б) прокуроры субъектов, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители. Они вправе обратиться с таким представлением только в президиум соответствующего суда областного уровня. При несогласии с итоговым решением суда кассационной инстанции прокурор вправе его обжаловать в суд надзорной инстанции. Надзорное производство является еще одной стадией уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу после их апелляционного или кассационного рассмотрения. Надзорное производство имеет ряд общих черт с кассационным производством. Их объединяют общие задачи: проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений, устранение допущенных при их вынесении судебных ошибок, защита интересов потерпевших от преступления и личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Совпадает также порядок проведения судебных заседаний в этих стадиях по рассмотрению обжалуемых судебных решений. Одинаков круг лиц, наделенных правом обращения с ходатайством о пересмотре состоявшихся судебных решений в порядке надзора. Инициаторами производства в суде надзорной инстанции, как и в стадии кассационного производства, из числа прокуроров могут быть только Генеральный прокурор и его заместители, а также прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители. Подводя итог об участии прокурора в уголовном судопроизводстве, отметим то, что деятельность прокурора в суде строится на общих началах судебного разбирательства, обязательных для всех участников дела. Он планирует ход своих действий исходя из особенностей каждого этапа судопроизводства: подготовки, непосредственно, самого судебного заседания, следствия по делу, прений сторон и финальная стадия – постановление приговора. Эффективность деятельности прокурора на стадии судебного разбирательства в большей степени зависит от правильного определения самим прокурором своего процессуального положения в суде. Его процессуальное положение выражается не только лишь в одном государственном обвинении, исходя из законодательных требований, помимо этого, прокурор может также выступать с предложением смягчить обвинение или же прекратить уголовное дело в соответствии с конкретной нормой закона. Участвуя в стадиях по пересмотру приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, прокуроры способствуют обеспечению соблюдения законности в деятельности судов, вынесению ими законных, обоснованных и справедливых решений. Прокурор занимает важное место в суде независимо от того, на какой из стадий находится рассматриваемое дело. Свои полномочия, прокурор, осуществляет независимо, от каких бы то ни было, органов, он подчиняется лишь закону и генеральному прокурору РФ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.016 с.) |