Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Теория и практика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Статья 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Перечень ОРМ, являющихся средством осуществления ОРД, определен названным федеральным законом, является исчерпывающим и Задачами ОРД являются: • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. ОРД осуществляется на основе следующих принципов: • законности, состоящей в том, что ОРД и использование ее результатов должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке реализации делегированных им законодателем полномочий; • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; • конспирации; • сочетания гласных и негласных методов и средств. Правовую основу ОРД составляют Конституция Российской Федерации, Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ. Статья 21 Закона об ОРД установила, что прокурорский надзор за исполнением данного закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Важнейшей особенностью ОРД является осуществление ее преимущественно негласно, чем и определяется специфика организации данной подотрасли прокурорского надзора. расширительному толкованию не подлежит. Изменение перечня ОРМ допускается только федеральным законом. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяется обязанностью прокурора в этой сфере осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих названную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных нрав и свобод человека и гражданина, законных интересов иных субъектов правоотношений в области ОРД. Целями настоящего направления прокурорского надзора являются постоянное наблюдение за: выполнением в соответствии с законом органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении лиц, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывшихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; своевременным, комплексном и активном осуществлении оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных1 Законом об ОРД; обеспечение надлежащего документирования результатов ОРД и использованию их в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Для достижения указанных целей прокурорским надзором подлежат решению следующие задачи: защита прав и свобод личности, обеспечение верховенства закона при проведении ОРД, обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности, предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц, обеспечение законности деятельности компетентных государственных органов по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, в том числе о заведении и прекращении дел оперативного учета (далее — ДОУ), о проведении и прекращении конкретных ОРМ, об использовании результатов ОРД, о рассекречивании сведений, полученных при проведении ОРМ, о мерах правовой зашиты сотрудников оперативно-розыскных подразделений и лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД. Согласно положениям п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. приказа от 5 сентября 2012 г. № 380) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», в предмет данной подотрасли прокурорского надзора входят обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач ОРД, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации. Объектами надзорной деятельности прокурора являются государственные органы, уполномоченные Законом об ОРД на осуществление этой деятельности, а именно: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, органы федеральной таможенной службы, органы внешней разведки, органы федеральной службы исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На федеральном уровне надзорную деятельность в отношении этих объектов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации; в отношении указанных органов по субъектам Российской Федерации — прокуратуры этих субъектов, в районных и городских муниципальных образованиях — соответствующими районными и городскими прокурорами. Аналогичным образом выполнение надзорных задач в данной сфере организовано на особо режимных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях и в закрытых военных городках, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации и в иных органах государственной власти, в которых предусмотрена военная служба.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.006 с.) |