Тема 4. Теория и практика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Теория и практика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.



Статья 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Перечень ОРМ, являющихся средством осуществления ОРД, определен названным федеральным законом, является исчерпывающим и Задачами ОРД являются: • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. ОРД осуществляется на основе следующих принципов: • законности, состоящей в том, что ОРД и использование ее результатов должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке реализации делегированных им законодателем полномочий; • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; • конспирации; • сочетания гласных и негласных методов и средств. Правовую основу ОРД составляют Конституция Российской Федерации, Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ. Статья 21 Закона об ОРД установила, что прокурорский надзор за исполнением данного закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Важнейшей особенностью ОРД является осуществление ее преимущественно негласно, чем и определяется специфика организации данной подотрасли прокурорского надзора. расширительному толкованию не подлежит. Изменение перечня ОРМ допускается только федеральным законом. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяется обязанностью прокурора в этой сфере осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих названную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных нрав и свобод человека и гражданина, законных интересов иных субъектов правоотношений в области ОРД. Целями настоящего направления прокурорского надзора являются постоянное наблюдение за: выполнением в соответствии с законом органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении лиц, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывшихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; своевременным, комплексном и активном осуществлении оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных1 Законом об ОРД; обеспечение надлежащего документирования результатов ОРД и использованию их в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Для достижения указанных целей прокурорским надзором подлежат решению следующие задачи: защита прав и свобод личности, обеспечение верховенства закона при проведении ОРД, обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности, предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц, обеспечение законности деятельности компетентных государственных органов по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, в том числе о заведении и прекращении дел оперативного учета (далее — ДОУ), о проведении и прекращении конкретных ОРМ, об использовании результатов ОРД, о рассекречивании сведений, полученных при проведении ОРМ, о мерах правовой зашиты сотрудников оперативно-розыскных подразделений и лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД. Согласно положениям п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. приказа от 5 сентября 2012 г. № 380) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», в предмет данной подотрасли прокурорского надзора входят обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач ОРД, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации. Объектами надзорной деятельности прокурора являются государственные органы, уполномоченные Законом об ОРД на осуществление этой деятельности, а именно: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, органы федеральной таможенной службы, органы внешней разведки, органы федеральной службы исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На федеральном уровне надзорную деятельность в отношении этих объектов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации; в отношении указанных органов по субъектам Российской Федерации — прокуратуры этих субъектов, в районных и городских муниципальных образованиях — соответствующими районными и городскими прокурорами. Аналогичным образом выполнение надзорных задач в данной сфере организовано на особо режимных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях и в закрытых военных городках, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации и в иных органах государственной власти, в которых предусмотрена военная служба.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.006 с.)